Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:54, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в выявлении и изучении основных особенностей системы налогообложения, а также рассмотрение налоговой системы Беларуси и проблем ее функционирования, направления ее совершенствования.
При достижении данной цели предстоит решение ряда задач, таких как:
1. рассмотреть основные современные теоретические взгляды, связанные с понятиями налоги, налогообложение.
2.определение функций, структуры и принципов построения налоговой системы;
3.выделение различных видов налогов и рассмотрение их регулирующей роли в налоговой системе;
4.проанализировать направления совершенствования налоговой политики в Республике Беларусь.
Введение
1.Налоговая система: принципы построения, функции, структура.
1.1 Общие понятия теории налогов.
1.2 Принципы построения налоговой системы.
1.3 Функции налогов.
1.4 Структура налоговой системы.
2. Налоги, их виды и их регулирующая роль.
2.1 Налоги и их виды
2.2 Регулирующая роль налогов.
3. Налоговая система Беларуси. Проблемы её функционирования и направления совершенствования.
Заключение
Список литературы
Приложения
Налоги – это синтетическая категория, имеющая как экономическое, так и юридическое значение. С правовых, юридических позиций налоги как установленные законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения. С экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.
Налоговое регулирование
доходов ставит своей основной задачей
сосредоточение в руках государства,
местных бюджетов денежных средств,
необходимых для решения
Итак, налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Государственная налоговая служба Республики Беларусь создана Постановлением Совета Министров БССР от 02.04.1990 г. №78 в системе Министерства финансов БССР.
По мере развития белорусского суверенного государства налоговая служба нашей страны подверглась поэтапному реформированию.
Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 г. в условиях разрыва экономических связей между республиками, входившими ранее в единый народнохозяйственный комплекс. Нарастающий экономический кризис обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, и потому налоговая политика того периода приобрела преимущественно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и в недостаточно эффективных способах его осуществления.
С 1992 г. проводились многочисленные корректировки налогового законодательства, которые несколько снижали уровень налоговых изъятий, но принципиально не улучшали саму налоговую систему. Она усложнялась множеством инструктивных указаний, требований, разъяснений. 20 декабря 1991 г. был принят Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями. Закон дает определения понятий налогов и сборов, их плательщиков, разъясняет порядок зачисления налоговых средств в бюджет. «Под налогами и сборами, взимаемыми в бюджет Республики Беларусь, понимаются обязательные отчисления денежных средств от плательщиков в определенных законами размерах». Кроме налогов и сборов, предусмотренных настоящим законом, в бюджет Республики Беларусь поступают установленные законодательством неналоговые платежи. Местные советы депутатов в пределах прав, предоставляемых им законодательством, могут устанавливать взимаемые на их территории местные налоги, сборы, пошлины.
С 1993 г. в Закон включены положения о том, что все вопросы налогообложения должны регулироваться исключительно актами специального налогового законодательства. В 1994 г. было принято Постановление Совета Министров от 22 апрели 1994 г. № 270, регламентирующее деятельность Государственной налоговой инспекции, а в Конституции Республики Беларусь оговорено исключительное право законодательной ветви власти устанавливать налоги и сборы, создавать внебюджетные фонды и определять порядок составления, утверждения и исполнения бюджета. В 1996 г. была разработана и одобрена Правительством РБ Концепция реформирования налоговой системы страны в 1997—1998 гг., в соответствии с которой были изменены подходы к преобразованиям в налоговой сфере. В качестве основной формы решения были избраны подготовки проекта Налогового кодекса Республики Беларусь. Работа над проектом кодекса началась еще в 1995—1996 гг. С его официальным введением в действие завершается первый этап реформы, главная цель которой — реально повысить эффективность действующей налоговой системы с тем, чтобы, с одной стороны, добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет, а с другой — по возможности снизить налоговое давление на экономику и ограничить негативное воздействие налогов на рост производства, инвестиций и экспорта.
Построение эффективной налоговой системы является одной из наиболее сложных задач, от решения которых зависит экономический прогресс и благосостояние всего населения.
Не следует забывать и о социальной направленности бюджета белорусского государства. Высокая концентрация финансовых ресурсов в бюджете нашей страны обусловлена широкомасштабным комплексом социальных гарантий: бесплатным образованием, здравоохранением, развитой системой пенсионного обеспечения. Усиление социальной направленности в развитии экономики, постоянно возрастающие расходы государства и отсутствие возможности их финансирования за счет бюджета послужили поводом для выделения государственных приоритетов и финансирования их за счет средств различных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, которые зачастую возникали спонтанно, без должного экономического обоснования и ожидаемых социальных последствий.
К наиболее существенным
недостаткам формирования национальной
налоговой системы следует
1. отсутствие системного
подхода в формировании
2. .явное превалирование
фискальной функции налогов
перегруженность налоговой системы Беларуси большим количеством налогов, сборов и отчислений;
3. наличие многочисленных малоэффективных и несистематизированных налоговых льгот;
4. доминирование
косвенных налогов по
5. нестабильность
налогового законодательства, что
ведет как к произволу в
системе налогового
6. наличие двойных
стандартов у правительства
7. роль налоговой инспекции
сужена до наложения штрафных
санкций вместо активной
За последние годы в Республике Беларусь были предприняты реальные шаги, направленные на устранение диспропорций в налоговом законодательстве:
В течение 1997—2008 гг. были осуществлены следующие крупные преобразования:
• с начала 1999 г. введена в действие новая редакция Закона Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц», в соответствии с которой осуществлен переход к исчислению этого налога исходя из совокупного годового дохода и введено всеобщее декларирование доходов, существенно либерализована шкала ставок этого налога (максимальная предельная ставка снижена до 30 %);
Итак, в последнее время в Беларуси проведена значительная работа по совершенствованию налоговой системы, в результате чего снижается налоговая нагрузка, упрощается механизм взимания налогов, сокращается их количество. В частности, в течение 2005-2007 годов отменено 17 налоговых платежей. Значительно упрощено налогообложение малых и средних предприятий. Деятельность по дальнейшему совершенствованию налоговой системы продолжается. Основные направления реформирования остаются неизменными – это её упрощение, расширение налоговых баз, сокращение налогов, упорядочение льгот, организационное совершенствование и техническое оснащение налоговых органов.
В изучении вопроса совершенствования и направлениях реформирования налоговой системы Беларуси, самым актуальным аспектом рассмотрения на сегодняшний день, стали изменения в налогообложении с 2009г и вступление в силу с начала 2010г. Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь. Особенность налоговой системы Беларуси состоит в том, что она включает в себя различные по статусу платежи. Состав, структура и нормы налогов и отчислений наиболее часто подвергаются существенным изменениям.
Налог на добавленную стоимость продолжает играть существенную роль в доходах бюджета. Поступления НДС в 2009 году номинально увеличились на 1,6% (на 132 млрд. руб.), до Br8,2 трлн. Его удельный вес составляет около 23,6% . Основная ставка и 2002-2003 гг. была равна 20 %, в 2004-2009 г. — 18 % . Главным налоговым новшеством для предприятий в 2010 году, без сомнения, станет увеличение ставки НДС с нынешних 18% до 20%. Наряду с повышением ставки НДС, будут приняты нормы, снижающие налоговую нагрузку на предприятия. В частности, в 2010 году будут отменены 4 налоговых платежа. Речь идет о двух оборотных налогах - сборе в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки и местном налоге с продаж товаров розничной торговли, а также о двух налогах, которые, по мнению государственных экспертов, малоэффективны. Это налог на приобретение автотранспортных средств и местный сбор с пользователей за парковку. Отмена этих платежей снизит налоговую нагрузку на предприятия на 0,45% и позволит плательщикам оставить в своем распоряжении 780 млрд.
Налоговые новшества 2010 года предусматривают и другие изменения, которые упрощают налоговое законодательство и, по мнению разработчиков, будут способствовать экономии средств косвенно. В частности, плательщики с годовым объемом выручки до 3,8 млрд. в год получат возможность выбирать сроки уплаты НДС – ежеквартально платить этот налог или ежемесячно. Этой нормой, по оценке Минфина, смогут воспользоваться порядка 60% плательщиков. Положительно на объем оборотного капитала повлияет и сокращение с 1 месяца до 5 дней срока возврата НДС. Кроме того, в 2010 году предусматривается упростить порядок проведения налоговых вычетов по НДС. В частности, планируется отменить т.н. книгу покупок, которая в настоящее время является регистром налогового учета. Изменения произошли для экспортеров, оказывающих работы и услуги по сопровождению, погрузке, перегрузке и иные подобные работы и услуги, непосредственно связанных с реализацией товаров на экспорт в Российскую Федерацию. Российская Федерация является основным внешнеторговым партнером Беларуси, но по законодательству данные работы до 2010 года облагались в общеустановленном порядке, то есть, по ставке 18%. С 2010 года созданы более благоприятные условия для субъектов хозяйствования, осуществляющих экспорт товаров, работ, услуг, установлена нулевая ставка НДС при реализации работ и услуг по сопровождению, погрузке, перегрузке и иные подобные работы и услуги, непосредственно связанных с реализацией товаров на экспорт в Российскую Федерацию.