в) для месторождений с запасами
менее 3 тонн - 1 процент;
2) для специализированных
организаций водоснабжения - в размере
5 процентов;
3) на гипс - в размере 6
процентов;
4) на природные камни
для производства облицовочных
материалов - в размере 12 процентов;
5) на уголь каменный, бурый
- в размере 1 процента.
Ставка роялти
на другие полезные ископаемые и продукты
их переработки, не предусмотренные частями
1 и 2 настоящей статьи, устанавливается
от выручки от реализации:
1) полезных ископаемых - в
размере 3 процентов;
2) продуктов переработки
полезных ископаемых - в размере
2 процентов.
Налоговым периодом
роялти является календарный месяц.
Порядок исчисления. Исчисление роялти производится
в соответствии с порядком, установленным
частью 1 статьи 312 настоящего Кодекса.
Сроки представления
налоговой отчетности и уплаты роялти.
Налогоплательщик обязан представлять
налоговую отчетность и производить уплату
роялти в срок до 20 числа месяца, следующего
за отчетным месяцем.
Налогоплательщикам
налога с продаж являются отечественные, иностранные
организации, осуществляющие деятельность
в Кыргызской Республике, а также индивидуальные
предприниматели.
Объектом налогообложения
налога с продаж являются реализация товаров,
выполнения работ, оказания услуг.
Налоговой базой является выручка от реализации
товаров, работ, услуг, без учета НДС и
налога с продаж.
При передаче
имущества в аренду налоговой базой является
арендная плата.
Для организации, осуществляющей
металлургический передел руды, налоговой
базой является разница между стоимостью
реализованной продукции, полученной
после металлургического передела, и стоимостью
приобретенной руды до ее переработки.
Налоговой базой
по лотерейной деятельности является разница между выручкой
от реализации лотерейных билетов и суммой
выплаченного призового фонда, приходящегося
на данную выручку.
Для банка налоговой
базой является выручка от реализации
товаров, работ, услуг, включая процентный
доход по кредитам и займам.
Для страховой
организации налоговой базой является выручка от реализации
товаров, работ, услуг за вычетом сумм
страховых премий, причитающихся перестраховщику
по договору перестрахования.
По накопительным
видам страхования налоговой базой является сумма поступивших
страховых премий за вычетом суммы страховой
выплаты.
Налоговым периодом
налога с продаж является календарный месяц.
Порядок исчисления
налога с продаж. Исчисление налога с продаж
производится в соответствии с порядком,
установленным частью 1 статьи 37 настоящего
Кодекса.
Налогоплательщик обязан представлять
налоговую отчетность и производить уплату налога с продаж
по месту налоговой регистрации в срок
до 20 числа месяца, следующего за отчетным.
Освобождение от
уплаты налога с продаж.
1. От уплаты налога
с продаж освобождаются реализация
товаров, выполнение работ, оказание
услуг:
1) сельскохозяйственным производителем;
2) сельскохозяйственным
товарно-сервисным кооперативом;
3) Агентством по защите
депозитов, Фондом защиты депозитов,
НБКР, за исключением части выручки,
полученной от предоставления
работ и услуг в сфере отдыха,
досуга и развлечений;
4) благотворительной организацией.
2. От уплаты налога
с продаж освобождаются реализация
товаров, выполнение работ, оказание
услуг некоммерческой организацией
при условии, что оплата не
превышает расходы на реализацию
этих товаров, выполнение этих работ, оказание этих услуг:
1) для социального обеспечения
и защиты детей или малообеспеченных
граждан преклонного возраста;
2) в сфере образования,
медицины, науки, культуры и спорта.
1.3. Налоговые
правонарушения юридических лиц
и их виды
Налоговое
правонарушение - это противоправное,
виновное деяние (действие или бездействие),
выразившееся в ненадлежащем исполнении
участником налогового отношения обязанностей,
установленных нормами налогового законодательства,
за которое установлена юридическая ответственность. Налоговые
правонарушения подразделяются на материальные
и формальные. Различие между этими двумя
видами налоговых правонарушений заключается
в характере вреда. Материальные налоговые
правонарушения причиняют потерпевшему
вполне реальный имущественный вред (например,
в виде недополученных государством налогов
или, напротив, переплаченных налогоплательщиком
сумм). Формальные налоговые правонарушения
причиняют вред в виде дезорганизации
правопорядка, установленного в сфере
налогообложения. Каждое правонарушение имеет
свой состав или элементы. Состав налогового
правонарушения - это совокупность предусмотренных
нормами права элементов, при наличии
которых деяние признается налоговым
правонарушением, являющимся основанием
для применения к виновному мер юридической
ответственности. Элементами налогового
правонарушения являются: - субъект правонарушения; -
объект правонарушения; - субъективная
сторона правонарушения; - объективная
сторона правонарушения. Все налоговые
правонарушения делятся на предусмотренные
Налоговым кодексом КР, Кодексом об административной
ответственности КР и Уголовным кодексом
КР. Любые налоговые правонарушения, включая
и те, которые выражают собой административный
проступок или уголовное преступление,
носят финансово-правовой характер, поскольку
во всех случаях речь идет о нарушении
предписаний налогового законодательства.
Иными словами, любое налоговое правонарушение
по своей объективной стороне есть невыполнение
тем или иным способом требований финансового
законодательства.6 Разграничение проступков (а
соответственно, и выбор вида ответственности)
определяется двумя главными факторами: а)
степенью общественной опасности содеянного
(уголовное преступление по степени своей
общественной опасности выше, чем административное
правонарушение); б) субъектом ответственности
(субъектом уголовного преступления и
административного правонарушения всегда
выступает физическое лицо, а субъектом
налоговой ответственности - налогоплательщик,
независимо от того, является он гражданином
или юридическим лицом). Налоговым кодексом
КР предусмотрена ответственность, характеризующаяся
следующими признаками: - установлена непосредственно
налоговым законодательством, т.е. меры
этой ответственности выступают в качестве
элемента финансово-правовых норм; - данная
ответственность выступает мерой наказания
лица за невыполнение или ненадлежащее
исполнение им своих обязанностей в качестве
субъекта (участника) финансового правоотношения.
Причем к ответственности привлекается
именно субъект финансового правоотношения
(независимо от того, кто им является: физическое
или юридическое лицо), а не представитель
юридического лица в виде его работника; -
налогоплательщик может привлекаться
к ответственности налоговой службой. Нарушением
налогового законодательства Кыргызской
Республики, или налоговым правонарушением
является виновносовершенное противоправное
деяние (действие или бездействие) участника
налоговых правоотношений, не содержащее
признаков административного и/или уголовного
правонарушения. Виды налоговых правонарушений
по Налоговому кодексу: 1. Уклонение от
налоговой и/или учетной регистрации в
налоговом органе. 2. Занижение сумм налога. 3.
Невыполнение обязанности по уплате налогов
налоговым агентом. 4. Ответственность
банка. 5. Ответственность должностного
лица органов налоговой службы. Совершение
налогового правонарушения влечет наступление негативных
последствий, заключающихся в применении
к нарушителю налоговых санкций в основном
в виде взысканий (штрафов, пени) в размерах,
предусмотренных Налоговым кодексом,
а также мер административной или уголовной
ответственности. Нарушение установленных законодательством лицензионных
правил и норм, в том числе несоответствие
квалификационным требованиям, предъявляемым
к лицензируемым видам деятельности, влечет
штраф на физических лиц в размере от десяти
до двадцати, на юридических лиц - в размере
от ста до двухсот месячных расчетных
показателей с приостановлением действия
лицензии на определенный вид деятельности. При
ведении деятельности налогоплательщиком
без налоговой и/или учетной регистрации
в налоговом органе применяется налоговая
санкция в однократном размере суммы налогов,
начисленных и/или подлежащих начислению
за весь период такой деятельности, но
не менее 50 расчетных показателей Статья
141. Уклонение от налоговой и/или учетной
регистрации в налоговом органе. Если сумма
налога, указанная в налоговой отчетности,
занижена по сравнению с суммой налога,
которая должна была быть указана в налоговой
отчетности, к налогоплательщику: 1) при
занижении суммы налога в размере до 2
процентов к совокупному годовому доходу
за проверяемый календарный год - налоговая
санкция не применяется; 2) при занижении
суммы налога в размере от 2 до 5 процентов
к совокупному годовому доходу за проверяемый
календарный год - применяется налоговая
санкция в размере 50 процентов от суммы
занижения налога; 3) при занижении суммы
налога в размере свыше 5 процентов к совокупному
годовому доходу за проверяемый календарный
год - применяется налоговая санкция в
размере 100 процентов от суммы занижения
налога Статья 142. Занижение сумм налога
НК КР. Невыполнение
обязанности по уплате налогов налоговым 7агентом. При неуплате или неполной уплате
сумм налога, удержанного и подлежащего
уплате, к налоговому агенту применяется
налоговая санкция в размере 10 процентов
от неуплаченной суммы налога, подлежащей
уплате, и/или доплате за каждый полный
или неполный месяц со дня, установленного
для его уплаты, но не более 50 процентов
указанной суммы Статья 143. Невыполнение
обязанности по уплате налогов налоговым
агентом НК КР. Ответственность банка.
За неисполнение обязанностей, установленных
статьей 126 настоящего Кодекса, к банку
применяется налоговая санкция в размере
100 расчетных показателей Статья 144. Ответственность
банка НК КР. 8 Ответственность должностного
лица органов налоговой службы 1. Должностное
лицо органов налоговой службы, виновное
в нарушении налогового законодательства
Кыргызской Республики, несет ответственность
в порядке, установленном законодательством
Кыргызской Республики. 2. Убытки, причиненные
налогоплательщику действиями и/или бездействием
должностного лица органов налоговой
службы, подлежат возмещению в порядке,
установленном законодательством Кыргызской
Республики Статья 145. Ответственность
должностного лица органов налоговой
службы НК КР. Нарушение установленного
законодательными актами Кыргызской Республики срока подачи
заявления о постановке на регистрационный учет
в налоговом органе влечет штраф на физических
лиц в размере от пяти до десяти, на должностных
лиц - в размере от десяти до двадцати,
на юридических лиц - в размере от двадцати
до пятидесяти месячных расчетных показателей,
а если просрочка подачи заявления составляет
более чем девяносто дней, то на физических
лиц - в размере от десяти до двадцати,
на должностных лиц - в размере от десяти
до сорока, на юридических лиц - в размере
от сорока до ста месячных расчетных показателей. Нарушение
налогоплательщиком установленного законодательными
актами Кыргызской Республики срока подачи
заявления в налоговый орган о постановке
на учет в качестве плательщика налога
на добавленную стоимость влечет штраф
на должностных лиц в размере от десяти
до двадцати месячных расчетных показателей,
на индивидуальных предпринимателей и
на юридических лиц - в размере пятидесяти
процентов от суммы облагаемого оборота
за каждый месяц непостановки на учет. Если
просрочка предоставления налоговой отчетности
превышает девяносто дней, то штрафные
санкции увеличиваются до следующих размеров:
от двадцати до сорока месячных расчетных
показателей - на физических лиц, от пятидесяти
до семидесяти месячных расчетных показателей
- на должностных лиц, на индивидуальных
предпринимателей и на юридических лиц
- в размере пятидесяти процентов от суммы
налога и другого обязательного платежа,
подлежащей уплате, но неуплаченной, но
не менее сорока месячных расчетных показателей. Непредставление
либо отказ в представлении налогоплательщиком
документов (в том числе в электронном
виде), необходимых для проведения мониторинга
налогоплательщиков, влечет штраф на должностных
лиц и индивидуальных предпринимателей
в размере от двадцати до пятидесяти, на
юридических лиц - в размере от двухсот
до пятисот месячных расчетных показателей. Отсутствие у налогоплательщика учета доходов,
расходов и объектов налогообложения или ведение его с нарушением
установленного законодательством Кыргызской
Республики порядка влечет штраф на должностных
лиц в размере от двадцати до пятидесяти
месячных расчетных показателей, на индивидуальных
предпринимателей и на юридических лиц
- в размере десяти процентов от стоимости
неучтенных товаров (работ, услуг). Те же
деяния, совершенные в течение года после
наложения административного взыскания,
влекут штраф на должностных лиц в размере
от пятидесяти до семидесяти месячных
расчетных показателей, на индивидуальных
предпринимателей и на юридических лиц
- в размере двадцати процентов от стоимости
неучтенных товаров (работ, услуг). Неотражение
в учетной документации операций по учету и реализации
товаров (работ, услуг) влечет штраф на
индивидуальных предпринимателей и на
юридических лиц в размере десяти процентов от
стоимости неучтенных товаров (работ, услуг). Занижение
налогоплательщиком сумм текущих платежей
в бюджет влечет штраф на индивидуальных
предпринимателей и на юридических лиц
в размере пятидесяти процентов от заниженной
суммы текущих платежей. Превышение суммы
фактически начисленного корпоративного
подоходного налога или индивидуального
подоходного налога за налоговый период
над суммой уплаченных авансовых платежей
в течение налогового периода в размере
более десяти процентов влечет штраф в
размере семидесяти процентов от суммы
превышения фактического налога. Занижение
сумм налогов, входящих в расчет стоимости
патента, юридическим лицом - производителем
сельскохозяйственной продукции, производящим
расчеты с бюджетом на основе патента,
влечет штраф в размере пятидесяти процентов
от заниженной суммы налогов без уменьшения
при расчете стоимости патента. Невыполнение налогоплательщиком
законных требований органов налоговой службы
и их должностных лиц влечет штраф на физических
лиц в размере от пяти до десяти, на должностных
лиц - в размере от десяти до двадцати месячных
расчетных показателей. Те же деяния, совершенные
повторно в течение года, влекут штраф
на физических лиц в размере от десяти
до двадцати, на должностных лиц - в размере
от двадцати до сорока месячных расчетных
показателей. Незаконное воспрепятствование
доступу должностного лица органа налоговой
службы, проводящего налоговую проверку,
на территорию или в помещение, используемые
налогоплательщиком (кроме жилых помещений)
для предпринимательской деятельности,
влечет штраф на индивидуальных предпринимателей
и на должностных лиц в размере от сорока
до пятидесяти месячных расчетных показателей.
Глава II. АНАЛИЗ НАЛОГОВ,
ВЗИМАЕМЫХ С ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ (на примере
ОсОО «АТА ЛТД»)
2.1. Технико-экономическая
характеристика ОсОО «АТА ЛТД»
Фабрика «АТА ЛТД» начала функционировать в 1998 году,
в г. Шопоков Кыргызской Республики.
Первоначально фабрика выпускала всего
лишь два вида продукции — карамель и
ирис. В 2001 году был произведен запуск производства
многослойных вафель и шоколада, что увеличило
объем выпускаемой продукции на 100 %. Высокие
качественные характеристики и конкурентоспособность
вафельной продукции были отмечены на
различных выставках и ярмарках. Именно
вафельная продукция, по мнению потребителей,
стала визитной карточкой фабрики. В 2005
году запущен в производство новый цех
по изготовлению печенья. Ассортимент
выпускаемой продукции огромен и разнообразен;
сахарное печенье, затяжное печенье и
крекеры. Численность коллектива на сегодняшний
день составляет 500 человек, но при условии
работы предприятия на полную мощность
количество рабочих мест будет увеличиваться.
В 2010 году было объявлено о строительстве
нового помещения и обновлении оборудования
одного из цехов фабрики. Производство Линии по производству
продукции полностью автоматизированы,
техническое оснащение позволяет поддерживать
заданные технологические параметры на
разных этапах производства, что является
одной из гарантий выпуска высококачественной
кондитерской продукции. Уровень строительства,
технического оснащения, кондиционирования
и складирования фабрики полностью соответствует
международным стандартам. На данном этапе
ассортимент продукции ОсОО СП Ата ЛТД
насчитывает более 80 видов. Основными направлениями
деятельности является производство и
реализация продукции собственного производства
на внутреннем рынке Кыргызстана, а также
на рынках ближнего зарубежья. Данная
продукция поставляется на рынки Казахстана,
Монголии, Таджикистана и Китая.
Организационная
структура ОсОО «АТА ЛТД»
Руководит предприятием генеральный
директор. Его деятельность обусловлена
целями и стратегиями развития предприятия
в целом. На этом уровне реализуется большая
часть внешних связей. Директор организует всю
работу предприятия и несет полную ответственность
за его состояния и деятельность перед
государством и трудовым коллективом.
Директор представляет предприятие во
всех учреждениях и организациях, распоряжается
имуществом предприятия, заключает договора,
издает приказы по предприятию, в соответствии
с трудовым законодательством принимает
и увольняет работников, применяет меры
поощрения и налагает взыскания на работников
предприятия.
- Анадиз динамики и структуры налоговых платежей ОсОО «АТА ЛТД»
Рассмотрим состав и структуру
налогов, перечисленных в государственный
бюджет КР предприятием ОсОО СП Ата ЛТД
за 2010-2012 годы. За последние три года предприятием
перечислено налогов в государственный
бюджет в 2010 году -26,6 млн. сом., в 2011 году
-26,14 млн. сом, в 2012 г.,-32,5 млн.сом: Таблица
2.1. – Состав и структура налогов за 2010-2012гг
( тыс.сом)
Виды налогов |
2010год |
2011год |
2012год |
Соц. Фонд |
5 066, 4 |
5 416, 3 |
4 998,5 |
Подоходный налог |
1 553, 0 |
1 577, 4 |
1 451,6 |
Налог с продаж |
5 865, 1 |
5 705, 4 |
6 702, 4 |
Налог на прибыль |
1 690, 0 |
|
1 003, 0 |
Налог на имущество |
67, 1 |
167 |
166, 4 |
НДС в таможню |
12 354, 7 |
13 277, 6 |
18 138, 2 |
Итого: |
26 596,30 |
26 143,70 |
32 460,10 |
В настоящее время для производства
кондитерских изделий используется
пальмовое масло, классифицируемое
по коду ТН ВЭД 1511 901 901, в отношении,которого
применяется нулевая ставка ввозной таможенной
пошлины. Масло пальмовое является
самым дорогостоящим импортируемым сырьем
для производства выпускаемых предприятием
кондитерских изделий, ввоз которого в
2012 году по сравнению с 2010 годом увеличился
в натуральном выражении на 38,4% или на
347 тонн, в суммарном на 145,7 млн.сомов:
Период |
Страна поставщик |
Количество тонн |
Сумма, млн.сом |
2010г. |
Малайзия |
902,2 |
50, 91 |
2011г. |
Малайзия |
918,4 |
59, 23 |
2012г. |
Малайзия |
1249 |
100 ,11 |
2012 г. в % к 2010г. |
|
138,4 |
196,6 |
Но из опыта других стран для улучшения качества и производства конкурентоспособной
продукции возникла острая необходимость
вввозе кондитерских жиров и масел (кокосовое
масло, масло пальмоядровое,какао масло,маргарин). Цены
на эти виды масел ниже по сравнению с
другими растительными маслами (жирами),
и как следствие, в связи с экономической
выгодностью большинство производителей
стран экспортеров используют его для
производства кондитерских изделий. По
своим свойствам, указанные масла (жиры)
очень устойчивы к высоким температурам,
температура затвердевания от 19С, а температура
плавления от 30-40С, что делает привлекательным
их использование в кондитерской отрасли. Ставка
таможенной пошлины на данную продукцию
составляет от 5% до 10% от стоимости товара,
что влечет за собой увеличение себестоимости
производимой отечественными предприятиями
продукции, и снижение объемов производства
товара, способного составить конкуренцию
кондитерскими изделиями, производимыми
в Казахстане, Украине, Российской
Федерации.
Таблица 2.2. Размеры производственных
мощностей и фактический объем производства
продукции за последние три года составил:
Наименование изделий |
Производственная
мощность тн/сут. |
2010 |
2011 |
2012 |
загрузка мощностей
тн/сут |
фактический выпуск
тн. |
Рентабельность производства% |
загрузка мощностей
тн/сут |
фактический выпуск
тн. |
Рентабельность производства% |
загрузка мощностей
тн/сут |
фактический выпуск
тн. |
Рентабельность производства% |
Вафли |
20 |
3,6 |
1305,5 |
5,6 |
4,5 |
1625,1 |
4,5 |
4 |
1454,1 |
5 |
Печенье |
20 |
5,3 |
1931 |
3,8 |
4,9 |
1800,3 |
4,1 |
3,8 |
1392,8 |
5,2 |
Конфеты |
20 |
3,2 |
1157,7 |
6,3 |
4,6 |
1677,9 |
4,4 |
5,2 |
1885,5 |
3,9 |