Проблемы исчисления и уплаты страховых взносов в социальные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы рассмотреть проблемы связанные с начислением и уплатой страховых взносов в бюджет, которые возникли в связи с отменой единого социального налога с начала 2010 г. и введением новых страховых взносов на отдельные виды обязательного социального страхования с 1 января 2010 г.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы исчисления и уплаты страховых взносов в социальные фонды
1.1.Лицами, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями
1.2.Индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой
2. Основные проблемы, связанные с порядком исчисления и уплаты страховых взносов в социальные фонды
3. Штрафы за нарушение закона о страховых взносах
Заключение
Список литературы и использованных источников
Практическая расчетная часть

Файлы: 1 файл

Стрелкова А. Курсовая работа (теория).docx

— 97.49 Кб (Скачать файл)

Плательщики страховых взносов не исчисляют  и не уплачивают страховых взносов  по обязательному социальному страхованию  на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в  Фонд социального страхования Российской Федерации. Физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы по указанному виду обязательного социального страхования в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

 

2. Оценка основных проблем связанных с порядком исчисления и уплаты страховых взносов в страховые фонды

Все работодатели независимо от применяемого налогового режима и формы собственности  уплачивают страховые взносы в соответствии с законодательством РФ. В действующем  законодательстве имеется ряд неурегулированных  вопросов, препятствующих эффективной  работе по администрированию таких  платежей.

Выплаты работнику, которые предусмотрены  в трудовом договоре и составляют заработную плату, облагаются страховыми взносами на обязательное социальное страхование (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ).

Внимания  требуют и те выплаты, которые  не предусмотрены трудовыми договорами с работниками, но производятся им регулярно (ежемесячно, ежеквартально и т.д.) с учетом результатов труда (трудового  вклада) работника. По своему содержанию такие выплаты являются оплатой  труда и должны быть закреплены в  трудовом договоре. Поэтому контролирующие органы могут доначислить страховые  взносы.

Также на практике организации могут выдавать работникам разовые премии, награды, призы или подарки. Например, к  юбилею, по случаю рождения ребенка  и т.п. Такие выплаты напрямую к вознаграждению за труд не относятся, поэтому и заработной платой не являются. если возможность выдачи предусмотрена  в трудовом договоре (локальном нормативном  акте), на такие выплаты нужно  будет начислить страховые взносы на основании п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ.

Работникам, которые заняты на работах с вредными условиями труда, полагается выдача молока или других равноценных пищевых  продуктов (ст. 222 ТК РФ). По письменному  заявлению работника выдача молока (других продуктов) может быть заменена денежной компенсацией (ч. 1 ст. 222 ТК РФ). Стоимость выданного молока (равноценных  продуктов) страховыми взносами на обязательное социальное страхование не облагается (абз. 2 пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). В то же время компенсации не облагаются страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с  законодательством РФ (п. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). Компенсации, выплачиваемые  вместо выдачи положенного за вредные  условия труда молока, не облагаются страховыми взносами в пределах установленных  норм.

Довольно  распространенной является ситуация, когда работник пользуется в служебных  целях личным автомобилем, мобильным  телефоном или иным имуществом.

В таких случаях работнику должна выплачиваться компенсация, поскольку  имущество требует определенных расходов для поддержания его  в рабочем состоянии и постепенно изнашивается (ст. 188 ТК РФ). Выплата  компенсации производится на основании  письменного соглашения между работником и работодателем. Поскольку обязанность  выплачивать такую компенсацию  установлена трудовым законодательством, на нее не нужно начислять страховые  взносы на обязательное социальное страхование (п. 2 ч. 1, пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).

Если  заработная плата или другие выплаты, причитающиеся работнику, произведены  с опозданием, работодатель обязан компенсировать задержку выплаты (ст. 236 ТК РФ).Данная компенсация предусмотрена  Трудовым кодексом РФ и по своему содержанию относится к компенсационным  выплатам, связанным с исполнением  работником своих трудовых обязанностей. В связи с этим она страховыми взносами на обязательное социальное страхование не облагается (п. 2 ч. 1, пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).

В определенных ситуациях у плательщиков страховых взносов на обязательное страхование, уплачиваемых в ПФР, ФОМС и ФСС России, может образоваться переплата по этим взносам. Рассмотрим процедуру зачета или возврата излишне  уплаченной (возврата излишне взысканной) суммы взносов

С 2010 года отношения, связанные с исчислением  и уплатой страховых взносов  в ПФР, ФСС России, ФФОМС, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Кроме того, данным законом  предусмотрена процедура зачета или возврата излишне уплаченных взносов (пеней, штрафов).

Причины образования у плательщиков переплаты  по страховым взносам в фонды  могут быть разными. Например, взносы в большей сумме может исчислить  и уплатить сам плательщик из-за неправильного определения облагаемой базы, применения тарифов или неверного  указания в платежном поручении  суммы к уплате. Либо переплата  возникает при взыскании страховых  взносов с плательщика сверх  положенной суммы фондом, являющимся органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета данного плательщика.

Правила зачета или возврата сумм излишне  уплаченных страховых взносов в  ПФР, ФОМС и ФСС России предусмотрены  статьей 26 Закона № 212-ФЗ. Положения  этой статьи применяются и в отношении  зачета или возврата сумм излишне  уплаченных пеней и штрафов по страховым взносам (п. 24 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). Порядок возврата сумм излишне  взысканных страховых взносов, пеней  и штрафов установлен статьей 27 Закона № 212-ФЗ.

Сумма излишне уплаченных страховых взносов  подлежит зачету или возврату (при  излишнем взыскании - возврату) органом  контроля по месту учета плательщика.

Таким образом, решение о зачете и (или) возврате принимают:

· по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование -- орган ПФР;

· страховым взносам на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством -- орган ФСС России.

Право плательщика на своевременный зачет  или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых  взносов, пеней и штрафов закреплено в подпункте 3 пункта 1 статьи 28 Закона № 212-ФЗ.

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных взносов

Как уже отмечалось, излишне уплаченную сумму страховых взносов плательщик может зачесть или вернуть. При  этом зачет осуществляется в счет:

· предстоящих платежей по страховым  взносам;

· погашения задолженности по пеням  и штрафам за правонарушения, предусмотренные  Законом № 212-ФЗ.

Сумма излишне уплаченных страховых взносов  засчитывается или возвращается без начисления процентов на эту  сумму. Об этом говорится в пункте 2 статьи 26 Закона № 212-ФЗ.

Информирование  плательщика о факте излишней уплаты взносов

О каждом факте излишней уплаты страховых  взносов и сумме переплаты  орган контроля обязан сообщить плательщику  в течение 10 рабочих дней со дня  обнаружения такого факта (п. 3 ст. 26 Закона № 212-ФЗ).

Выявить факт излишней уплаты страховых взносов  и сумму данной переплаты орган  контроля за уплатой страховых взносов может по итогам совместной сверки расчетов, при приеме расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, в ходе камеральной или выездной проверки. Целью этих проверок является контроль соблюдения плательщиком страховых взносов законодательства об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (п. 2 ст. 33 Закона № 212-ФЗ). Иных форм контроля за уплатой плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Законом № 212-ФЗ не предусмотрено.

Выявить переплату может и сам плательщик страховых взносов.

Результаты  проверок оформляются соответствующими актами. Это следует из пункта 5 статьи 34 и пункта 2 статьи 38 Закона № 212-ФЗ. Поэтому можно предположить, что днем обнаружения факта излишней уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование является день составления акта по результатам проведенной проверки или дата окончания камеральной проверки в случае отсутствия акта. Однако в Законе № 212-ФЗ это прямо не указано. Не определены в нем и источники возможного получения территориальными органами ПФР и ФСС России информации об излишней уплате страховых взносов и сумме их переплаты. Следовательно, если органу контроля стало известно об излишней уплате страховых взносов вне рамок проведения камеральной или выездной проверки, он также вправе сообщить о данном факте плательщику.

Процедуры зачета или возврата

Перед зачетом или возвратом проводится совместная сверка расчетов по страховым  взносам. Инициировать ее могут как  орган ПФР или ФСС России, так  и сам плательщик. Сверка проводится для уточнения суммы переплаты. Ее результаты оформляются актом, форма  которого утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 № 979н (далее - приказ № 979н) и приведена в приложении № 1 (для ПФР) или приложении № 2 (для ФСС России) к этому приказу. Акт подписывают соответствующий орган контроля за уплатой страховых взносов и плательщик.

После уточнения суммы излишней уплаты страховых взносов проводится их зачет или возврат.

Заявление о зачете. Для зачета сумм излишне  уплаченных страховых взносов в  счет предстоящих платежей плательщик должен подать заявление в ПФР  или ФСС России по форме, приведенной  соответственно в приложении № 3 (для  подачи в ПФР) или приложении № 4 (для подачи в ФСС России) к  приказу № 979н.

Решение о зачете (отказе на зачет). В течение 10 рабочих дней со дня получения  этого заявления орган контроля за уплатой страховых взносов должен принять решение о зачете излишне уплаченной суммы страховых взносов или об отказе на проведение зачета. Решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей орган контроля может также принять как на основании акта совместной сверки (если она проводилась), так и при его отсутствии. При наличии акта сверки срок принятия решения составит также 10 рабочих дней, но уже со дня подписания органом контроля и плательщиком акта совместной сверки уплаченных страховых взносов (п. 7 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). Форма решения приведена в приложении № 9 (для ПФР) или приложении № 10 (для ФСС России) к приказу № 979н.

Излишне уплаченная сумма может быть зачтена  в счет предстоящих платежей страховых  взносов, а также в счет погашения  задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию  в случаях, предусмотренных Законом  № 212-ФЗ. Зачет в счет погашения  задолженности по пеням и (или) штрафам  производится органом ПФР или  ФСС России самостоятельно (п. 8 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). Согласно пункту 9 статьи 26 Закона № 212-ФЗ соответствующее решение  орган контроля должен принять в  течение 10 рабочих дней с момента:

· обнаружения факта излишней уплаты страховых взносов;

· или подписания акта совместной сверки уплаченных страховых взносов, если она проводилась;

· или вступления в силу решения  суда.

Плательщик  страховых взносов также может  представить в орган контроля заявление о зачете суммы излишне  уплаченных страховых взносов в  счет погашения задолженности по пеням и штрафам. Тогда решение  о зачете орган контроля должен принять  в течение 10 рабочих дней с момента  получения указанного заявления  или подписания акта совместной сверки уплаченных страховых взносов (если она проводилась). Основание -- пункт 10 статьи 26 Закона № 212-ФЗ.

Следует помнить, что зачет страховых  взносов, излишне уплаченных в один внебюджетный фонд, в счет предстоящих  платежей взносов, погашения по ним  недоимки, а также задолженности  по пеням и штрафам в другой внебюджетный фонд не допускается (п. 21 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). Поясним сказанное  на примере конкретной ситуации.

Если  работник по согласованию с работодателем  переезжает работать в другую местность (например, при переводе из филиала  в головную организацию или наоборот), то работодатель обязан возместить ему  некоторые расходы. Они определены в ст. 169 ТК РФ:

- расходы по переезду работника,  членов его семьи и провозу  имущества;

- расходы по обустройству на  новом месте жительства.

Конкретные  размеры компенсаций устанавливаются  сторонами трудового договора (ч. 2 ст. 169 ТК РФ). Данные компенсации предусмотрены  трудовым законодательством РФ и  связаны с выполнением работником трудовых обязанностей, и страховыми взносами не облагаются (п. 2 ч. 1, абз. 1 пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).

На  практике часто возникает следующий  вопрос: относится ли оплата жилья  переехавшему работнику к расходам на обустройство на новом месте жительства (ст. 169 ТК РФ).

Если  расходы на обустройство включают оплату жилья, то страховые взносы с компенсации  работнику расходов на наем жилых  помещений платить не надо (абз. 1 пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). Если нет - то, наоборот, уплатить взносы придется, поскольку такие выплаты не будут являться компенсацией, установленной законодательством РФ. А значит, на них не будет распространяться освобождение, предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ.

Многие  работодатели выдают своим работникам специальную одежду, которая защищает сотрудников от негативных производственных факторов.

В отдельных случаях работодатели обязаны за свой счет обеспечивать работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты. В частности, такие правила предусмотрены Трудовым кодексом РФ в отношении сотрудников, которые заняты на работах (абз. 6 ч. 2 ст. 212, ч. 1 ст. 221 ТК РФ): с вредными и (или) опасными условиями труда; с особыми температурными условиями; с загрязнениями. В этих случаях стоимость выдаваемой спецодежды страховыми взносами не облагается. Вместе с тем компенсации не облагаются страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством. Так предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ.

Если  внутренние нормы выдачи спецодежды улучшают защиту по сравнению с типовыми правилами, то стоимость одежды в  пределах норм, установленных работодателем, взносами не облагается. Правда, при  таком подходе существует риск.

Информация о работе Проблемы исчисления и уплаты страховых взносов в социальные фонды