Система налогообложения и повышение эффективности её функционирования (на примере Республики Беларусь)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в выявлении и изучении основных особенностей системы налогообложения, а также рассмотрение налоговой системы Беларуси и проблем ее функционирования, направления ее совершенствования.
При достижении данной цели предстоит решение ряда задач, таких как:
1. рассмотреть основные современные теоретические взгляды, связанные с понятиями налоги, налогообложение.
2.определение функций, структуры и принципов построения налоговой системы;
3.выделение различных видов налогов и рассмотрение их регулирующей роли в налоговой системе;
4.проанализировать направления совершенствования налоговой политики в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение
1.Налоговая система: принципы построения, функции, структура.
1.1 Общие понятия теории налогов.
1.2 Принципы построения налоговой системы.
1.3 Функции налогов.
1.4 Структура налоговой системы.
2. Налоги, их виды и их регулирующая роль.
2.1 Налоги и их виды
2.2 Регулирующая роль налогов.
3. Налоговая система Беларуси. Проблемы её функционирования и направления совершенствования.
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

макроэкономика.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Содержание:

Введение

    1. Налоговая система: принципы построения, функции, структура.

1.1 Общие понятия теории налогов.

1.2 Принципы построения налоговой системы.

1.3 Функции налогов.

1.4 Структура налоговой системы.

2.          Налоги, их виды и их регулирующая роль.

2.1 Налоги и их виды

2.2 Регулирующая роль налогов.

3. Налоговая система Беларуси. Проблемы её        функционирования и направления совершенствования.

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В течение  нескольких тысячелетий истории человечества налогам уделяется пристрастное внимание всех слоев населения. Различные социальные группы, объединения по хозяйственным интересам и отдельные регионы, фирмы и индивидуальные предприниматели, крестьяне и землевладельцы, рабочие и рантье чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в их стране неправильная и, во-вторых, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налоговой системе становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации. Такое внимание было и остается вполне оправданным, поскольку налоги - это вычеты из доходов налогоплательщиков, основной источник доходов современного государства.

С переходом  Беларуси к рыночным преобразованиям  в экономике появились новые формы собственности, экономические виды деятельности, в отношении которых поначалу сложно было определить подходы, да и сами объекты налогообложения. Возникла необходимость и в применении принципиально нового подхода к выполнению налоговых обязательств перед государством - добровольной уплаты налогов в зависимости от величины полученного дохода.

Налоги являются одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Они не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан. Они могут служить либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны.

Развитие  форм государственного устройства сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основная форма доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на научно-технический процесс.

 Появление  налогов связано с возникновением  первых государств. Вначале это  были бессистемные обязательные  сборы в виде податей, рентных  платежей, уплачиваемых большей  частью в натуральной форме. Затем стали вводиться регулярные денежные налоги. Считается, что одним из первых таких налогов был трибут - поголовный налог на всех граждан Римской империи во II в. до н. э. Постепенно налоги превращаются в постоянный источник обеспечения государства средствами для выполнения им общественных функций.

Наряду с чисто фискальной функцией налоги оказывают экономическое воздействие на общественное производство, его динамику и структуру, направления инвестиций, темпы научно-технического прогресса и т. д.

Таким образом, актуальность выбранной темы заключается  в необходимости изучения теоретических, методологических и практических основ построения налоговых систем не только студентами экономических специальностей, но и гражданами, занимающимся предпринимательской деятельностью и желающим грамотно выполнять свои финансовые обязательства перед государством.

Цель курсовой работы состоит в выявлении и  изучении основных особенностей системы  налогообложения, а также рассмотрение налоговой системы Беларуси и проблем ее функционирования, направления ее совершенствования.

При достижении данной цели предстоит решение ряда задач, таких как:

1. рассмотреть основные современные теоретические взгляды, связанные с понятиями налоги, налогообложение.

  1. определение функций, структуры и принципов построения налоговой системы;
  2. выделение различных видов налогов и рассмотрение их регулирующей роли в налоговой системе;
  3. проанализировать направления совершенствования налоговой политики в Республике Беларусь.

           При выполнении курсовой работы предполагается изучить Налоговый кодекс Республики Беларусь и его изменения.

 

1.      Налоговая система: принципы построения, функции, структура.

    1. Общие понятия теории налогов.

Государство прибегает  к разным источникам формирования своих доходов, но основными являются налоги. Государственные финансы и их неотъемлемое звено - налоги в процессе распределения и перераспределения вновь созданной стоимости опосредуют движение «общественного» товара. Государство объективно не может выполнять многочисленные внутренние и внешние функции без изъятия и распределения определенной части национального дохода между отраслями народного хозяйства, территориями и группами населения. И делает это оно посредством налогового механизма (см. рис.1).

 

Рис.1. Взаимосвязь категорий

 

Производным от налогов  является понятие налогообложения. В нем заключена не только экономическая  сущность налогов, но и их правовая природа. Поэтому налогообложение следует понимать как совокупность финансовых и правовых мероприятий, проводимых государством в связи с изъятием части доходов предприятий и граждан.

Налоги - это синтетическая  категория, имеющая как экономическое, так и юридическое значение. Экономическую сущность налогов предопределяет их принадлежность к финансово-бюджетной системе государства. Юридическая природа налогов обусловлена обязательностью их уплаты. В этой связи между теми, кто уплачивает налоги, и теми, кто их получает, возникают определенные общественные отношения, которые нуждаются в правовом оформлении. Обязательность уплаты налогов вызывается законодательным закреплением за налогоплательщиками.

Понимание термина «налог»  способствует правильному применению норм законодательства, дает возможность определить объем полномочий субъектов налоговых отношений. Но самое главное - это невозможность без точного определения этого термина правильно сформулировать финансовую или иную ответственность налогоплательщика (см. рис.2.).

Рис.2. Определение налогов  на основе многовекового налогового опыта1

 

Понятие «налоговая система» является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «налоги». Налоговая система - совокупность налогов, на законном основании взимаемых на территории страны; компетенция органов власти и управления в отношении налогов, включая распределение поступающих платежей по звеньям бюджетной системы; государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов.

Экономическая и юридическая  наука выделяют следующие общие  характеристики налоговой системы:

-  порядок установления  и ввода в действие налогов;

  • виды налогов или система налогов; классификация налогов в соответствии с национальной бюджетной классификацией;
  • порядок распределения налогов между звеньями бюджетной 
    системы;
  • налоговые органы;
  • права и обязанности налогоплательщиков;
  • права и обязанности налоговых органов;
  • ответственность участников налоговых отношений;
  • защита прав и интересов налогоплательщиков;
  • налоговое законодательство.

Общим правилом для всех современных государств независимо от их устройства является прерогатива  органов представительной власти на установление и введение в действие налогов. Делается это посредством законов или иных законодательных, актов. В Республике Беларусь государственные налоги устанавливаются законами, а поскольку Конституция приравнивает указы и декреты президента к законам, то налоги могут устанавливаться ими. Местные налоги устанавливаются решениями областных, городских и районных советов депутатов.

В налоговых отношениях участвуют две стороны: налогоплательщики и государство, интересы которого защищают государственные налоговые органы. Участники наделяются государством определенным объемом прав и обязанностей. Они закрепляются налоговым законодательством. В Республике Беларусь права и обязанности налогоплательщиков содержатся в Законе «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь». Права и обязанности налоговых органов изложены в Законе «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь». Что касается защиты прав и интересов налогоплательщиков, то они регулируются нормами гражданского, уголовного, административного и финансового законодательства.

Принципиальным в налоговой  системе является ее логичность, отлаженность,  эффективность и эластичность, т. е. приспособляемость к изменяющимся условиям.

Не меньшее значение имеет и то, куда и как расходует государство налоговые поступления. Если «справедливое налогообложение» и имеет положительный смысл, то он в значительной степени сводится к тому, что раз уж государство собирает налоги, то оно должно оправдывать их, эффективно выполняя свои функции. Тем самым будет обеспечена возвратность налогов по отношению к обществу в целом и к тем в отдельности, кто, действительно, своим трудом создает общественное богатство (материальное и нематериальное).

Выделяют следующие  признаки несовершенной налоговой системы:

- неясное определение налоговой базы в законодательстве; множество нормативных актов, поправок, разъяснений. Такое явление свойственно современному белорусскому и российскому законодательствам;

- множество налогов, взимаемых с одной налоговой базы;

  • сложность распределения налоговых поступлений по бюджетам различных уровней;
  • отсутствие прогрессивного обложения прибыли, доходов;
  • нарушение системы ценообразования путем исключения отдельных субъектов или товаров из обложения налогом на добавленную стоимость;
  • множество льгот и вычетов, способствующее уклонению от налогов;
  • индивидуальные льготы.

Наряду с признаками налоговая система включает способы  и методы взимания налогов. В налогообложении  действуют три способа взимания налогов: кадастровый; декларационный, административный.

Первый способ предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта  обложения (земли, домов), которые применяются при исчислении соответствующего налога. Так, земельный налог во многих зарубежных странах исчисляется по земельному кадастру, В котором типичные участки земли сгруппированы в зависимости от их качества, местоположения, использования. Для каждой группы участков определена средняя доходность с единицы площади за ряд лет, остальные земельные участки приравниваются к той категории, для которой установлена точная ставка налога с единицы площади. На таких же принципах построен и используется для исчисления налога на землю земельный кадастр Беларуси.

Второй способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления - декларации о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления суммы налога, но этот способ создает условия для уклонения от уплаты налога, поскольку контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.

Третий способ предполагает исчисление и изъятие налога у  источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который уплачивает налог. Таким путем взимается подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность уклонения от уплаты налога. Сумма изъятого налога переводится сборщиком-предприятием в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.

Применяются следующие методы уплаты налога:

  • наличный платеж, когда плательщик вносит в казну определенную сумму наличных денег;
  • безналичный платеж путем перечисления средств через банк со счета клиента на счет бюджета;
  • гербовыми марками, покупаемыми плательщиком и наклеиваемыми на официально признанный документ.2

 

 

    1. Принципы построения налоговой системы.

Принципы налогообложения - это исходные, базовые категории  и положения, по которым формируется  налоговая система в конкретных динамических условиях экономики страны.

Информация о работе Система налогообложения и повышение эффективности её функционирования (на примере Республики Беларусь)