Особенности современной налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучить действующую налоговую систему Российской Федерации.
Задачи данной курсовой работы: является рассмотрение основ налоговой системы, принципы и сущность налогов, их классификация, функции, роль, а также проблемы формирования доходов в бюджет.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1 Понятие налоговой системы…………………………..…………………5
1.1. Сущность понятия «налоги»…………………………………………5
1.2. Функции налогов……………………………………………………...8
1.3. Роль налогов………………………………………………………….12
1.4. Принципы налогообложения………………………………………..13
Глава 2. Налоговая система Российской Федерации…………………………...18
2.1. Сущность налоговой системы Российской Федерации……………18
2.2. Виды налогов……………………………….………………………...20
2.3. Проблемы формирования доходов в бюджет………………………34
Глава 3. Современное состояние налоговой системы Российской Федерации.39
Заключение………………………………………………………………………...47
Список литературы ……………………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансы Современная налоговая система РФ 6.doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)

Уплачиваемые налоги представляют собой особую форму  инвестиций в социальную сферу  и  носит возвратный характер. Их нельзя рассматривать как акцию по конфискации части собственности, так как они должны вернуться предпринимателю в форме расширения потребительского спроса, в виде новых технологий, товаров, более развитой инфраструктуры услуг, более благоприятными условиями ведения бизнеса и, что немаловажно, возросшим доверием граждан.

Главной проблемой налоговой  системы РФ является уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов.

По оценкам специалистов, в хозяйственной практике присутствует четыре основных мотивов уклонения от уплаты: моральные, политические, экономические, технические.

Одной из главных причин уклонения от уплаты налогов является не стабильное финансовое положение  налогоплательщика, и чем оно  неустойчивее, тем сильнее намерение скрыть налоги.

Еще одна из причин уклонения  от налогов – сложность и противоречивость налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят  от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых  инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства.

Налоговая практика выработала два метода воздействия на поведения  налогоплательщиков: предупреждения нарушений (превентивные меры) и наказание (репрессивные меры). В настоящее время, к сожалению, наиболее распространены последние. Однако тезис, согласно которому соблюдение налоговой дисциплины можно добиться только путем ее ужесточения, представляется, по меньшей мере, ошибочным, так как применение таких мер вызывает  в отношения с налогоплательщиками враждебность и  ведет к противоборству. А отношения противостояния крайне негативно отражается на результатах собираемости налогов, и требуют значительных усилий для ее повышения. Совершенствования налогового законодательства, безусловно, важная составляющая комплекса предупредительный мероприятий, но не  единственная  и не самая сложная. Гораздо более серьезной является задача создания конструктивной налоговой культуры, основы которой составляло бы добровольное соблюдение налоговых законов большинством налогоплательщиков (11).

Основное внимание в  решение  этого вопроса должно быть уделено помощи, оказываемой  налогоплательщикам специалистами  налоговых служб, которая должна носить упреждающий, профилактический характер. Оказание помощи обходиться казне значительно дешевле, чем принудительные меры.

От того какой «урожай» соберет налоговая служба, во многом зависит жизненный тонус экономики  в целом, поскольку 2/3 доходов федерального бюджета – это налоговые поступления.  Поэтому, особенно в настоящий переходный период, гарантом достаточного формирования государственных средств, а следовательно, и решения государственных задач является рационально организованная налоговая служба.

Принимая во внимания, что слово «контроль» означает проверка, а также «наблюдение с целью  проверки», основной составляющей работы налоговой инспекции является налоговая  проверка юридических и физических лиц, которых с каждым годом становится все больше и больше, вследствие проводимости государством политики по поддержке малого бизнеса.

На государственные  налоговые инспекции возложена  огромная нагрузка по контролю за соблюдением  налогоплательщиками законодательства о налогах и их попытками уклониться от налогообложения, поэтому, а настоящее время необходимо совершенствовать контрольную работу налоговой инспекции, а именно налоговую проверку.

В Кодексе отсутствует  определение выездной налоговой  проверки. Однако из ее описания следует, что это – проверка, проводимая по решению руководителя налоговой инспекции, в ходе которой сведения, указанные плательщиком в налоговых декларациях, проверяются путем анализа первичных бухгалтерских документов предприятия, а также иной информации имеющейся у налоговых органов.

Увеличение поступлений  произошло за счет того, что стала  проводиться работа с налоговой  полицией, арбитражным судом, прокуратурой по взысканию ранее начисленных, но не взысканных сумм.

В целях совершенствования  организации налоговых проверок нужно принять во внимание следующие предложения:

1. В связи с большим  количеством изменений в налоговом  законодательстве, основной упор  налоговых службы должен быть  направлен не только на фискальный  характер их работ, но и на  иформационно-образовательный. Введение  любого закона по налогообложению, или внесению в него изменений должна предшествовать объемная разъяснительная работа  о том, с какой целью и по каким причинам вызвана данная мера, с привлечением средств массовой информации; при этом информационная работа должна финансироваться из бюджета. Данная мера необходима для формирования у налогоплательщиков высокой налоговой культуры – люди должны осознавать, на какие государственные нужды направляются уплачиваемые ими налоги, какая часть их платежей возвращается им обратно в виде повышения уровня их жизнедеятельности.

2. Существующая в настоящее  время достаточно широкая программа  публикаций официальных документов  не решает полностью проблемы  информирования налогоплательщиков, так как печатные издания не  могут полностью удовлетворить спрос налогоплательщиков. Поэтому необходимо для эффективной работы  с существующим объектом нормативных правовых актов, как органов налоговых служб, так и налогоплательщиков использование современных компьютерных технологий.

Для более успешной работы налоговые инспекции должны установить с налогоплательщиками партнерские взаимоотношения. Нужно добиться такого положения, чтобы людям было выгоднее уплатить налоги, уклониться от них, чтобы налоговая инспекция не искала плательщиков. Только тогда можно рассчитывать на налоговую дисциплину. Тогда, возможно даже отпадет нужда в налоговых проверках (1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Современное состояние налоговой системы Российской Федерации

 

Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2007 год сформированы в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2007 году». Бюджетная политика на 2007 год и на период до 2009 года соответствует долгосрочным целям социально-экономического развития Российской Федерации: повышение качества жизни населения, обеспечение безопасности и правопорядка, развитие институтов гражданского общества, повышение конкурентоспособности экономики.

Прогнозируемый объем  доходов федерального бюджета в 2007-2009 годах в реальном выражении (с учетом инфляции) практически остается неизменным. Средний реальный рост доходов составит 0,3 % в год. Доходы федерального бюджета в 2006 году прогнозируются в размере 22,6% ВВП, в 2007 году – 22,3% ВВП, в 2008 году – 19,8% ВВП, в 2009 году – 19,2% ВВП.

Прогноз доходов федерального бюджета

 

2006(оценка)

2007

2008

2009

млрд. руб.

%

доходов

млрд. руб.

%

доходов

млрд. руб.

%

доходов

млрд. руб.

%

доходов

Всего доходов

6159,1

100,0

6965,3

100,0

6905,6

100,0

7464,0

100,0

Налог на прибыль организации

444,4

7,2

571,0

8,2

539,0

7.8

560,2

7,5

ЕСН

310,4

5,0

368,8

5,3

422,1

6,1

475,5

6,4

НДС

1534,5

24,9

2071,8

29,7

2346,8

34,0

3019,4

40,5

Акцизы

107,5

1,7

126,7

1,8

140,1

2,0

155,89

2,1

НДПИ

1127,7

18,3

1037,7

14,9

905,4

13,1

806,1

10,8

Вывозные таможенные пошлины

1935,9

31,4

1998,8

28,7

1681,8

24,4

1494,1

20,0

Ввозные таможенные пошлины

325,6

5,3

395,3

5,7

475,7

6,9

559,1

7,5

Прочие доходы

373,1

 

6,1

395,1

5,7

394,6

5,7

393,7

5,3


Основными факторами столь существенного снижения доходов федерального бюджета по отношению к ВВП являются замедление темпов роста добычи и экспорта нефти и газа по сравнению с темпами роста ВВП, а также прогнозируемое снижение цен на нефть с 61 долл. США/бар. в 2007 году до 48 долл. США/бар. в 2009.

Добыча и экспорт  нефти

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Добыча нефти млн.т

 

324

 

348

 

380

 

421

 

459

 

470

 

482

 

492

 

500

 

507

Темп роста, в %

 

106,2

 

107,4

 

109,2

 

110,8

 

109,0

 

102,4

 

102,6

 

102,1

 

101,6

 

101,4

Экспорт нефти млн.т

 

145

 

162

 

188

 

228

 

258

 

252

 

255

 

264

 

270

 

274

Темп роста, в %

 

107,4

 

11,7

 

116,0

 

121,3

 

113,2

 

97,7

 

101,2

 

103,5

 

102,3

 

101,5


 

Кроме того, в ближайшие  годы также будет происходить, хотя и более низкими темпами, чем в предыдущие годы, повышение курса рубля -  в 2007 году номинальный курс рубля к доллару США увеличится на 1,1 процент.

Наиболее значительно, как в реальном, так и в номинальном выражении, ископаемых (НДПИ) и вывозных таможенных пошлин. Если в 2006 году удельный вес этих налогов в общей сумме, по оценкам, составит 49,8%, то к 2009 году он сократиться до 30,8%.  Наиболее активный рост поступлений будет обеспечен за счет роста сборов НДС, в среднем за 2007-2009 годы реальные темпы роста составит 17,9%.  В результате, доля НДС В структуре доходов федерального бюджета к 2009 году возрастет до 40,5%  (на 15,6 процентного пункта по сравнению с 2006 годом).

Поведение в среднесрочной перспективе активной социальной политики, повышение роли государства в стимулировании инвестиционного процесса (в частности, в рамках государственно-частного партнерства), и реализации национальных проектов потребуют в среднесрочной перспективе поддержания расходов федерального бюджета на достаточно высоком уровне. Учитывая важность обеспечения долгосрочной макроэкономической устойчивости, это делает преждевременным дальнейшее снижение в период до 2009 года ставок основных налогов.

В ближайшие годы необходимо скоординированное совершенствование  налогового законодательства и налогового администрирования, а также активация диалога правительства с бизнесом относительно условий, способствующих последовательному выходу бизнеса из тени. В частности, важным элементом совершенствования налогового администрирования должно стать совершенствования контроля за использования механизмов трансфертного ценообразования в целях минимизации налогообложения, а также борьба с уклонением от уплаты НДС. Меры, направленные на совершенствования налогового администрирования, также позволят снять наиболее болезненные для бизнеса вопросы, связанные с упорядочением налогоплательщиков от неправомерных требований налоговых органов.

В настоящее время  Россию по размеру налоговых ставок основных налогов можно отнести  к странам с наиболее низким уровнем  налогообложения.

В ближайшие годы меры по внесению изменений в законодательство о налогах и сборах, направленные на дальнейшее снижение налогового бремени должны в максимальной степени способствовать обеспечению высоких темпов экономического роста и увеличению инвестиционной активности. Проводимая в среднесрочной перспективе налоговая политика направлена на устранение имеющихся перекосов и необоснованных барьеров при их исчислении, а также норм, нарушающих нейтральность применения налогов и приводящих к необоснованному изъятию средств из оборота налогоплательщиков.

Важнейшее решение имеют  уже принятые законодательные решения  по таким вопросам, как установление общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных  вложений, введение «инвестиционной  премии» по налогу на прибыль организации, принятие к вычету всей суммы полученных убытков, ускорение отнесения на расходов затрат на научно-исследовательские и  опытно-конструкторские работы. Важнейшее значение для бизнеса имеет и решение с 2007 года вопроса о совершенствовании механизма применения нулевой ставки для экспортеров, предусматривающей переход от разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС, уплаченного по материальным ресурсам, а с 2008 года переход от месячного к квартальному налоговому периоду по НДС. Последнее решение приведет не только разовому увеличению финансовых ресурсов предприятий (на сумму 260 млрд. рублей в 2008 году), но позволит заметно облегчить администрирования НДС, как наиболее сложного для применения федерального налога.

Информация о работе Особенности современной налоговой системы