Разработка рекомендаций по организации системы налогового менеджмента на предприятии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 13:22, дипломная работа
Описание работы
Целью настоящей работы является комплексная разработка системы подходов, форм, методов и механизмов организации корпоративного налогового менеджмента, а также рекомендаций по повышению эффективности налогового менеджмента. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач: • раскрыть экономическое, содержание налогового менеджмента как рыночной системы управления налоговыми отношениями; • определить и раскрыть элементы налогового менеджмента; • построить основы организации корпоративного налогового менеджмента на российских предприятиях; • рассмотреть способы уклонения от налогов и противодействия этому процессу;
Содержание работы
Введение…………..……..……………………………………………………….4 Глава I Теоретические основы построения общей системы налогового менеджмента………………………………………………………………………8 1.1. Понятие уклонения от уплаты и обхода налогов, минимизации налоговых платежей, оптимизации налогов и налогового планирования и их разграничение..........................................................................................................8 1.2. Экономическое содержание налогового менеджмента как рыночной системы управления налоговыми отношениями………………….…………..17 1.3. Основные направления оптимизации налогов организациями в рамках корпоративного налогового менеджмента……………………………………..22 Глава II Организация корпоративного налогового менеджмента на российских предприятиях……………………………………………………….30 2.1. Анализ структуры налоговых платежей организации……………………30 2.2. Методика управления налогами на предприятии, расчет налогового бремени…………………………………………………………………………...37 2.3. Учетная политика как инструмент налогового менеджмента…………...47 Глава III Разработка рекомендаций по организации системы налогового менеджмента на предприятии…………………………………………………..52 3.1. Методика оценки эффективности налогового менеджмента на основе сбалансированной системы показателей……………………………………….52 3.2. Проблемы создания системы налогового менеджмента на предприятии и разработка рекомендаций по их решению…………………………………….62 Заключение……………………………………………………………………….70 Список использованной литературы…………………………………………...
Использование метода применения
законодательно установленных льгот и
преференций для различных отраслей народного
хозяйства и групп налогоплательщиков
стало возможным благодаря установлению
особых режимов налогообложения: для отдельных
отраслей, видов деятельности (сельское
хозяйство, телекоммуникации, научно-исследовательские
и опытно-конструкторские разработки
и др.), наиболее нуждающихся в государственной
поддержке для обеспечения роста экономики
и экономической безопасности страны;
отдельных групп налогоплательщиков (организации,
занятые в сфере малого бизнеса, инвесторы
в порядке соглашений о разделе продукции
при разработке полезных ископаемых);
отдельных территорий (районы Крайнего
Севера, свободные экономические зоны,
технопарки и т.п.), организаций, участвующих
в решении социальных вопросов (трудоустройство
инвалидов, оказание благотворительной
помощи некоммерческим организациям и
нуждающимся индивидуумам, помощь в проведении
спортивных мероприятий и др.); предприятий,
ориентируемых на экспорт, и других субъектов.
Метод смены юрисдикции сбытового
управления или центра принятия управленческих
решений предприятия в виде учреждения
самостоятельного юридического лица либо
перенос самих производственных мощностей
в пользу зоны льготного режима налогообложения
базируется на праве субъектов РФ самостоятельно,
в рамках установленных НК РФ пределов,
устанавливать конкретные ставки региональных
и местных налогов (по налогу на прибыль,
налогу на имущество организаций, земельному
налогу) и льготных режимов налогообложения
определенных территорий Российской Федерации
(закрытые административные территориальные
образования).
Перечисленные методы в большинстве
сепаративны (не взаимодействуют в комплексе
друг с другом) и краткосрочны. Наиболее
эффективно такое сочетание методов налоговой
оптимизации, которое позволяет предприятию
достичь поставленных целей (рост продаж,
прибыли и др.) в наиболее короткий промежуток
времени с наименьшими затратами с учетом
долговременной перспективы экономического
роста и финансовой стабильности организаций.
Налоговое бюджетирование и
налоговый бюджет организации. В корпоративном
налоговом менеджменте особое значение
имеет бюджетирование, в ходе которого
прогнозируются суммы налоговых платежей
в планируемом периоде. Без налогового
бюджетирования сложно добиться реальности
и эффективности общего бюджетирования
предприятия.
Налоговое бюджетирование представляет
собой результирующую часть корпоративного
налогового планирования, регулирования
и контроля, а также комбинированный способ
оптимизации налоговых потоков хозяйствующим
субъектом. Налоговое бюджетирование
основано на выборе оптимальных решений
в области налоговых доходов и расходов
с целью получения максимума налоговой
прибыли с последующим принятием решений
по её эффективному вложению (использованию).
Конечной целью налогового бюджетирования
является обеспечение долгосрочной финансовой
стабильности организации. Результаты
корпоративного налогового бюджетирования
должны отражаться в разрабатываемом
организацией налоговом бюджете.
В налоговом бюджете организации
фиксируются результаты налоговой оптимизации.
Модель такого налогового бюджета, его
структура и варианты возможных управленческих
решений представлены на рисунке 3 (Приложение
Б).
В налоговом бюджете отражаются
все возможные налоговые доходы и расходы
организации, определяется общий налоговый
результат управления налоговыми потоками
и намечаются адекватные решения о продолжении
мер налоговой оптимизации или о рассмотрении
иных ее вариантов. Налоговый бюджет необходим
организации для оптимизации налогов
и формирования платежного налогового
календаря, дальнейшей оптимизации финансовых
параметров (потоков) компании и эффективного
управления ими. Аналитический налоговый
бюджет не менее важен, чем плановый (оптимизированный)
бюджет. Он необходим для анализа и контроля
соблюдения запланированных параметров
планового налогового бюджета, выявления
ошибок, просчетов, узких мест и их устранения.
Формирование корпоративного
налогового бюджета — достаточно трудоемкий
процесс, зависящий от многих экономических,
финансовых и налоговых параметров, а
также от характера и агрессивности налоговой
политики организации. Необходим большой
массив плановой, отчетной и оперативной
информации обо всей хозяйственно-финансовой
деятельности, заключаемых договорах,
планируемом объеме налоговых начислений
и налоговых платежей в целом и по видам
налогов, с налогообразующими параметрами
и предполагаемой задолженностью организации
перед бюджетом (включая реструктуризированную
задолженность). Тем не менее, грамотно
поставленное налоговое бюджетирование
принесет организации существенный финансовый
эффект.
Таким образом, налоговый бюджет
организации представляет собой оптимизированный
на альтернативной основе результирующий
свод налоговых доходов (экономии на налогах)
и расходов организации (затрат, связанных
с организацией налогового менеджмента,
налоговым планированием, оптимизацией
и самоконтролем), нацеленный на получение
максимально возможного объема налоговой
прибыли и эффективное ее использование.
Корпоративный налоговый бюджет
должен составляться по мере необходимости
— раз в месяц, квартал, год, возможно,
на среднесрочную перспективу — и анализироваться
налоговыми менеджерами. Данный документ
не является отчетным и предназначен для
внутреннего пользования и внутрифирменного
управления, поскольку несет в себе коммерческую
тайну организации.
В процессе налогового бюджетирования
предприятия могут составлять отдельные
бюджеты в разрезе каждого из уплачиваемых
налогов или бюджеты по группам налогов
(например, отдельно бюджет налогов, относимых
на затраты, отдельно бюджет косвенных
налогов и т.д.). Для крупных компаний холдингового
типа целесообразно составлять налоговые
бюджеты каждой структуры и общий налоговый
бюджет всей консолидированной группы
в целом. Решение о формировании налогового
бюджета принимается с учетом специфики
деятельности и размера предприятия.
Корпоративное налоговое бюджетирование
тесно связано с бюджетированием, которое
включает бюджетирование начисления налогов,
налоговых платежей и налоговой задолженности.
1. Бюджетирование начисления
налогов. Для расчета суммы начисления
налогов в плановом периоде используют
следующие исходные данные:
· планируемые показатели для
расчета налогооблагаемой базы (площадь,
количество сотрудников, расходы на персонал,
добавленная стоимость, налогооблагаемая
прибыль и т.д.);
· налоговое законодательство
(его изменения, касающиеся объектов налогообложения,
порядка расчета налоговой базы, налоговых
ставок, порядка и сроков уплаты налогов,
налоговых льгот);
· прочие данные (соглашения
о реструктуризации, графики погашения
реструктуризированной задолженности,
графики реструктуризации, графики погашения
пеней и штрафов и т.п.).
Расчет начисляемых налогов
в общем виде производится по формуле
(1):
Нн = (НБр — НБН)СН — ЛН, (1)
где НН — начисленный
налог;
НБр — рассчитанная
налогооблагаемая база;
НБн — налогооблагаемая
база, не облагаемая налогом;
Сн — ставка
налога;
Лн — льготы
по налогу.
2. Бюджетирование налоговых
платежей. После определения начислений
по налогам производится расчет налоговых
выплат для составления графиков расчетов
с бюджетом и формирования бюджета движения
денежных средств организации.
Налоговые платежи рассчитываются
по формуле (2):
Нв = Нн – Ан + Вр + Аб, (2)
где Нв — выплаты по налогам;
Нн — начисленные налоги;
Ан — авансы по налогам, ранее
уплаченные;
Вр — выплаты в соответствии
с графиками погашения реструктуризированной
задолженности, пеней и штрафов;
Аб — авансы по налогам в счет
будущих периодов.
3. Бюджетирование налоговой
задолженности осуществляется для составления
прогнозного баланса движения денежных
средств по следующей формуле (3):
3 = Зн + Нн — Зр — Нв, (3)
где 3 — задолженность по налогам
на конец периода;
Нн — налоги начисленные;
Зр — реструктуризированная
задолженность;
Нв — выплаты по налогам;
Зн — задолженность по налогам
на начало периода.
Полученные в результате расчетов
параметры бюджетирования налоговых обязательств
имеют самостоятельное значение и используются
для планирования налоговых доходов (экономии
на налогах) организации в составе ее налогового
бюджета.
Способы оптимизации налогов
с использованием методов налогового
учета в налоговой политике организации.
Налоговая политика организации формируется
руководителем предприятия на основе
положений ведения налогового учета, отраженных
в гл. 25 и других главах НК РФ. Налоговая
политика организации — это выбранная
совокупность способов ведения налогового
учета путем первичного наблюдения, стоимостного
измерения, текущей группировки и итогового
обобщения фактов хозяйственно-финансовой
деятельности на основе применения принципов
налогового учета.
К способам ведения налогового
учета относятся методы группировки и
оценки фактов хозяйственно-финансовой
жизни, списания стоимости активов, определения
налогового учета реализации продукции,
доходов и расходов, приемы организации
документооборота, инвентаризации, системы
учетных регистров, обработки информации
и иные соответствующие способы, методы
и приемы.
При формировании налоговой
политики организации по конкретному
вопросу ведения налогового учета осуществляется
выбор одного из нескольких вариантов,
допускаемых законодательными и нормативными
актами, входящими в систему нормативного
регулирования налогообложения в Российской
Федерации. Многовариантность учета показателей
деятельности хозяйствующего субъекта
как раз и позволяет использовать налоговую
политику в целях налоговой оптимизации.
С точки зрения налоговой оптимизации
важно обращать внимание на следующее:
установление границ между основными
и оборотными средствами, принятыми к
учету; выбор метода оценки запасов товарно-материальных
ценностей и расчета фактической себестоимости
материальных ресурсов, списываемых в
производство; способ начисления амортизации
по основным средствам; способ группировки
затрат и их включения в себестоимость
реализованной продукции, работ, услуг;
метод определения выручки от реализации
продукции (товаров, работ, услуг).
Налоговая политика организации,
являясь основным регулятором процесса
организации налогового менеджмента,
содержит названные выше способы оптимизации
налогового портфеля предприятия посредством
закрепления различных вариантов отражения
в налоговом учете хозяйственных операций
в краткосрочной перспективе.
Глава II. Организация корпоративного
налогового менеджмента на российских
предприятиях
2.1. Анализ структуры налоговых
платежей организации.
Согласно учетной политике оптовая
продажа автомобилей в ООО «Сармат» находится
на общей системе налогообложения. Ежеквартально
уплачивается:
- налог на прибыль в размере
24% от полученной прибыли, из них 6,5% идет
в федеральный бюджет, 17,5% в региональный
бюджет Новосибирской области. В случае
получения убытка в отчетном периоде,
он в полном объеме переносится на следующий
период. Согласно ПБУ «Учет основных средств»
от 30.03.2001 года, ст.259 НК РФ начисление амортизации
происходит линейным способом согласно
классификации основных средств утвержденной
постановлением Правительства РФ от 01.01.2002
года №1.
- Земельный налог. По Новосибирской
области налоговая ставка установлена
на уровне 1,45%. Уплата происходит до 25 числа
следующего месяца за отчетным периодом;
- ЕСН. Общая ставка 26%, с учетом
отчислений в ФСС и ПФ;
- Налог на имущество организации.
Налог уплачивается по авансовым платежам
ежеквартально, налоговая ставка составляет
2,2% среднегодовой стоимости имущества.
Ежеквартально подается декларация
по НДС. Учет реализованной продукции
ведется по счет-фактурам. Налогооблагаемая
база считается по счетам.
Ежегодно ООО «Сармат» выступает
в виде налогового агента по уплате НДФЛ.
Учет ТМЦ ведется по фактически
приобретенным ценам. Списание происходит
по средним ценам, отпуск со склада на
производство осуществляется по расходным
накладным.
Учет затрат на продажу ведется
по счету 44 «Расходы по продаже». Затраты
собранные на 44 счете списываются в Дт
счета 90.
Оплата труда производится по
повременно-премиальной форме. Тем самым
данные расходы уменьшают налогооблагаемую
базу по налогу на прибыль.
Автомобили реализуются по ценам,
установленным дистрибьютором ТД «Русские
машины».
Проанализируем все предоставленные
законодательством льготы по каждому
из налогов на предмет их использования
в практической хозяйственной деятельности
и составляют затем детальный план использования
льгот по выбранным налогам.
Согласно Уставу предметом деятельности
ООО «Сармат» являются: