Особенности современной налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучить действующую налоговую систему Российской Федерации.
Задачи данной курсовой работы: является рассмотрение основ налоговой системы, принципы и сущность налогов, их классификация, функции, роль, а также проблемы формирования доходов в бюджет.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1 Понятие налоговой системы…………………………..…………………5
1.1. Сущность понятия «налоги»…………………………………………5
1.2. Функции налогов……………………………………………………...8
1.3. Роль налогов………………………………………………………….12
1.4. Принципы налогообложения………………………………………..13
Глава 2. Налоговая система Российской Федерации…………………………...18
2.1. Сущность налоговой системы Российской Федерации……………18
2.2. Виды налогов……………………………….………………………...20
2.3. Проблемы формирования доходов в бюджет………………………34
Глава 3. Современное состояние налоговой системы Российской Федерации.39
Заключение………………………………………………………………………...47
Список литературы ……………………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансы Современная налоговая система РФ 6.doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)

Налогоплательщики налога на доходы физических лиц:

- физические лица, являющиеся налоговым  резидентами Российской Федерации.  Они платя налог с доходов  получаемых как на территории  Российской федерации, так и  за её пределами;

- физические лица, не являющиеся  налоговым резидентами Российской  Федерации. Они платят налог  с доходов, получаемых ими от  источников, расположенных в российской  Федерации (22).

Объектом налогообложения признается доход на расход, полученный налогоплательщиком от источников в РФ и/или от источников за пределами РФ – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, либо от источников в РФ - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

Планируется значительно увеличить  размер вычетов из налогооблагаемого дохода. Помимо этого, нововведением является то, что будет разрешено уменьшать налогооблагаемый доход на расходы на платное образование и медицинское обслуживание. При этом будут учитываться не только расходы по оплате получения образования самим налогоплательщиком, но и его детьми. Под медицинскими расходами, помимо прочего, понимается и покупка лекарств. В то же время законодатель установил ограничение на уменьшение налогооблагаемой базы.(2).

Единый социальный налог (взнос) (ЕСН) зачисляется в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования РФ – с целью мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

При этом контроль за правильность исчисления, полнотой и своевременностью внесения в фонды взносов, уплачиваемых в  составе ЕСН, осуществляется налоговыми органами РФ.

Порядок расходования средств, уплачиваемых фондов, а также иные условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством РФ об обязательном социальном страховании. Особенно следует отметить, что взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав ЕСН и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.

Плательщиками налога признаются:

- производящие выплаты наемным  работникам, в том числе организации;  индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающимися традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; физические лица;

- не производящие выплаты наемным  работникам, в том числе индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающимися традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; адвокаты.

В случае если субъект налоговых  отношений одновременно относится  к нескольким категориям налогоплательщиков, он признается плательщиком налога по каждому отдельно взятому основанию (3).

Налог на наследование или дарение  полностью будет упразднен с 1 января 2006 года. В соответствии с принятыми поправками в налоговом кодексе, доходы в денежной и натуральной формах, получаемые гражданами при дарении недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев будут облагаться налогом на доходы физических лиц. При этом предусмотрено освобождение от уплаты налога от доходов физических лиц, если даритель и одаряемый являются членами семьи или близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супруги, родители, дети, дедушки, бабушки, внуки, братья, сестры, а также полнородные и неполнородные родственники). Для всех остальных будет действовать ставка налога в размере 13 % (23).

Что касается главы Налогового Кодекса  о налоге на имущество физических лиц, то она в настоящее время  разрабатывается Правительством и  пока не внесена в Государственную  Думу. Остановимся поподробнее на основных моментах проекта главы «Налог на имущество физических лиц».

В соответствии с законопроектом налог  на имущество физических лиц по-прежнему будет устанавливаться в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных бюджетов. Это означает, что он будет вводиться в действие в соответствии с Налоговым кодексом, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. При этом на местном уровне самостоятельно будут определяться такие элементы налогообложения как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога. Кроме того, представительных органов местного самоуправления могут также устанавливать дополнительные налоговые льготы для налогоплательщиков данного налога.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц в соответствии с готовящимся проектом признаются физические лица - собственники имущества, являющегося объектом налогообложения. При этом объектом налогообложения станут жилые дома, квартиры, гаражи и иные здания, строения, помещения и сооружения, расположенные на территории соответствующего муниципального образования.

Предполагается, что налоговая  база, как и сейчас, будет определяться как инвентаризационная стоимость  объектов налогообложения. Но при этом порядок его учета, действующий  на сегодняшний день, существенно изменится. Имущество, находящееся в собственности граждан, будет оцениваться по цене, приближенной к рыночной стоимости, а не по цене, определяемым сейчас бюро технической инвентаризации. Соответствующая методика расчета инвентаризационной стоимости имущества, приближенной к реальным рыночным ценам, уже подготовлена Госстроем РФ. Таким образом, база, с которой будет взиматься налог, существенно расширится.

Такой шаг, по мнению правительства, позволит значительно, практически в 20 раз, снизить максимальную ставку налога. Именно такую цифру планируется заложить в законопроекте установив максимальную ставку налога на имущество физических лиц в размере 0,1 % по сравнении с 2-процентной, действующей в настоящее время. При этом будет закреплена норма, предоставляющая возможность органам местного самоуправления устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от типа используемого типа имущества и категории налогоплательщика.

Что касается льгот по налогу на имущество  физических лиц, то их перечень, согласно проекту, сократится. Это объясняется желанием Правительства оставить на федеральном уровне минимальное число льгот, предоставив при этом возможность устанавливать дополнительные льготы местным властям (2).

С 1 января 2004 года вступила в силу глава 30НК РФ «Налог на имущество организаций». Предусмотренный ею порядок исчисления и уплаты налога на имущество существенно отличается от ранее действовавшего.

Плательщиками налога, как и прежде, признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ. Налог на имущество не платят организации. применяющие упрощенную систему налогообложения (п.2 ст. 3465.11 НК РФ) и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога (п.3 ст. 346.1 НК РФ).

Перечень объектов налогообложения, определенный главой 30 НК РФ. В отличие от прежнего перечня, значительно сужен. Теперь налогом облагаются только движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств по правилам бухгалтерского учета. Остальные активы, запасы и затраты начиная с 1 января 2004 года налогом на имущество не облагаются. Объектами налогообложения не признаются земельные участки и иные объекты природопользования (п.4 ст.374 НК РФ). Вложения во внеоборотные активы начнут облагаться налогом только после того, как они «превратятся» в основные средства.

Одновременно со значительным сокращением  перечня объектов налогообложения  весьма существенно сокращен перечень льготируемого имущества. Так, прекращено действие льгот в отношении государственных  учреждений и организаций, органов исполнительной и законодательной власти, бюджетных учреждений, сельскохозяйственных, научных организаций, а также в отношении отдельных видов имущества. Кроме того, не будет облагаться имущество, принадлежащее, используемое для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в России, находящееся в ведении федеральных органов власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. Льготы по налогу на имущество предусмотрены для организаций уголовно-исполнительной системы, религиозных организаций, общероссийских организаций инвалидов. Учитывая, что налог на имущество относится к региональным налогам, право по установлению льгот по нему предоставлено законодательным органам субъектов РФ.

Налоговая база по-прежнему определяется как среднегодовая стоимость  имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого для целей исчисления налога по остаточной стоимости, сформированной в соответствии с бухгалтерским учетом. В отличие  от прежнего порядка движимое имущество включается в налоговую базу только по местонахождению организации или обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс. Со стоимости недвижимого имущества, которое находится в обособленном подразделении организации, не выделенном на отдельный баланс, налог исчисляется и уплачивается по его местонахождению.

В первом квартале 2004 года в бюджетную  систему РФ поступило 905,4 миллиарда  рублей налогов, что на 16,5 % больше, чем  за аналогичный период прошлого года.

Поступления налоговых и неналоговых  доходов в консолидированный  бюджет РФ составили 649 миллиарда рублей – на 13 % больше, чем в январе-марте 2003 года. В том числе в федеральный  бюджет мобилизовано 336,8 миллиарда  рублей, что на 7,1 % превышает прошлогодний показатель. В федеральный бюджет поступило 51,9 % всех налоговых платежей, в консолидированные бюджеты субъектов РФ – 48,1 %. Основную часть налоговых платежей составили поступления налога на добавленную стоимость  - 45,4 %,  платежи за пользование природными ресурсами – 25,8%, акцизы – 14,8%, налог на прибыль организаций – 12,8%. Поступления единого социального налога в федеральный бюджет составили 96,5 миллиарда рублей (на 24.2 % больше прошлогоднего показателя).

Поступления налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет за первый квартал 2004 года составили 152,9 миллиарда рублей и увеличились по сравнению с соответствующим периодом 2003 года на 4 %. Поступления платежей за пользование природными ресурсами в консолидированный бюджет составили 111,4 миллиарда рублей, увеличившись по сравнению с прошлогодним показателем  на 42,7 %. В том числе в федеральный бюджет поступило 87 миллиардов рублей.

Поступление акцизов в консолидированный  бюджет за первый квартал текущего года составили 77,8 миллиарда рублей, снизившись по сравнению с прошлогодним показателем на 16 %, в том числе в федеральный бюджет было зачислено 49,9 миллиарда рублей (на 32,1 % меньше, чем в первом квартале 2003 года).  В то же время поступления акцизов в консолидированные бюджеты субъектов РФ выросли на 45,3 %.

Поступления налога на прибыль организаций  в консолидированный бюджет РФ за тир месяца 2004 года составили 141,5 миллиарда  рублей (на 36,4% больше прошлогоднего  показателя), в том числе в федеральный  бюджет – 43 миллиарда рублей (на 11,9% больше). Поступления платежей в государственные внебюджетные фонды (включая ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет) составили 256,3 миллиарда рублей, в том числе в фонд социального страхования – 24,5 миллиарда рублей, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 1,6 миллиарда рублей, в территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 24,7 миллиарда рублей.  Поступления в Пенсионный фонд РФ составили 205,5 миллиарда рублей. Задолженность по налога и сборам в консолидированный бюджет РФ на 1 апреля 2004 года составила 542,1 миллиард рублей, увеличившись с начала года на 22 миллиарда рублей, или на 4,2 %. 

Швеция на сегодняшний день является абсолютным чемпионом мира по налогам, лидируя существенным разрывом от других соперников. Шведы отдают государству больше, чем каждую вторую заработанную крону. В 2005 году налоговые поступления в бюджет Швеции составил 1366 миллиардов крон, или 51,1 % от ВНП. Еще в 2004 году этот показатель равнялся 50,4%. Большую часть составляют подоходный налог и налог на прибыль, на которые приходится 40% от всех поступлений, 25% дает социальный налог. На втором месте после Швеции по налоговым поступлениям находится Дания – 49,7% от ВНП. Следом расположились Бельгия (45,4%), Норвегия (45%) и Финляндия (44,5%). Всего насчитывается 9 стран, где налоги составляют более 40% от ВНП. Остальные участники первой двадцатки испытывают налоговое бремя, находящееся в пределах между 30% и 38,5% от ВНП. Замыкает этот список Швейцария. В США налоги составляют всего 26,8% о валового национального продукта.

2.3. Проблемы формирования доходов в бюджет

В настоящее время  во всем мире наблюдается тенденция  к упрощению налоговой системы. Это и понятно. Чем проще налоговая  система, тем, как я уже упоминал, проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налог. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах.

Такая тенденция подтверждается тем, что в некоторых странах  вообще существует один единственный налог на добавочную стоимость.

В нашей же стране система  налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые по сути почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налогов. Такое впечатление, что налоговую систему специально усложняют, чтобы получить пени от налогов.

Кроме того, многие законы, в которых установлены ставки налогов, и доходы из которых они отчисляются, очень не однозначно указывают все необходимые элементы налогов. Поэтому, спустя несколько месяцев после опубликования Закона (который тоже не всегда можно найти) начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как этот налог правильно считать.

Еще один недостаток нашей  налоговой системы – это ее нестабильность. Несомненно,  вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Поэтому я считаю, что для выхода из кризисного состояния необходимо наладить налоговую систему, что позволит предприятиям работать в нормальных условиях.

Информация о работе Особенности современной налоговой системы