Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:21, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы «Налогообложение субъектов малого предпринимательства: проблемы и пути их решения»
В рамках достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Дать характеристику малого предпринимательства как субъекта налогообложения.
2. Рассмотреть структуру системы налогообложения малого предпринимательства
3. Выявить проблемы и рассказать о путях развития системы налогообложения малого предпринимательства в РФ,
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.
Введение 3
1 Теоретические основы налогообложения субъектов малого
предпринимательства 5
1.1 Экономическая сущность и функции налогов
1.2 Сущность малого предпринимательства и его роль в экономике 11
2. Действующие системы налогообложения субъектов малого
предпринимательства 18
2.1 Обычная система 18
2.2 Упрощенная система 23
2.3 Единый налог на вмененный доход 32
3 Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства
и пути их решения 39
Заключение 46
Список использованных источников 49
Схематично функции налога приведены на рисунке 1.
Рисунок 1 - функции налога
В России в числе налоговых функций ученые выделяют:
- фискальную;
- экономическую;
- распределительную;
-перераспределительную;
-стимулирующую;
- регулирующую;
-поощрительную;
-контрольную.
Однако каждый автор использует отдельную компоновку их них (таблица 1)
Таблица 1 - Компоновка функций налогов в России5
Профессор |
Точка зрения компоновки функций налогов |
Заяц |
1. Распределительная
- посредством которой |
2. Контрольная - посредством которой оценивается эффективность каждого налогового платежа и налоговой системы в целом, вносятся изменения в законодательство | |
Родионова |
1. Фискальная |
Экономическая, иногда ее делят на: а. стимулирующая б. регулирующая | |
Юткина, выделяет функции не к категории налог, а к системе налогообложения |
1. Фискальная |
2. Регулирующая |
Наиболее распространенными точками зрения являются выделение двух функций налога:
Фискальная - происходит формирование доходной базы бюджета в целях материального обеспечения государства;
Регулирующая - налог используются в качестве важнейшего финансового регулятора всех перераспределительных процессов в обществе, активно воздействующего на состояние экономики в целом.
Таким образом, можно сформулировать следующие выводы.
Налог - обязательный индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Он является одновременно экономической, финансовой и правовой категорией. Налог характеризуется основными признаками и элементами. Сущность налогов в условиях формирования рыночных отношений проявляется через фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную функции.
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что экономическая сущность налогов, их внутреннее содержание и глубинный потенциал, теоретически заложенный в данной категории, раскрывается в одной единственной функции—формирование денежных фондов (доходов), которая является основной, вытекающей из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С ее помощью образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для существования и развития государства. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах. Поэтому теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая в законе налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задает не только наука, но и практика.
Каждый конкретный налог сам по себе субъективен. С помощью введения (отмены) того или иного налога государство решает частные задачи на определенном временном отрезке в рамках общей экономической стратегии. Этим и исчерпывается жизнь конкретного налога. В то же время налоговая система как совокупность налогов объективна, т. е. в том или ином составе налогов она будет существовать всегда, пока существует государство. Следовательно, сущность налога едина, но практические формы ее воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач, принятых конечных целей.[8, с.49]
Малое предпринимательство (далее - МП) – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики по установленным законами критериям (показателям), констатирующим сущность понятия. Основным критерием в первую очередь является средняя численность работников, занятых в отчетный период на предприятии. В литературе под МП понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.
Определение «малого бизнеса» до сих пор является объектом дискуссий. Оно до сих пор не закреплено Гражданским кодексом РФ. В нем дается лишь общее понятие предпринимательской деятельности: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве ИП в установленном законом порядке»[2,ст.2]. Это означает, что гражданин, работающий по трудовому договору, не является предпринимателем, так как он действует не на свой риск, а по поручению работодателя.
Под субъектами малого и среднего предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и ИП), отнесенные в соответствии с установленными условиями, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям [4. ст.3].
Согласно Федеральному Закону РФ от 24.07.2007г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
- для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов АИФ и закрытых ПИФ), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения: средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 включительно для МП; среди МП выделяются микропредприятия - до 15 человек;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. [4. ст.4]
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития МП, можно указать на следующие преимущества и недостатки МП (таблица 2):
Таблица 2- преимущества и недостатки малого предпринимательства6
+ |
- |
увеличение числа |
более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; |
рост доли экономически активного населения |
зависимость от крупных компаний; |
селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами |
недостатки в управлении собственным делом; |
трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин); |
слабая компетентность руководителей; |
подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы; |
повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; |
разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые формы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты); |
трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; |
ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды; |
неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) |
улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики. |
|
собственники малых
предприятий более склонны к сб |
В Российской практике существования малого бизнеса, существует ряд особенностей по сравнению с другими странами, а также по сравнению со средним или крупным бизнесом:
- Низкий процент венчурной специализации. В экономически развитых странах малый бизнес играет важную роль в формировании инновационной экономики (около 25%), в России же основным видом деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция, а не инновационное производство (всего около 6%). На сегодняшний день это важнейшая задача государства в области поддержки малого бизнеса – развитие предприятий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологичные отрасли.
- Низкая легитимность малого бизнеса.
Еще одной характерной особенностью развития малого бизнеса в России является низкая легитимность бизнеса, поскольку большой процент предприятий функционирует в сфере теневой экономики. Используя «серые схемы» работы, занижая прибыль, компании уменьшают свои налоговые выплаты, а, следовательно, и доходы в бюджет страны. Корни этой проблемы зародились на начале 90-х годов, когда предпринимателям установили большие налоги. Часть предприятий перестала существовать из-за низкой рентабельности бизнеса, другая часть стала наращивать теневой оборот. И хотя с тех пор, налоговое время существенно снизилось, многие предприятия малого бизнеса не могут выйти из тени, поскольку бояться конкурентов. В настоящее время это целая проблема на уровне государства.
- Постоянная нехватка финансирования.
Малый бизнес в России характеризуется острой нехваткой финансирования из-за малой величины индивидуального капитала. Весь с трудом собранный стартовый капитал уходит в оборот, а производственный цикл предприятий не всегда совпадает временем обращения капитала. Таким образом, у малого бизнеса и появляется потребность – взять кредит для бизнеса. Но неудобство в том, что по сравнению со средним или крупным бизнесом, процентные ставки на услуги кредитовании малого бизнеса выше. В результате некоторые предприятия становятся банкротом.
- Неустойчивость малого бизнеса. Из предыдущей особенности вытекает следующая: нестабильность малого бизнеса в результате нехватки финансирования, жесткой конкурентной борьбы и части внешних факторов (инфляции, энергетического кризиса и т.д.). Почти каждый четвертый представитель малого бизнеса в России становится в итоге банкротом, или, по крайней мере, сворачивает свою деятельность.
Основными характеристиками малого бизнеса в России являются:
-Гибкость малого бизнеса. МП в силу своей мобильности быстрее реагируют на всевозможные изменения на рынке, что дает им некоторые преимущества перед крупным бизнесом. Малый бизнес быстрее адаптируется, перестраивается.
-Экономичность малого бизнеса. Начать малый бизнес сравнительно проще, чем основать крупную фирму. Помещения, офис, автотранспорт можно арендовать, не нужно капитальное строительство, большие территории, помещения. Оборачиваемость средств малого бизнес выше, средний уровень заработной платы работникам малого бизнеса ниже. Т.е. меньше расходов на организацию бизнеса.
-Узкая специализация малого бизнеса. Именно узкая специализация малого бизнеса способствует в полной мере наилучшему удовлетворению потребительского спроса. Малый бизнес имеет наиболее детальное представление о конъюнктуре рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту по сравнению с более крупным бизнесом, который направлен на удовлетворение спроса широких слоев населения.
-Развитие регионального рынка. Малый бизнес играет важную роль в развитии именно регионального рынка, формируя местную инфраструктуру. Таким образом, снижаются и транспортные расходы на межрегиональные перевозки и увеличивается доля валового продукта региона
-Немаловажным является тот факт, что за счет налоговых и иных поступлений от хозяйственной деятельности малых предприятий в значительной мере формируются бюджеты в субъектах РФ.
В укреплении экономической позиции России налоги играют немалую роль. Им отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику.
Стабильность системы
налогообложения позволяет
Это в полной мере относится и к той части налогового законодательства РФ, которая регулирует сферу малого бизнеса. В частности, для повышения активности предпринимательской деятельности граждан и МП налоговым законодательством было установлено несколько специальных режимов налогообложения [7,c.24].
Развитие малого бизнеса становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок - рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки. Эти два звена концепции должны реализовываться в комплексе. Именно поэтому разносторонняя поддержка сферы МП должна быть отнесена к числу ведущих целей государственной политики, осуществляемой как на федеральном, так и на региональном уровне в переходный к рыночным отношениям период.
Информация о работе Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства