Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы «Налогообложение субъектов малого предпринимательства: проблемы и пути их решения»
В рамках достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Дать характеристику малого предпринимательства как субъекта налогообложения.
2. Рассмотреть структуру системы налогообложения малого предпринимательства
3. Выявить проблемы и рассказать о путях развития системы налогообложения малого предпринимательства в РФ,
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы налогообложения субъектов малого
предпринимательства 5
1.1 Экономическая сущность и функции налогов
1.2 Сущность малого предпринимательства и его роль в экономике 11
2. Действующие системы налогообложения субъектов малого
предпринимательства 18
2.1 Обычная система 18
2.2 Упрощенная система 23
2.3 Единый налог на вмененный доход 32
3 Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства
и пути их решения 39
Заключение 46
Список использованных источников 49

Файлы: 1 файл

Курсовая налоги.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2.3 Единый налог на  вмененный доход

 

С 1 января 2003 г. вступила в силу глава 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (далее - ЕНВД), введение в действие которой определено ФЗ от 24.07.2002 г. №104- ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах» [11, 268].

Суть этой системы  налогообложения заключается в  том, что при исчислении и уплате ЕНВД налогоплательщики руководствуются не реальным размером своего дохода, а размером вмененного им дохода, который установлен НК РФ.                                                                                                                                                                             

Налоговый кодекс установил  общий перечень видов деятельности, которые переводятся на уплату налога, а региональные органы власти уже  решают, в отношении каких из этих видов деятельности ввести налог  на вмененный доход.

Налогоплательщиками являются организации и ИП, осуществляющие, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

Условия, при которых  наступает обязанность уплачивать налог на вмененный доход, для  каждого вида деятельности различны. Данные условия рассмотрены в  Таблице 9:

Таблица 9 - Виды деятельности, которые переводятся на уплату налога на вмененный доход18.

Виды предпринимательской  деятельности      

Условия                       

1.оказание бытовых  услуг                       

все организации и  предприниматели                 

2.оказание ветеринарных  услуг                  

все организации и  предприниматели                 

3.услуги по  ремонту,  техническому   обслуживанию и  мойке автотранспортных средств  

все организации и  предприниматели                 

4. услуги по хранению  автотранспортных средств на  платных стоянках

все организации и  предприниматели (за исключением штрафных автостоянок)                 

5. оказание автотранспортных  услуг по переваозке пассажиров  и грузов             

количество автомобилей, не должно превышать 20       

6. розничная торговля 

6.1 через магазины  и павильоны с торговым залом

6.2 через объекты стационарной  торговой сети без торгового  зала                                         

 

с площадью торгового  зала до 150 м2

все организации и  предприниматели                 

7. услуги общественного  питания

7.1 в объектах с залом  обслуживания посетителей    

7.2 в объектах без  зала   обслуживания  посетителей                                                                    

 

с площадью зала  обслуживания   не более 150 м  

все организации и  предприниматели                                               

8. распространение и    размещение  рекламы, в том числе на транспортных средствах

все организации и  предприниматели                 

9. услуги по временному  размещению и проживанию

площадь спальных помещений  не более 500 м2

10. сдача в аренду стационарных торговых мест,  не имеющих торгового зала                      

все организации и  предприниматели                 

11. предоставление во  временное пользование земельных  участков для размещения объектов  торговой сети или услуг общественного  питания

все организации и  предприниматели                 


 Система налогообложения  в виде ЕНВД носит обязательный характер. Иными словами, вы не вправе выбрать, по какой системе будете платить налоги (общей, упрощенной или в виде ЕНВД), если одновременно выполняются следующие условия:

  • на территории осуществления вами предпринимательской деятельности в установленном порядке введен ЕНВД;
  • в местном нормативно-правовом акте о ЕНВД упомянут ваш вид деятельности;
  • Доля участия других организаций не более 25%;
  • Среднесписочная численность не более 100 человек.

Если эти условия  соблюдаются, то вы обязаны перейти  на систему налогообложения в виде ЕНВД. Встать на учет как плательщик ЕНВД индивидуальный предприниматель должен не позднее 5-ти рабочих дней с начала осуществления деятельности, облагаемой ЕНВД. При этом ему нужно подать в налоговую инспекцию заявление о постановке на учет в качестве плательщика единого налога. После подачи указанного заявления ИП должен в течение 5-ти рабочих дней получить от налогового органа уведомление о том, что он поставлен на налоговый учет в качестве плательщика ЕНВД. Налоговый орган уведомляет ИП об этом посредством вручения ему уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории РФ [9].

Уплата ЕНВД предусматривает  его освобождение от уплаты следующих налогов (таблица 10):

Таблица 10 - Налоги заменяемые на единый налог19

Организации

Индивидуальные предприниматели

налог на прибыль организаций (в части прибыли, полученной от деятельности, облагаемой ЕНВД)

НДФЛ (в отношении доходов, полученных от деятельности, облагаемой ЕНВД)

налог на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для деятельности, облагаемой ЕНВД)

налога на имущество  физических лиц (в отношении имущества, используемого для деятельности, облагаемой ЕНВД)

НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией


 

Исчисление  и уплата иных налогов и сборов, не указанных в настоящем пункте, осуществляются налогоплательщиками  в соответствии с иными режимами налогообложения.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.

Законами субъектов  РФ определяются:

- порядок введения  единого налога на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

- виды предпринимательской  деятельности, в отношении которых  вводится единый налог, в пределах  перечня, установленного статьей346.26 НК РФ;

- значения коэффициента  К2, указанного в статье 346.27 НК РФ.

Согласно ст. 346.29 НК РФ объектом налогообложения для применения ЕНВД признается вмененный доход. Налоговой  базой для исчисления суммы ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой  доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. При этом базовая доходность корректируется (уменьшается или увеличивается) на коэффициенты К1 и К2 [1, п. 4 ст. 346.29].

Для того чтобы рассчитать величину ЕНВД за налоговый период, потребуются следующие показатели [17]:

БД- базовая доходность- условный доход за месяц, который  устанавливается для каждого  вида деятельности. Величина базовой  доходности утверждается на единицу физического показателя, который характеризует вид деятельности .

ФП – физический показатель в единицах, зависящих от вида деятельности, н-р, количество транспортных средств, площадь (в кв. м),  и т.п.

К1 – корректирующий коэффициент – коэффициент-дефлятор, устанавливается на каждый год Минэкономразвития, рассчитываемый как произведение коэффициента, применяемого в предшествующем периоде, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем календарном году, который определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ;  На 2012 год составляет 1,4942.

К2 – корректирующий коэффициент – учитывает особенности  ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности (полный список представлен в НК РФ ч.2 гл. 26.3 ст.346.27). Его размер устанавливается местными представительными органами.  Значения К2 определяются не менее чем на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно [9].

Налоговой базой по ЕНВД является вмененный доход (ВД), который  рассчитывается по формуле (1):

ВД = БД * ФП * К1 * К2                                 (1)

Расчет ЕНВД в 2012 году производится по формуле (2):

ЕНВД = ВД * НС                                             (2)

где НС – налоговая  ставка, равная 15%.

Рассчитанную сумму  налога можно уменьшить, но не более  чем на 50% на сумму:

- уплаченных страховых  взносов по пенсионному, социальному  (по нетрудоспособности, в связи  с материнством, от несчастных  случаев), медицинскому страхованию  за период;

- на сумму выплаченных  пособий по временной нетрудоспособности;

- на сумму фиксированных страховых платежей, уплаченных ИП за себя

Налоговым периодом по ЕНВД признается квартал. Ставка ЕНВД составляет 15% величины вмененного дохода.

Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода (квартала) не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Налоговые декларации по ЕНВД по итогам налогового периода  представляются налогоплательщиками  в налоговые органы по месту постановки на учет в качестве плательщика  ЕНВД не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Суммы единого  налога зачисляются на счета органов  Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней в соответствии с бюджетным  законодательством РФ.

Данная система является не всегда экономически выгодной предпринимателю по причине частого несовпадения фактически полученного дохода с фактической суммы уплаченного ЕНВД.

Отсутствие возможности  учета затрат при исчислении ЕНВД и, как следствие, снижение возможности  к расширению бизнеса, влечет за собой желание налогоплательщика избежать уплаты ЕНВД путем перепрофилирования своей деятельности и переноса ее в регионы, где ЕНВД не уплачивается [10].

Переход  на уплату налога на вмененный доход тоже имеет  свои плюсы и минусы. Они приведены в таблице 11.

Таблица 11- Плюсы и минусы уплаты налога на вмененный доход [10]

+

-

сумма налога не зависит  от размера выручки

при превышения физических показателей* придется переходить на обычную систему налогообложения

сумма налога можно уменьшить   на    сумму взносов в ПФ РФ               

расходы предпринимателя (организации)не  уменьшают сумму  налога                                        

*  под физическими  показателями  понимаются   торговая площадь, торговое место,  количествоавтомобилей, количество работников.                                                              


 

Из таблицы видно, что  налог на вмененный доход в  первую очередь удобен предпринимателям, которым сложно скрывать размер выручки и официально проводить все расходы [10].

Применение ЕНВД в  России вряд ли определяется только фискальными целями. При этом методика налога не отличается гибкостью, т. е. не учитывает всей совокупности факторов, влияющих на результаты финансовой деятельности хозяйствующих лиц. Кроме того, налог не содержит стимулирующих элементов, правила его взимания противоречивы. Универсальным показателем для налогообложения является прибыль организации. Именно налог на прибыль отвечает требованиям либеральной рыночной экономики. Однако, коль скоро отдельные представители бизнеса в России «уходят» от налога на прибыль, а налоговые органы не в силах собрать «его в полной мере, вводится ЕНВД, основная задача которого — перевести всех потенциальных плательщиков в легальный сектор. Поэтому ЕНВД должен иметь временный характер [11,с.273].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Актуальность и значимость государственной поддержки малого бизнеса (далее - МБ), выраженные принятием за последние годы существенных мер поддержки малого предпринимательства (далее- МП), позволили в значительной степени снизить налоговую нагрузку на МБ, повысить рентабельность и эффективность производства, снизить издержки на ведение налогового и бухгалтерского учета. Такими существенными мерами государственной поддержки МБ явилась разработка при проведении налоговой реформы специальных налоговых режимов, что в период 2003 - 2008 гг. явилось мощным стимулом к переходу субъектов МП на специальные налоговые режимы и повлекло за собой увеличение инвестиций в МБ, развитие производства, увеличение рабочих мест и занятости населения. 
Закрепление налогов, уплачиваемых в связи с применением специальных налоговых режимов, за бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, предоставление права органам местного самоуправления самим вводить ЕНВД для отдельных видов предпринимательской деятельности явилось значимым решением вопроса стабилизации доходной базы бюджетов данного уровня. 
Дальнейшими мерами государственной поддержки МБ в 2008 - 2009 гг. явилось принятие ряда федеральных законов, усиливающих социальное значение специальных налоговых режимов и направленных на стимулирование субъектов МП. Вступившие в силу с 01.01.2009 законодательные дополнения и изменения предоставляют право субъектам РФ устанавливать налоговые ставки дифференцированно в пределах от 5 до 15% для налогоплательщиков, выбравших объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Отменены ограничения на перенос убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, на будущие налоговые периоды. Налоговая декларация для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы с 2009 г., представляется только по итогам налогового периода (календарного года). Ранее необходимо было представлять налоговые декларации по итогам отчетных периодов (первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года). Расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться УСН на основе патента. По УСН для ИП на основе патента отменены ограничения на количество видов предпринимательской деятельности, на которые ИП может получить патент, разрешено привлекать наемных работников. Вместе с тем приоритетной мерой поддержки МБ остается создание нормативно-правовых условий и механизмов государственного регулирования, включая налоговое регулирование. Основными направлениями в комплексе нормативно-правового обеспечения МБ остаются: обеспечение преемственности и непротиворечивости законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; разработка и реализация законодательных мер по созданию партнерских отношений между предприятиями и органами власти, устранение административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности. В этой связи предусматривается также развитие саморегулирования предпринимательской деятельности на основе общественных объединений и внедрение нормативно-правовых механизмов, определяющих взаимную ответственность сторон в различных возникающих правоотношениях; проведение эффективной конкурентной политики; создание налоговой системы, благоприятствующей развитию МБ. Совершенствование нормативно-правовой среды невозможно в отрыве от разработки и систематизации опыта правоприменительной практики. В процессе применения новых нормативных документов возникают отдельные коллизии. Поэтому необходимо систематизировать возникающий практический опыт и своевременно вносить изменения в действующие правовые нормы в целях устранения таких коллизий. В области налогообложения необходимо реализовать пакет мер, направленных на стимулирование развития МБ, обеспечивающий: 
- развитие МБ в инновационной и производственной сферах; 
- расширение круга субъектов МБ, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью; 
- подготовку высококвалифицированных кадров для сферы МБ; 
- условия льготного кредитования для предприятий МБ; 
- создание равных конкурентных условий в сфере МП; 
- социальное стимулирование работников предприятий МБ на основе программ добровольного медицинского и пенсионного страхования; 
- создание условий для реализации зарубежных программ развития МБ и активизацию международного сотрудничества в области поддержки МБ. 
Одной из важнейших проблем МБ является кредитование. Невозможность получения кредита исключает способность на равных конкурировать с другими предприятиями. Проценты по кредитам необычайно высоки, таких высоких ссудных процентов нет ни в одной развитой стране. При этом безвозмездная материальная помощь предприятиям МБ подлежит налогообложению. Исчисляется НДФЛ с материальной выгоды для физических лиц, получивших ссуды от предприятий на свои неотложные нужды, если ссуда выдана под процент ниже ставки рефинансирования Центрального банка РФ. 
Для решения задачи создания благоприятных условий кредитования малого предпринимательства, разработки и распространения финансовых технологий необходима максимальная активизация частных инвестиционных ресурсов. С этой целью необходимо минимизировать налоговую нагрузку на операции кредитования и заимствования. Для подготовки высококвалифицированных кадров в сфере МБ наряду с созданием системы дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов малых предприятий, развития института повышения квалификации и переподготовки кадров для сферы МБ, разработки методических основ и программ обучения необходимы также меры налогового стимулирования, направленные на снижение налоговой нагрузки. Представляется целесообразным для МП все денежные средства, вложенные в образование своих сотрудников, включая обучение в аспирантуре, освободить из-под налогообложения. В целях имущественной поддержки предприятий МБ необходимы: проведение мониторинга на регулярной основе бездействующих производственных площадей, разработка правовых и экономических механизмов использования объектов государственной или муниципальной собственности субъектами МБ. Вместе с тем остаются существенные проблемы в применения норм налогового законодательства, вызывающие коллизии и споры, и прежде всего для субъектов МБ. Такой проблемой, возникшей в первую очередь для субъектов МП, является сложность арендовать помещение под офис более чем на год, что дестабилизирует деятельность субъектов МП. С одной стороны, собственник помещения - арендодатель, как правило, отказывается заключать договор аренды помещения под офис на срок более года в связи с необходимостью зарегистрировать договор аренды на срок более года в органах государственной регистрации, что влечет для арендодателя дополнительные издержки, главным образом временного характера. С другой стороны, сам арендатор - представитель МБ не всегда готов спланировать срок аренды офисного помещения ввиду того, что МБ наиболее подвержен предпринимательским рискам. Приобрести офисы небольших размеров, в пределах 50 - 90 кв. м, по контрактам соинвестирования всегда было большой проблемой из-за того, что инвестор-застройщик не заинтересован в реализации своего нежилого фонда, который ему самому выгоднее сдавать в аренду, и тем более не заинтересован продавать нежилой фонд небольшой площадью, поскольку для инвестора-застройщика возникают дополнительные издержки, а впоследствии - снижение эффективности управления нежилым фондом. В докризисный период небольшая площадь нежилого фонда если и выставлялась на продажу инвестором-застройщиком, то всегда после реализации жилого фонда и всегда по цене, значительно превышающей стоимость аналогичной площади жилого фонда, что также не стимулировало приобретать нежилую площадь по несправедливой цене. Выходом из создавшейся ситуации, казалось, стала возможность располагать офисы небольшой площади на первых этажах жилого фонда, с учетом возможностей законной перепланировки с отдельным входом. Также достаточно построено жилого фонда небольшой площадью и расположенного на первых этажах с отдельным входом. 
С учетом направленности социально-экономической политики властей крупных городов на высвобождение помещений, расположенных на первых этажах, под предприятия МБ нелогичность возведенных застройщиком квартир на первом этаже с отдельным входом объясняется исключительно интересами строительного бизнеса. Однако это был выход для субъектов МП, и такие небольшие помещения в жилом фонде ими приобретались под офис для целей осуществления предпринимательской деятельности. Поскольку такие приобретенные офисные помещения использовались субъектами МБ в целях осуществления предпринимательства, то и расходы на аренду, содержание и текущий ремонт учитывались в целях налогообложения при расчете налогооблагаемой базы. НК РФ позволяет учесть в расходах арендные платежи за арендованное имущество и не ставит признание расходов в зависимость от статуса арендованного помещения [1,пп. 10 п. 1 ст. 264]. Также Письмом Минфина России от 18.10.2005 N 03-03-04/1/285 финансовое ведомство указало, что "расходы учитываются в целях налогообложения прибыли, если они соответствуют условиям, предъявляемым НК РФ. Действие норм законодательства иных отраслей на признание расходов не влияет... поэтому расходы на аренду жилого помещения под офис могут учитываться в целях налогообложения". Затем, Письмами Минфина России от 27.10.2005 N 03-03-04/1/310, от 10.11.2006 N 03-05-01-04/310 и от 14.02.2008 N 03-03-06/1/93 финансовое ведомство со ссылкой на п. 3 ст. 288 ГК РФ разъяснило, что жилое помещение не может использоваться для размещения в нем предприятий и учреждений до перевода его в нежилое. На основании этого расходы по аренде жилого помещения под офис не уменьшают налогооблагаемую базу по прибыли. Но очевидно, что такая позиция отрицает создание равных возможностей в бизнесе и ведет к увеличению налоговой нагрузки на предпринимателей МБ, использующих в своей профессиональной деятельности, осуществляющейся в целях получения дохода, офисное помещение, находящееся в составе жилого фонда. Вместе с тем назначение жилого помещения и пределы его использования определены ст. 17 Жилищного кодекса РФ, и согласно п. 2 ст. 17 ЖК РФ допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности [3]. 
Возникшая спорная ситуация по вышеизложенной проблеме и по конкретным налогоплательщикам периодически разрешается в судах. Все судебные споры по возникшей ситуации разрешились в пользу предпринимателей. 
В связи с спорной по данной налоговой ситуацией у сторонников фискального подхода  создается впечатление, что предприятия МБ преднамеренно не инвестируют в основные фонды, а выбирают аренду. К сожалению, действительно, в последнее время арендные отношения на предприятиях МБ преобладают. Проблема состоит в том, что действующая система налогового администрирования предусматривает авансовые платежи по налогу на прибыль и авансовые платежи по единому налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Таким образом, даже предприятия МБ, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, ежеквартально обязаны перечислять авансовые платежи с фактически поступивших денежных средств в счет работ и услуг, которые еще не выполнены в полном объеме. В такой ситуации инвестировать в основные средства: во-первых, становится экономически невыгодно, во-вторых, не у всех предприятий МБ есть возможность накопить достаточные денежные средства в целях инвестирования в собственную материально-техническую базу. В этой связи представляется логичным в целях поддержки и развития МБ освободить предприятия сферы МБ, которые перешли на упрощенную систему налогообложения, от уплаты авансовых платежей единого налога. Актуальной проблемой развития МБ остаются задачи социальной поддержки работников предприятий МБ. Решение задач по привлечению квалифицированного кадрового состава требует комплексного подхода, включая социальную заботу о сотрудниках малого предприятия. В этой связи является важным разработка социального пакета, который давно и эффективно предлагается и используется крупным бизнесом при подборе кадров. Как правило, в социальный пакет входят добровольное медицинское страхование и добровольное пенсионное страхование. В отношении страховых взносов, направленных на добровольное пенсионное страхование, налоговая нагрузка также чрезмерна для предприятий малого бизнеса, что не стимулирует работодателя к заключению договоров не только добровольного медицинского страхования, но и добровольного пенсионного страхования в пользу своих работников [19].

Информация о работе Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства