Особенности взимания региональных налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации, становятся региональные налоги. Они призваны обеспечить регионы финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, правительство региона воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства.

Содержание работы

Глава 1. Региональные налоги. Общие положения.
1.1 Региональные налоги, их сущность и значение
1.2. Роль региональных налогов в пополнении бюджета
1.3. Основные элементы региональных налогов
Глава 2. Виды региональных налогов и порядок их применения.
2.1 Транспортный налог
2.2 Налог на имущество предприятий
2.3 Налог на игорный бизнес
2.4 Порядок применения налоговой ответственности
Глава 3. Особенности установления и взимания региональных налогов и сборов
3.1 Региональное налогообложение на примере Ленинградской области на 2010-2011 год
3.2 Региональное налогообложение на примере Иркутской области на 2010-2011 год

Файлы: 1 файл

курсовая по налогам.doc

— 590.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

Глава 1. Региональные налоги. Общие положения. 
 1.1 Региональные налоги, их сущность и значение 
 1.2. Роль региональных налогов в пополнении бюджета 
 1.3. Основные элементы региональных налогов 
 
 Глава 2. Виды региональных налогов и порядок их применения. 
 2.1 Транспортный налог 
 2.2 Налог на имущество предприятий 
 2.3 Налог на игорный бизнес 
 2.4 Порядок применения налоговой ответственности 
 
 Глава 3. Особенности установления и взимания региональных налогов и сборов 
 3.1 Региональное налогообложение на примере Ленинградской области на 2010-2011 год 
 3.2 Региональное налогообложение на примере Иркутской области на 2010-2011 год 
 
 Заключение

Введение

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые поступления в бюджеты  субъектов Российской Федерации, становятся региональные налоги. Они призваны обеспечить регионы финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, правительство региона воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений.

Актуальность выбранной  темы характеризуется тем, что одним  из важнейших условий стабилизации экономики любого субъекта РФ, является обеспечение устойчивого сбора налогов и надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Однако в условиях кризиса региональные налоги претерпели значительные изменения. В результате реформ налоговое бремя практически по всем налогам было снижено. И, как следствие, снижение налоговой базы в большинстве регионов привело к уменьшению поступлений во все уровни бюджетов.

Объект исследования – региональные налоги.

Предмет исследования –  порядок применения региональных наогов.

Целью курсовой работы является рассмотрение всех региональных налогов, особенностей их уплаты; определение  экономической роли региональных налогов. Поставленная цель обуславливает решение  следующих задач:

- выявить теоретические  аспекты регионального налогообложения;

- классифицировать региональные  налоги в соответствии с НК  РФ;

- проанализировать проблемы  региональных налогов и их  влияние на экономику.

.

1.1. Региональные налоги, их сущность и значение

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК России и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с НК России, законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК России, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК России. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

К региональным налогам  относятся:

- налог на имущество  организаций;

- налог на игорный  бизнес;

- транспортный налог.

Согласно статье 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Статьей 374 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

Под игорным бизнесом понимается предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг (статья 364 НК РФ).

Объектами налогообложения  признаются:

- игровой стол;

- игровой автомат;

- касса тотализатора;

- касса букмекерской  конторы.

Согласно статье 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

Налогоплательщики, а  также конкретные элементы налогообложения, такие, как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления налога, установлены непосредственно главой 28 «Транспортный налог» НК РФ. Законодательные (представительные) органы власти субъекта Российской Федерации в своих законодательных актах должны определить только те элементы транспортного налога, право на определение которых им прямо предоставлено НК РФ, а также могут предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Таким образом, при осуществлении  контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты транспортного налога необходимо руководствоваться НК РФ и законодательными актами субъектов Российской Федерации в части, предусмотренной НК РФ.

Конституция РФ исключает  возможность установления налогов  и сборов органами исполнительной власти. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться "законно установленными" (в региональном законе налоговое бремя не может быть увеличено, а положение налогоплательщиков не должно ухудшиться по сравнению с тем, как это определяется федеральным законом).

При этом и остальные нормы регионального закона должны отвечать общим принципам налогообложения и сборов, определенным федеральным законом, и не вступать в противоречие с федеральным законом (порядок введения в действие как федерального, так и регионального законов должен строго соответствовать Конституции РФ и федеральным законам).

До истечения минимально допустимого срока введения в  действие соответствующего закона налог  не подлежит уплате, а потому не возникают  основания для взыскания недоимки, пеней, применения штрафных санкций  и иных мер ответственности. Такой минимально допустимый срок установлен статьей 5 Налогового кодекса РФ.

В случае нарушения перечисленных  принципов региональный налог не может считаться законно установленным. В сущности, при этом налогоплательщик не обязан его платить.

Основная  функция налогов - фискальная, заключающаяся в формировании финансовых ресурсов государства. Налоговые поступления - это основной источник формирования региональных и местных бюджетов. Другие источники регионального бюджета - финансовые трансферты, субсидии, субвенции, внешние займы и доходы от неналоговых поступлений.

В последнее  время, когда речь заходит о регионах, применяется понятие «финансовый  леверидж» (финансовый рычаг), заимствованное из микроэкономики, который можно  определить как соотношение внешних источников формирования регионального бюджета (трансферты, субсидии, субвенции, внешние займы) к внутренним (налоговые и неналоговые поступления). Финансово-независимым может считаться регион, внутренние источники финансирования которого составляют не менее 80 %. Такой регион можно охарактеризовать как финансово-устойчивый, независимый от центра и самостоятельный. Естественным стремлением каждого региона является повышение финансовой независимости и устойчивости. Это - основной аспект формирования налоговой политики на региональном уровне. Главное средство для этого - увеличение налоговых поступлений.

Налоговые поступления  могут быть увеличены несколькими способами:

1. Введение  новых налогов. Основное достоинство этого способа - стабильное, прогнозируемое поступление средств. Сложность заключается в том, что от обоснования необходимости нового налога до его фактического введения проходит длительное время.

2. Увеличение ставок налогов. Достоинство - быстрый эффект. Недостаток - ставки большинства налогов находятся на предельном уровне и не могут быть повышены. Кроме того, быстро возникающий при повышении ставок налога эффект в виде увеличения поступлений в дальнейшем уменьшается.

3. Повышение  собираемости налогов. Достоинство - отсутствие потребности в законодательных решениях. Кроме того, мероприятия по повышению собираемости налогов проводятся постоянно и заключаются в совершенствовании учета налогоплательщиков, выявлении налогоплательщиков, уклоняющихся от налогового учета, и других формах налогового администрирования. Но указанный способ не может дать значительного экономического эффекта ввиду того, что собираемость по основным видам налогов и так находится на достаточно высоком уровне, а уровень стопроцентной собираемости достижим только теоретически.

4. Сокращение  количества плательщиков, пользующихся льготами. Достоинство - теоретическое увеличение поступления налогов. Недостатки - возможные социальные недовольства и ухудшение финансового положения бывших льготников, что ведет к их неплатежеспособности.

5. Совершенствование  налоговой базы регионов.

Совершенствование налоговой базы регионов - это процесс трансформации налоговой базы из фактического состояния в оптимальное. Начальный этап разработки программы совершенствования налоговой базы регионов - это выявление факторов, влияющих на налоговую базу, а также характера и степени этого влияния.

По источнику возникновения  всю совокупность факторов можно  разделить на две группы: внешние, возникающие вне региона, и внутренние. Конкретный регион не может оказывать какого-либо значительного влияния на внешние факторы, которые в свою очередь оказывают сильное влияние на налоговую базу региона. Внутренние факторы в достаточной степени подвержены влиянию региональной законодательной и исполнительной власти.

Главный внешний фактор совершенствования  налоговой базы - налоговое законодательство федерального уровня, включающее нормативно-правовые акты о налогах и сборах. Под  влиянием этих факторов налоговая база региона может сужаться и расширяться, а само влияние может быть прямым и косвенным. Пример прямого влияния - налог с продаж. С его введением субъектом Федерации налоговая база региона расширяется на сумму выручки от реализации товаров, работ, услуг за наличный расчет. Иначе влияет на налоговую базу введенный в действие с 1 января 2000 года согласно ст. 86.1-- 86.3 НК РФ налоговый контроль за расходами физических лиц. При совершении крупных покупок физические лица должны доказать легальность средств и факт уплаты налогов с суммы, истраченной ими при покупке.

Не  вводя в действие новых налогов  и не расширяя налоговую базу, эти  положения НК РФ неизбежно приведут к увеличению поступлений от подоходного  налога с физических лиц во внебюджетные фонды, так как часть зарплаты, выплачиваемой в настоящее время предприятиями «в конвертах», будет переведена в легальные выплаты.

Влияние внутренних факторов может корректироваться в ту или  иную сторону в рамках региона. При  определении состава этих факторов необходимо учесть основные макроэкономические, социально-демографические и другие характеристики региона:

1. Ресурсно-сырьевые (геоэкономические) факторы - это оценка территории по совокупному природно-ресурсному потенциалу с точки зрения бюджетной достаточности. Расширение использования ресурсно-сырьевой базы региона позволяет экстенсивно расширить налоговую базу региона без усиления налогового бремени. Этот фактор оказывает большое влияние и на структуру налоговой базы - возрастает доля акцизов и НДС в совокупности налоговых поступлении. При этом следует учесть, что косвенные налоги до сих пор собираются лучше прямых, а законодательство по акцизам и НДС за годы существования данных налогов претерпело значительные изменения.

2. Инвестиционные факторы. Они зависят от производственного потенциала региона и уровня инвестиций. При благоприятном инвестиционном климате приток внутренних и внешних инвестиций в реальный и финансовый секторы региона способствуют расширению налоговой базы. Это происходит за счет создания новых производств, применения современных технологий и, как следствие, увеличения объемов производства, товарооборота, роста реальных доходов населения и т.д.

3. Инновационные факторы -- уровень развития НИОКР и их финансирование, внедрение в регионе достижений научно-технического прогресса. Так как эти факторы не дают быстрой отдачи в виде поступлений в бюджет, в условиях переходного периода их финансирование при недостатке средств прекращается, как правило, в первую очередь.

Информация о работе Особенности взимания региональных налогов