Система налогообложения и повышение эффективности её функционирования (на примере Республики Беларусь)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в выявлении и изучении основных особенностей системы налогообложения, а также рассмотрение налоговой системы Беларуси и проблем ее функционирования, направления ее совершенствования.
При достижении данной цели предстоит решение ряда задач, таких как:
1. рассмотреть основные современные теоретические взгляды, связанные с понятиями налоги, налогообложение.
2.определение функций, структуры и принципов построения налоговой системы;
3.выделение различных видов налогов и рассмотрение их регулирующей роли в налоговой системе;
4.проанализировать направления совершенствования налоговой политики в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение
1.Налоговая система: принципы построения, функции, структура.
1.1 Общие понятия теории налогов.
1.2 Принципы построения налоговой системы.
1.3 Функции налогов.
1.4 Структура налоговой системы.
2. Налоги, их виды и их регулирующая роль.
2.1 Налоги и их виды
2.2 Регулирующая роль налогов.
3. Налоговая система Беларуси. Проблемы её функционирования и направления совершенствования.
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

макроэкономика.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Длительная историческая практика налогообложения выработала основные принципы построения налоговой системы, не устаревшие до нашего времени. Эти принципы, впервые сформулировал Адам Смит в 1776г., в форме основополагающих, можно сказать, ставших классическими принципов, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы.

Первый - принцип равномерности - требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно доходам, которые они получают под покровительством правительства. Часто данное правило называют принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для слабо защищенных социально слоев населения.

Второй - принцип определенности - требует, налог, который должен уплачивать каждый, был точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

Третий - принцип удобства - предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наи6ольшие удобства для плательщика, т. е. государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода.

Четвертый - принцип экономности - предполагает сокращение издержек взимания налогов; расходы по их сбору должны быть минимальными.

Пятый - принцип эффективности - состоит в следующем: налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений; налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны; налоговая система должна быть понятной налогоплательщикам и принята большей частью общества, не вызывая произвольного толкования; административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.3

Кроме этих классических принципов, со временем сложился комплекс требований, предъявляемых как со стороны государства, так и плательщиков:

• принцип всеобщности, выражающий единый подход к налогоплательщикам независимо от источника дохода, т.е. с учетом возможности налогоплательщика.  Налог должен быть прогрессивным (чем больше доход, тем больше процент от него уплачивается в виде налога). Этот принцип соблюдается далеко не всегда;

  • однократность обложения одного и того же объекта за определенный период;
  • стабильность налоговой системы, обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа;
  • оптимальность налоговых изъятий, т. е. обеспечение государства налоговыми доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести обложения юридических и физических лиц;
  • множественность налогов и их исчерпывающий перечень;
  • подвижность налогов.

Экономическое развитие Германии в послевоенный период связано с именем видного экономиста профессора Людвига Эрхарда - государственного деятеля, министра, а затем канцлера ФРГ, разработавшего важнейшие принципы построения системы налогообложения, актуальные и теперь:

  • налоги по возможности минимальны;
  • налоги не должны препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы;
  • налоги соответствуют структурной политике;
  • налоги нацелены на относительно справедливое распределение доходов;
  • максимальное уважение человека;
  • в связи с налогообложением человек должен минимально информировать государство о своей частной жизни. Налоговый работник не имеет права разглашать какие-либо сведения о налогоплательщике; соблюдение коммерческой тайны гарантировано;
  • налоговая система исключает двойное налогообложение;
  • величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту гражданина и все, что он может получить от государства.

Л. Эрхард признавал весьма справедливым пожелание всех граждан и хозяйственных субъектов снижать налоговое бремя. При этом важны средства достижения цели: если стабилизация расходов и развитие производительности будет расти теми же темпами, легко представить и вычислить, какое снижение налогов окажется возможным. Только таким путем можно добиться настоящего и реалистичного решения угнетающей всех нас налоговой проблемы».4

 

    1. Функции налогов.

Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, выражающуюся в принудительном изъятии определенной части доходов предприятий и населения, имеющих объекты налогообложения. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений.

В социально-экономической  жизни страны у налогов различают  следующие функции:

  • фискальная - обеспечение финансирования государственных расходов; посредством ее формируются денежные доходы государства. Современные государства расширяют свое вмешательство в экономику в целях поддержания политической стабильности и воспроизводства соответствующей современным требованиям рабочей силы, увеличивают финансирование отраслей непроизводственной сферы.5

Выполнение фискальной налоговой функции должно соответствовать нескольким критериям: во-первых, налоги должны платить все субъекты экономической деятельности независимо от форм собственности, а также физические лица, в том числе иностранные, по доходам, получаемым из источников в стране своего пребывания; во-вторых, налоги должны равномерно распределяться между всеми налогоплательщиками; в-третьих, налоги должны быть достаточно просты, чтобы порядок их исчисления и уплаты был доступен не только специалистам; в-четвертых, налоги не должны приводить к резким колебаниям в доходной части бюджета; в-пятых, все налогоплательщики при желании могут получить информацию о том, на какие цели использованы правительством налоговые наступления.6

  • социальная - поддержание социального равновесия путем уменьшения неравенства между реальными доходами отдельных групп населения;
  • перераспределительная - обеспечение процесса перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, и направления одной его части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, земли, предпринимательской способности), а другой – в централизованный фонд государственных ресурсов, т. е. в бюджет государства в форме налогов. В функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений;
  • контрольная - своевременное отслеживание государством поступлений в бюджет налоговых платежей, что позволяет сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и в конечном счете определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства;
  • регулирующая - регулирование хозяйственной конъюнктуры, структуры занятости накопления, внешнеэкономических связей, научно-технического прогресса и других объектов.

Суть регулирующей функции  сводится к тому, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, а ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов, освобождаются от налогообложения. Поэтому данная функция имеет три составляющие:

-стимулирующая - обусловлена активным участием налогов в перераспределительном процессе, который оказывает влияние на воспроизводство, стимулируя его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения; она подразумевает систему льгот и освобождений;

-сдерживающая (дестимулирующая) - целенаправленное сдерживание темпов воспроизводства посредством увеличения ставок налогов или введения дополнительных налогов;

-воспроизводственная  - предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.

Внутреннее единство функций, связанное с мобилизацией финансовых ресурсов, предполагает противоречивость каждой из них и между ними, что заложено в сущности налогов. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений. Фискальная - отношение налогоплательщика к государству, основанное на максимальной мобилизации ресурсов в бюджет. Регулирующая - отношение государства к налогоплательщику, выражающееся в создании благоприятных условий для развития экономики и т.д.7

 

    1. Структура налоговой системы.

Механизм налогового регулирования опирается на законодательную  базу и включает ряд инструментов, позволяющих направлять Предпринимательскую  инициативу налогоплательщиков в нужное русло, обеспечивая тем самым стабильность и рост поступлений доходов в государственный бюджет. Инструментами структуры налогового механизма или элементами налоговой системы выступают:

  • субъект налога,
  • предмет и объект налогообложения,
  • база налогообложения,
  • источники выплаты налоговых платежей,
  • ставка налога,
  • налоговые льготы,
  • налоговый и отчетный периоды,
  • санкции,
  • порядок уплаты и сроки перечисления налоговых платежей и предоставления отчетов в государственную инспекцию. (см. Приложение 1)

Задачей государственных  органов власти является законодательное утверждение четких критериев каждого из перечисленных элементов, позволяющее толковать их однозначно в любой ситуации.

1. Субъект налога (т. е. плательщик) - это основополагающий элемент, по отношению к которому строится вся налоговая система в комплексе. Все функциональные последующие элементы налога (объекты налогообложения, ставки, льготы и пр.) используются с учетом возможностей конкретного плательщика.

В налоговых законодательствах  всех государств в качестве налогоплательщиков признаны юридические и физические лица. Юридическое лицо - предприятие, организация, учреждение, выступающие в качестве единого самостоятельного носителя прав и обязанностей, имеющие обособленный баланс и отдельный расчетный счет в банке. Физическое лицо - гражданин данного или иностранного государства или лицо без гражданства.

Понятие субъекта налогообложения  не всегда однозначно. В ряде случаев  имеет место переложение налога формальным плательщиком на другое лицо, которое становится реальным исполнителем платежей. В связи с этим возникают такие понятия как переложение налогов, носитель налога и налоговый агент.

Переложение налогов - полное или частичное перенесение налога его плательщиком на другое лицо, с которым оно вступает в различные экономические отношения и которое становится носителем налога. Механизмы переложения налогов весьма разнообразны. Различают переложение налогов прямое и обратное. Прямое переложение налогов совершается посредством включения налога в цену. Обратное переложение налогов выражается в понижении цены. Оно имеет место, например, при продаже земли, домов, акций, облигаций, когда налог переносится на продавца посредством вычета из продажной цены капитализированной суммы налога.

Носитель налога - фактический (конечный) плательщик налога, который уплачивает его из своих доходов. Например, при поземельном или подомовом налоге облагается владелец земли или дома, а уплачивают этот налог арендаторы.

Налоговым агентом признается лицо, на которое законодательством возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов, пошлин. Налоговыми агентами, в частности, могут быть предприятия, организации и предприниматели, имеющие договорные отношения с иностранными физическими или юридическими лицами, осуществляющими экономическую деятельность в Республике Беларусь.

2. Предмет налогообложения - это имущество и нематериальные блага, с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств, а также экономическая и неэкономическая деятельность.

Под экономической деятельностью  понимается деятельность по производству и реализации продукции (работ, услуг), а также любая иная деятельность, которая влечет или может повлечь  за собой получение доходов (прибыли). Исходя из такого определения экономической деятельности, в ней можно выделить три основных вида: производственная деятельность; коммерческая деятельность; финансовая деятельность. Разновидностью этой деятельности является предпринимательская (это самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой страх и риск, под свою имущественную ответственность).

Под неэкономической  понимается деятельность, имеющая целью  не получение дохода, а достижение определенных социальных или моральных эффектов. Ее субъектами являются бюджетные организации, общественные фонды, ассоциации, сообщества, содружества, религиозные, благотворительные организации и т. п.

3. Основанием для возникновения у юридических и физических лиц обязанностей по уплате налогов является объект налогообложения - это количественно измеримая экономическая база подлежащая налогообложению; или юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог. Перечень всех объектов налогообложения и полная характеристика каждого из них устанавливаются Налоговым кодексом государства, а при его отсутствии - законом о данном налоге.

Все государства используют для формирования бюджетов наиболее продуктивные объекты налогообложения, которые можно классифицировать следующим образом: права имущественные и неимущественные, действия (деятельность) субъекта; результаты хозяйственной деятельности (рис.3).

Информация о работе Система налогообложения и повышение эффективности её функционирования (на примере Республики Беларусь)