Признаки, понятия,принципы,порядок разграничения доходов объекта налогооблажения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.

Файлы: 1 файл

контр налоги.docx

— 111.35 Кб (Скачать файл)

Статья 71

В ведении Российской Федерации  находятся:

з) федеральный бюджет; федеральные  налоги и сборы; федеральные фонды  регионального развития.

Статья 72

В совместном ведении Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации находятся:

и) установление общих принципов  налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Налоги – важнейшая форма аккумуляции денежных средств бюджетом. Налоговые отношения возникают в силу объективно существующей потребности создания на общегосударственном уровне системы доходов (основную часть доходов бюджета составляют именно налоги). Так, во Франции налоги формируют 95% доходов государственного бюджета, в США – более 90%, в Германии – 80%, в Японии – 75%. В России доля налогов примерно соответствует мировым показателям – более 80%.

Налоги  занимают важное место среди множества  экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику (через налоги государство может проводить  энергичную политику в  развитии  наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий, поощрять и  развивать приоритетные отрасли  народного хозяйства). Налоговая  система является одним из важнейших  экономических регуляторов, основой  финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий  всех форм  собственности  с  государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. Поэтому на Западе налоговые  вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить сохранность полученных финансовых накоплений, возможность финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах.

Налоговое обязательство возникает  из закона и носит односторонний  характер. Налоговые отношения представляют собой властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и  сборов в Российской Федерации, а  также отношения, возникающие в  процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых  органов, действий (бездействия) их должностных  лиц и привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

Налоговый кодекс Российской Федерации - является основным законодательным актом, который систематизирует и регламентирует правовые нормы в области налогового законодательства. Этот Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, принципы налогообложения в Российской Федерации, в том числе: виды взимаемых налогов и сборов; основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие налогов федерального, регионального и местного уровней; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов. Кроме этого Налоговый кодекс регламентирует формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, а также порядок обжалования актов налоговых органов и действий должностных лиц. В настоящее время действуют две части налогового кодекса.

     Первая часть Кодекса определяет понятия налогоплательщика, плательщика сборов, устанавливает их права и обязанности, а также общие правила исполнения обязанностей по уплате налогов. Кроме этого первая часть регламентирует взаимоотношения налогоплательщика с налоговыми органами: требования к организации налогового контроля; виды налоговых правонарушений и ответственность за их нарушение; порядок обжалования решений налоговых органов.

     Вторая часть Налогового кодекса устанавливает перечень федеральных, региональных и местных налогов, порядок определения налоговой базы по каждому из налогов, сроки уплаты. Кроме этого Налоговый кодекс устанавливает правила применения специальных налоговых режимов (УСН, ЕНВД, ЕСХН).

2.3 Элементы налогообложения - объект , как один из основных элементов налога (статья 38 НК РФ )

Установить  налог или сбор можно только законом  и только путем прямого перечисления в законе существенных элементов  налогового обязательства. Определение  элементов налогообложения законом  призвано создать дополнительные гарантии от внезапных изменений.

    Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Элементы налогообложения

Субъект налогообложения

"кто" является плательщиком  данного налога (предприятие, работник, наследник и т.д.)

Объект налогообложения

юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность  субъекта заплатить налог (например, операции по реализации товаров (работ, услуг); имущество; прибыль, доход; стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); либо иной объект, с наличием которого законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога)

Налоговая база

стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения

Источник уплаты

из какого источника уплачивается налог (заработная плата, прибыль, доход, дивиденд и т.п.)

Налоговый период

календарный год или иной период времени  применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется  сумма налога, подлежащая уплате

Налоговая ставка

величина налоговых начислений, приходящаяся на единицу измерения налоговой  базы

Порядок исчисления налога и сроки  уплаты

устанавливаются применительно к  каждому налогу и сбору

 

Налоговые льготы

преимущества, предусмотренные законодательством  о налогах и сборах и предоставляемые  отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению  с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере


 



 

- реализация товаров (работ,  услуг), имущество, прибыль, доход,  расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную  или физическую характеристику, с наличием которого законодательство  о налогах и сборах связывает  возникновение у налогоплательщика  обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный  объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй  НК РФ и с учетом положений настоящей  статьи.

 Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

 Товаром  признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

. Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

 Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

 Идентичными товарами (работами, услугами) в целях настоящего Кодекса признаются товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности товаров учитываются их физические характеристики, качество, функциональное назначение, страна происхождения и производитель, его деловая репутация на рынке и используемый товарный знак.

При определении идентичности работ (услуг) учитываются характеристики подрядчика (исполнителя), его деловая  репутация на рынке и используемый товарный знак.

Однородными товарами в целях настоящего Кодекса признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, товарный знак, страна происхождения.

Однородными работами (услугами) признаются работы (услуги), которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ (услуг) учитываются их качество, товарный знак, репутация на рынке, а также вид работ (услуг), их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Признаки, понятия,принципы,порядок  разграничения доходов объекта  налогооблажения

3.1 Важнейшие признаки ,характеризующие объект налогооблажения

 Основными признаками, характеризующими объект налога, являются: наличие экономического основания существование стоимостной, количественной или физической характеристики; возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.          

           Экономическим  основанием могут быть доход,  прибыль, имущество и так далее.  Это основание должно иметь  количественную характеристику, выраженную  в рублях или в колличественных  показателях объема, веса, мощности  и т. п.») позволяющих произвести  его оценку в целях налогообложения.  Оно (основание) должно относиться  к определенному лицу, у которого  возникают обязанности налогоплательщика.

 Если, например, сумма расходов на производство товара равна сумме, полученной от его реализации, то экономическое основание (прибыль) отсутствует и, соответственно, нет объекта налогообложения.

      Имущество может  выступать объектом налогообложения  только в случае стоимостной  (или иной экономической) его  оценки. Если доход получен совместно  несколькими физическими лицами, то этот доход не может выступать  объектом налогообложения одного  физического лица.

      Таким образом, при определении объекта налогообложения реализуется один из основных принципов налогового законодательства: налоги и сборы должны быть экономически обоснованными и не могут быть произвольными. Каждый налог имеет свое экономическое основание и, следовательно, свой объект налогообложения.

           3.2 Реализация товаров, работ или услуг,перечень видов деятельности не признаваемых реализацией товаров, работ, услуг

                Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе. Под товаром здесь понимается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Налоговый кодекс устанавливает операции обращения товаров, работ и услуг, которые не признаются их реализацией. Так, не признается реализацией:

-передача основных средств,  нематериальных активов и (или)  иного имущества некоммерческим  организациям на осуществление  основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской  деятельностью;

-передача основных средств,  нематериальных активов и (или)  иного имущества организации  ее правопреемнику (правопреемникам)  при реорганизации этой организации;

-передача имущества, если такая  передача носит инвестиционный  характер (в частности, вклады  в уставный (складочный) капитал  хозяйственных обществ и товариществ,  вклады по договору простого  товарищества (договору о совместной  деятельности), паевые взносы в  паевые фонды кооперативов).

Статьей 146 НК установлен перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения НДС. В данный перечень прежде всего включены операции, указанные в пункте 3 статьи 39 Кодекса.

Так, не облагается НДС передача имущества, в том числе имущественных  прав, если такая передача носит  инвестиционный характер, например, в  качестве взноса в уставный капитал  дочерней компании. (письмо Минфина России от 28.06.2010  03-07-07/42)

Не признается объектом налогообложения НДС передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления. Если такая передача осуществляется по решению указанных органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию объектов по их назначению, то указанная операция также не является объектом налогообложения.

Например, в статье 275.1 НК РФ дан более развернутый перечень указанных объектов, согласно которому объектами социально-культурной сферы являются объекты здравоохранения, культуры, детские лагеря отдыха, базы отдыха и т. д., а объектами жилищно-коммунального назначения – жилой фонд, гостиницы, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, объекты теплоснабжения населения и т. д.

      В соответствии  с подпунктом 3 пункта 2 статьи 146 Кодекса не является объектом налогообложения передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации. При применении данной нормы необходимо руководствоваться Федеральным законом от 21.12.2001  178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", в соответствии с которым под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Информация о работе Признаки, понятия,принципы,порядок разграничения доходов объекта налогооблажения