Особенности взимания региональных налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации, становятся региональные налоги. Они призваны обеспечить регионы финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, правительство региона воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства.

Содержание работы

Глава 1. Региональные налоги. Общие положения.
1.1 Региональные налоги, их сущность и значение
1.2. Роль региональных налогов в пополнении бюджета
1.3. Основные элементы региональных налогов
Глава 2. Виды региональных налогов и порядок их применения.
2.1 Транспортный налог
2.2 Налог на имущество предприятий
2.3 Налог на игорный бизнес
2.4 Порядок применения налоговой ответственности
Глава 3. Особенности установления и взимания региональных налогов и сборов
3.1 Региональное налогообложение на примере Ленинградской области на 2010-2011 год
3.2 Региональное налогообложение на примере Иркутской области на 2010-2011 год

Файлы: 1 файл

курсовая по налогам.doc

— 590.50 Кб (Скачать файл)

Такое значительное увеличение базовых ставок объясняется следующим. Дело в том, что Правительство  нашего региона повысило ставки налога, используя свое право, на увеличение ставок в пять раз, по сравнению со ставками, предусмотренными федеральным законом. С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон, Федеральный закон от 28.11.2009 N 282-ФЗ который дает право региональным властям на увеличение ставок транспортного налога в 10 раз. С 1 января 2010 г. дифференциация ставок в зависимости от категории и срока полезного использования транспортного средства исключено. Однако законами субъектов РФ могут быть установлены различные ставки на транспортные средства в зависимости от года их выпуска и экологического класса.

Льготы по транспортному  налогу установленные в Иркутской  области:

1. Освобождаются от  уплаты налога ветераны Великой  Отечественной войны, ветераны  труда и инвалиды всех категорий  в отношении следующих категорий транспортных средств:

- легковые автомобили  с мощностью двигателя до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно;

- легковые автомобили, с момента выпуска которых  до 1-го числа налогового периода  прошло 7 лет и более, с мощностью  двигателя свыше 100 л.с. до 125 л.с. (свыше 73,55 кВт до 91,94 кВт) включительно;

- мотоциклы и мотороллеры  с мощностью двигателя до 40 л.с. (29,42 кВт) включительно;

- катера, моторные лодки  или другие водные транспортные  средства с мощностью двигателя  до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно.

Льгота предоставляется  в отношении одного транспортного  средства по выбору налогоплательщика. Граждане, получающие трудовую пенсию по старости, в отношении одного транспортного средства по выбору из указанных в части первой настоящей статьи уплачивают налог в размере 20 % от установленных налоговых ставок.

Налоговым периодом признается один календарный год.

Налог на имущество  организаций

Сумма платежей по налогу зачисляется равными долями в  бюджет Иркутской области или городской бюджет города по месту нахождения организации.

Особенностью всех региональных налогов и налога на имущество  в частности, является то, что общие  принципы его исчисления и порядка  перечисления по принадлежности устанавливаются  на федеральном уровне, а конкретные ставки налога и состав предоставляемых по налогу льгот, определяются законодательством региона.

При введении данного  налога на территории субъектов Российской Федерации преследовались цели:

1) создать у предприятий  заинтересованность в реализации  излишнего, неиспользуемого имущества;

2) стимулировать эффективное  использование имущества, находящегося  на балансе предприятия. Таким  образом, для финансов этот  налог выполняет стимулирующую  и контрольную функцию, а при  пополнении бюджетов федерации  и местных бюджетов - фискальную функцию.

Ставка налога на имущество организации по Иркутской области установлена в размере 2,2 процента от налогооблагаемой базы. Закон Иркутской области от 8 октября 2007 года № 75-ОЗ «О налоге на имущество» (в редакции от 19.11.2009 N 85/51-оз)

Конкретные же ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов деятельности предприятий, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов  Российской Федерации. При этом федеральное  законодательство запрещает устанавливать ставку налога для отдельных предприятий. Если отсутствует решение законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации об установлении конкретных ставок налога на имущество предприятий, то, исходя из федерального законодательства, в этом субъекте Федерации должно применяться максимальная ставка налога, то есть 2,2 процента. Закон Иркутской области от 8 октября 2007 года № 75-ОЗ «О налоге на имущество» (в редакции от 19.11.2009 N 85/51-оз)

Налоговые льготы в Иркутской области устанавливаются, в отношении приобретенного и (или) вновь созданного имущества (ранее не являвшегося объектом налогообложения по налогу на территории Иркутской области). А также достроенного, дооборудованного, реконструированного, модернизированного и (или) технически перевооруженного имущества на сумму увеличения его первоначальной стоимости, согласно определенного перечня видов экономической деятельности.

- 25 процентов от установленной налоговой ставки в течение налогового периода, в котором указанное имущество принято к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если стоимость имущества составляет более 10 миллионов рублей;

- 25 процентов от установленной налоговой ставки в течение налогового периода, в котором указанное имущество принято к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, и в размере 50 процентов от установленной налоговой ставки в течение следующего налогового периода, если стоимость имущества составляет более 50 миллионов рублей;

- 25 процентов от установленной налоговой ставки в течение налогового периода, в котором указанное имущество принято к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, и в размере 50 процентов от установленной налоговой ставки в течение двух следующих налоговых периодов, если стоимость имущества составляет более 100 миллионов рублей. (Закон Иркутской области от 8 октября 2007 года № 75-ОЗ «О налоге на имущество») (в редакции от 19.11.2009 N 85/51-оз)

По виду имущества  предприятия: льготы предоставляются  предприятиям МЧС, аварийно-спасательным службам, бюджетным организациям, предприятиям судебно-исполнительной власти, уголовной исполнительной системы, религиозным организациям, общественным организациям инвалидов, музеям, хранилищам, библиотекам, организациям, осуществляющим деятельность по выпуску медицинских протезно-ортопедических аппаратов, организациям, осуществляющие деятельность в отношении космических объектов, ядерных установок и др.

Не облагается имущество, предназначенное для лечебно-оздоровительной деятельности, спортивных мероприятий и т.д.( Ст. 381 НК РФ).

Всего в Иркутской области зарегистрировано 959 тысяч собственников, владеющих 795 тысячами объектов недвижимого имущества – квартирами, домами, дачами, гаражами. В г. Иркутске – 271 тыс. налогоплательщиков, которым принадлежит 217 тысяч объектов недвижимости.  
При этом 30% собственников являются льготниками (в основном это пенсионеры) и, соответственно, не должны уплачивать налог на имущество физических лиц. В 2011 году жителями региона было уплачено 433 млн рублей налога на имущество; в г. Иркутске – более 150 млн рублей. 

Налог на игорный  бизнес

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" органам государственной власти субъектов Российской Федерации было предоставлено право до 1 июля 2007 года принять решение о запрете начиная с 1 июля 2007 года на их территории (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр. При этом решения о запрете или ограничениях данной деятельности, принятые ими до 1 января 2007 года, сохраняют свое действие. 
   Таким образом, в соответствии с Законом Иркутской области от 14.06.2007 N 38-оз "О запрете на территории Иркутской области деятельности по организации и проведению азартных игр" с 1 июля игорные заведения в Иркутской области должны быть закрыты, а соответствующие объекты игорного бизнеса - сняты с учета в налоговом органе. 
   В соответствии с пунктом 4 статьи 366 главы 29 "Налог на игорный бизнес" НК РФ снятие с учета объектов налогообложения налогом на игорный бизнес производится на основании заявления налогоплательщика, представленного в налоговый орган. 
   В случае проведения осмотра помещений, используемых для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, должностными лицами налогового органа может быть выявлено фактическое отсутствие игровых автоматов, зарегистрированных в данном налоговом органе, и установлен факт их регистрации в налоговых органах других субъектов Российской Федерации. 
   В описанной ситуации основанием для снятия с учета игровых автоматов на территории данного субъекта Российской Федерации будет являться их регистрация в налоговом органе на территории другого субъекта Российской Федерации. В этом случае протокол осмотра помещений, в которых ранее размещались игровые автоматы, будет являться документом, подтверждающим фактическое отсутствие игровых автоматов на проверенной территории. 
   Налогообложение игрового автомата, не снятого с учета на территории одного субъекта Российской Федерации, но при этом зарегистрированного на территории другого субъекта Российской Федерации, осуществляется в субъекте Российской Федерации, где игровой автомат не снят с учета, до момента регистрации этого игрового автомата на территории другого субъекта Российской Федерации. 
   При этом особенности налогообложения игровых автоматов, связанные с их перемещением, доведены до ФНС России письмом Минфина России от 10.05.2006 N 03-06-05-02/05. 
    Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:

1) за один игровой  стол - от 25000 до 125000 рублей;

2) за один игровой  автомат - от 1500 до 7500 рублей;

3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - от 25000 до 125000 рублей.

2. В случае, если ставки  налогов не установлены законами  субъектов Российской Федерации,  ставки налогов устанавливаются  в следующих размерах:

1) за один игровой  стол - 25000 рублей;

2) за один игровой  автомат - 1500 рублей;

3) за одну кассу  тотализатора или одну кассу  букмекерской конторы - 25000 рублей.

Основная часть доходов  Иркутской области формируется  за счет отчислений от федеральных  налогов. Собственные налоги покрывают  менее 15 процентов расходных потребностей региональных бюджетов. При этом полномочия по регулированию данных налогов на региональном уровне весьма ограничены.

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ

2. Налоговый  кодекс Российской Федерации  часть вторая от 5 августа 2000 г.  №117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря  2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2004 г.)

3. Гутнов Е.  В. Правовое значение объекта налогообложения // Изв. вузов. Правоведение. 2002. № 2.

4. Карпова В.В., Лукина Н.В., Иванова Н.М. и др. Все налоги России: документы,  комментарии, разъяснения. М., Инфра-М, 2003.

5. Налоги и  налоговое право./Под ред. Брызгалина  А.В. - М.: Дрофа, 1998

6. Самсонов Н.Ф., Баранникова Н.П., Стокова И.И.  Финансы на макроуровне: Учебное  пособие для вузов. - М.: Высшая  школа, 1998

7. Химичева Н.И.  Налоговое право: Учебник. М.: Инфра-М, 1997

8. Черник Д.Г., Воронков В.А., Глинкин А.А. и  др. Налоги: учеб. пособие для вузов. М., Юнита, 1994.

9. Юткина Т.Н.  Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: Экономиста, 1999

10. Барулин С.В.  Налоги как инструмент государственного  регулирования экономики // Финансы,  №1-1996.

11. Брызгалин  А. В. Принципы налогового права: теория и практика // Законодательство и экономика. 2003. № 19-20.

12. Гулаев В.И.  Налоги - состояние, проблемы и  решения // Финансы, №6-1995.

13. Дубов В.  В. Действующая налоговая система  и пути её совершенствования. // Финансы. - 1997. - № 4.

14. Жевакин С.Н.  Общие проблемы налоговой системы  Российской Федерации // Государство  и право, №1-1995

15. Ивлиева М.  Ф. К понятию налога и объекта  налогообложения // Вестник Московского  университета. Сер. II, Право. 2002. № 3.

16. Князев В.  Совершенствование налоговой системы и подготовка кадров для налоговой службы. // Налоги. - 1997. - № 2. С. 28-33.

17. Маклур Ч.Е.  Налоговая политика для России // МЭМО, №8-1993.

18. Никитин С., Глазова Е., Степанова М. Налоги  в странах рыночной экономики  и в России // МЭМО, №4-1996.

19. Павлова Л.  П. Проблемы совершенствования  налогообложения в Российской  Федерации // Финансы. 2001. № 1.

20. Панков В.  Налоги и налоговая политика-96 // РЭЖ, №1-1996.

21. Пеньков Б.  Оптимизация налоговой системы  // Экономист, №5-1996

22. Сорокина Е.Л. Налоговая система России // ЭКО, №3-1994.

23. Стеркин Ф.  М., Николаев К. Н. Налоговый  кодекс: все, что вы должны государству  // Деньги. 2005. Май (№18).

24. Тернова Л.  В. Налоговая ответственность  - самостоятельный вид юридической  ответственности // Финансы. 2003. № 9.

25. Шараев С.  Ю. Законность и правопорядок  в сфере налоговых отношений  // Законодательство и экономика. 2001. № 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Функционирование  и развитие региональной экономической  системы Российской Федерации происходит в условиях глубокого кризиса отечественной модели территориального воспроизводства. Современная специфика регионального развития России обуславливает особую важность переосмысления положений налоговой политики, прежде всего тех вопросов, которые связаны с пониманием роли налогов в жизнедеятельности общественной системы в целом, выявлением возможностей их использования для решения насущных воспроизводственных проблем территории, разработкой методических подходов к организации процесса налогового регулирования социально-экономической сферы регионов.

После рассмотрения основных положений региональных налогов, можно сделать заключение о том, что данные налоги представляют огромный интерес при их изучении. И оказывают  непосредственное влияние на экономику субъектов РФ. В свою очередь федеральный бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики, повышения эффективности производства, средством привлечения дополнительных инвестиций для развития региональной экономики. Используя такой инструмент, как налоги, государство может стимулировать или, наоборот, сдерживать развитие отдельных отраслей экономики. Это осуществляется посредством определения перечня налогов, налоговых ставок или налоговых льгот для отдельных хозяйствующих субъектов или видов деятельности. Регулирование и стимулирование региональной экономики осуществляется также посредством финансирования из федерального бюджета.

Но, к сожалению, региональное налогообложение сталкивается с рядом проблем, в частности: со снижением налоговых поступлений в бюджеты субъектов из за отмены большинства региональных налогов; ограниченностью полномочий региональных властей; многочисленные судебные издержки по вопросам уклонения от уплаты налогов, просрочки платежей и т.д.

Информация о работе Особенности взимания региональных налогов