Проблемы исчисления и уплаты страховых взносов в социальные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы рассмотреть проблемы связанные с начислением и уплатой страховых взносов в бюджет, которые возникли в связи с отменой единого социального налога с начала 2010 г. и введением новых страховых взносов на отдельные виды обязательного социального страхования с 1 января 2010 г.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы исчисления и уплаты страховых взносов в социальные фонды
1.1.Лицами, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями
1.2.Индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой
2. Основные проблемы, связанные с порядком исчисления и уплаты страховых взносов в социальные фонды
3. Штрафы за нарушение закона о страховых взносах
Заключение
Список литературы и использованных источников
Практическая расчетная часть

Файлы: 1 файл

Стрелкова А. Курсовая работа (теория).docx

— 97.49 Кб (Скачать файл)

Если  работодатель обеспечивает спецодеждой  работников, хотя закон этого не требует и такое решение может  быть закреплено в коллективном, трудовых договорах или локальном нормативном  акте, то в таком случае стоимость  выданной спецодежды облагается взносами на обязательное социальное страхование, поскольку она включается в объект обложения страховыми взносами согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ и не подпадает  под действие ст. 9 данного Закона.

Форменную одежду носят работники самых  разных категорий. Если работодатель обязан выдать форменную одежду в силу закона, ее стоимость страховыми взносами не облагается. Так, согласно п. 9 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ к необлагаемым выплатам относится  стоимость форменной одежды и  обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством  РФ, а также госслужащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой.

Например, не облагается страховыми взносами стоимость  форменной одежды, выданной работникам ведомственной охраны (ст. 6 Федерального закона от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной  охране", п. 9 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).

Если  выдача форменной одежды законодательством  не предусмотрена, но такие положения  закреплены в трудовом, коллективном договоре или локальном нормативном  акте, со стоимости одежды нужно  исчислить и уплатить страховые  взносы.

Законом N 213-ФЗ признается утратившим силу п. 15 ст. 255 Налогового кодекса РФ, предусматривающий  отнесение к расходам на оплату труда  при исчислении налога на прибыль  организаций расходов на доплату  до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством  Российской Федерации. Таким образом, расходы работодателей на доплату  к пособиям по временной нетрудоспособности до размера средней заработной платы  должны будут производиться за счет прибыли организации.

Вместе  с тем, если указанные доплаты  предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором, сохраняется их отнесение  к расходам на оплату труда при  исчислении налога на прибыль (на основании  п. 25 ст. 255 НК РФ, ст. 41 Трудового кодекса  РФ). Подобное разделение работодателей  в зависимости от наличия или  отсутствия заключенного коллективного  договора представляется неоправданным.

Может возникнуть путаница в полномочиях  по предоставлению разъяснений по действию норм Закона N 212-ФЗ между ПФР, ФСС, Минздравсоцразвития  России. Кроме того, как представляется, будет невозможно зачесть переплату  по одному взносу в счет другого  взноса и налога, а при оформлении платежного поручения с ошибкой  в коде бюджетной классификации (КБК) обязанность по уплате взносов  не будет считаться исполненной. У бизнеса есть опасения, что в  результате может существенно увеличиться  документооборот за счет сдачи дополнительных ежеквартальных отчетов, а эффективность  администрирования окажется на первых порах крайне низкой.Так можно  привести пример судебной тяжбы между  ПФР и организацией по поводу подробного расчета пеней к требованию об уплате недоимки по страховым взносам. ПФР считал,что не обязан прилагать подробный расчет. . Хотя раньше, при ЕСН, такой расчет был нормой.ПФР оказался прав. Организация, которая уплачивает страховые взносы, может обратиться в территориальный орган ПФР по месту регистрации для предоставления расчета пеней лично либо в письменном виде отправить письмо по почте или электронным письмом по телекоммуникационным каналам связи.

Также согласно пункту 9 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ по предложению  органа контроля за уплатой страховых взносов или самой организации может быть проведена совместная сверка уплаченных плательщиком страховых взносов.

В существующей системе обязательного  социального страхования сохраняются "нестраховые" функции и выплаты (т.е. не связанные с возмещением  утраченного заработка застрахованному  лицу при наступлении страхового случая), что размывает имеющиеся  страховые элементы, уводит сложившуюся  систему от экономических методов  функционирования.

Приказом  Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 54н в форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в социальные фонды были внесены изменения. Расчет дополнен подразделом, в котором организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и осуществляющие деятельность в производственной и социальной сферах, должны отражать долю доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов.

Помимо  этого, для идентификации упомянутых плательщиков в форме РСВ-1 ПФР  приводится перечень видов экономической  деятельности с указанием кодов  ОКВЭД по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, при осуществлении которых и  соблюдении условия о доле доходов  от основного вида деятельности такие  плательщики смогут воспользоваться  льготой по применению пониженных тарифов  страховых взносов.

В рассматриваемой ситуации основной вид деятельности организации, производящей электрические изоляторы из стекла (код ОКВЭД 26.15.7), поименован в подпункте  «з» пункта 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ как «производство прочих неметаллических минеральных продуктов» (код ОКВЭД 26). Следовательно, организация  вправе в 2011 году уплачивать страховые  взносы в ПФР по пониженному тарифу при соблюдении установленного условия  о доле доходов по названному виду деятельности.

Одним из реальных примеров проблем исчисления страховых взносов является вопрос о том, обязана ли организация  начислять страховые взносы на стоимость  услуг общественного питания  для работников, выполняющих работы вахтовым методом, если такое питание  организовано в виде шведского стола.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ) определено, что объектом обложения  страховыми взносами признаются выплаты  и иные вознаграждения, начисляемые  организациями в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений. При этом перечень сумм, которые не подлежат обложению страховыми взносами, установлен статьей 9 Закона № 212-ФЗ. Так, в соответствии с подпунктом «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не облагаются страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Статьей 302 «Гарантии и компенсации лицам, работающим вахтовым методом» ТК РФ установлено, что работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный  день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также  за фактические дни нахождения в  пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается  взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы.

Таким образом, предусмотренная Трудовым кодексом надбавка за вахтовый метод  работы является компенсационной выплатой, не подлежащей обложению страховыми взносами на основании положений  пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ.

В то же время оплата питания работников, проживающих в вахтовых поселках, не является компенсационной выплатой и в этой связи подлежит обложению  страховыми взносами в общеустановленном  порядке.

Согласно  части 3 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для  начисления страховых взносов должна определяться отдельно в отношении  каждого физического лица. Следовательно, если сумму выплат в натуральной  форме в отношении конкретного  работника определить невозможно, то страховые взносы не уплачиваются.

Вместе  с тем, в соответствии с частью 6 статьи 15 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ обязанность ведения  учета сумм начисленных выплат и  иных вознаграждений в отношении  каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты, возложена  на плательщика страховых взносов, то есть на организацию, производящую выплаты работникам.

Еще одним спорным вопросом является вопрос с о начислении страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на выплаты в пользу работников. Суммы среднего заработка, которые работодатель выплачивает сотруднику в соответствии с законодательством РФ, считаются выплатами в рамках трудовых отношений. Министерство ссылается на статью 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212−ФЗ. На практике это означает, что страховыми взносами облагаются выплаты работникам в период прохождения ими военных сборов, за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами, работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим днями отдыха, работающим беременным женщинам за дни прохождения ими обязательного диспансерного наблюдения, работникам за период вызова в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд.

Статьей 236 Трудового кодекса предусмотрена  ответственность за нарушение работодателем  установленного срока выплаты зарплаты в виде уплаты процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующей  ставки рефинансирования Центрального банка от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки. Эта выплата  не поименована в статье 9 Закона № 212−ФЗ, и следовательно, также облагается страховыми взносами в общеустановленном порядке (ч. 1 ст. 7 Закона № 212−ФЗ).

Не  менее интересным вопросом стало: Подпадают  ли под обложение страховыми взносами кооперативные выплаты, производимые организациями потребительской  кооперации своим учредителям.

Статьей 24 Закона РФ от 19.06.92 № 3085-1 «О потребительской  кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» определено, что доходы потребительского общества, полученные от его предпринимательской  деятельности, после внесения обязательных платежей в соответствии с законодательством  РФ направляются в фонды потребительского общества, для осуществления расчетов с кредиторами и (или) кооперативных  выплат. Причем размер кооперативных  выплат, определяемый общим собранием  потребительского общества, не должен превышать 20% от доходов потребительского общества. В статье 11 Закона № 3085-1 указано, что пайщики потребительского общества имеют право получать кооперативные  выплаты в соответствии с решением общего собрания потребительского общества.

Поскольку кооперативные выплаты учредителям  общества (в том числе являющимся пайщиками) производятся не на основании  трудовых или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а на основании  решения общего собрания участников потребительского общества, такие выплаты  не являются объектом обложения страховыми взносами.

Кроме того, на основании части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ не облагаются страховыми взносами и кооперативные выплаты, производимые учредителям общества, являющимся работниками  организации.

Для целей исчисления страховых взносов  следует разграничивать выплаты, связанные  с исполнением физическими лицами своих трудовых обязанностей, от выплат, связанных с получением доли прибыли (дохода) потребительского общества.

Круг  вопросов очень широк и касается не только расчетов, но и правовых неясностей. Так у многих возникают вопросы  по поводу смены юридического адреса организации, а именно нужно ли получать новый регистрационный номер, новые  реквизиты для перечисления. Так например, никаких изменений связанных с со сменой юр. адреса в Фонде социального страхования не происходит. Регистрационный номер остается тем же самым, реквизиты для перечисления тоже. Единственное что поменяется это специалист, который будет принимать отчет.

Многим  совершенно не ясны основания, по которым  можно перейти на пониженные тарифы страховых взносов.

Также вызывают вопросы даже простые и  понятные ситуации. Например, работник организации в течение 2010 года был  уволен и вновь принят на работу. Надо ли в данной ситуации в годовую  базу для обложения страховыми взносами включать суммы заработной платы, начисленные  до его увольнения.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ в редакции, действовавшей  в 2010 году, объектом обложения страховыми взносами для организаций признавались также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым договорам. Порядок  определения базы для начисления страховых взносов регламентирован  частью 3 статьи 8 Закона № 212-ФЗ. Плательщики  страховых взносов, производящие выплаты  и иные вознаграждения физическим лицам, определяют базу для начисления страховых  взносов отдельно в отношении  каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении  каждого календарного месяца нарастающим  итогом.

В то же время для указанных плательщиков предельная база для начисления страховых  взносов в отношении каждого  физического лица устанавливалась  в 2012 году в сумме, не превышающей 512 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и  иных вознаграждений в пользу физического  лица, превышающих данную предельную величину, страховые взносы не взимались. Об этом говорится в части 4 статьи 8 Закона № 212-ФЗ.

Поскольку расчетным периодом по страховым  взносам признается календарный  год (ч. 1 ст. 10 Закона № 212-ФЗ), следовательно, плательщик при определении базы для начисления страховых взносов  должен учитывать все выплаты  по вышеупомянутым договорам в пользу конкретного физического лица, начисленные  с начала и до конца расчетного периода (календарного года).

В рассматриваемой ситуации в базу для исчисления страховых взносов  в отношении работника, который  в течение календарного года (расчетного периода) был уволен и вновь принят на работу, включаются все выплаты, начисленные в его пользу в  течение года по всем основаниям за период работы в организации. 

3. Штрафы за нарушение закона о страховых взносах

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ регламентирует ответственность  недобросовестных страхователей. Требованием  об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых  взносов о неуплаченной сумме  страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней  и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимкию Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании. Однако за нарушения законодательства о взносах предусмотрены также административные штрафы. Поэтому очень важно правильно исчислять и уплачивать страховые взносы.

Информация о работе Проблемы исчисления и уплаты страховых взносов в социальные фонды