Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:32, курсовая работа
Основная цель курсовой работы рассмотреть проблемы связанные с начислением и уплатой страховых взносов в бюджет, которые возникли в связи с отменой единого социального налога с начала 2010 г. и введением новых страховых взносов на отдельные виды обязательного социального страхования с 1 января 2010 г.
Введение
1. Теоретические основы исчисления и уплаты страховых взносов в социальные фонды
1.1.Лицами, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями
1.2.Индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой
2. Основные проблемы, связанные с порядком исчисления и уплаты страховых взносов в социальные фонды
3. Штрафы за нарушение закона о страховых взносах
Заключение
Список литературы и использованных источников
Практическая расчетная часть
Плательщики
страховых взносов не исчисляют
и не уплачивают страховых взносов
по обязательному социальному
Все работодатели независимо от применяемого налогового режима и формы собственности уплачивают страховые взносы в соответствии с законодательством РФ. В действующем законодательстве имеется ряд неурегулированных вопросов, препятствующих эффективной работе по администрированию таких платежей.
Выплаты работнику, которые предусмотрены в трудовом договоре и составляют заработную плату, облагаются страховыми взносами на обязательное социальное страхование (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ).
Внимания
требуют и те выплаты, которые
не предусмотрены трудовыми
Также
на практике организации могут выдавать
работникам разовые премии, награды,
призы или подарки. Например, к
юбилею, по случаю рождения ребенка
и т.п. Такие выплаты напрямую
к вознаграждению за труд не относятся,
поэтому и заработной платой не являются.
если возможность выдачи предусмотрена
в трудовом договоре (локальном нормативном
акте), на такие выплаты нужно
будет начислить страховые
Работникам, которые заняты на работах с вредными условиями труда, полагается выдача молока или других равноценных пищевых продуктов (ст. 222 ТК РФ). По письменному заявлению работника выдача молока (других продуктов) может быть заменена денежной компенсацией (ч. 1 ст. 222 ТК РФ). Стоимость выданного молока (равноценных продуктов) страховыми взносами на обязательное социальное страхование не облагается (абз. 2 пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). В то же время компенсации не облагаются страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). Компенсации, выплачиваемые вместо выдачи положенного за вредные условия труда молока, не облагаются страховыми взносами в пределах установленных норм.
Довольно распространенной является ситуация, когда работник пользуется в служебных целях личным автомобилем, мобильным телефоном или иным имуществом.
В
таких случаях работнику должна
выплачиваться компенсация, поскольку
имущество требует определенных
расходов для поддержания его
в рабочем состоянии и
Если заработная плата или другие выплаты, причитающиеся работнику, произведены с опозданием, работодатель обязан компенсировать задержку выплаты (ст. 236 ТК РФ).Данная компенсация предусмотрена Трудовым кодексом РФ и по своему содержанию относится к компенсационным выплатам, связанным с исполнением работником своих трудовых обязанностей. В связи с этим она страховыми взносами на обязательное социальное страхование не облагается (п. 2 ч. 1, пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).
В определенных ситуациях у плательщиков страховых взносов на обязательное страхование, уплачиваемых в ПФР, ФОМС и ФСС России, может образоваться переплата по этим взносам. Рассмотрим процедуру зачета или возврата излишне уплаченной (возврата излишне взысканной) суммы взносов
С 2010 года отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в ПФР, ФСС России, ФФОМС, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Кроме того, данным законом предусмотрена процедура зачета или возврата излишне уплаченных взносов (пеней, штрафов).
Причины
образования у плательщиков переплаты
по страховым взносам в фонды
могут быть разными. Например, взносы
в большей сумме может
Правила зачета или возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов в ПФР, ФОМС и ФСС России предусмотрены статьей 26 Закона № 212-ФЗ. Положения этой статьи применяются и в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных пеней и штрафов по страховым взносам (п. 24 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). Порядок возврата сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов установлен статьей 27 Закона № 212-ФЗ.
Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету или возврату (при излишнем взыскании - возврату) органом контроля по месту учета плательщика.
Таким образом, решение о зачете и (или) возврате принимают:
· по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование -- орган ПФР;
· страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством -- орган ФСС России.
Право плательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов закреплено в подпункте 3 пункта 1 статьи 28 Закона № 212-ФЗ.
Зачет или возврат сумм излишне уплаченных взносов
Как
уже отмечалось, излишне уплаченную
сумму страховых взносов
· предстоящих платежей по страховым взносам;
· погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные Законом № 212-ФЗ.
Сумма излишне уплаченных страховых взносов засчитывается или возвращается без начисления процентов на эту сумму. Об этом говорится в пункте 2 статьи 26 Закона № 212-ФЗ.
Информирование плательщика о факте излишней уплаты взносов
О каждом факте излишней уплаты страховых взносов и сумме переплаты орган контроля обязан сообщить плательщику в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения такого факта (п. 3 ст. 26 Закона № 212-ФЗ).
Выявить факт излишней уплаты страховых взносов и сумму данной переплаты орган контроля за уплатой страховых взносов может по итогам совместной сверки расчетов, при приеме расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, в ходе камеральной или выездной проверки. Целью этих проверок является контроль соблюдения плательщиком страховых взносов законодательства об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (п. 2 ст. 33 Закона № 212-ФЗ). Иных форм контроля за уплатой плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Законом № 212-ФЗ не предусмотрено.
Выявить
переплату может и сам
Результаты проверок оформляются соответствующими актами. Это следует из пункта 5 статьи 34 и пункта 2 статьи 38 Закона № 212-ФЗ. Поэтому можно предположить, что днем обнаружения факта излишней уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование является день составления акта по результатам проведенной проверки или дата окончания камеральной проверки в случае отсутствия акта. Однако в Законе № 212-ФЗ это прямо не указано. Не определены в нем и источники возможного получения территориальными органами ПФР и ФСС России информации об излишней уплате страховых взносов и сумме их переплаты. Следовательно, если органу контроля стало известно об излишней уплате страховых взносов вне рамок проведения камеральной или выездной проверки, он также вправе сообщить о данном факте плательщику.
Процедуры зачета или возврата
Перед
зачетом или возвратом
После уточнения суммы излишней уплаты страховых взносов проводится их зачет или возврат.
Заявление о зачете. Для зачета сумм излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщик должен подать заявление в ПФР или ФСС России по форме, приведенной соответственно в приложении № 3 (для подачи в ПФР) или приложении № 4 (для подачи в ФСС России) к приказу № 979н.
Решение о зачете (отказе на зачет). В течение 10 рабочих дней со дня получения этого заявления орган контроля за уплатой страховых взносов должен принять решение о зачете излишне уплаченной суммы страховых взносов или об отказе на проведение зачета. Решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей орган контроля может также принять как на основании акта совместной сверки (если она проводилась), так и при его отсутствии. При наличии акта сверки срок принятия решения составит также 10 рабочих дней, но уже со дня подписания органом контроля и плательщиком акта совместной сверки уплаченных страховых взносов (п. 7 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). Форма решения приведена в приложении № 9 (для ПФР) или приложении № 10 (для ФСС России) к приказу № 979н.
Излишне уплаченная сумма может быть зачтена в счет предстоящих платежей страховых взносов, а также в счет погашения задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Законом № 212-ФЗ. Зачет в счет погашения задолженности по пеням и (или) штрафам производится органом ПФР или ФСС России самостоятельно (п. 8 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). Согласно пункту 9 статьи 26 Закона № 212-ФЗ соответствующее решение орган контроля должен принять в течение 10 рабочих дней с момента:
· обнаружения факта излишней уплаты страховых взносов;
· или подписания акта совместной сверки уплаченных страховых взносов, если она проводилась;
· или вступления в силу решения суда.
Плательщик страховых взносов также может представить в орган контроля заявление о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и штрафам. Тогда решение о зачете орган контроля должен принять в течение 10 рабочих дней с момента получения указанного заявления или подписания акта совместной сверки уплаченных страховых взносов (если она проводилась). Основание -- пункт 10 статьи 26 Закона № 212-ФЗ.
Следует помнить, что зачет страховых взносов, излишне уплаченных в один внебюджетный фонд, в счет предстоящих платежей взносов, погашения по ним недоимки, а также задолженности по пеням и штрафам в другой внебюджетный фонд не допускается (п. 21 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). Поясним сказанное на примере конкретной ситуации.
Если работник по согласованию с работодателем переезжает работать в другую местность (например, при переводе из филиала в головную организацию или наоборот), то работодатель обязан возместить ему некоторые расходы. Они определены в ст. 169 ТК РФ:
-
расходы по переезду работника,
- расходы по обустройству на новом месте жительства.
Конкретные
размеры компенсаций
На практике часто возникает следующий вопрос: относится ли оплата жилья переехавшему работнику к расходам на обустройство на новом месте жительства (ст. 169 ТК РФ).
Если расходы на обустройство включают оплату жилья, то страховые взносы с компенсации работнику расходов на наем жилых помещений платить не надо (абз. 1 пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). Если нет - то, наоборот, уплатить взносы придется, поскольку такие выплаты не будут являться компенсацией, установленной законодательством РФ. А значит, на них не будет распространяться освобождение, предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Многие работодатели выдают своим работникам специальную одежду, которая защищает сотрудников от негативных производственных факторов.
В отдельных случаях работодатели обязаны за свой счет обеспечивать работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты. В частности, такие правила предусмотрены Трудовым кодексом РФ в отношении сотрудников, которые заняты на работах (абз. 6 ч. 2 ст. 212, ч. 1 ст. 221 ТК РФ): с вредными и (или) опасными условиями труда; с особыми температурными условиями; с загрязнениями. В этих случаях стоимость выдаваемой спецодежды страховыми взносами не облагается. Вместе с тем компенсации не облагаются страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством. Так предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Если внутренние нормы выдачи спецодежды улучшают защиту по сравнению с типовыми правилами, то стоимость одежды в пределах норм, установленных работодателем, взносами не облагается. Правда, при таком подходе существует риск.
Информация о работе Проблемы исчисления и уплаты страховых взносов в социальные фонды