Особенности взимания региональных налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации, становятся региональные налоги. Они призваны обеспечить регионы финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, правительство региона воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства.

Содержание работы

Глава 1. Региональные налоги. Общие положения.
1.1 Региональные налоги, их сущность и значение
1.2. Роль региональных налогов в пополнении бюджета
1.3. Основные элементы региональных налогов
Глава 2. Виды региональных налогов и порядок их применения.
2.1 Транспортный налог
2.2 Налог на имущество предприятий
2.3 Налог на игорный бизнес
2.4 Порядок применения налоговой ответственности
Глава 3. Особенности установления и взимания региональных налогов и сборов
3.1 Региональное налогообложение на примере Ленинградской области на 2010-2011 год
3.2 Региональное налогообложение на примере Иркутской области на 2010-2011 год

Файлы: 1 файл

курсовая по налогам.doc

— 590.50 Кб (Скачать файл)

Основные  понятия по данному налогу (ст. 364 Кодекса):

- игорный бизнес — предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и платы за проведение азартных игр, а также пари;

- азартная игра — основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения по правилам, установленным последним;

- игровой стол — специально оборудованное место с одним или несколькими игровыми полями, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, в которых организатор игорного заведения через своих представителей участвует как сторона или как организатор;

- игровое поле — специальное место на игровом столе, оборудованное в соответствии с правилами азартной игры, где проводится азартная игра с любым количеством участников и только с одним представителем организатора игорного заведения, участвующим в указанной игре;

- игровой автомат — специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения;

- касса тотализатора или букмекерской конторы — специально оборудованное место, где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.  

Налогоплательщики: организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую  деятельность в сфере игорного бизнеса.  

Объекты налогообложения: игровые столы, предназначенные для проведения азартных игр, игровые автоматы, кассы тотализаторов, кассы букмекерских контор. Каждый из этих объектов налогообложения (а также любое изменение их количества) подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки объекта не позднее чем за два рабочих дня до даты его установки (изменения количества объектов).

По  каждому из указанных выше объектов обложения база определяется отдельно как общее количество соответствующих  объектов налогообложения.

Налоговый период — календарный месяц.  

Ставки  налога устанавливаются субъектами РФ в следующих пределах:

- за один игровой стол — 25–125 тыс. руб.,

- за один игровой автомат — 1,5–7,5 тыс. руб.,

- за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы — 25–125 тыс. руб.

В случае если ставки налогов не установлены  законами субъектов РФ, они устанавливаются  в минимальных размерах, указанных  выше.

В соответствии с законодательством Санкт-Петербурга начиная с 2005 г. были установлены  максимальные ставки налога на игорный бизнес: 125; 7,5 и 125 тыс. руб. (в 2004 г. они составляли соответственно: 75, 4,5 и 75 тыс. руб.).

Порядок исчисления определен ст. 370 Кодекса. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой  базы, установленной по каждому объекту обложения, и ставки налога, принятой для каждого объекта обложения.

Налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в  налоговый орган по месту его  учета в качестве налогоплательщика  ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговой декларации утверждается Минфином. Налоговая декларация заполняется налогоплательщиком с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период.

Порядок и сроки уплаты. Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком не позднее  срока, установленного для подачи налоговой  декларации за соответствующий налоговый  период, в соответствии со ст. 370 Кодекса.

Согласно Федеральному закону РФ от 29.12.2006 N 244-ФЗ с 1 июля 2009 года разрешена деятельность только тех игорных заведений, которые имеют разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. Вне игорных зон может быть организована только деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

В соответствии с Законом в России будут создаваться четыре игорные  зоны на территории пяти субъектов  РФ (Алтайский край, Калининградская область, Приморский край, Краснодарский край и Ростовская область).

2.4. Порядок применения налоговой ответственности

Статьей 106 Налогового кодекса  Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) определено, что налоговым правонарушением  признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.

Вина, противоправность деяния и наличие  санкции за данное деяние являются обязательными признаками налогового правонарушения, которые образуют его состав.

В соответствии с пунктом 1 статьи 114 НК РФ мерой ответственности  за совершение правонарушения является налоговая санкция, которая должна быть направлена, в том числе, на предотвращение повторного совершения плательщиком налогового правонарушения. Субъектом ответственности может стать организация либо физическое лицо не младше 16 лет (ст.107 НК РФ).

Согласно  пункту 2 статьи 114 Кодекса налоговые  санкции устанавливаются и применяются только в виде денежного штрафа, т.е. налоговая ответственность имеет имущественный характер. Однако необходимо оговориться, что оплата плательщиком налоговых санкций не освобождает его от уплаты соответствующих сумм налогов.

Привлечение плательщиков к налоговой ответственности  не носит тотальный характер. Так, статья 109 НК РФ содержит перечень обстоятельств, наличие хотя бы одного из которых  исключает возможность привлечение  лица к ответственности:

1. отсутствие события налогового правонарушения;

2. отсутствие вины лица в совершении  налогового правонарушения;

3. совершение  деяния, содержащего признаки налогового  правонарушения, физическим лицом,  не достигшим к моменту совершения  деяния шестнадцатилетнего возраста;

4. истечение сроков  давности привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

Рассмотрим каждый пункт  более подробно.

Событие налогового правонарушения - это юридический факт, который  выражается в неправомерном поведении  плательщика, в нарушении норм законодательства о налогах и сборах.

Наличие события правонарушения обязан доказать налоговый орган. Если оно не доказано, нет оснований  для привлечения лица к ответственности.

Согласно  пункту 8 статьи 101 НК РФ в решении  инспекции о привлечении лица к налоговой ответственности должны быть изложены обстоятельства совершенного правонарушения и приведены ссылки на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Неисполнение налоговым органом данного требования означает недоказанность наличия события налогового правонарушения в действиях плательщика. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в его пользу.

Важнейшая роль в законодательстве отведена такому фактору как вина налогоплательщика.

Итак, вина плательщика является необходимым  условием для привлечения его  к налоговой ответственности. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, приведены  в статье 111 НК РФ. Однако данный перечень является открытым в силу того, что с 01.01.2007 года суды и налоговые органы, рассматривающие дела о налоговых правонарушениях, получили право признавать в качестве обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения, иные обстоятельства, помимо тех, что указаны в статье 111 Кодекса.

Статьей 110 НК РФ определено, что виновным в  совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. И если в отношении физических лиц вопросов не возникает, то по юридическим лицам необходимо уточнить, что вина организации определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение правонарушения.

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 №202-О отсутствие вины при нарушении обязательств в публично-правовой сфере является одним из обстоятельств, исключающих применение санкций, поскольку свидетельствует об отсутствии самого состава правонарушения.

Еще одним фактором, определяющим возможность привлечения к ответственности, является срок давности.

Так, согласно пункту 1 статьи 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня  его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности, истекли три года.

Исчисление срока давности определено налоговым законодательством и применяется относительно конкретного налогового правонарушения.

Помимо  исключения ответственности за совершение правонарушения налоговым законодательством  предусмотрена также возможность  смягчения санкций, если состав правонарушения носит явный характер.

Статья 112 НК РФ предусматривает перечень обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, - это совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. Данный перечень, как и в случае со статьей 111 НК РФ, является открытым.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 112 Кодекса суды и  налоговые органы имеют право  признавать смягчающими неограниченный круг обстоятельств.

Наличие хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность, позволяет  суду снизить размер налоговой санкции  не менее чем в два раза. Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд и налоговый орган по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.

Однако, не стоит забывать о том, что ответственность за налоговое правонарушение может  быть не только смягчена, но и увеличена.

В силу статьи 112 НК РФ обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Плательщик  считается привлеченным к налоговой  ответственности в течение 12 месяцев  с момента вступления в силу решения  суда или налогового органа о применении налоговой санкции. Совершение в этот промежуток времени аналогичного правонарушения будет являться отягчающим ответственность обстоятельством и основанием для увеличения штрафа на 100 процентов.

Помимо прочего, налогоплательщик должен знать, что согласно пункту 2 статьи 108 НК РФ, никто не может быть дважды привлечен к ответственности за совершение одного и того же правонарушения. 

Глава 3. Особенности установления и взимания региональных налогов и сборов  

3.1. Региональное налогообложение на примере Иркутской области на 2010-2011 год

 
Налоговые поступления формируют  необходимую финансовую базу для  операций областными властями в экономической  сфере, а сама структура, объемы и  методы налоговых изъятий создают  возможность целенаправленного воздействия со стороны Правительства Иркутской области на темпы и пропорции накопления общественного денежного и производительного капитала. А так же позволяют ему контролировать практический весь совокупный общественный спрос.

Сегодня региональные налоги - важный источник формирования бюджета региона, им уделяется особое внимание со стороны Правительства области и налоговых органов. УФНС Росси по Иркутской области входит в состав антикризисных комиссий и групп, созданных при Правительстве, где реализует конкретные меры по увеличению налоговой базы и собираемости. В 2010 году налоговый доход в бюджет Иркутской области составил 5 процентов, тогда как среднероссийские показатели и показатели в целом по Сибирскому Федеральному округу имели отрицательную динамику - 13,5% и 8,5% соответственно. И в 2011 году по темпам роста платежей регион продолжает опережать среднероссийский уровень.

Кроме того, по итогам 2010 года область заняла второе место  в Сибирском федеральном округе по объему доходов территориального бюджета. При этом в рейтингах субъектов округа по производству регионального продукта в основных секторах экономики Иркутская область, в среднем, находится на 4 месте. По данным Иркутского областного Комитета статистики Данная статистика свидетельствует не только о высокой налоговой отдаче в регионе, но и об эффективном использовании налогового потенциала, в том числе за счет работы налоговых органов.  

Транспортный налог

Право установления и введения транспортного налога на территории Иркутской области отнесено к компетенции законодательных (представительных) органов власти области.

Налоговые ставки установлены законом Иркутской области соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в размерах, указанных в приложении 1. Данные ставки транспортного налога действует для всех автотранспортных средств, зарегистрированных в Иркутской области, для всех городов, муниципальных районов: Иркутск, Братск, Ангарск, Усть-Илимск, Усолье-Сибирское, Черемхово, Шелехов, Тулун, Усть-Кут, Саянск, Нижнеудинск, Тайшет, Зима, Железногорск-Илимский, Вихоревка, Слюдянка, Чунский, Бодайбо, Байкальск. (Закон Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области "О транспортном налоге" от 08.11.2010 №111-оз).

Информация о работе Особенности взимания региональных налогов