Перспективы развития налогообложения малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Развитие малого предпринимательства в России является одним из важнейших направлений решения экономических и социальных проблем на федеральном и региональном уровне. В «Основных направлениях налоговой политики на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» подчёркивается, что «для ускорения темпов экономического роста, борьбы с бедностью и развития инноваций, нужно стимулировать создание малых предприятий, повышать их конкурентоспособность, увеличивать занятость работников в данном секторе экономики». В свою очередь обеспечение высоких темпов экономического роста может создать необходимые условия для изменений в социальной сфере: в росте реальных доходов населения, уменьшении безработицы, повышении уровня жизни населения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения малого предпринимательства.
1.1. Малое предпринимательство как субъект налоговых правоотношений
1.2. Налоговые методы государственной поддержки малого бизнеса в России
Глава 2. Анализ действия механизма применения специальных режимов налогообложения субъектами малого предпринимательства.
2.1. Упрощенная система налогообложения
2.2. Особенности применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента
2.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход
Глава 3. Перспективы развития налогообложения малого предпринимательства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

гп в сфере мп.docx

— 93.65 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Специальные  налоговые режимы для субъектов  малого предпринимательства

 

Для предприятий малого бизнеса  в настоящее время существуют следующие льготные системы налогообложения:

– упрощенная система налогообложения (далее –

УСНО) с уплатой налога на выбор: 6% от дохода или 15% от разницы  между доходом и расходами;

– уплата единого налога на вмененный доход (далее – ЕНВД);

– уплата единого сельскохозяйственного налога (далее – ЕСХН);

Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения  имеет очевидные преимущества перед  общим режимом. Во-первых, здесь привлекает добровольный порядок перехода на эту  систему. Во-вторых, после уплаты единого  налога в бюджет и платежей в бюджетные  и внебюджетные фонды в распоряжении предприятия остается процент от выручки. Ведение бухгалтерского учета  и отчетности предусмотрено в  упрощенном варианте. Для субъектов  малого предпринимательства сумма, начисленного к уплате единого налога, не является фиксированной, зависит  от суммы полученной выручки.8

Организации, применяющие  упрощенную систему налогообложения, являются плательщиками налога, уплачиваемого  в связи с применением данного  спецрежима, и освобождаются от обязанности  по уплате налога на прибыль, налога на имущество и единого социального  налога. Они также не признаются плательщиками налога на добавленную  стоимость. Исключение – НДС, уплачиваемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Иные налоги уплачиваются в соответствии с законодательством  о налогах и сборах.

Кроме того, организации  на УСНО не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов. Также  ежемесячно уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Обязательные условия-ограничения:

Средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не выше 100 человек;

Доход по итогам отчетного (налогового) периода – не выше 20 млн руб. и  подлежит индексации на коэффициент-дефлятор;

Остаточная стоимость  основных средств и нематериальных активов, в том числе амортизируемых – не выше 100 млн руб.;

Доля непосредственного  участия других организаций –  не более 25% (кроме организаций с  уставным капиталом общественных организаций  инвалидов, а также организаций  потребкооперации).

Налогоплательщиками «упрощенного»  налога являются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСНО и  соблюдающие вышеназванные обязательные условия.

Не вправе применять УСНО:

организации, в том числе  иностранные, имеющие филиалы, представительства;

банки;

страховщики;

негосударственные пенсионные фонды;

инвестиционные фонды;

профессиональные участники  рынка ценных бумаг;

ломбарды;

нотариусы, занимающиеся частной  практикой, адвокаты, учредившие адвокатские  кабинеты и др. формы адвокатских  образований;

бюджетные учреждения;

организации и индивидуальные предприниматели:

занимающиеся производством  подакцизных товаров, добычей и  реализацией полезных ископаемых;

занимающиеся игорным  бизнесом;

являющиеся участниками  соглашений о разделе продукции;

переведенные на уплату единого  сельхозналога.

Порядок перехода на УСНО

Переход и возврат к  упрощенной системе налогообложения  осуществляется добровольно.

Право перехода на УСНО предоставляется  с начала календарного года при условии, если у организации по итогам девяти месяцев текущего года доход по реализации без учета НДС не превысил 15 млн  руб. и подлежит индексации на коэффициент-дефлятор (Приложение 4), установленный на 2008 год в размере 1,34.9

На индивидуальных предпринимателей указанное ограничение не распространяется.

Для перехода на УСНО организации  подают заявление в налоговый  орган по месту нахождения, а индивидуальные предприниматели – по месту жительства в период с 1 октября по 30 ноября предшествующего  года. В заявлении сообщают о размере  доходов за 9 месяцев текущего года.

Вновь созданная организация  и индивидуальный предприниматель  вправе подать заявление об использовании  УСНО в 5-дневный срок с даты постановки на налоговый учет и применять  ее с этой даты.

Если налогоплательщик перестал быть плательщиком ЕНВД до окончания  текущего года, то он вправе на основании  заявления перейти на УСНО с начала того месяца, в котором была прекращена его обязанность по уплате ЕНВД.

В случае превышения установленного дохода в 20 млн рублей и допущения  несоответствия требований и др. обязательных условий, поименованных выше, налогоплательщик, использующий УСНО, считается перешедшим на общий режим налогообложения  с того квартала, в котором допущено превышение, и уплачивает причитающиеся  налоги, предусмотренные законодательством  РФ.

Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о  переходе на общий режим в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором превысил ограничения.

Налогоплательщик имеет  право перейти на иной режим налогообложения  с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января, а вновь перейти на УСНО вправе не ранее, чем через один год  после того, как утратил право  на УСНО.

Объекты налогообложения  и налоговые ставки

I вариант, когда объектом  налогообложения выбраны доходы  – ставка 6%.

II вариант – доходы, уменьшенные  на величину расходов, – ставка 15%.

Налогоплательщик выбирает объект налогообложения самостоятельно, но не может его менять в течение 3 лет с начала применения УСНО.

Налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (о совместной деятельности) или  договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта доходы, уменьшенные на величину расходов, и применяют налоговую ставку 15%.

При использовании второго  варианта объекта налогообложения  установлен минимальный налог в  размере 1% налоговой базы.

Выбор объекта налогообложения  осуществляется до начала года, в котором  впервые применена УСНО.

В случае изменения избранного объекта налогообложения после  подачи заявления налогоплательщик обязан уведомить налоговый орган  до 20 декабря предшествующего года.

Порядок определения доходов

Налогоплательщики при определении  объекта налогообложения учитывают  следующие доходы:

– доходы от реализации;

– внереализационные доходы;

Не учитываются в составе  доходов доходы в виде полученных дивидендов, налогообложение которых  осуществляется налоговым агентом

Порядок определения расходов

При определении объекта  налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие  расходы:

1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных  средств, а также на достройку,  дооборудование, реконструкцию, модернизацию  и техническое перевооружение  основных средств;

2) расходы на приобретение  нематериальных активов, а также  создание нематериальных активов  самим налогоплательщиком;

3) расходы на приобретение  исключительных прав на изобретения,  а также прав на использование  указанных результатов интеллектуальной  деятельности на основании лицензионного  договора;

4) расходы на патентование  и (или) оплату правовых услуг  по получению правовой охраны  результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации;

5) расходы на научные  исследования и (или) опытно-конструкторские  разработки;

6) расходы на ремонт  основных средств (в том числе  арендованных);

7) арендные (в том числе  лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;

8) материальные расходы;

9) расходы на оплату  труда, выплату пособий по временной  нетрудоспособности;

10) расходы на все виды  обязательного страхования работников  и имущества, включая страховые  взносы на обязательное пенсионное  страхование, взносы на обязательное  социальное страхование от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний;

11) суммы налога на добавленную  стоимость по оплаченным товарам  (работам, услугам), приобретенным  налогоплательщиком и подлежащим  включению в состав расходов;

12) проценты, уплачиваемые  за предоставление в пользование  денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные  с оплатой услуг, оказываемых  кредитными организациями, в том  числе связанные с продажей  иностранной валюты при взыскании  налога, сбора, пеней и штрафа  за счет имущества налогоплательщика;

13) расходы на обеспечение  пожарной безопасности налогоплательщика,  расходы на услуги по охране  имущества, обслуживанию охранно-пожарной  сигнализации, расходы на приобретение  услуг пожарной охраны и иных  услуг охранной деятельности;

14) суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров  на таможенную территорию Российской  Федерации и не подлежащие  возврату налогоплательщику;

15) расходы на содержание  служебного транспорта, а также  расходы на компенсацию за  использование для служебных  поездок личных легковых автомобилей  и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской  Федерации;

16) расходы на командировки, в частности на:

– проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;

– наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);

– суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации;

– оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

– консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;

17) плату государственному  и (или) частному нотариусу  за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются  в пределах тарифов, утвержденных  в установленном порядке;

18) расходы на бухгалтерские,  аудиторские и юридические услуги;

19) расходы на публикацию  бухгалтерской отчетности, а также  на публикацию и иное раскрытие  другой информации, если законодательством  Российской Федерации на налогоплательщика  возложена обязанность осуществлять  их публикацию (раскрытие);

20) расходы на канцелярские  товары;

21) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие  подобные услуги, расходы на оплату  услуг связи;

22) расходы, связанные  с приобретением права на использование  программ для ЭВМ и баз данных  по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К  указанным расходам относятся  также расходы на обновление  программ для ЭВМ и баз данных;

23) расходы на рекламу  производимых (приобретенных) и (или)  реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;

24) расходы на подготовку  и освоение новых производств,  цехов и агрегатов;

25) суммы налогов и сборов, уплаченные по другим основаниям, отличным от УСН;

26) расходы по оплате  стоимости товаров, приобретенных  для дальнейшей реализации (уменьшенные  на величину расходов), а также  расходы, связанные с приобретением  и реализацией указанных товаров,  в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке  товаров;

27) расходы на выплату  комиссионных, агентских вознаграждений  и вознаграждений по договорам  поручения;

28) расходы на оказание  услуг по гарантийному ремонту  и обслуживанию;

29) расходы на подтверждение  соответствия продукции или иных  объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки,  реализации и утилизации, выполнения  работ или оказания услуг требованиям  технических регламентов, положениям  стандартов или условиям договоров;

30) расходы на проведение  обязательной оценки в целях  контроля за правильностью уплаты  налогов в случае возникновения  спора об исчислении налоговой  базы;

31) плата за предоставление  информации о зарегистрированных  правах;

32) расходы на оплату  услуг специализированных организаций  по изготовлению документов кадастрового  и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том  числе правоустанавливающих документов  на земельные участки и документов  о межевании земельных участков);

33) расходы на оплату  услуг специализированных организаций  по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению  иных документов, наличие которых  обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного  вида деятельности;

34) судебные расходы и  арбитражные сборы;

35) периодические (текущие)  платежи за пользование правами  на результаты интеллектуальной  деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими  из патентов на изобретения,  промышленные образцы и другие  виды интеллектуальной собственности);

Информация о работе Перспективы развития налогообложения малого предпринимательства