Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 11:06, курсовая работа
Целью данной работы является изучить действующую налоговую систему Российской Федерации.
Задачи данной курсовой работы: является рассмотрение основ налоговой системы, принципы и сущность налогов, их классификация, функции, роль, а также проблемы формирования доходов в бюджет.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1 Понятие налоговой системы…………………………..…………………5
1.1. Сущность понятия «налоги»…………………………………………5
1.2. Функции налогов……………………………………………………...8
1.3. Роль налогов………………………………………………………….12
1.4. Принципы налогообложения………………………………………..13
Глава 2. Налоговая система Российской Федерации…………………………...18
2.1. Сущность налоговой системы Российской Федерации……………18
2.2. Виды налогов……………………………….………………………...20
2.3. Проблемы формирования доходов в бюджет………………………34
Глава 3. Современное состояние налоговой системы Российской Федерации.39
Заключение………………………………………………………………………...47
Список литературы ……………………………………………………………….48
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя один и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
Стимулирующая функция. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства питания и ряда других освобождается от налогообложения. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождается от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли (18).
Контрольная функция
состоит в том, что появляется
возможность количественного
Указанное разграничение
функций налоговой системы
1.3. Роль налогов
Результативность
В налогообложении сталкиваются интересы государства и плательщика. Они по-разному оценивают роль налогов. Следовательно, в равной степени позитивной роли системы налогообложения для обеих сторон налоговых правоотношений быть не может. Особенно полярны интересы государства и плательщиков в условиях кризиса экономики и политики. В эти периоды представители исполнительной и законодательной власти должны особенно пристально следить за состоянием налогового регулирования и своевременно вносить необходимые коррективы, как в систему налогообложения, так и во все сферы производственных отношений (25).
Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов
является одним из экономических
методов управления и обеспечения
взаимосвязи
В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий(17).
Для оценки роли налогов
в формировании бюджетных доходов
выявляются соотношения между суммой
налоговых поступлений в
1.4. Принципы налогообложения
Главные принципы налогообложения
– это равномерность и
Для того чтобы глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Качества, с экономической точки зрения желательные в любой системе налогообложения, были сформулированы Адамом Смитом в форме четырех положений, ставшими классическими принципами, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:
4. Каждый налог
должен быть так устроен,
Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали « аксиомами » налоговой политики.
Сегодня эти принципы
расширены и дополнены в
Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения (4).
В Налоговом кодексе Российской Федерации провозглашен ряд вполне разумных постулатов, например следующие:
- законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения исходя из принципов справедливости;
- налоги не могут
иметь дискриминационный
- налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;
- не допускается устанавливать
налоги, нарушающие единое
- законодательные акты о налогах должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги и в какой сумме он должен платить;
- все неустранимые
сомнения, противоречия и неясности
законодательных актов
Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции. Неопределенность - враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска, по крайней мере, удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а тем более – самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения предстоящем периоде, не возможно рассчитать какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.
Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. «Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству – и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявленным им требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и.т.п.) вносятся необходимые изменения.
Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года ни какие изменения (за исключением очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются не измененными основными принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года.
Стабильность налога
означает относительную неизменность
в течение ряда лет основных принципов
системы налогообложения, а также
наиболее значимых налогов и ставок,
определяющих взаимоотношения
Глава 2 Налоговая система Российской Федерации
2.1. Сущность налоговой системы российской Федерации
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы. Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической оборонной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги(14).
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделение общества на классы и появление государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», - справедливо подчеркивал К.Маркс (13). В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержании армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков сырья, и сбыта готовой продукции, казне были нужны дополнительные средства.
Изъятие государством в пользу определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога, и, следовательно, налоговой системы в целом. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:
Информация о работе Особенности современной налоговой системы