Разработка рекомендаций по организации системы налогового менеджмента на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 13:22, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексная разработка системы подходов, форм, методов и механизмов организации корпоративного налогового менеджмента, а также рекомендаций по повышению эффективности налогового менеджмента.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
• раскрыть экономическое, содержание налогового менеджмента как рыночной системы управления налоговыми отношениями;
• определить и раскрыть элементы налогового менеджмента;
• построить основы организации корпоративного налогового менеджмента на российских предприятиях;
• рассмотреть способы уклонения от налогов и противодействия этому процессу;

Содержание работы

Введение…………..……..……………………………………………………….4
Глава I Теоретические основы построения общей системы налогового менеджмента………………………………………………………………………8 1.1. Понятие уклонения от уплаты и обхода налогов, минимизации налоговых платежей, оптимизации налогов и налогового планирования и их разграничение..........................................................................................................8
1.2. Экономическое содержание налогового менеджмента как рыночной системы управления налоговыми отношениями………………….…………..17
1.3. Основные направления оптимизации налогов организациями в рамках корпоративного налогового менеджмента……………………………………..22
Глава II Организация корпоративного налогового менеджмента на российских предприятиях……………………………………………………….30
2.1. Анализ структуры налоговых платежей организации……………………30
2.2. Методика управления налогами на предприятии, расчет налогового бремени…………………………………………………………………………...37
2.3. Учетная политика как инструмент налогового менеджмента…………...47
Глава III Разработка рекомендаций по организации системы налогового менеджмента на предприятии…………………………………………………..52
3.1. Методика оценки эффективности налогового менеджмента на основе сбалансированной системы показателей……………………………………….52
3.2. Проблемы создания системы налогового менеджмента на предприятии и разработка рекомендаций по их решению…………………………………….62
Заключение……………………………………………………………………….70
Список использованной литературы…………………………………………...

Файлы: 1 файл

Новый диплом.docx

— 434.70 Кб (Скачать файл)

Кнбп= 4707908/14669000=0,321=32,1% (20)

·  коэффициент налогообложения чистой прибыли представляет собой соотношение суммы совокупных налоговых издержек (всех начисленных налогов, в отношении которых организация является налогоплательщиком, а не исполняет роль налогового агента за минусом оборотных налогов – НДС и акцизов) к величине чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов.

Кнчп=6906813/12476000=0,554=55.4% (21)

2. Показатель, сформированный  в соответствии с методом балансовых  остатков – коэффициент доли  чистой налоговой задолженности  перед государством в составе  капитала представляет собой  соотношение кредиторской задолженности  перед государством по уплате  налогов за минусом НДС по  приобретенным ценностям к величине  капитала (валюте баланса) организации.

Кдчнз = (5323000-2304000)/177040000=0,017=1,7% (22)

Как уже отмечалось выше, если удельный вес налогов не превысил 15% общего дохода организации, то потребность в налоговом планировании минимальна - за состоянием налоговых платежей может вполне следить главный бухгалтер или его заместитель. При уровне налогового гнета в пределах 20-35% в мелких и средних фирмах целесообразна работа специалиста. Проведя анализ налогового бремени, можно сделать вывод, что у фирмы есть потребность в специалисте в области налогового менеджмента.

Проведенные различными методами расчеты налогового бремени хозяйствующего субъекта дают различные цифровые значения, что, прежде всего, свидетельствует о возможности и необходимости дальнейшего усовершенствования моделей и подтверждает наличие определенных недостатков в каждой из них.

Базируясь на результатах расчетов налогового бремени различными методами можно сделать вывод, что амплитуда колебаний уровня налогового бремени составляет более 30%.

Проведенный анализ показал, что наибольший объем в структуре налогового бремени у рассмотренного хозяйствующего субъекта занимает НДС.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что использование того или иного элемента налогового планирования должно быть основано на индивидуальном подходе к каждому конкретному хозяйствующему субъекту. Только в этом случае он может получить реальный эффект, выражающийся в увеличении финансовых результатов и снижении текущих издержек в части налоговых платежей.

2.3. Учетная политика как  инструмент налогового менеджмента

При разработке учетной политики предстоит решить следующие задачи:

·  сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным для понимания;

·  создать систему налогового учета;

·  предусмотреть определенные направления снижения налогов, не противоречащие действующему законодательству;

·  создать такую организацию финансовой (бухгалтерской) службы, которая способствовала бы своевременному и четкому решению задач бухгалтерского учета и налогообложения. Учетная политика должна быть действенным помощником, а не тем формальным документом, который во избежание проблем необходимо представлять в налоговый орган. При разработке учетной политики следует также учитывать специфику деятельности организации.

Учетные приемы, формирующие оценку активов, порядок признания выручки от реализации и списания затрат, имеют прямую связь с налогообложением организации и ее финансовым положением. За счет выбора той или иной учетной методологии (в дозволенных законом пределах) можно выбирать наиболее выгодный способ учета. Поэтому определение и грамотное применение элементов учетной и налоговой политики составляет одно из направлений эффективного налогового планирования.

Большинство организаций, применяющих общий режим налогообложения, оптимизируют свою налоговую нагрузку, рационально формируя учетную и договорную политику предприятия.

В процессе формирования элементов учетной политики организация имеет право выбора одного из законодательно разрешенных вариантов отражения хозяйственных операций, который впоследствии оказывает влияние на величину налоговых обязательств:

·  метод определения даты реализации товаров (работ, услуг);

·  момент признания доходов и расходов по налогу на прибыль организаций;

·  формирование себестоимости продукции (работ, услуг) для целей налогообложения:

·  отнесение расходов к прямым и косвенным;

·  оценка материально-производственных запасов при выбытии;

·  порядок исчисления амортизации по основным средствам и их списание;

·  создание резервных фондов.

Показателем того, насколько действенно использование учетной политики в целях налоговой оптимизации, является величина эффекта «налоговой экономии», за счет которой достигается увеличение ресурсов, остающихся в распоряжении предприятия. Данный эффект возникает за счет непосредственного уменьшения величины взимаемых налогов, а также за счет распределения финансовых потоков во времени, когда первыми следуют меньшие платежи, а последними - большие суммы налоговых выплат.

Переоценку объектов основных средств, по моему мнению, без особой необходимости проводить нецелесообразно и можно не отражать в учетной политике  (как это справедливо сделано на всех обследованных предприятиях). В настоящее время не наблюдается гиперинфляции, которая доводит балансовую стоимость активов длительного использования до абсурда. К тому же процедура переоценки основных средств в настоящее время является трудоемкой и затратной. И, как было отмечено ранее, переоценка с повышающими коэффициентами ведет к увеличению остаточной стоимости основных средств и, соответственно, налогооблагаемой базы по налогу на имущество; понижающие коэффициенты ведут к уменьшению последующих амортизационных начислений и затрат, следовательно, к увеличению будущей налогооблагаемой прибыли.

В части амортизации основных средств, с позиции налогового менеджмента предприятию целесообразно производить максимальное списание объектов основных средств на затраты в виде начисленного износа.  При этом использование таких способов, как способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему реализации, допускается лишь для целей бухгалтерского учета. Для целей налогообложения  в таких случаях приходится  делать корректировку, что весьма трудоемко. Поэтому, если позволяют затраты и предприятие не войдет в зону убытков, для целей налогообложения наиболее предпочтителен следующий вариант начисления амортизации по основным средствам.

С вводом в действие главы 25 2-й части Налогового кодекса возникает возможность использования нелинейного и линейного методов начисления амортизации по основным средствам первой—седьмой амортизационных групп. Учитывая, что при линейном методе норма амортизации определяется по формуле (1/n х 100%, а при нелинейном методе  — по формуле 2/n х 100%, где n — срок полезного использования основного средства), наибольшая сумма ежегодных амортизационных начислений возникает в первые годы эксплуатации основного средства при использовании нелинейного метода. Несмотря на то, что этот метод является более трудоемким, с позиции налогового менеджмента целесообразнее использовать именно этот метод для основных средств первой—седьмой амортизационных групп.

Списание материалов (товаров) на затраты целесообразнее производить по методу ЛИФО, так как в условиях инфляции это уменьшает текущую налогооблагаемую прибыль (следовательно, налог на прибыль), а также налог на имущество за счет оценки материальных (товарных) остатков по более ранней цене приобретения. Вместе с тем этот метод опасен с точки зрения будущей налогооблагаемой прибыли, когда прибыль будет формироваться в условиях возросших отпускных цен и низкой учетной стоимости материалов, списываемых на затраты. При выборе методов списания ЛИФО или ФИФО на каждом конкретном предприятии необходимо учитывать, что важнее: текущие налоги или уровень налогов будущих периодов. Остальные методы списания материалов равнозначны с точки зрения налоговых последствий, но, по моему мнению, в компьютерном учете неприменимы.

Налоговым кодексом предусмотрено также создание резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию в виде расходов будущих периодов по тем товарам (работам), по которым предусмотрены ремонт и обслуживание в течение гарантийного срока (ранее на эти цели могла резервироваться часть доходов, отражаемая в учете как доходы будущих периодов). Предельный размер резерва определяется как доля фактических расходов на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание в объеме выручки от реализации за предшествующие три года. Не израсходованные по назначению суммы резерва в конце отчетного периода списываются в состав внереализационных доходов, что может привести к существенному росту налогооблагаемой прибыли в годовой отчетности.

Создание резервов на гарантийный ремонт реализованных товаров соответствует международным нормам и в силу этого перспективно. Однако следует иметь в виду, что подобное резервирование позволяет уменьшать налогооблагаемую прибыль лишь в промежуточной отчетности. По итогам отчетного года неиспользованные резервы сторнируются, что может привести к резкому росту налогооблагаемой прибыли в годовой отчетности.

И, наконец, в части распределения чистой прибыли, чистая прибыль — это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Порядок ее использования (через образование фондов потребления и накопления или без них) на налогообложение не влияет. Поэтому данный вопрос — скорее элемент финансовой, но не налоговой политики. В учетной политике, по моему мнению, предпочтительным является вариант использования чистой прибыли без предварительного распределения по фондам, учитывая изменчивость внешней среды и малый масштаб деятельности большинства предприятий сферы услуг.

 

Глава III. Разработка рекомендаций по организации системы налогового менеджмента на предприятии

 

 

3.1. Методика оценки эффективности  налогового менеджмента на основе  сбалансированной системы показателей

Рассмотрим методику оценки эффективности налогового менеджмента, основанную на применении метода управления по целям и системы сбалансированных показателей. В этой главе необходимо разработать примеры дерева целей и задач налогового менеджмента, а также целевых показателей эффективности налогового менеджмента, привести способ расчета весов показателей и дать формулы для определения целевой и общей эффективности налогового менеджмента.

Аналитическая деятельность, направленная на оценку эффективности налогового менеджмента, имеет большое значение. Любая организация должна располагать информацией о том, какие приемы налогового менеджмента дали положительные результаты, по каким причинам они не достигнуты, какие зависимости между положениями налогового законодательства и финансовыми результатами можно назвать устойчивыми и т.п.

В основном такой анализ проводится с использованием показателя "налоговая нагрузка", который отражает соотношение общей массы налогов и сборов, уплачиваемых организацией, с показателями ее деятельности [40, С. 15].

Однако применение этого подхода не дает представления об уровне принятых налоговых рисков, оптимальности управленческой структуры налогового менеджмента или о производительности труда осуществляющих его сотрудников.

Сложившееся положение требует разработки и применения новых способов оценки деятельности налоговых менеджеров, основанных на применении современных методов диагностики эффективности менеджмента.

Одним из них является метод управления по целям, который предусматривает определение менеджерами и сотрудниками целей для каждого подразделения, проекта и работника, используемых для наблюдения за последующими результатами их деятельности.

В тоже время необходимость учета всех факторов, влияющих на эффективность налогового менеджмента, и применения всех доступных способов ее повышения обуславливает использование такого синтезированного метода как сбалансированная система показателей эффективности.

Для формирования сбалансированной системы необходимо четкое понимание целей и задач, а также методов их достижения. Цели и стратегию налогового менеджмента следует рассматривать как взаимосвязанную иерархическую структуру. при этом методика оценки эффективности деятельности должна базироваться на системе показателей, соответствующей системе целей.

Традиционно сбалансированная система показателей применяется при анализе компаний в целом и оценивает их работу на основе четырех сбалансированных параметров: финансы, клиенты, внутренние процессы, обучение и рост персонала. С помощью такой системы показателей можно не только анализировать финансовые результаты, но и одновременно участвовать в создании новых возможностей и регулировать факторы для дальнейшего роста [15, С.6].

Применительно к анализу результативности налогового менеджмента сбалансированную систему показателей целесообразно строить на аналогичных параметрах с той лишь разницей, что они будут адаптированы с учетом специфики этого направления менеджмента.

Особое значения для объективной оценки эффективности налогового менеджмента представляет то, что сбалансированная система показателей дополняет набор финансовых параметров совокупностью оценок важнейших нефинансовых индикаторов. Цели и показатели такой системы формируются в зависимости от мировоззрения и стратегии налогового менеджмента в каждой конкретной организации.

Информация о работе Разработка рекомендаций по организации системы налогового менеджмента на предприятии