Разработка рекомендаций по организации системы налогового менеджмента на предприятии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 13:22, дипломная работа
Описание работы
Целью настоящей работы является комплексная разработка системы подходов, форм, методов и механизмов организации корпоративного налогового менеджмента, а также рекомендаций по повышению эффективности налогового менеджмента. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач: • раскрыть экономическое, содержание налогового менеджмента как рыночной системы управления налоговыми отношениями; • определить и раскрыть элементы налогового менеджмента; • построить основы организации корпоративного налогового менеджмента на российских предприятиях; • рассмотреть способы уклонения от налогов и противодействия этому процессу;
Содержание работы
Введение…………..……..……………………………………………………….4 Глава I Теоретические основы построения общей системы налогового менеджмента………………………………………………………………………8 1.1. Понятие уклонения от уплаты и обхода налогов, минимизации налоговых платежей, оптимизации налогов и налогового планирования и их разграничение..........................................................................................................8 1.2. Экономическое содержание налогового менеджмента как рыночной системы управления налоговыми отношениями………………….…………..17 1.3. Основные направления оптимизации налогов организациями в рамках корпоративного налогового менеджмента……………………………………..22 Глава II Организация корпоративного налогового менеджмента на российских предприятиях……………………………………………………….30 2.1. Анализ структуры налоговых платежей организации……………………30 2.2. Методика управления налогами на предприятии, расчет налогового бремени…………………………………………………………………………...37 2.3. Учетная политика как инструмент налогового менеджмента…………...47 Глава III Разработка рекомендаций по организации системы налогового менеджмента на предприятии…………………………………………………..52 3.1. Методика оценки эффективности налогового менеджмента на основе сбалансированной системы показателей……………………………………….52 3.2. Проблемы создания системы налогового менеджмента на предприятии и разработка рекомендаций по их решению…………………………………….62 Заключение……………………………………………………………………….70 Список использованной литературы…………………………………………...
- элементы договорной и учетной
политики для целей налогообложения;
- льготы и освобождения;
- основные направления развития
бюджетной, налоговой и инвестиционной
политики государства, влияющие напрямую
на элементы налогов;
- получение бюджетных ссуд, инвестиционного
налогового кредита, налогового кредита,
рассрочек и отсрочек по налогам и сборам;
- размещение бизнеса в оффшорах,
в том числе в свободных экономических
зонах, действующих на территории Российской
Федерации.
Прежде, чем приступить к анализу
необходимости введения на предприятии
системы налогового менеджмента необходимо
оценить и проанализировать величину
налогового бремени на предприятиях.
Критическое осмысление имеющихся
в экономической литературе подходов
к определению содержания и обоснованию
методики расчета налоговой нагрузки,
а также рассмотрение основных факторов,
влияющих на уровень налогового гнета,
позволяют предложить методику определения
налоговой нагрузки, разработанную Минфином
России.
Совокупная налоговая нагрузка
предприятия – это отношение всех начисленных
налоговых платежей к выручке от продажи
товаров (работ, услуг) за отчетный период,
включая доходы от прочих поступлений.
ННорн = НП / (В + ВД)* 100%, (4)
где - ННорн - налоговая нагрузка
на предприятие при применении общего
режима налогообложения;
НП – общая сумма всех начисленных
налогов;
В – доходы от реализации товаров
(работ, услуг) и имущественных прав;
ВД – внереализационные доходы.
Основываясь на данных бухгалтерского
баланса (форма №1), отчета о прибылях и
убытках (форма №2) и данных налоговых
деклараций, рассчитаем совокупную нагрузку
на предприятие.
Таблица – 3 Налоговые платежи
Налог
Налогооблагаемая
база, руб.
Сумма налога за 2007
год, руб.
Ставка
Налог на прибыль
9162101
2,198,905
24%
Земельный налог
15006139
217,589
1,45%
Налог на имущество
организаций
4404089
96,890
2,2%
НДС
1,006,740
18%
ЕСН
3358903
3,473,315
26%
Транспортный налог
137*0,42
575
10%
Итого начисленных
налогов
6,906,813
ННорн = 6906813/(644793208+0)*100% =0,010711671
Существенный недостаток такого
расчета состоит в том, что он не позволяет
определить влияние изменения структуры
налогов на показатель налогового бремени.
Рассчитанная по данной методике налоговая
нагрузка характеризует только налогоемкость
продукции (работ или услуг), произведенной
хозяйствующим субъектом, и не дает реальной
картины налогового бремени, которое несет
налогоплательщик.
Согласно другой методике, на
уровне предприятия налоговое бремя может
быть определено как:
· отношение суммы выплаченных
(начисленных) налогов и сборов к сумме
выручки-нетто, операционных и внереализационных
доходов предприятия. Этот показатель
рассчитывается по данным обязательной
бухгалтерской отчетности (формы № 1, 2,
4) и определяет сопоставимую эффективность
налогообложения на предприятии. Недостатком
данного показателя является структурная
несопоставимость его базы расчета с соответствующим
расчетом на макроуровне;
ННорн = 6906813/656200000=0,011
· отношение суммы выплаченных
(начисленных) налогов и сборов к сумме
добавленной стоимости. Данный показатель
структурно сопоставим с показателями
налогового бремени по экономике в целом.
Его расчет возможен несмотря на отсутствие
прямых данных о произведенной предприятием
добавленной стоимости в обязательной
отчетности.
ННорн = 6906813/31537708=0,22
Упрощенно расчет добавленной
стоимости предприятия (ДС) может быть
произведен в виде суммы следующих составляющих
за отчетный период:
ДС = ФОТ + ЕСН + ПОФ + ПНП + ПР, (5)
где
ФОТ — оплата труда;
ЕСН — единый социальный налог,
начисляемый на фонд оплаты труда;
ПОФ — потребление (амортизация)
основных фондов, нематериальных активов
и запасов;
ПНП — прямые и косвенные налоги
предприятия, выплачиваемые из ДС;
ПР — балансовая прибыль.
Показатель налогового бремени
предприятия (НБП) может быть рассчитан
как по факту выплаты налогов (данные формы
№ 4), так и по факту их начисления (данные
налоговых деклараций или данные бухгалтерского
баланса о суммах задолженности перед
бюджетом и фондами с учетом данных формы
№ 4):
НБП = (ПНП+ЕСН)/ДС. (6)
Фактические значения налоговой
нагрузки (по фактам начисления или выплат
налогов) сопоставляются с показателем
номинальной налоговой нагрузки (бремени)
предприятия, под которой понимается средневзвешенная
налоговая ставка предприятия на рубль
фактической выручки или добавленной
стоимости предприятия.
С учетом изменений, произошедших
в законодательстве (отмена ряда налогов
с оборота), формула добавленной стоимости
примет следующий вид:
ДС = А + (ОТ + ЕСН) + НДС + П, (7)
где ЕСН - единый социальный
налог.
Таблица – 4 Экономические показатели
ООО «Сармат» за 2007 год
Показатель
Обозначение
Значение
Доходы от реализации
(данные налоговой декларации по налогу
на прибыль за 2007 год)
В
644793208
Внереализационные
доходы (данные налоговой декларации по
налогу на прибыль за 2007 год)
ВД
-
Фонд оплаты труда
(данные налоговой декларации по ЕСН за
2007 год)
Сумма основных налогов, уплачиваемых
организацией, позволяет определить долю
добавленной стоимости, расходуемую организацией
на налоговые платежи, то есть налоговую
нагрузку:
НН = НДС + ЕСН + Нп + Нпр. (15)
При подстановке коэффициентов
формула примет следующий вид:
Достоинством данной методики
является то, что сумма налогов соотносится
с добавленной стоимостью, то есть с источником
дохода.
Общая зависимость между ставками
налогообложения и налоговыми поступлениями
выведена Артуром Лаффером (кривая Лаффера).
При этом существует некий уровень ставок
(золотая середина), когда налоговые поступления
в бюджет будут максимальными. Однако
соответствие текущего уровня номинального
налогового бремени значениям золотой
середины кривой Лаффера остается открытым.
Методика определения налогового
бремени на конкретное предприятие состоит
в установлении соотношения между суммой
уплачиваемых налогоплательщиком налогов
и суммой полученного им дохода.
Согласно одной из методик налоговое
бремя хозяйствующих субъектов оценивается
как процентное отношение всех уплачиваемых
налогов к выручке от реализации, включая
выручку от прочей реализации. Для анализа
динамики налогового бремени должен быть
выбран такой показатель, который отражал
бы действительный, и при том единый, источник
уплаты всех налогов, вносимых предприятием
в бюджеты всех уровней и во внебюджетные
фонды.
Поэтому следующие показатели
налогового бремени основаны на сопоставлении
уплачиваемых хозяйствующими субъектами
налогов и источников их уплаты.
Суть одной из существующих
методик исходит из положения, что каждая
группа налогов в зависимости от источника,
за счёт которого они уплачиваются, имеет
свой критерий оценки тяжести налогового
бремени.
Общий знаменатель, к которому
в соответствии с данной методикой приводится
уровень тяжести налогового бремени хозяйствующего
субъекта, представляет собой прибыль
предприятия.
В данном случае используются
следующие формулы определения уровня
хозяйствующего субъекта:
Бр =
, или (16)
Бр =
(17)
где Бр – уровень налогового
бремени;
Нп - налоги,
уплачиваемые из прибыли;
Нс – налоги,
относимые на издержки производства и
обращения;
Нф – налоги,
относимые на финансовые результаты деятельности;
Нр – налоги,
уплачиваемые из выручки предприятия;
Пр – расчётная
прибыль, включающая косвенные налоги
и сумму затрат на производство и реализацию;
Пч – чистая
прибыль, остающаяся после уплаты налогов.
Бр = 6906813/12476000=0,55
Эти показатели отражают то,
какая часть расчётной прибыли изымается
у налогоплательщика в форме налогов и
каково соотношение суммарной величины
уплаченных налогов и прибыли, остающейся
в распоряжении налогоплательщика после
уплаты этих налогов.
Следующий метод количественной
оценки налогового бремени хозяйствующего
субъекта определяется как соотношение
созданной им и отдаваемой государству
добавленной стоимости. Добавленная стоимость
по своей сути является доходом предприятия
и достаточно универсальным источником
уплаты всех налогов. Этот показатель
позволяет как бы усреднить оценку налогового
бремени для различных типов производств
и обеспечивает таким образом сопоставимость
данного показателя для различных экономических
структур.
Используется следующая формула:
Бр =
(18)
где Н – сумма уплаченных фактически
налогов, за исключением налога на доходы
физических лиц;
Дс – добавленная
стоимость.
На основании анализа предлагаемых
в экономической литературе подходов
к содержанию понятия «налогового бремени»
или «налоговой нагрузки» представляется,
что этот показатель определяется на уровне
хозяйствующего субъекта как отношение
показателей уровня налогообложения и
соответствующих им финансово-результирующих
показателей (выручки, прибыли, чистого
денежного потока), либо величины капитала
организации, являющейся следствием динамики
финансово-результирующих показателей.
Используемые при оценке уровня
налоговой нагрузки относительные показатели
также должны формироваться в соответствии
с этими двумя основными методами исчисления
показателей в бухгалтерском учете:
1. Показатели, сформированные
в соответствии с методом начисления:
· коэффициент налогообложения
выручки представляет собой соотношение
налоговых издержек, связанных с выручкой
(акцизы, НДС за минусом возмещаемых) и
величины выручки (нетто) от продажи продукции,
товаров, работ, услуг;
Кнв = 1006740/656200000=0,002=0.2% (19)
· коэффициент налогообложения
бухгалтерской прибыли представляет собой
отношение суммы налоговых издержек, относимых
на прибыль до налогообложения (ЕСН, налог
на имущество и т.д.) к величине прибыли
до налогообложения;