Перспективы развития налогообложения малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Развитие малого предпринимательства в России является одним из важнейших направлений решения экономических и социальных проблем на федеральном и региональном уровне. В «Основных направлениях налоговой политики на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» подчёркивается, что «для ускорения темпов экономического роста, борьбы с бедностью и развития инноваций, нужно стимулировать создание малых предприятий, повышать их конкурентоспособность, увеличивать занятость работников в данном секторе экономики». В свою очередь обеспечение высоких темпов экономического роста может создать необходимые условия для изменений в социальной сфере: в росте реальных доходов населения, уменьшении безработицы, повышении уровня жизни населения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения малого предпринимательства.
1.1. Малое предпринимательство как субъект налоговых правоотношений
1.2. Налоговые методы государственной поддержки малого бизнеса в России
Глава 2. Анализ действия механизма применения специальных режимов налогообложения субъектами малого предпринимательства.
2.1. Упрощенная система налогообложения
2.2. Особенности применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента
2.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход
Глава 3. Перспективы развития налогообложения малого предпринимательства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

гп в сфере мп.docx

— 93.65 Кб (Скачать файл)

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения малого предпринимательства.

1.1. Малое предпринимательство как  субъект налоговых правоотношений

1.2. Налоговые методы государственной  поддержки малого бизнеса в  России

Глава 2. Анализ действия механизма применения специальных режимов налогообложения субъектами малого предпринимательства.

2.1. Упрощенная система налогообложения

2.2. Особенности применения упрощенной  системы налогообложения индивидуальными  предпринимателями на основе  патента

2.3. Система налогообложения в  виде единого налога на вмененный  доход

Глава 3. Перспективы развития налогообложения малого предпринимательства

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Развитие малого предпринимательства  в России является одним из важнейших  направлений решения экономических  и социальных проблем на федеральном  и региональном уровне. В «Основных  направлениях налоговой политики на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» подчёркивается, что «для ускорения темпов экономического роста, борьбы с бедностью и развития инноваций, нужно стимулировать  создание малых предприятий, повышать их конкурентоспособность, увеличивать  занятость работников в данном секторе  экономики». В свою очередь обеспечение  высоких темпов экономического роста  может создать необходимые условия  для изменений в социальной сфере: в росте реальных доходов населения, уменьшении безработицы, повышении  уровня жизни населения.

Таким образом, развитие малого предпринимательства  имеет большое значение для уменьшения безработицы, увеличения реальных доходов  населения, формирования доходной базы бюджета, повышения конкурентоспособности  и, как следствие, ускорения экономического роста.

В современной мировой экономике  насчитывается 50 миллионов фирм -разнообразных  предпринимательских структур, из которых 78% относятся к малому предпринимательству. Свыше 20 миллионов фирм функционирует  в США. В странах Европейского Союза насчитывается 23 миллиона малых  предприятий, которые обеспечивают 70% занятости в частном секторе, дают 57% общего оборота и 53% добавленной  стоимости. В Японии насчитывается  свыше 7 миллионов малых предприятий. Малое предпринимательство производит 70% ВВП Японии и 73% ВВП Италии.

Большое влияние на развитие малого предпринимательства оказывает  налогообложение. Определяя объем  взимаемых налогов с субъектов  малого предпринимательства, государство  оказывает воздействие на объем  финансовых ресурсов, используемых субъектами малого предпринимательства на простое  или расширенное воспроизводство, на уровень занятости, а также  на уровень поступлений налогов  в бюджет.

Мировой опыт свидетельствует о  наличии двух подходов к налогообложению  субъектов малого предпринимательства: первый заключается в сохранении всех видов налогов, но предусматривает  упрощение порядка их расчета, второй подход заключается в использовании  специальных (льготных) режимов налогообложения.

Российская практика применения специальных  режимов налогообложения субъектов  малого предпринимательства (упрощенной системы налогообложения и единого  налога на вмененный доход для  отдельных видов деятельности) и  общего режима налогообложения показала, что отдельные положения данных режимов налогообложения содержат серьезные проблемы, которые нуждаются  в решении.

Таким образом, актуальность данной работы обусловлена несовершенством налогообложения  субъектов малого предпринимательства.

Объект данной работы - налогообложение  малого бизнеса.

Целью работы является рассмотрение теоретических аспектов налогообложения  малого предпринимательства и анализ действия механизма применения специальных  режимов налогообложения субъектами малого предпринимательства.

Глава 1. Теоретические  аспекты налогообложения малого предпринимательства

1.1 Малое предпринимательство как  субъект налоговых правоотношений

Малыми предприятиями в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» являются внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная  доля участия субъектов Российской  Федерации, муниципальных образований,  иностранных юридических лиц  или иностранных граждан в  уставном капитале указанных  юридических лиц не должна  превышать двадцать пять;

2) средняя численность работников  за предшествующий календарный  год не должна превышать следующие  предельные значения средней  численности работников для каждой  категории субъектов малого и  среднего предпринимательства (вступает  в силу с 1 января 2010 года):

a) от ста одного до двухсот  пятидесяти человек включительно  для средних предприятий;

b) до ста человек включительно  для малых предприятий; среди  малых предприятий выделяются  микропредприятия - до пятнадцати  человек;

3) выручка от реализации товаров  (работ, услуг) без учета налога  на добавленную стоимость или  балансовая стоимость активов  (остаточная стоимость основных  средств и нематериальных активов)  за предшествующий календарный  год не должна превышать предельные  значения, установленные Правительством  Российской Федерации для каждой  категории субъектов малого и  среднего предпринимательства.

Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление  и развитие его является одной  из основных проблем экономической  политики в условиях перехода от административно-командной  экономики к рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы  экономического роста, структуру и  качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Поэтому  абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

В России развитие малого предпринимательства  определено в качестве приоритетной задачи экономической политики - обеспечения  развития малого предпринимательства  и повышение конкурентоспособности  продукции, базовые направления  которой отражаются в ежегодном  Послании Президента РФ Федеральному Собранию.

Развитие малого предпринимательства  на региональном уровне является одним  из условий полноценной интеграции экономики России в мировую экономику. Вместе с тем экономика многих регионов по уровню развития малого предпринимательства  не готова к вступлению во Всемирную  торговую организацию. В этой связи  чтобы предотвратить рост безработицы  в машиностроении, легкой, пищевой  и других отраслях промышленности необходимо развивать малое предпринимательство, причем, прежде всего в сфере высоких  технологий и производства товаров  и услуг, комплектующих изделий  и деталей с высокой добавленной  стоимостью.

Вместе с тем, в России зарегистрировано 950 тысяч малых фирм и 12 миллионов  частных предпринимателей, в том  числе 14-15% - в промышленности, остальные - в торговле, общественном питании  и посреднических услугах. Малый  бизнес производит 17% ВВП России. Данную информацию Госкомстата РФ подтверждают и представители научного сообщества.

Вклад малого бизнеса в экономику  России существенно уступает общемировым  тенденциям. Низкий уровень развития малого предпринимательства в России (17% ВВП против 67% в странах ЕС) тормозит развитие интеграционных процессов  между Россией и странами ЕС.

В современной мировой экономике  насчитывается примерно 50 миллионов  разнообразных предпринимательских  структур, из которых 68% относятся к  малому бизнесу. В условиях углубления процессов разделения труда под  влиянием глобализации количество малых  фирм постоянно растёт. Можно проследить следующую закономерность: чем больше эффективно работающих конкурентоспособных  малых предпринимателей в промышленности, строительстве и инновационной  сфере, тем больше вклад сектора  малого предпринимательства в ВВП  и выше темпы экономического роста. В связи с этим укрепление экономического и инновационного потенциала государства  начинается, в первую очередь, с локальных  рынков, способствующих росту благосостояния населения.

В зарубежных странах малое предпринимательство  является главной сферой занятости  населения. Для сравнения приведем обобщение основных показателей, характеризующих  состояние малого предпринимательства  по следующим странам: Великобритания, Германия, Италия, Франция, США, Япония и Россия.

Таблица 1.Сравнение показателей, характеризующих состояние малого бизнеса, в различных странах в 2006 году. Рунов А.В. Системы поддержки и развития малого бизнеса за рубежом. М., 2007.с.23.

 

Страна

Кол-во МП, тыс.

Кол-во МП на 1000 жителей

Занято в МП, млн. чел.

Доля МП к общей численности  занятых, %

Доля МП в ВВП, %

 

Великобритания

2 630

46

13,6

49

50-53

 

Германия

2 290

37

18,5

46

50-52

 

Италия

3 920

68

16,8

73

57-60

 

Франция

1 980

35

15,2

54

55-62

 

США

19 300

74,2

70,2

54

50-52

 

Япония

6 450

49,6

39,5

78

52-55

 

Россия

950

7,9

12,1

16

15-18

 
             

На основе представленных данных совершенно очевидно, что по количеству малых  предприятий лидирующую позицию  занимают США (19 300 тыс.), Япония (6 450 тыс.), Италия (3 920 тыс.), Великобритания (2 630 тыс.), Германия (2 290 тыс.), Франция (1 980 тыс.). На последнем месте находится Россия (950 тыс.), занимающая наименьшие позиции  как в доле малых и средних  предприятий в общей численности  занятых - 16%, так и по доле в ВВП (15-18%).

Малый бизнес имеет ряд преимуществ. Именно он формирует конкурентную сферу, создает дополнительные рабочие  места, оперативно внедряет передовые  достижения, перестраивает производство в зависимости от соотношений  спроса и предложения, не требует  повышенных первоначальных затрат. Увеличение количества малых предприятий, повышение  их эффективности - не самоцель, а реальный шаг на пути формирования рыночной среды, обеспечения условий для  экономического роста и на этой основе повышения благосостояния россиян.

Количество малых предприятий  в Самарской области по состоянию  на 01.04.2008г. составило 90 тыс. единиц - это 78,2% от общего числа действующих  организаций области, из них почти 30 тыс. малых предприятий и около 60 тыс. предпринимателей без образования  юридического лица. По сравнению с  аналогичным периодом 2006 года их число  сократилось на 1,2%. Однако, учитывая рост стоимостных показателей это свидетельствует о переходе малых предприятий к более эффективной деятельности. В Самарской области на 1000 жителей приходится 9,2 малых предприятий, в Приволжском федеральном округе и России данный показатель составляет, соответственно, 6,2 и 7,9.

Структура малого бизнеса в Самарской  области неравномерна.

Диаграмма 1. Структура малого бизнеса по отраслям в Самарской области, 2007 год. Итоги социально-экономического развития Самарской области в 2007 году // Сайт Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области www.economy.samregion.ru

Как видно из диаграммы, большая  часть субъектов малого бизнеса  занята в торговле (оптовой и розничной) - 52,6%, равные сектора занимают предприятия, занимающиеся строительством (13,1%) и  операциями с недвижимым имуществом (13,1%). Обрабатывающие производства занимают 6,9%, транспорт и связь - 4,3%.

Численность постоянно занятых  на малых предприятиях составила 211,5 тыс. человек - 17% от среднесписочной  численности работников предприятий  и организаций всех видов экономической  деятельности области, с учетом предпринимателей без образования юридического лица в малом бизнесе их доля составляет 19,3% от всех занятых в экономике, или чуть более 240 тыс. Среднемесячная заработная плата работников увеличилась  на 22,6% и составила 7149 рублей.

Оборот малых организаций составляет 34,9% в обороте всех организаций  области. По объему оборота малых  предприятий на душу населения Самарская  область занимает пятое место  среди регионов России и первое - среди регионов ПФО.

1.2 Налоговые методы государственной  поддержки малого бизнеса в  России

Государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», издаваемые в соответствии с ним иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства  Российской Федерации, а также законами и иными нормативно-правовыми  актами субъектов Российской Федерации. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

- формирование инфраструктуры  поддержки и развития малого  предпринимательства;

- создание льготных условий  использования субъектами малого  предпринимательства государственных  финансовых, материально-технических  и информационных ресурсов, а  также научно-технических разработок  и технологий;

- установление упрощенного порядка  регистрации субъектов малого  предпринимательства, лицензирования  их деятельности, сертификации их  продукции, представления государственной  статистической и бухгалтерской  отчетности;

- поддержка внешнеэкономической  деятельности субъектов малого  предпринимательства, включая содействие  развитию их торговых, научно-технических,  производственных, информационных  связей с зарубежными государствами;

Информация о работе Перспективы развития налогообложения малого предпринимательства