Система налогообложения и повышение эффективности её функционирования (на примере Республики Беларусь)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в выявлении и изучении основных особенностей системы налогообложения, а также рассмотрение налоговой системы Беларуси и проблем ее функционирования, направления ее совершенствования.
При достижении данной цели предстоит решение ряда задач, таких как:
1. рассмотреть основные современные теоретические взгляды, связанные с понятиями налоги, налогообложение.
2.определение функций, структуры и принципов построения налоговой системы;
3.выделение различных видов налогов и рассмотрение их регулирующей роли в налоговой системе;
4.проанализировать направления совершенствования налоговой политики в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение
1.Налоговая система: принципы построения, функции, структура.
1.1 Общие понятия теории налогов.
1.2 Принципы построения налоговой системы.
1.3 Функции налогов.
1.4 Структура налоговой системы.
2. Налоги, их виды и их регулирующая роль.
2.1 Налоги и их виды
2.2 Регулирующая роль налогов.
3. Налоговая система Беларуси. Проблемы её функционирования и направления совершенствования.
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

макроэкономика.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Акцизы. Поступления акцизов в республиканский бюджет за 2009г. составили 3,5 трлн рублей и снизились по сравнению с 2008 годом на 5,4%.  
В перечень подакцизных товаров помимо традиционных (алкогольных напитков, табачных изделий и моторного топлива) были включены ювелирные изделия и легковые автомобили, но в 2007г. в Закон “Об акцизах” были внесены изменения и из перечня исключили ювелирные изделия, а из базы обложения акцизами — сборы за таможенное оформление ввозимых товаров, взимаемые таможенными органами. Так, в целях упрощения налогообложения и оптимизации структуры налогов в 2006 году были объединены в единый платеж налоги, исчисляемые с аналогичной налоговой базы (акцизы на автомобильное топливо, налог на приобретение бензина и дизельного топлива, налог с продаж автомобильного топлива), в связи с чем совокупная ставка акцизов на автомобильное топливо увеличилась в 2,5 раза.

 В условиях высокой  инфляции уровень ставок постоянно  колеблется,  он утверждается  не законодательно, а правовыми  актами правительства. В среднем  уровень акцизных ставок несколько  превышает ставки этого налога, применяемые в России и ряде других стран СНГ. Льготы по акцизным сборам практически отсутствуют.

Таможенные  пошлины и сборы устанавливаются таможенным законодательством и взимаются таможенными органами. Помимо импортных и экспортных пошлин в их состав включаются различного рода сборы за таможенное оформление. 27 ноября в Минске был подписан Договор таможенном кодексе Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, вступающего силу с 1 июля 2010г. Он предусматривает, что практически убирается таможенное оформление товаров, перемещаемых между тремя государствами, в том числе и ввозимых из третьих стран. Пошлины от импорта не являются главной статьей бюджета. За 2009 год белорусская казна получила от ввозных таможенных пошлин порядка 1,8 трлн. рублей (более 600 млн. долларов).

Подоходный  налог с физических лиц Начиная с 1 января 2009 года перестанет применяться действующая до этого момента пятиуровневая шкала подоходного налога со ставками 9%, 15%, 20%, 25% и 30%. На смену ей придет единая ставка подоходного налога (12%), которая будет применяться в отношении доходов граждан, полученных как по месту основной работы, так и в организациях, не являющихся местом их основной работы. Физические лица на не основной работе уплачивали до января 2009г. подоходный налог по ставке 20%.

Министерство финансов Беларуси, принимая решение об установлении единой ставки подоходного налога, исходило в первую очередь из того, что применяемая ныне система  взимания подоходного налога довольно сложная: бухгалтеру необходимо вести учет нарастающим итогом, осуществлять раздельный учет доходов, полученных не по месту основной работы. В связи с этим было принято решение упростить порядок налогообложения граждан, параллельно снижая налоговую нагрузку.

В Беларуси ситуация складывалась таким образом, что доходы более 98% работающих граждан подлежали обложению по низким ставкам - 9% и 15%. Налоговые доходы от оставшихся 2% граждан, которые уплачивали подоходный налог по высоким ставкам (20%, 25% и 30%), занимали незначительную часть в общих поступлениях подоходного налога в бюджет. Таким образом, высокие ставки фактически не срабатывали. Поэтому, переходя на ставку 12%, Минфин исходил из сложившейся в республике практики налогообложения.

Обязательным требованием  при этом было не допустить роста налоговой нагрузки на низкооплачиваемые категории граждан. Эта проблема была решена путем увеличения стандартного вычета. Так, с 2009 года стандартный налоговый вычет на каждого работника при исчислении подоходного налога был увеличен с Br35 тыс. до Br250 тыс. Эта сумма не  облагается налогом. При этом воспользоваться вычетом могут граждане, у которых среднемесячный доход не превышает Br1,5 млн. Подоходный налог исчисляется помесячно. Отменена выдача справки о налогообложении доходов при изменении работниками в течение года места основной работы. Также сократилась сфера декларирования, т.к. при переходе на плоскую шкалу доходы от всех источников облагаются по единой ставке. Кроме того, переход на плоскую шкалу создает предпосылки для прекращения выплаты заработной платы "в конвертах".

Принципы исчисления подоходного налога в нынешнем 2010-м  году останутся такими же, как и  в 2009-м. Для физических лиц будет  применяться единая ставка 12%, а для  индивидуальных предпринимателей и  частных нотариусов - 15 (для резидентов Парка высоких технологий - 9%). Снижена ставка подоходного налога в отношении полученных гражданами дивидендов с 15% до 12% (ставка подоходного налога). Работающее население Беларуси ждут изменения в уплате подоходного налога. В частности, с Br250 тыс. до Br270 тыс. будет увеличен стандартный налоговый вычет. Кроме того, с Br1,5 млн. до Br1,635 млн. увеличится предельный уровень заработной платы, который позволяет применять такой вычет. Будет восстановлена социальная справедливость для граждан, которые не имеют т.н. основного места работы, а работают по договорам подряда, со следующего года получать стандартные налоговые вычеты наши граждане будут как по месту основной работы, так и не по месту основной работы. Если у плательщика несколько мест дополнительной работы, он по своему выбору будет принимать решение, по какому из мест он будет получать стандартный налоговый вычет. В целях повышения социальной защиты некоторых категорий граждан предусматривается ввести новые льготы по подоходному налогу для инвалидов, несовершеннолетних, не имеющих родителей, и граждан, которые нуждаются в получении дорогостоящей медицинской помощи. Эти граждане получат право не уплачивать подоходный налог с 1 тыс. базовых величин безвозмездной помощи. В настоящее время это Br35 млн.  Таким образом, плюсов у новой системы взимания подоходного налога довольно много: это снизило налоговую нагрузку на граждан, упростило порядок исчисления налога, сократило трудовые затраты бухгалтеров предприятий, отпала обязанность в выдаче организациями справок о выплаченных доходах, удержанных налогах. Доля платежей индивидуальных предпринимателей в доходах бюджета Беларуси, контролируемых налоговой службой, в первом полугодии 2009 года составила 2,5%, или 365,7 млрд. рублей. Вклад физических лиц в государственную казну составил 1,5%, или 225,5 млрд. рублей. Доля поступлений в бюджет республики в 2009г по подоходному налогу составила 13,2%

Налог на доходы и прибыль. В 2006г. были введены изменения в Законе ”О налогах на доходы и прибыль“ отменили налог на доходы в виде дивидендов.  Кроме того, отменили специальный налог на доходы страховых организаций и осуществили их перевод на общую систему уплаты налога на прибыль. В 2009г произошли следующие изменения:

  • Состав нереализационных расходов дополнен расходами организаций по содержанию находящихся на их балансе объектов, не используемых в предпринимательской деятельности: детских оздоровительных учреждений, учреждений образования, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, здравоохранения, детских дошкольных учреждений, учреждений культуры и спорта. Ранее такие расходы организаций в пределах нормативов подлежали льготированию в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 статьи 5 Закона «О налогах на доходы и прибыль».
  • Урегулирован вопрос, связанный с содержанием и эксплуатацией основных средств.
  • Отменено нормирование при отнесении к затратам, учитываемым при налогообложении, расходов организаций по оплате консультационных и информационных услуг, а также обязательного аудита.
  • Отменена ставка налога на прибыль в размере 15 % и ставка, уменьшенная на 30 %.

Закон «О налогах на доходы и прибыль» дополнен следующими видами льгот:

льготами по операциям  с ценными бумагами, ранее содержавшимися в Декрете Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1999 г. № 43;

льготой по прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного сервиса в  течение пяти лет с даты ввода  в эксплуатацию таких объектов, ранее  содержавшейся в Указе Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. № 270 «О мерах по развитию придорожного сервиса».

в 2010 году сбудется заветная мечта белорусского бизнеса: предприятия  получат возможность включать все  свои расходы, необходимые для осуществления  производственной деятельности, в затраты  для целей налогообложения. В Налоговом кодексе будет предусмотрен только закрытый перечень затрат, которые не связаны с производственной деятельностью плательщика и которые по этой причине не будут учитываться  при налогообложении. С 2010 года предлагается отказаться от нормирования при исчислении и уплате налога на прибыль таких расходов, как расходы на оплату труда, расходы на рекламу, информационно-консультационные и маркетинговые услуг.  Все плательщики смогут выбрать сроки уплаты налога на прибыль в бюджет - ежемесячно или ежеквартально. Кроме того, в 2010 году с 24% до 12% будет снижена ставка налога на прибыль, полученную в виде дивидендов, а также от реализации акций в уставном фонде организации. Так, в 2009 году в бюджет поступило Br4,6 трлн. налога на прибыль(14,1%), что на 27%, или Br1,7 трлн., меньше, чем в 2008 году,  Во многом это связано с тем, что в 2009 году существенно (на 30%) сократилась и сама прибыль белорусских предприятий. В связи с этим в текущем 2010 году налоговые органы Беларуси больше внимания будут уделять работе с убыточными организациями.

Чрезвычайный  налог устанавливался в ежегодных законах о бюджете и уплачивался юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по твердой ставке к фонду заработной платы, состав которого утверждался нормативными актами правительства. В 2007 г что в совокупности с другими изменениями привело к снижению налоговой нагрузки.

Имущественные налоги В Республике Беларусь плательщиками налога на недвижимость являются физические лица, имеющие в собственности здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством, включая жилые дома, садовые домики, дачи, жилые помещения (квартиры, комнаты), хозяйственные постройки. Налог исчисляется со стоимости зданий и сооружений, а его годовая ставка устанавливается в размере 0,1% с такой стоимости. В то же время в ежегодно принимаемых законах о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год закрепляется норма о предоставлении местным Советам депутатов права увеличивать (уменьшать) ставки налога на недвижимость, но не более чем в два раза, т.е. устанавливать ставки налога на недвижимость, отличные от предусмотренных в законе.

С 1 января 2009 г. несколько изменились условия предоставления имущественного налогового вычета, предусмотренного подп. 1.1 ст.15 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. № 1327-ХII «О подоходном налоге с физических лиц» (с изменениями и дополнениями; далее - Закон).Согласно подп. 1.1 ст. 15 Закона имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме фактически произведенных плательщиком и членами его семьи, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, расходов на новое строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры, а также на погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов.  С 1 января 2009 г. данный вычет предоставляется плательщикам из доходов по месту основной  работы. Местные органы власти Беларуси в 2010 году смогут получить право регулирования налоговых ставок на недвижимость. В соответствии с Особенной частью Налогового кодекса, налог на недвижимость не претерпел существенных изменений. От физических лиц – плательщиков имущественных налогов поступило 16,9 млрд. рублей за период январь-ноябрь 2009г.

Отчисления в Фонд социальной защиты населения осуществляются всеми юридическими и физическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.  Доходы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты в 2009г. составили 16,2 трлн. рублей, или 101,4% уточненного годового плана

Также в 2010г. с введением Особенной части Налогового кодекса, произойдут некоторые изменения в упрощенной системе  налогообложения. Будет проиндексирована сумма валовой выручки, которая является критерием для получения возможности применять упрощенную систему налогообложения. Если до конца 2009г. эта сумма составляет Br3,5 млрд., то в новом году это будет Br3,8 млрд.

Итак, налоговые поступления в бюджет Беларуси в 2009 году составили Br32,7 трлн., или более 70% доходов консолидированного бюджета. По сравнению с 2008 годом налоговые поступления снизились на 10,2% (в 1,3 раза).Проследим уровень налоговой нагрузки в период с 1996 по 2009гг. (см. Приложение 3).

  Почти 80% контролируемых налоговыми органами поступлений сформировано за счет 9 основных доходных источников: НДС -23,6%, налога на прибыль -14,1%, подоходного налога - 13,2%, акцизов - 11% и других. Выполнение плановых заданий обеспечено по всем платежам, за исключением налога на прибыль и отчислений в инновационные фонды. Так, в прошлом году в бюджет поступило Br4,6 трлн. налога на прибыль, что на 27%, или Br1,7 трлн., меньше, чем в 2008 году.Всего в формировании доходов бюджета в 2009 году приняли участие более 140 тыс. организаций, 215 тыс. ИП, 2,9 млн. физических лиц. По сравнению с 2008 годом количество юридических лиц и ИП возросло почти на 5%.

Говоря  о проведенном реформировании налоговой систем, следует отметить, что за последние годы в Беларуси было отменено более 20 различных налогов и сборов, по многим снижены ставки. В настоящее время налоговая система страны включает 30 налоговых платежей. Однако обычный плательщик уплачивает только пять из них: НДС, налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный и экологический налоги.

Уже в 2011-2012 годах Беларусь планирует войти  в первую сотню стран с самым простым налоговым законодательством. Пока наша страна в мировом рейтинге по этому направлению в числе последних.

Основными задачами налоговой политики по программе социально-экономического развития  Республики Беларусь до 2020г., являются обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание макроэкономических условий для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения с учетом решения ряда проблем. 
Для их достижения необходимо продолжить налоговую реформу, одной из приоритетных задач которой является создание налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности; повысить эффективность бюджетных расходов при общем сокращении объемов перераспределяемых государством ресурсов; добиться сбалансированности и бездефицитности бюджета; создать эффективную систему управления государственными финансами. Важно обеспечить единое правовое поле и создание равных условий налогообложения для субъектов хозяйствования на территории   Республики Беларусь. 
На первом этапе (до 2010 г.) должны быть полностью отменены сборы, взимаемые с выручки от реализации товаров (работ, услуг) для формирования на республиканском и местных уровнях целевых бюджетных фондов, значительно снижена налоговая нагрузка на фонд оплаты труда, оптимизированы ставки подоходного налога с одновременным увеличением необлагаемого налогом минимума доходов. Требуется максимально упростить налоговую систему, сократив общее количество республиканских налогов, сборов и пошлин. Дальнейшее развитие получит правовая основа налогообложения на базе практического применения Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь и Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, что будет способствовать укреплению экономической интеграции в рамках Союзного государства и СНГ, а также привлечению внешних капиталов и обеспечению конкурентоспособности отечественной экономики на мировых рынках. 
На втором этапе (2011–2020 гг.) общее количество налогов должно быть сведено к 7–8 основным, построенным таким образом, чтобы не допускать их искажающего воздействия на экономику и обеспечивать достаточные поступления в бюджет. Реформирование налоговой системы будет направлено на снижение налоговой нагрузки на экономику на 7,5–8,5 процентных пунктов к ВВП, в том числе в 2011–2020 гг. – на 2–4 процентных пункта, а также на достижение следующих целей: 
повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков путем отказа от необоснованных льгот и исключений; совершенствования моделей построения налогов и сборов; улучшения налогового администрирования и повышения уровня собираемости налогов за счет создания в стране самостоятельной отрасли законодательства – налогового права, имеющей свой собственный предмет, принципы, методы и способы регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов;  
упрощение налоговой системы за счет установления закрытого перечня налогов и сборов; сокращения их количества; максимальной унификации налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также порядка уплаты; 
обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы. 
В ходе проведения налоговых реформ должно повыситься фискальное значение налогов, связанных с использованием природных ресурсов и защитой экологической среды, а также имущественных налогов, которые станут основой формирования местных бюджетов. В общем объеме налоговых поступлений при значительной доле НДС и акцизов должно возрасти значение прямых налогов на доходы и прибыль юридических и физических лиц. 
             Успешная реализация данных направлений приблизит характеристики налоговой системы страны к международным стандартам, позволит более эффективно использовать бюджетно-налоговый механизм для повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.

Информация о работе Система налогообложения и повышение эффективности её функционирования (на примере Республики Беларусь)