Особенности современной налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучить действующую налоговую систему Российской Федерации.
Задачи данной курсовой работы: является рассмотрение основ налоговой системы, принципы и сущность налогов, их классификация, функции, роль, а также проблемы формирования доходов в бюджет.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1 Понятие налоговой системы…………………………..…………………5
1.1. Сущность понятия «налоги»…………………………………………5
1.2. Функции налогов……………………………………………………...8
1.3. Роль налогов………………………………………………………….12
1.4. Принципы налогообложения………………………………………..13
Глава 2. Налоговая система Российской Федерации…………………………...18
2.1. Сущность налоговой системы Российской Федерации……………18
2.2. Виды налогов……………………………….………………………...20
2.3. Проблемы формирования доходов в бюджет………………………34
Глава 3. Современное состояние налоговой системы Российской Федерации.39
Заключение………………………………………………………………………...47
Список литературы ……………………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансы Современная налоговая система РФ 6.doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)

- работники, своим  трудом создающие материальные  и нематериальные блага, получающие определенный доход;

- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие  в сфере предпринимательства.

За счет налоговых  взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы  государства. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, по поводу формирования государственных финансов.

А.Смит в своем классическом сочинении «Исследования о природе  и причинах богатств народов» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Подданные государства, отмечал его российский последователь Н.И. Тургенев, должны давать «средства к достижению цели общества или государства» каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобны для плательщика. Со временен этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбор надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения (6).

Перечисленные принципы налогообложения учитывались и  при формировании новой налоговой  системы России, адекватно рыночным преобразованиям.

Законодательством установлено, объектами налогообложения являются:

-прибыль (доход);

-стоимость определенного  товара;

-добавочная стоимость  продукции, работ, услуг;

- имущество юридических  и физических лиц;

-передача имущества  (дарение, наследования);

-операции с ценными  бумагами;

-отдельные виды деятельности;

-другие объекты установленные  законом.

Один и тот же объект облагается налогом данного вида только один раз за установленный  период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических  лиц  (коммерческих и некоммерческих), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве предпринимателей без образования  юридического лица, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

Налоговая система РФ предоставлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых  в установленном порядке с  плательщиков – юридических и  физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существуют   государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. Источником этих отчислений также является произведенный ВВП, за счет которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды социального назначения по тарифам страховых взносов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимость продукции (7).

2.2. Виды налогов

За длительную историю  становления и развития государства  придумано великое множество  различных налогов. В старые времена, когда правители не очень заботились о своем политическом имидже, не было предела их фантазии в придумывании того, за что можно было бы содрать с подданных лишнюю денежку. Вводились, к примеру, налоги на скаковых лошадей и экипаж, бархат и кружева, меха и драгоценности, на необычного вида построек, балконы, окна, печные трубы.

Однако долго нам  придется блуждать в хитросплетениях налогов, если мы не выберем главные основания их деления. По этим основаниям нынешние налоги делятся на:

- прямые и косвенные;

- федеральные, региональные, и местные;

- налоги с физических  и юридических лиц (6).

Прямые налоги – это  налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие, они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги: налог с оборота – в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие, они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Плательщиком прямого налога является владелец собственности и получатель дохода; плательщиком косвенного налога оказывается потребитель товара, на которого перекладывается налог через прибавку к цене.

Эффективность обложения  прямыми налогами зависит от способности граждан и предприятий вносить те или иные назначенные платежи в соответствии с размерами доходов, наличествующего имущества и т.д. Этот способ налогообложения всегда был связан с насильственными мерами (принуждением, штрафами, судебным разбирательством и пр.). Прямые налоги граждане платят очень неохотно, ведь они представляют собой непосредственные вычеты из того, что они могли бы, не будь налогов, считать своим достоянием, отсюда и множественные нарушения налогового законодательства – вплоть до уголовных преступлений.

Иное дело, косвенные  налоги. В этом случае деньги в казну  изымаются у населения тонким способом: налогом облагаются производители  товаров и торговцы, этот налог  включается в цену производимой и  продаваемой продукции, и таким  образом налоговое бремя несут те, кто покупает данные товары. При косвенном налогообложении величина платежа государству скрыта от глаз налогоплательщика, поэтому государство подчас безбожно увеличивает именно эти налоги, попутно демонстративно снижая на несколько процентов прямые налоги. И население легко «покупается» на такие трюки ловких финансистов, которые склонны затыкать бюджетные бреши, глубоко залезая в карманы рядовых граждан.

Прямые налоги зависят  от личной работоспособности граждан  и ориентируются на нее. Косвенные  налоги же ориентируются на вещи, а  не на лица. Они взимаются с производителей, торговцев, владельцев транспорта, но, в конце концов, эти налоги уплачиваются гражданами, покупающими товар  и пользующимися услугами. Эти налоги менее справедливы, чем прямые, потому что бедные и богатые платят одинаковую сумму такого налога: разумеется, в том случае, если у бедных вообще есть возможность покупать обложенные косвенным налогом товары. незаметность, «мягкость» косвенных налогов приводит к тому, что во многих современных государствах они находятся в привилегированном положении.

Давно замечено, что тот  или иной тип налога в странах  преобладает в зависимости от уровня их экономического развития. В развивающихся странах большинство налоговых поступлений приходится на косвенные налоги. Понятно почему: население бедное, имущество не обремененное, доходы у людей маленькие. Больших поступлений в бюджет прямые налоги не дадут. А уплатить надбавку к цене товаров, компенсирующую косвенные налоги, даже бедняки могут. Прямые же налоги имеют большее значение в экономически развитых странах с зажиточным населением, имеющим сравнительно высокий образовательный ценз (20).

Налоговый кодекс Российской Федерации подразделяет налоги на федеральные, региональные и местные.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые  настоящим Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. В настоящее время  к федеральным относятся следующие налоги:

-   налог на добавленную стоимость;

- акцизы на отдельные  виды товаров (услуг) и отдельные  виды минерального сырья;

- налог на прибыль  (доход) организаций;

- налог на доходы  от капитала;

- подоходный налог  с физических лиц;

- взносы в социальные внебюджетные фонды;

- государственная пошлина;

- таможенная пошлина  и таможенные сборы;

- налог на пользование  недрами;

- налог на воспроизводства  минерально-сырьевой базы ;

- налог на дополнительный  доход от добычи углеводородов;

- сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

- лесной налог;

- водный налог;

- экологический налог;

- федеральные лицензионные  сборы.

Региональные налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые  Налоговым Кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. К этим налогам относится:

- налог на имущество  организации;

- налог на недвижимость;

- транспортный налог;

- налог с продаж;

- налог на игорный  бизнес;

- региональные лицензионные  сборы.

Местными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым  Кодексом Российской Федерации и  обязательные к уплате на территориях  соответствующих муниципальных  образований. К ним относятся следующие налоги:

- земельный налог;

- налог на имущество  физических лиц;

- налог на рекламу;

- налог на наследование  или дарение;

- местные лицензионные  сборы (15).

Несмотря на довольно большое количество налогов, и иных обязательных платежей, наиболее весомую часть в доходах бюджетов всех уровней составляет налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и подоходный налог с граждан. На их долю приходится свыше 4/5 всех налоговых доходов консолидированного бюджета. Рассмотрим подробнее, что представляют собой некоторые из этих налогов.

Налог на добавленную стоимость. Добавленная  стоимость включает в  себя в основном оплату труда и прибыль и практически  исчисляется как разница между  стоимостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Кроме того, в добавленную стоимость включается амортизация и некоторые другие элементы. Таким образом, налог на добавленную стоимость, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг производства и обращения и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки (9).

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской  Федерации, определяемые в соответствии с таможенным кодексом Российской  Федерации.

Налогооблагаемой базой для данного налога служит валовая стоимость на каждой стадии движения товара от производства до конечного потребителя, то есть только часть стоимости товаров, новая, возрастающая на очередной стадии прохождения товара. Отсюда объектами налогообложения являются обороты по реализации товаров на территории Российской Федерации, в том числе производственно-технического назначения, как собственного производства, так и приобретенных на стороне, а также выполненных работ и оказанных услуг.

Объектами налогообложения являются также товары, ввозимые на территорию России в соответствии с установленными торможенными режимами, исключая гуманитарную помощь.

Законом определен перечень товаров  (работ и услуг), освобождаемых  от налога. Этот перечень является единым на всей территории Российской Федерации. Освобождаются от налога на добавленную стоимость:

- услуги в сфере народного  образования, связанные  учебно-производственным  процессом;

-  услуги по содержанию  детей в детских садиках, яслях;

-услуги по уходу за  больными и престарелыми;

- плата за обучение  детей и подростков в различных  кружках и секциях;

- ритуальные услуги похоронного  бюро, кладбищ и крематориев, а  также соответствующих предприятий;

- услуги учреждений культуры  и искусства, религиозных объединений,  театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия.

Освобождаются от платы  налога на добавленную стоимость  научно-исследовательские и опытно-конструкторские  работы, выполняемые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждения народного образования (5).

Акцизы являются косвенным  налогом, включенным в цену товара, и оплачивается покупателем. Плательщиками  акцизов являются все находящиеся  на территории Российской Федерации  предприятия и организации, включая  предприятия с иностранными инвестициями, колхозы, совхозы, а также различные филиалы, обособленные подразделения, производящие и реализующие вышеназванные товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (24).

Объектом налогообложения  являются оборот (стоимость) подакцизных товаров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз. К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами, относятся винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили емкостью до 25 т., ювелирные изделия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи. Сумма акциза учитывается в базе обложения налогом на добавленную стоимость. Отдельные товары акцизами не облагаются. Ставки акцизов утверждаются Правительством российской Федерации и являются едиными на всей территории России (19).

Подоходный налог с физических лиц является одним из основных видов  прямых налогов и взимается с доходов трудящихся. С введением в действие с 1 января 2001 года второй части налогового кодекса Российской федерации существенно изменилась система налогообложения доходов физических лиц. Новая концепция налогообложения ориентированна на снижение налогового бремени за счет значительного расширения налоговых льгот для физических лиц, введение минимальной налоговой ставки 13 % к доходам, получаемым от выполнения трудовых и приравненных к ним обязанностей, отказа от совокупного дохода с применением прогрессивных налоговых ставок. Однако по такой ставке планируется облагать не все доходы. Так, денежные призы, выигрыши в лотерею и на тотализаторе, необычно высокие выплаты по депозиту и страховым случаям должны будут облагаться по ставке 35 %. То есть доходы, получение которых не связано с выполнение физическим лицом каких-либо трудовых обязанностей, работ, оказание услуг (2).

Информация о работе Особенности современной налоговой системы