Признаки, понятия,принципы,порядок разграничения доходов объекта налогооблажения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.

Файлы: 1 файл

контр налоги.docx

— 111.35 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Одним из важнейших инструментов осуществления  экономической политики государства  всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется  в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие  на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. Вместе с  тем государство только в том  случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и  прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера  уважения к налогу, основанная на понимании  как экономической необходимости  существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В  связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом  в целом, так и каждым его членом.

Бесперебойное финансирование, предусмотренных  бюджетами, мероприятий требует  систематического пополнения финансовых ресурсов как на федеральном, так  и местных уровнях. Это достигается  в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов  и других обязательных платежей. В  соответствии с действующим налоговым  законодательством и другими  нормативными актами плательщики обязаны  уплачивать указанные платежи в  установленных размерах и в определенные сроки.

Но, к сожалению, в практике работы юридические и физические лица допускают  несвоевременную уплату налогов  и других обязательных платежей в  связи с рядом объективных  и субъективных причин.Нередки случаи сознательного искажения отчетных данных. Причем сегодня стало естественным уклонение от выплаты налогов, как  легальными - когда удается полностью  или частично избежать налогообложения, не нарушая при этом действующего законодательства, так и нелегальными - запрещенными законом способами. Все это приводит к занижению налогооблагаемой базы и недопоступлению в бюджет налогов и других приравненных к ним платежей.

       С переходом к рыночным отношениям  создаются новые предприятия,  осуществляющие свою финансово-хозяйственную  деятельность в различных сферах  экономики. Для финансистов мало знать , что такое налог, нужно четко знать элементы налога, его принципы, какие объекты подлежат налогооблажению.Поэтому тема моей курсовой работы актуальна и важна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 История возникновения и  развития налоговой системы

1.1 Возникновение и развитие  налогов.

      Налоги существуют  с давних пор, появившись на  заре человеческой цивилизации.  Как только на земле стали  возникать государства, возникла, пусть поначалу и примитивная,  система налогообложения. Шли  века, система развивалась и совершенствовалась, оставаясь неотъемлемым звеном  экономических отношений в обществе  и превращаясь постепенно в  основной источник доходов государства. 

В Древней Греции тоже существовала своя налоговая система. Ставка подоходного налога составляла здесь от 10 до 20%. Но свободные граждане Афин налогов не платили, предпочитая им добровольные пожертвования. Однако если государству предстояли крупные расходы - война или большое строительство, народное собрание вводило обязательное налогообложение для всех. Деньги налогоплательщиков расходовались на содержание наемных армий, возведение храмов и оборонительных укреплений, строительство дорог, устройство празднеств, раздачу денег беднякам и другие общественные нужды.

Древний Рим. Великая Империя, Его государственное устройство стало образцом для государств Европы, которые появились гораздо позднее. Да и налоговая система римлян послужила примером для подражания. Такие понятия, как ценз, акциз, фискал, откупщик, дошли, до нас с тех далеких времен. Пока Рим оставался городом-государством, его налоговая система была не очень сложной. В мирное время налогов не существовало вовсе, а расходы покрывались путем сдачи в аренду общественных земель. Государственный же аппарат фактически содержал себя сам. Избранные магистраты не только исполняли обязанности безвозмездно, но еще и вносили на общественные нужды собственные средства, считая это почетным. В военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком, для чего раз в пять лет подавали избранным чиновникам-цензорам заявление о своем имущественном и семейном положении. На основании этих заявлений, ставших прообразом современных налоговых деклараций и определялась сумма налога (ценз).

То, что в государстве должна существовать отлаженная система налогообложения, подотчетная правительству и  основанная на научной теории, нашло  убедительное подтверждение на примере  европейских стран.

 Создателем такой теории  считается видный шотландский  экономист и ученый 18 в. Адам  Смит. Труд А.Смита "Исследование  о природе и причине богатства  народов", увидевший свет в  1776 г., определил основные принципы  налогообложения, не утратившие  значения и поныне:

- Принцип справедливости ("Подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства).  
- Принцип определенности ("Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика. ...Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью").  
- Принцип удобности ("Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его").  
- Принцип экономии ("Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать и даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. ...Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды").

1.2.Становление и развитие  налогов в России в период 1917-1991     Февральская революция только усугубила положение. В условиях продолжающейся войны Временному правительству не удалось справиться с экономическими и финансовыми трудностями. Деньги продолжали стремительно обесцениваться, а цены расти.

       Очередной финансовый  спад наступил после Октября  1917 г. Основным источником доходов  центральных органов Советской  власти стала денежная эмиссия,  а местные органы существовали  за счет контрибуций. Ни то, ни другое налаживанию хозяйства  не способствовало. От полного  краха государство спасло введение  в 1921 году новой экономической  политики (нэп), которая пришла на  смену политике "военного коммунизма". Были сняты запреты на частную  торговлю, местный кустарный промысел. Продразверстку заменил продналог,  появились иностранные концессии.  Была разработана система налогов,  займов, кредитных операций, приняты  меры по укреплению денежной  единицы. Финансовая система нэпа  отталкивалась от налоговой системы  дореволюционной России, но стремление  государства поставить все под  свой контроль делало идею "государственного  капитализма" бесперспективной. Опыт 20-х годов доказал, что  только хозяйственная самостоятельность  предприятий, их правовая обособленность  от государственного аппарата  управления дают возможность  создать условия для формирования  рынка капиталов и создания  правильной системы налогообложения. 

     Полная централизация  денежных средств и отсутствие  какой-либо самостоятельности предприятий  в решении финансовых вопросов  лишали хозяйственных руководителей  всякой инициативы. Это стало  одной из важнейших причин  финансового кризиса, который  разразился в стране на рубеже 80 - 90-х годов. Путь к выходу из этого кризиса был один - переход к рыночной экономике. Новое направление экономического развития страны вызвало бурный рост числа предприятий различных форм собственности - кооперативов, индивидуальных частных предприятий, акционерных обществ и товариществ, совместных предприятий. На территории России появились представительства известных зарубежных фирм и компаний. К 1991 г. в Москве уже насчитывалось 82 094 различных предприятий, в два раза больше, чем в 1990-м.

Тогда же, в  начале 90-х годов, начался обвальный  рост "отпущенных" цен, невиданных темпов достигла инфляция. После распада  СССР и появления на месте бывших союзных республик новых суверенных государств стали разрушаться производственно-хозяйственные  связи в некогда единых отраслевых комплексах. Это, в свою очередь, привело  к повальному падению промышленного  производства. Соответственно стали  уменьшаться и доходы государства, которое лишилось прежней налаженной системы финансовых поступлений. В новых экономических условиях гарантом стабильных поступлений в бюджет могла стать только отлаженная система налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Система налогового законодательства Российской Федерации. Порядок принятия и введения в действие налоговых  законов.

 

2.1 Система налогового  законодательства Российской Федерации

Система налогового законодательства – совокупность нормативных актов  различного уровня, содержащих налоговые  нормы.

Система включает:

      • Конституцию РФ;
      • Налоговый Кодекс РФ;
      • Законы РФ;
      • Указы Президента РФ;
      • Постановления Правительства РФ;
      • Акты Министерства финансов РФ;

                             Письма, указания и разъяснения Минфина РФ;

Постановления Конституционного суда, решения и определения Верховного суда РФ.

 

         2.2Порядок принятия и введения  в действие налоговых законов.

Пределы действия налоговых нормативных  актов определяются по трем аспектам: во времени, в пространстве, по кругу  лиц.

Действие закона во времени описывается в ст. 5 НК РФ.

Прекращение действия налогового нормативного акта возможно или путем его прямой отмены, или путем принятия нового акта равной (большей) юридической силы, или с истечением срока действия нормативного акта.

Действие налоговых актов  в пространстве. На всей территории России исключительно и безраздельно действуют акты федеральных органов власти.

Действие налоговых актов  по кругу лиц. Обусловлено следующими принципами: территориальности и резидентства.

Акты  законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Акты  законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых  налогов и (или) сборов, а также  акты законодательства о налогах  и сборах субъектов Российской Федерации  и акты представительных органов  местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты  законодательства о налогах и  сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые  ставки, размеры сборов, устанавливающие  или отягчающие ответственность  за нарушение законодательства о  налогах и сборах, устанавливающие  новые обязанности или иным образом  ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также  иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах  и сборах, обратной силы не имеют.

         Налог – это необходимое условие существования государства. В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Конституция РФ о налогах  и сборах:

Статья 57

Каждый обязан платить законно  установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или  ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Информация о работе Признаки, понятия,принципы,порядок разграничения доходов объекта налогооблажения