Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 11:06, курсовая работа
Целью данной работы является изучить действующую налоговую систему Российской Федерации.
Задачи данной курсовой работы: является рассмотрение основ налоговой системы, принципы и сущность налогов, их классификация, функции, роль, а также проблемы формирования доходов в бюджет.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1 Понятие налоговой системы…………………………..…………………5
1.1. Сущность понятия «налоги»…………………………………………5
1.2. Функции налогов……………………………………………………...8
1.3. Роль налогов………………………………………………………….12
1.4. Принципы налогообложения………………………………………..13
Глава 2. Налоговая система Российской Федерации…………………………...18
2.1. Сущность налоговой системы Российской Федерации……………18
2.2. Виды налогов……………………………….………………………...20
2.3. Проблемы формирования доходов в бюджет………………………34
Глава 3. Современное состояние налоговой системы Российской Федерации.39
Заключение………………………………………………………………………...47
Список литературы ……………………………………………………………….48
Глава 1 Понятие налоговой системы…………………………..…………………5
1.2. Функции налогов………………………………………
1.3. Роль налогов………………………………………………
1.4. Принципы налогообложения………………
Глава 2. Налоговая система Российской Федерации…………………………...18
2.1. Сущность налоговой системы Российской Федерации……………18
2.2. Виды налогов……………………………….……………………….
2.3. Проблемы формирования доходов в бюджет………………………34
Глава 3. Современное состояние налоговой системы Российской Федерации.39
Заключение……………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………………….48
Введение
Данная тема – «Особенности современной налоговой системы» - сложна, интересна и в то же время важна, потому что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
Объект исследования – налоговая система Российской Федерации.
Целью данной работы является изучить действующую налоговую систему Российской Федерации.
Задачи данной курсовой работы: является рассмотрение основ налоговой системы, принципы и сущность налогов, их классификация, функции, роль, а также проблемы формирования доходов в бюджет.
Второй задачей является непосредственно анализ современного состояния налоговой системы Российской Федерации, рассмотрение прогнозируемого объема доходов федерального бюджета, среди которых такие налоги как налог на прибыль организации, единый социальный налог, налог на добавленную стоимость, акцизы.
Для решения поставленных задач в данной работе были использованы графический метод и метод сравнительного анализа.
Глава 1. Понятие налоговой системы
Налоговая система - это совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей и взносов в бюджет и государственные целевые фонды, действующие в установленном законом порядке. Сущность, структура и роль системы налогообложения определяются налоговой политикой, являющейся исключительным правом государства, которое проводит ее в стране самостоятельно, исходя из задач социально-экономического развития.
В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами в пользу государственной или муниципальной казны для удовлетворения общественных потребностей, а налогообложение - это система распределения доходов юридическими и физическими лицами и государством.
Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги призваны выступать важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях (18).
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимании налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относят:
Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполнении работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, следующие льготы:
- необлагаемый минимум объекта налога;
- изъятие из обложения
определенных элементов
- освобождение от уплаты
налога отдельных лиц или
-понижение налоговых ставок;
-вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);
-целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);
- прочие налоговые льготы (10).
Для более детального рассмотрения проблем налоговой системы России необходимо также рассмотреть понятие «налоговое бремя».
Налоговое бремя – это величина налоговой суммы, взимаемой с налогоплательщика. Оно зависит, прежде всего, от размеров и прибыли налогоплательщика (15).
Налоги могут взиматься следующими способами:
1. Кодастровый – (от слова кодастр – таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.
2. На основе декларации. Декларация – документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.
3. У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы из нее вычитывается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.
Денежные средства, вносимые
в виде налогов, не имеют целевого
назначения. Они поступают в бюджет
и используются на нужды государства.
Государство не предоставляет
1.2. Функции налогов
В экономической литературе функции обычно рассматриваются по отношению к налогу как к таковому. Данная трактовка не корректна с методологической позиции, поскольку налог как экономическая категория – сугубо теоретическая субстанция, вырабатываемая сознанием для представления о движении перераспределяемой стоимости при формировании фонда общегосударственных ресурсов. Экономическая категория как таковая не выполняет определенных функций. В ней заложен экономический потенциал, то есть общественное предназначение – выражать ту или иную совокупность воспроизводственных отношений. Теоретически потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой и свойственны определенные функции. Система налогообложения, принятая законодательство, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных плательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения дает представление о полноте использования присущих налогообложению функций, то есть роли налоговой системы (17).
В числе налоговых функций ученые обычно называют:
Посредством фискальной функции реализуется главное общественное предназначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, и необходимых для осуществления собственных функций: содержание государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет своих собственных источников доходов (многие учреждения культуры – библиотеки, архивы, и др.) либо они не достаточны для обеспечения должного уровня развития – фундаментальная наука театры, музеи и многие учебные заведения. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта (21).
Социальная или, вернее, перераспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя её на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.
Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построена налоговая система, которая позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии. Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направление значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения о налогов граждан нуждающиеся в социальной защите (8).
Регулирующая функция состоит главным образом в определении «правил игры», т.е. разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правил обращения ценных бумаг и т.п. Это направления государственного направления рынка непосредственно с налогами не связано.
Регулирование развития
народного хозяйства, общественного
производства в условиях, когда основным
объективным экономическим
Таким образом, развитие
рыночной экономики регулируется финансово-экономическими
методами - путем применения отлаженной
системы налогообложения, маневрирования
с ссудным капиталом и
Информация о работе Особенности современной налоговой системы