Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:21, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы «Налогообложение субъектов малого предпринимательства: проблемы и пути их решения»
В рамках достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Дать характеристику малого предпринимательства как субъекта налогообложения.
2. Рассмотреть структуру системы налогообложения малого предпринимательства
3. Выявить проблемы и рассказать о путях развития системы налогообложения малого предпринимательства в РФ,
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.
Введение 3
1 Теоретические основы налогообложения субъектов малого
предпринимательства 5
1.1 Экономическая сущность и функции налогов
1.2 Сущность малого предпринимательства и его роль в экономике 11
2. Действующие системы налогообложения субъектов малого
предпринимательства 18
2.1 Обычная система 18
2.2 Упрощенная система 23
2.3 Единый налог на вмененный доход 32
3 Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства
и пути их решения 39
Заключение 46
Список использованных источников 49
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Теоретические основы налогообложения субъектов малого
предпринимательства
1.1 Экономическая сущность и функции налогов
1.2 Сущность малого предпринимательства
и его роль в экономике 11
2. Действующие системы налогообложения
субъектов малого
предпринимательства
2.1 Обычная система
2.2 Упрощенная система
2.3 Единый налог на вмененный доход
3 Проблемы налогообложения субъектов
малого предпринимательства
и пути их решения
Заключение
Список использованных
источников
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время Россия стоит на пути создания и развития рыночной экономики. Это невозможно без развития малого бизнеса в стране.
Малый бизнес-это
Важная роль малого бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, выпускает специальные товары и услуги.
На современном этапе развития нашей страны малый бизнес призван не только стать элементом структурной перестройки экономики с учетом особенностей развития регионов, но и повысить доходы местных бюджетов. Основным финансовым инструментом, регулирующим взаимоотношения малого бизнеса с государством, остается налогообложение. В условиях рынка налогообложение решает двуединую задачу - обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач и одновременно способствовать наращиванию производства товаров и услуг, росту занятости населения, в том числе на основе развития малого бизнеса.
Сложность и противоречивость процесса становления малого предпринимательства в России во многом связана с не разработанностью теоретических проблем этого сектора экономики, что, в частности, вызывает необходимость постоянного совершенствования правового регулирования малого бизнеса, в том числе в области налогообложения. Определяя объём взимаемых налогов с субъектов малого предпринимательства, государство оказывает воздействие на объем финансовых ресурсов, используемых субъектами малого предпринимательства, на простое или расширенное воспроизводство, на уровень занятости, а также на уровень поступлений налогов в бюджет, необходимость выработки новых подходов к совершенствованию налогообложения через снятие наиболее острых противоречий и согласование интересов государства и субъектов малого предпринимательства в действующем законодательстве определили актуальность темы данной курсовой работы.
В этой связи изучение проблем налогообложения субъектов малого предпринимательства позволяет проанализировать и оценить влияние налоговой политики государства на субъекты малого предпринимательства и на основе обобщения и анализа опыта налогообложения субъектов малого предпринимательства определить пути решения данных проблем.
Объектом исследования
является действующая система
Целью исследования является изучение темы «Налогообложение субъектов малого предпринимательства: проблемы и пути их решения»
В рамках достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Дать характеристику
малого предпринимательства
2. Рассмотреть структуру
системы налогообложения
3. Выявить проблемы
и рассказать о путях развития
системы налогообложения
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.
Источниками информации для написания работы по теме «Налогообложение малого предпринимательства: проблемы и пути их решения» послужили базовая учебная литература, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Налогообложения малого предпринимательства», справочная литература, прочие актуальные источники информации.
1 Теоретические основы налогообложения субъектов малого
предпринимательства
Налоги— сложная и многофункциональная стоимостная экономическая категория, прошедшая длительный исторический путь становления, как на практике, так и в теории. Налоги как способ изъятия и перераспределения доходов возникли вместе с появлением государства. С одной стороны, государство не может существовать без взимания налогов. С другой— налоги являются органической частью государства. В налогах воплощается экономическое содержание государства, а их сущность обусловлена назначением и функциями последнего [8, с. 36].
Налог—одно из основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог—одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.
Анализ экономической литературы за последние несколько лет позволил сделать вывод о том, что на сегодняшний день нет единой концепции, определяющей экономическую сущность налогов. Данная ситуация является следствием непрекращающихся дискуссий по вопросам сущности и функций финансов.
Впервые экономическая сущность налогов была исследована в работах Давида Рикардо (1772—1823), последователя А. Смита. «Налоги, — писал он,—составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны»1 .
По мере развития учения о правовом государстве меняются и научные представления в финансовой науке, приводящие ее к идее принудительного характера налога [8,с. 39].
В советской России 20-х гг. финансовая наука в лице А. Соколова, А. А. Буковецкого, П. В. Микеладзе придерживалась теории коллективных потребностей. А. Соколов рассматривал государство как орган, удовлетворяющий коллективные потребности населения. П. В. Микеладзе считал, что «задача налоговой политики в том и заключается, чтобы согласовывать и экономически рационально удовлетворять индивидуальные и коллективные потребности».
Советская финансовая наука в 20-е гг. придерживалась определений налогов, господствовавших в западной финансовой науке. В советской «Финансовой энциклопедии» (1924) дано следующее определение налога: «Налоги — принудительные сборы, взимаемые с населения на известной территории, на установленных законом основаниях, в целях покрытия общих потребностей государства». [8,с. 40]
В годы торжества марксизма в финансовой науке все определения налога сводились к идеологическому, классовому содержанию, к пониманию налога как инструмента эксплуатации в буржуазных государствах.
Рассматривая современные
Д. Г. Черник считает, что «изъятие государством в свою пользу определенной части ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога»2.
По мнению В. М. Родионовой, «экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами...»3.
Брызгалин А. В. под финансово-экономической сущностью налогообложения понимает «прямое изъятие государством определенной части ВВП в свою пользу для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета)»4.
Анализируя предложенные определения, можно отметить, что каждое из них в той или иной мере ставит акцент на различных аспектах и, таким образом, они дополняют друг друга.
При исследовании экономической сущности налогов необходимо учитывать ряд основных моментов: во-первых, источником налоговых взносов независимо от объекта налогообложения является часть ВНД, который количественно не совпадает с ВВП; во-вторых, существенным является безвозмездность уплаты налога.
Следовательно, относительно безвозмездное изъятие государством части ВНД в виде обязательного взноса для формирования денежных фондов (доходов) и составляет, на взгляд авторов, экономическую сущность налога [8,с.41].
Налог является комплексной категорией, имеющей как экономическое, так и юридическое значение. Поэтому важным моментом является определение налога в рамках законодательства.
С 1 января 1999 г. в ч.1 ст. 8 НК РФ, впервые отдельно даны определения налога и сбора. При реформировании российского налогового законодательства особое внимание было уделено именно определению понятий налога и сбора. Впервые в ст. 8 Налогового кодекса данные определения отличаются друг от друга.
«Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований [1, ст. 8].
Исходя из этого определения выделяют 4 характерные черты налога:
-Обязательность, которая обеспечивается в лице налоговых и правоохранительных органов, т.к. налог это категория принуждения.
-Индивидуальная безвозмездность — характеризуется односторонностью, безэквивалентностью и безвозвратностью налогов.
Обязательства по уплате налогов являются односторонними, т.к. в налоговых правоотношениях есть только одна обязанная сторона— налогоплательщик. Государство, получая в бюджет налоги, не принимает каких-либо встречных обязательств перед налогоплательщиком и не должно что-либо совершить в его пользу. В свою очередь время плательщик, уплатив налог, не приобретает каких-либо прав.
Налоги безэквивалентны, и пользование общественными благами никак не пропорционально величине платежей, уплаченных налогоплательщиком.
Безвозвратность налога характеризуется тем, что налог подлежит возврату только в случае законно установленной льготы или в случае переплаты его в бюджет.
- Отчуждение денежных средств, принадлежащих налогоплательщику. Предусматривает переход части собственности от налогоплательщика к государству.
- Направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с юридических и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)» [1, ст. 8].
Характерными чертами сбора как взноса являются:
Необходимо отметить, что налоги — это объективная экономическая категория, которая не должна менять свои сущностные характеристики: в зависимости от типа экономической системы меняются лишь внешние формы их проявления.
Налоги выполняют общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, т. е. функции.
В настоящее время нет единой точки зрения на функции налогов.
Исследования в области налогов в развитых зарубежных странах показывают, что теоретические споры ведутся в основном по вопросам, связанным с ролью, которую играют налоги в экономике их стран [8, с.43].
Современное развитие западной экономической мысли характеризуется противостоянием кейнсианской и неоклассической школ, что определило два основных направления в теории государственных финансов. Представители первого направления считают, что налоги- это один из главных методов государственного регулирования экономикой. Их противники считают, что государственное регулирование экономики должно быть минимальное, а налоги необходимы только для формирования доходной базы бюджета. [8, с.43]
Информация о работе Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства