Перспективы развития налогообложения малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Развитие малого предпринимательства в России является одним из важнейших направлений решения экономических и социальных проблем на федеральном и региональном уровне. В «Основных направлениях налоговой политики на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» подчёркивается, что «для ускорения темпов экономического роста, борьбы с бедностью и развития инноваций, нужно стимулировать создание малых предприятий, повышать их конкурентоспособность, увеличивать занятость работников в данном секторе экономики». В свою очередь обеспечение высоких темпов экономического роста может создать необходимые условия для изменений в социальной сфере: в росте реальных доходов населения, уменьшении безработицы, повышении уровня жизни населения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения малого предпринимательства.
1.1. Малое предпринимательство как субъект налоговых правоотношений
1.2. Налоговые методы государственной поддержки малого бизнеса в России
Глава 2. Анализ действия механизма применения специальных режимов налогообложения субъектами малого предпринимательства.
2.1. Упрощенная система налогообложения
2.2. Особенности применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента
2.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход
Глава 3. Перспективы развития налогообложения малого предпринимательства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

гп в сфере мп.docx

— 93.65 Кб (Скачать файл)

30) услуги нянь, домработниц, услуги  по уборке квартир и служебных  помещений;

31) услуги по стирке, глажению, химической  чистке изделий;

32) ремонт квартир;

33) художественно-оформительские и  дизайнерские работы;

34) чертежно-графические работы;

35) переплетные работы;

36) услуги по приему стеклопосуды  и вторичного сырья, за исключением  металлолома;

37) резка стекла и зеркал;

38) банные услуги, услуги саун  и соляриев;

39) выпечка хлебобулочных и кондитерских  изделий;

40) сдача в аренду квартир  и гаражей;

41) ветеринарное обслуживание;

42) ритуальные услуги.

Вводить систему налогообложения  в виде патента на определенной территории и определять перечень видов деятельности и вести расчет стоимости патента, а также право выбора: работать по упрощенной системе налогообложения  или по патенту - остается за субъектами РФ.

На предпринимателей, перешедших на работу по патенту, распространяются нормы, установленные ст. ст. 346.11 - 346.25 НК РФ, но с учетом особенностей, предусмотренных  ст. 346.25.1 НК РФ.

Патент выдается по выбору налогоплательщика  на один из следующих периодов, начинающихся с первого числа квартала: квартал, полугодие, девять месяцев, год.

Форма патента утверждается федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области  налогов и сборов.

Годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой  ставке, предусмотренной п. 1 ст. 346.20 НК РФ (6%), процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской  деятельности потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.

Размер потенциально возможного к  получению индивидуальным предпринимателем годового дохода устанавливается законами субъектов РФ по каждому из видов  предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение УСН на основе патента. При этом в  соответствии с п. 7 ст. 346.25.1 НК РФ допускается  дифференциация такого годового дохода с учетом особенностей и места  ведения предпринимательской деятельности на территории соответствующего субъекта РФ.

В соответствии с Законом от 26.09.2006г. «Об упрощенной системе налогообложения  на основе патента на территории Самарской  области» размеры потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода:

- для видов предпринимательской  деятельности, предусмотренных пунктами 1-20, 22, 25-38, 41, 42 - 102 000 рублей;

- для видов предпринимательской  деятельности, предусмотренных пунктами 21, 24 статьи - 163 000 рублей;

- для вида предпринимательской  деятельности, предусмотренного пунктом  23 статьи - 81 000 рублей;

- для вида предпринимательской  деятельности, предусмотренного пунктом  39 - 37 000 рублей;

- для вида предпринимательской  деятельности, предусмотренного пунктом  40 - 30 000 рублей.

В случае если вид предпринимательской  деятельности входит в перечень видов  предпринимательской деятельности, в отношении которых может  применяться система налогообложения  в виде ЕНВД для отдельных видов  деятельности, размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по данному виду предпринимательской  деятельности не может превышать  величину базовой доходности, установленной  ст. 346.29 НК РФ в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности, умноженную на 30 (п. 7 ст. 346.25.1 НК РФ).

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН на основе патента, в срок не позднее 25 дней после начала осуществления предпринимательской  деятельности на основе патента производят оплату одной трети стоимости  патента. Например, индивидуальный предприниматель, получивший патент с 1 апреля на полугодие, производит оплату одной трети стоимости  патента в срок не позднее 25 апреля.

В соответствии с п. 10 ст. 346.25.1 НК РФ оплата оставшейся части стоимости  патента производится налогоплательщиком не позднее 25 дней со дня окончания  периода, на который был получен  патент. Исходя из условий предыдущего  примера, предприниматель обязан оплатить оставшуюся часть стоимости патента (то есть 2/3 стоимости) не позднее 25 октября.

Патент выдается при соблюдении следующих условий:

- если общее число работников, занятых в организации, не превышает  предельной численности, установленной  в соответствии с настоящим  Федеральным законом;

- если организация не имеет  просроченной задолженности по  уплате налогов и иных обязательных  платежей за предыдущий отчетный  период;

- если организацией своевременно  сданы необходимые расчеты по  налогам и бухгалтерская отчетность  за предыдущий отчетный период.

Патентная система применима прежде всего в торговле и в бытовом  обслуживании населения. Все предприятия  торговли, оптово-розничные товарные рынки, торговые точки и предприятия  бытового обслуживания и общественного  питания согласно закону должны вести  сложную бухгалтерскую документацию, подвергаясь при этом периодическим  проверкам со стороны налоговой  инспекции. Упрощенная система в  этом случае "не работает". Не менее  половины, а то и две трети выручки  проходит мимо кассовых аппаратов. Серьезные  неудобства в деятельности мелких предпринимателей сочетаются со значительными потерями для бюджета. Попавшиеся на нарушении  налогового законодательства подвергаются громадным финансовым санкциям, порой  способным полностью разорить мелкого  предпринимателя. При этом вопреки  бытующему мнению не следует думать, что любой, кто нарушает закон, делает это специально и сознательно. Малое  предприятие просто не в состоянии  нанять квалифицированного бухгалтера, успевать отслеживать все тонкости непрерывно меняющегося налогового законодательства. А индивидуальному  предпринимателю это тем более  не под силу.

Применение патентной системы  организациями и индивидуальными  предпринимателями предусматривает  замену уплаты установленных законодательством  Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов  и сборов уплатой стоимости патента. Для индивидуальных предпринимателей уплата стоимости патента заменяет уплату подоходного налога с доходов, полученных от осуществления предпринимательской  деятельности.

Объектами патентной системы могут  стать предприятия мелкорозничной и мелкооптовой торговли, общественного  питания (рынки, кафе, закусочные, аптеки, палатки, ларьки и др.), а также  объекты сферы бытового обслуживания населения (бани, парикмахерские, ателье и др.) Очень легко можно решить все вопросы, связанные с переходом  на патентную систему индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством  товаров народного потребления, печатной продукции, изделий художественного  промысла, ремонтом, торговлей, торгово-закупочной деятельностью. Патенты могут выдаваться по желанию налогоплательщика на срок от одного месяца до одного года с  последующей пролонгацией. Следует  еще раз подчеркнуть, что стоимость  патента является налогом. Простота и удобство патентной системы  для предпринимателей сочетаются с  увеличением собираемости налогов, особенно там, где добиться этого  наиболее трудно, где основная часть  расчетов осуществляется наличными  денежными средствами.

2.3 Система налогообложения  в виде единого налога на  вмененный доход

Особенностью ЕНВД в отличие  от УСН является то, что плательщик не имеет права выбора: если его  деятельность попадает под установленный  перечень, он будет обязан платить  ЕНВД. Система налогообложения в  виде ЕНВД может применяться в  отношении следующих видов деятельности:

1) оказание бытовых услуг;

2) оказание ветеринарных услуг;

3) оказание услуг по ремонту,  техническому обслуживанию и  мойке автотранспортных средств;

4) розничной торговли, осуществляемой  через магазины и павильоны  в площадью торгового зала  по каждому объекту организации  торговли не более 150 кв.м, палатки,  лотки и другие объекты организации  торговли, в том числе не имеющие  стационарной торговой площади;

5) оказания услуг по хранению  автотранспортных средств на  платных стоянках;

6) оказания бытовых услуг общественного  питания, осуществляемых при использовании  зала площадью не более 150 кв.м;

7) оказания автотранспортных услуг  по перевозке пассажиров и  грузов, осуществляемых организациями  и индивидуальными предпринимателями,  эксплуатирующими не более 20 транспортных  средств;

8) распространения и/или размещения  наружной рекламы.

Если УСН предусмотрена преимущественно  для малого бизнеса, то плательщиком вмененного налога может быть любая  организация или предприниматель - физическое лицо (однако фактически ЕНВД тоже ориентирован на малый бизнес). Иными словами, ключевое значение здесь - вид деятельности. Для многопрофильных  организаций требуется вести  раздельный учет результатов деятельности. Общим же для двух систем является то, что, как и при УСН, ЕНВД заменяет собой целый ряд налогов, уплачиваемых по общей системе, но не всех (см. Таблицу 2).

Важно также подчеркнуть, что освобождение от уплаты общих налогов предусматривается  только в части предпринимательской  деятельности, облагаемой ЕНВД. При  расчете данного налога оперируют  не фактическими стоимостными данными  по результатам деятельности хозяйствующего субъекта, а некоторыми физическими, легко проверяемыми показателями, отражающими  потенциальные возможности получения  дохода в данном виде деятельности.

Основными понятиями ЕНВД являются:

· вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины ЕНВД по установленной ставке;

· базовая доходность - условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода;

корректирующие коэффициенты базовой доходности - коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, а именно

К1 - устанавливаемый на календарный  год коэффициент-дефлятор, учитывающий  изменение потребительских цен  на товары (работы, услуги) в РФ в  предшествующем периоде. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации;

К2 - корректирующий коэффициент базовой  доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской  деятельности, в том числе ассортимент  товаров (работ, услуг), сезонность, режим  работы, величину доходов, особенности  места ведения предпринимательской  деятельности, площадь информационного  поля электронных табло, площадь  информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы, и иные особенности;

Объектом налогообложения признается вмененный доход налогоплательщика, рассчитываемый как произведение базовой  доходности по определенному виду предпринимательской  деятельности на величину физического  показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Ставка ЕНВД установлена в размере 15%. Налоговым периодом является квартал. Уплата налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Сумма ЕНВД уменьшается  на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же период времени  при выплате налогоплательщиками  вознаграждений своим работникам, а  также сумму страховых взносов  в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями  за свое страхование и на сумму  выплаченных пособий по временной  нетрудоспособности. При этом сумма  налога не может быть уменьшена более  чем на 50% по страховым взносам  на обязательное пенсионное страхование.

ЕНВД справедливо было бы назвать  региональным налогом, так как законами субъектов РФ определяются: порядок  введения единого налога на территории соответствующего субъекта РФ; виды предпринимательской  деятельности, в отношении которых  вводится ЕНВД единый налог, в пределах установленного перечня; значение коэффициента К2.

В совокупности с единым налогом  по УСН этот налог будет играть важную роль в составе доходов  местных бюджетов. Данное решение  представляется справедливым, учитывая наличие значительных резервов повышения  собираемости налогов по специальным  режимам за счет лучшего налогового администрирования именно на местном  уровне (организация рейдов, проверок полноты и своевременности уплаты налогов налогоплательщиками, находящимися и осуществляющими деятельность в конкретном муниципальном образовании).

Поступления ЕНВД в консолидированный  бюджет Самарской области в 2007 году увеличились на 117,8 млн.руб. (1,1 млрд.руб), или на 11,7%, по сравнению с 2006 годом. За первый квартал 2008 года налоговыми органами обеспечено в бюджет на 62,8 млн.руб. (276,5 млн.руб.), или на 32%, больше поступлений, чем за такой же период 2007 года. Рост поступлений произошел  из-за того, что этот специальный  налоговый режим налогоплательщики  посчитали привлекательным для  своего бизнеса и в конечной итоге  их количество увеличилось. В 2007 году количество налогоплательщиков, применяющих ЕНВД, стало на 7,8 тысячи больше, чем в 2006 году.

В 2007 году в Самарской области  налогоплательщиков, выбравших применение ЕНВД, насчитывалось 51 540, из них 13 858 - юридический лица, 37 682 - индивидуальные предприниматели.

Информация о работе Перспективы развития налогообложения малого предпринимательства