Перспективы развития налогообложения малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Развитие малого предпринимательства в России является одним из важнейших направлений решения экономических и социальных проблем на федеральном и региональном уровне. В «Основных направлениях налоговой политики на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» подчёркивается, что «для ускорения темпов экономического роста, борьбы с бедностью и развития инноваций, нужно стимулировать создание малых предприятий, повышать их конкурентоспособность, увеличивать занятость работников в данном секторе экономики». В свою очередь обеспечение высоких темпов экономического роста может создать необходимые условия для изменений в социальной сфере: в росте реальных доходов населения, уменьшении безработицы, повышении уровня жизни населения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения малого предпринимательства.
1.1. Малое предпринимательство как субъект налоговых правоотношений
1.2. Налоговые методы государственной поддержки малого бизнеса в России
Глава 2. Анализ действия механизма применения специальных режимов налогообложения субъектами малого предпринимательства.
2.1. Упрощенная система налогообложения
2.2. Особенности применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента
2.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход
Глава 3. Перспективы развития налогообложения малого предпринимательства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

гп в сфере мп.docx

— 93.65 Кб (Скачать файл)

- организация подготовки, переподготовки  и повышения квалификации кадров  для малых предприятий.

Доля малого бизнеса в России в настоящее время составляет менее 17% ВВП, в то время как в  развитых странах превышает 60-70% ВВП. «Пока роль малого бизнеса в экономике  России недостаточна», - говорит Э. Набиуллина, и, «без ее увеличения не сможем существенно  диверсифицировать экономику и  повысить производительность труда».

Среди основных проблем малого предпринимательства  выделяются: затрудненный доступ к  производственным площадям и помещениям, к инфраструктуре, финансовым ресурсам, а также административные барьеры  и вопросы, связанные с налогообложением. Предполагается также необходимость  замены лицензирования для отдельных  видов деятельности обязательным страхованием ответственности, финансовыми гарантиями, либо контролем со стороны саморегулируемых организаций.

Важно сокращение количества контрольных  и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса и  снижение издержек предпринимателей, связанных с этими мероприятиями.

В программе содействия развитию малого и среднего предпринимательства  содержатся такие предложения, как  развитие инфраструктуры поддержки  новых предприятий в рамках бизнес-инкубаторов, технопарков и промышленных парков; упрощение для малых предприятий  доступа к покупке и аренде недвижимости, в том числе за счет стимулирования масштабного строительства  коммерческой недвижимости эконом-класса.

Основным стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства. Суть налоговой политики заключается  в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности  налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой  сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости  от размеров предприятия является одним  из методов налогообложения малых  предприятий.

В необходимых случаях при установлении налога в акте налогового законодательства могут предусматриваться налоговые  льготы и основания для их использования  налогоплательщиком. Налоговые льготы - это преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Сущность налоговой льготы состоит в снижении налогового бремени. При этом налоговые льготы не могут носить индивидуальный характер, то есть предоставляться конкретным, персонально поименованным налогоплательщикам.

Формы налоговых льгот достаточно разнообразны. Рассмотрим отдельные  виды налоговых льгот, к которым  относятся:

1) освобождение отдельных категорий налогоплательщиков от уплаты налога. Так, согласно п. 1 ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих лиц без учета НДС не превысила в совокупности два миллиона рублей.;

2) освобождение отдельных объектов от налогообложения. Например, ст. 217 НК РФ предусматривает более тридцати видов доходов, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, включая государственные пособия, пенсии, стипендии, компенсационные выплаты, алименты, гранты и др. От налогообложения акцизами освобождается передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации; реализация денатурированного этилового спирта; первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров и др. (ст. 183 НК РФ). НК РФ устанавливает 14 видов выплат, не облагаемых единым социальным налогом (ст. 238), связанных с: увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск; возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников; расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера; трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации, а также суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и пр.

Также НК РФ устанавливает почти  три десятка доходов, не подлежащих налогообложению налогом на прибыль организаций (ст. 251): в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления; в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств; в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору; в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования и пр.

В отношении имущественных налогов  льгота выражается в освобождении от налогообложения отдельных видов  имущества. В частности, от налогообложения  освобождаются памятники истории  и культуры федерального значения, объекты социально-культурной сферы, используемые для нужд культуры и  искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального  обеспечения, космические объекты  и некоторые другие виды имущества (ст. 381 НК РФ).

Иногда налоговые льготы представляют собой определенное сочетание налоговых  освобождений и по субъекту, и по объекту одновременно. Например, согласно ст. 381 НК РФ от уплаты налога на имущество  освобождаются организации и  учреждения уголовно-исполнительной системы  Минюста РФ - в отношении имущества, используемого для осуществления  возложенных на них функций; религиозные  организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления  религиозной деятельности, и т.п.;

3) понижение налоговой ставки. В настоящее время общая ставка по НДС составляет 18%, но в отношении некоторых продовольственных товаров и товаров для детей, периодических печатных изданий, отдельных медицинских товаров применяется ставка в два раза меньшая. Общая ставка по налогу на доходы физических лиц составляет 13%, но в отношении дивидендов размер ставки снижается до 9%;

4) налоговые вычеты. Эта льгота состоит в исключении отдельных сумм из налоговой базы. В некоторых случаях налоговые вычеты производятся непосредственно из исчисленной суммы налога, подлежащей к уплате. В зависимости от влияния на результаты налогообложения налоговые вычеты подразделяются на лимитированные (размер скидок ограничен прямо или косвенно) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика).

Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 18) предусмотрена возможность  введения специальных налоговых  режимов. Они применяются только в случаях и порядке, которые  предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и  сборах. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок  определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности  по уплате отдельных налогов и  сборов. Специальные налоговые режимы вводятся в действие одновременно с  введением соответствующих глав части второй НК РФ. К специальным  налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для  сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в  виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности.

Специальный налоговый режим, предназначенный  для малого бизнеса, первоначально  регулировался Федеральным законом от 29.12.1995г. № 122-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». На упрощенную систему налогообложения учета и отчетности добровольно (т.е. по выбору) имели право перейти индивидуальные предприниматели и организации с предельной численностью работников (включая работающих договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности.

На основании федерального закона субъектами Российской Федерации разрабатывались  собственные законы, которыми определялись: объект налогообложения (валовая выручка  или совокупный доход); конкретные ставки в установленных пределах; пропорции  распределения сумм налога между  региональным и местными бюджетами. Семилетний (1996-2003гг.) опыт работы упрощенной системы в целом выявил ее «привлекательность»  для малого бизнеса, фискальную значимость для бюджета. Однако нечеткость законодательства порождала перманентные налоговые  споры по отдельным вопросам исчисления и уплаты налога, поэтому принятие нового закона явилось не только требованием  НК РФ, но и велением времени и  практики.

С 1 января 2003 года вступила в силу гл. 26.2 НК РФ «Упрощенная система  налогообложения», введение в действие которой определено Федеральным  законом РФ от 24.07.2002г. № 104-ФЗ. Правилами  применения упрощенной системы налогообложения  с 1 января 2003 года не предусмотрено  принятие по данному вопросу каких-либо законодательных актов на уровне субъектов РФ, порядок применения УСН регулируется на федеральном  уровне.

Индивидуальные предприниматели  согласно дополнению, внесенному Федеральным  законом от 21 августа 2005 N 101-ФЗ ст. 346.25.1, могут осуществлять предпринимательскую  деятельность на основе патента. То есть гл. 26.2 НК РФ с 2006 г. только индивидуальным предпринимателям разрешено применять упрощенную систему налогообложения на основе патента. Пунктом 2 ст. 346.25.1 НК РФ установлено, что индивидуальные предприниматели не должны при этом привлекать в своей предпринимательской деятельности наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера.

В случае применения предпринимателями  УСН на основе патента на них распространяются нормы, установленные ст. ст. 346.11 - 346.25 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных  ст. 346.25.1.

Законами соответствующих субъектов  РФ принимается решение о возможности  применения индивидуальными предпринимателями  УСН на основе патента на территориях  субъектов РФ. При этом п. 3 ст. 346.25.1 НК РФ установлено, что принятие субъектами РФ решений о возможности применения индивидуальными предпринимателями  УСН на основе патента не препятствует таким индивидуальным предпринимателям применять по своему выбору УСН, предусмотренную  ст. ст. 346.11 - 346.25 НК РФ.

В 1998г. на федеральном уровне принимается  решение о введении единого налога на вмененный доход вначале для 10, в 1999г. - для 12, а с сентября 2001г. - для 13 видов деятельности. Взимание налога до 01.01.2003г. регулировалось Законом РФ от 31.07.1998г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» с учетом изменений и дополнений.

С 01.01.2003г. вступила в силу глава 26.3 НК РФ «Система налогообложения в  виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности», введение которой в  действие определено Федеральным законом  от 24.07.2002г. № 104-ФЗ «О внесении изменений  и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также  о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах».

Проведенные в последние пять лет  меры по совершенствованию таких  специальных налоговых режимов, как упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход  для отдельных видов деятельности позволили в значительной степени  снизить налоговую нагрузку на малый  бизнес, что повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, а упрощение налогообложения  не только снизило издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысило административную эффективность налогообложения.

Указанные меры создали стимулы  для перехода субъектов предпринимательской  деятельности на специальные налоговые  режимы, в том числе из сферы "теневого" бизнеса. За 2002-2007 г.г. (на начало года) количество налогоплательщиков, применяющих указанные  специальные налоговые режимы увеличилось  с 2,0 млн. до 3,7 млн. (из них 1,0 млн. - организации) или в 1,8 раза, а поступления налогов, уплачиваемых в связи с применением  этих режимов выросли в 3,3 раза. 1Соснаускене  О.И., Сергеева Т.Ю. Малые предприятия: регистрация, учет, налогообложение: Практическое пособие. - Омега-Л, 2007.1

Закрепление налогов, уплачиваемых при  применении указанных специальных  налоговых режимов, за бюджетами  субъектов Российской Федерации  и местными бюджетами, а также  предоставление права органам местного самоуправления самим вводить единый налог на вмененный доход для  отдельных видов деятельности, позволило  стабилизировать доходную базу их бюджетов.

Вместе с тем практика применения специальных налоговых режимов  выявила ряд негативных тенденций, отрицательно влияющих на поступление налогов в бюджет. Так, повсеместно налоговыми органами выявляются факты искусственного разделения организаций для получения доступа к специальным налоговым режимам в целях минимизации налогообложения. Критерии идентификации субъектов предпринимательской деятельности для получения доступа к упрощенной системе налогообложения перестали соответствовать современным задачам развития экономики, так как обеспечивая доступ субъектов хозяйственной деятельности к этому льготному налоговому режиму, они не предусматривают механизмов, предотвращающих злоупотребления, связанные с неправомерным использованием предоставляемых преимуществ.

Информация о работе Перспективы развития налогообложения малого предпринимательства