Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:54, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в выявлении и изучении основных особенностей системы налогообложения, а также рассмотрение налоговой системы Беларуси и проблем ее функционирования, направления ее совершенствования.
При достижении данной цели предстоит решение ряда задач, таких как:
1. рассмотреть основные современные теоретические взгляды, связанные с понятиями налоги, налогообложение.
2.определение функций, структуры и принципов построения налоговой системы;
3.выделение различных видов налогов и рассмотрение их регулирующей роли в налоговой системе;
4.проанализировать направления совершенствования налоговой политики в Республике Беларусь.
Введение
1.Налоговая система: принципы построения, функции, структура.
1.1 Общие понятия теории налогов.
1.2 Принципы построения налоговой системы.
1.3 Функции налогов.
1.4 Структура налоговой системы.
2. Налоги, их виды и их регулирующая роль.
2.1 Налоги и их виды
2.2 Регулирующая роль налогов.
3. Налоговая система Беларуси. Проблемы её функционирования и направления совершенствования.
Заключение
Список литературы
Приложения
Содержание:
Введение
1.1 Общие понятия теории налогов.
1.2 Принципы построения налоговой системы.
1.3 Функции налогов.
1.4 Структура налоговой системы.
2. Налоги, их виды и их регулирующая роль.
2.1 Налоги и их виды
2.2 Регулирующая роль налогов.
3. Налоговая система Беларуси. Проблемы её функционирования и направления совершенствования.
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
В течение нескольких тысячелетий истории человечества налогам уделяется пристрастное внимание всех слоев населения. Различные социальные группы, объединения по хозяйственным интересам и отдельные регионы, фирмы и индивидуальные предприниматели, крестьяне и землевладельцы, рабочие и рантье чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в их стране неправильная и, во-вторых, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налоговой системе становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации. Такое внимание было и остается вполне оправданным, поскольку налоги - это вычеты из доходов налогоплательщиков, основной источник доходов современного государства.
С переходом Беларуси к рыночным преобразованиям в экономике появились новые формы собственности, экономические виды деятельности, в отношении которых поначалу сложно было определить подходы, да и сами объекты налогообложения. Возникла необходимость и в применении принципиально нового подхода к выполнению налоговых обязательств перед государством - добровольной уплаты налогов в зависимости от величины полученного дохода.
Налоги являются
одним из важнейших инструментов
государственного регулирования экономики.
Они не только обеспечивают финансовую
базу для общегосударственных
Развитие
форм государственного устройства сопровождается
преобразованием налоговой
Появление
налогов связано с
Наряду с чисто фискальной функцией налоги оказывают экономическое воздействие на общественное производство, его динамику и структуру, направления инвестиций, темпы научно-технического прогресса и т. д.
Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в необходимости изучения теоретических, методологических и практических основ построения налоговых систем не только студентами экономических специальностей, но и гражданами, занимающимся предпринимательской деятельностью и желающим грамотно выполнять свои финансовые обязательства перед государством.
Цель курсовой работы состоит в выявлении и изучении основных особенностей системы налогообложения, а также рассмотрение налоговой системы Беларуси и проблем ее функционирования, направления ее совершенствования.
При достижении данной цели предстоит решение ряда задач, таких как:
1. рассмотреть основные современные теоретические взгляды, связанные с понятиями налоги, налогообложение.
При выполнении курсовой работы предполагается изучить Налоговый кодекс Республики Беларусь и его изменения.
1. Налоговая система: принципы построения, функции, структура.
Государство прибегает к разным источникам формирования своих доходов, но основными являются налоги. Государственные финансы и их неотъемлемое звено - налоги в процессе распределения и перераспределения вновь созданной стоимости опосредуют движение «общественного» товара. Государство объективно не может выполнять многочисленные внутренние и внешние функции без изъятия и распределения определенной части национального дохода между отраслями народного хозяйства, территориями и группами населения. И делает это оно посредством налогового механизма (см. рис.1).
Рис.1. Взаимосвязь категорий
Производным от налогов является понятие налогообложения. В нем заключена не только экономическая сущность налогов, но и их правовая природа. Поэтому налогообложение следует понимать как совокупность финансовых и правовых мероприятий, проводимых государством в связи с изъятием части доходов предприятий и граждан.
Налоги - это синтетическая категория, имеющая как экономическое, так и юридическое значение. Экономическую сущность налогов предопределяет их принадлежность к финансово-бюджетной системе государства. Юридическая природа налогов обусловлена обязательностью их уплаты. В этой связи между теми, кто уплачивает налоги, и теми, кто их получает, возникают определенные общественные отношения, которые нуждаются в правовом оформлении. Обязательность уплаты налогов вызывается законодательным закреплением за налогоплательщиками.
Понимание термина «налог» способствует правильному применению норм законодательства, дает возможность определить объем полномочий субъектов налоговых отношений. Но самое главное - это невозможность без точного определения этого термина правильно сформулировать финансовую или иную ответственность налогоплательщика (см. рис.2.).
Рис.2. Определение налогов на основе многовекового налогового опыта1
Понятие «налоговая система» является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «налоги». Налоговая система - совокупность налогов, на законном основании взимаемых на территории страны; компетенция органов власти и управления в отношении налогов, включая распределение поступающих платежей по звеньям бюджетной системы; государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов.
Экономическая и юридическая наука выделяют следующие общие характеристики налоговой системы:
- порядок установления и ввода в действие налогов;
Общим правилом для всех современных государств независимо от их устройства является прерогатива органов представительной власти на установление и введение в действие налогов. Делается это посредством законов или иных законодательных, актов. В Республике Беларусь государственные налоги устанавливаются законами, а поскольку Конституция приравнивает указы и декреты президента к законам, то налоги могут устанавливаться ими. Местные налоги устанавливаются решениями областных, городских и районных советов депутатов.
В налоговых отношениях участвуют две стороны: налогоплательщики и государство, интересы которого защищают государственные налоговые органы. Участники наделяются государством определенным объемом прав и обязанностей. Они закрепляются налоговым законодательством. В Республике Беларусь права и обязанности налогоплательщиков содержатся в Законе «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь». Права и обязанности налоговых органов изложены в Законе «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь». Что касается защиты прав и интересов налогоплательщиков, то они регулируются нормами гражданского, уголовного, административного и финансового законодательства.
Принципиальным в налоговой системе является ее логичность, отлаженность, эффективность и эластичность, т. е. приспособляемость к изменяющимся условиям.
Не меньшее значение имеет и то, куда и как расходует государство налоговые поступления. Если «справедливое налогообложение» и имеет положительный смысл, то он в значительной степени сводится к тому, что раз уж государство собирает налоги, то оно должно оправдывать их, эффективно выполняя свои функции. Тем самым будет обеспечена возвратность налогов по отношению к обществу в целом и к тем в отдельности, кто, действительно, своим трудом создает общественное богатство (материальное и нематериальное).
Выделяют следующие признаки несовершенной налоговой системы:
- неясное определение налоговой базы в законодательстве; множество нормативных актов, поправок, разъяснений. Такое явление свойственно современному белорусскому и российскому законодательствам;
- множество налогов, взимаемых с одной налоговой базы;
Наряду с признаками налоговая система включает способы и методы взимания налогов. В налогообложении действуют три способа взимания налогов: кадастровый; декларационный, административный.
Первый способ предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые применяются при исчислении соответствующего налога. Так, земельный налог во многих зарубежных странах исчисляется по земельному кадастру, В котором типичные участки земли сгруппированы в зависимости от их качества, местоположения, использования. Для каждой группы участков определена средняя доходность с единицы площади за ряд лет, остальные земельные участки приравниваются к той категории, для которой установлена точная ставка налога с единицы площади. На таких же принципах построен и используется для исчисления налога на землю земельный кадастр Беларуси.
Второй способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления - декларации о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления суммы налога, но этот способ создает условия для уклонения от уплаты налога, поскольку контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.
Третий способ предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который уплачивает налог. Таким путем взимается подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность уклонения от уплаты налога. Сумма изъятого налога переводится сборщиком-предприятием в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.
Применяются следующие методы уплаты налога:
Принципы налогообложения - это исходные, базовые категории и положения, по которым формируется налоговая система в конкретных динамических условиях экономики страны.