Совершенствование взимания налогов с юридических лиц в КР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи дипломной работы обусловили ее структуру, состоящую из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Структура дипломной работы следующая: - в первой главе я рассмотрела теоретические основы налогообложения юридических лиц; - во второй главе сделала анализ динамику налоговых платежей ОсОО «АТА ЛТД»; - в третьей главе предложила пути совершенствования взимания налогов с юридических лиц; В заключении даны основные выводы и предложения по теме проведенного исследования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..
3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

1.1. Сущность, значение налогообложения юридических лиц …………..
6
1.2. Налоги, взимаемые с юридических лиц и порядок их исчисления ..
14
1.3. Налоговые правонарушения юридических лиц и их виды …………
29
Глава II. АНАЛИЗ НАЛОГОВ, ВЗИМАЕМЫХ С ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ (на примере ОсОО «АТА ЛТД»)

2.1. Технико-экономическая характеристика ОсОО «АТА ЛТД» ………
37
2.2. Анадиз динамики и структуры налоговых платежей ОсОО «АТА ЛТД» ………………………………………………………………………….
39
2.3. Анализ налоговых правонарушений юридическими лицами в Кыргызской Республике ……………………………………………………
49
Глава III. СОВЕОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В КР

3.1. Проблемы взимания налогов с юридических лиц ……………………
60
3.2. Совершенствование взимания налогов с юридических лиц в КР …...
65
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ …………………………………………..
73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………

Файлы: 1 файл

дипломная работа Иманова Э..doc

— 580.50 Кб (Скачать файл)

№№ п/п

Наименование подразделения

Всего по республике

2010

2011

1

Всего факты

1957

3368

2

На сумму (тыс.сом) без штрафной

68505,1

113097,3

3

Поступило в бюджет

22548,1

47367,8


Аналогичный показатель 2012 года составил сумму 51 млн 33,4 тыс.сом, что составляет 24,3% от общей суммы выявленных правонарушений (таблица 2).          Таблица 3.2. - Сведения по выявленным правонарушениям и состоянии возмещения по ним за 2011-2012 гг.

№п/п

Наименование подразделения

Всего по республике

2011

2012

1

Всего факты

3368

3928

2

На сумму (тыс.сом)

113097,3

209718,0

3

Поступило в бюджет

47367,8

51033,4


 

Рис.3.1. Сравнительный анализ выявленных оперативными подразделениями фактов правонарушений зав 2010-2012 г.    За 2011 год по оперативной информации органов Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве КР, совместно с налоговыми органами проведено 202 документальные проверки, по которым сумма доначислений (без штрафных и финансовых санкций) составила 82 млн 342,8 тыс.сом, что позволило налоговым органам обеспечить поступление денежных средств в бюджет республики в сумме 31 млн. 284,0 тыс.сом (37,9 %).         За 2012 год совместно с органами налоговой службы проведено 317 документальных проверок, по которым сумма доначислений (без штрафных и финансовых санкций) составила 134 млн 708,1 тыс.сом, что позволило налоговым органам обеспечить поступление денежных средств в бюджет республики в сумме 31 млн. 312,4 тыс.сом ( 23,2%).      За 2011 год выявлено 54 факта (2010 г. - 34 факта) хищений бюджетных средств (присвоение или растрата денежных средств, хищение государственного имущества в особо крупных размерах, злоупотребление должностным положением работниками казначейства и айыл окмоту) на общую сумму 9 млн. 364,1 тыс.сом, из которых возвращено в бюджет 6 млн. 710,3 тыс.сом. За 2012 год выявлено 45 подобных фактов.    В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий за 2011 г. выявлено 302 факта незаконного ввоза товаров и продукции на общую сумму 5 млн. 185,3 тыс.сом, из которых в виде штрафных санкций и таможенных платежей в бюджет поступило 1 млн. 369,2 тыс.сом. Из незаконного оборота у правонарушителей изъято : 101 278 литров ГСМ, продуктов питания на сумму 1000,1 тыс. сом, потребительских и других товаров на общую сумму 3 млн. 213,6 тыс.сом.           За 2012 год выявлено 192 факта незаконного ввоза товаров и продукции на общую сумму 5 млн. 276,2 тыс.сом, из которых в виде штрафных санкций и таможенных платежей в бюджет поступило 2 млн. 175,3 тыс.сом. Из незаконного оборота у правонарушителей изъято : 53305 литров ГСМ, продовольственных товаров на сумму 919,4 тыс. сом, потребительских и других товаров на общую сумму 3 млн. 585,9 тыс.сом. За 2011 год сотрудниками органов выявлено 1183 факта правонарушений, связанных с незаконным хранением, изготовлением и реализацией товаров и продукции.         Таблица 3.3. Результаты работы по выявлению фактов незаконного оборота товаров и продукции на внутреннем рынке республики.

№п/п

Наименование подразделения

Всего по республике

2010

2011

1

Выявленные факты

426

1183

2

На сумму (тыс.сом)

2730,4

3939,3

3

Изъято: спирт и алкогольные напитки (литр)

23203,0

50541,6


 

За 2012 год сотрудниками органов Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве КР выявлено 960 фактов незаконного оборота товаров и продукции на внутреннем рынке республики. (таблица 4)        Таблица 3.4. Результаты работы по выявлению фактов незаконного оборота товаров и продукции на внутреннем рынке республики. 2011-2012 гг.

№п/п

Наименование подразделения

Всего по республике

2011

2012

1

Выявленные факты

1183

960

2

На сумму (тыс.сом)

3939,3

6964,1

3

Изъято: спирт и алкогольные напитки (литр)

50541,6

70011,8


За 2011 год пресечено 1243 факта безрегистрационной предпринимательской деятельности, за 2012 год было пресечено 2011 фактов безрегистрационной и беспатентной предпринимательской деятельности, а также фактов подпольного производства       Сумма налоговой задолженности в Кыргызстане в 2012 году составляет 1,5 млрд сомов. В целом по республике налоговая задолженность по состоянию на 1 января составила 1 млрд 506,9 млн сомов, что по сравнению с 1 января 2012 года вызвало сокращение объема собранных налогов на 153,5 млн сомов или снижение на 9,2 %", в результате принудительного взыскания налоговой задолженности в бюджет поступило 900,6 млн сомов. Передано для рассмотрения в судебные органы 1417 материалов на сумму 444,7 млн.  Самая крупная задолженность в сумме 57 млн 497,8 тысячи сомов образовалась у ОсОО "Куатро", после него идет ОАО «Кыргызгаз» с 55 млн 481,5 тысячами сомов, на третьем месте - Алаарчинская ПМК с 45 млн 219,3 тысячами сомов. Всего задолженности крупных недоимщиков-налогоплательщиков по Кыргызстану составляет 745 млн 555,7 тысячи сомов. Налоговая задолженность по состоянию на 01.01.2013 года по республике составила 1 506,9 млн. сом, в том числе по основным налогам составляет 841,5 млн. сом. Налоговая задолженность по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (1 805,0 млн. сом) сократилась на млн. сом или 16,5%, в том числе недоимка (1 010,8 млн. сом) на 169,3 млн. сом или 16,8%.           По состоянию на 01.01.2013 года предоставлены отсрочки на уплату налоговой задолженности 12 хозяйствующим субъектам на сумму 151,6 млн. сом, из них 2 хозяйствующим субъектам было предоставлено отсрочек в 2012 году на сумму 3,0 млн. сом         В настоящее время имеется резерв для дальнейшего уменьшения недоимки, поскольку 40,5 % приходится на недоимку безнадежную к взысканию, материалы по которой переданы в правоохранительные органы в связи с наличием признаков лжепредпринимательства.   Основной причиной появления лжепредприятий является возможность возмещения НДС «не осуществляя фактически экспорта», при этом на лжепредприятия в Кыргызстане приходится три четверти недоимки в бюджет.             Для того, чтобы системно исключить возможность кому-либо пытаться создавать лжепредприятия, в настоящее время подготовлен проект закона о внедрении механизма электронных счетов-фактур, которые позволят через систему управления рисков пресекать в момент появления какие-либо схемы, когда очевидно, что их организовывают лжепредприятия.   Налоговые органы предпринимают более усиленные меры по текущей недоимке, и она уменьшается. Предпринимают системные меры для того, чтобы впредь не возникала недоимка подобного рода.    В целом по стране 73 % недоимки приходится на лжепредприятия, с которыми необходимо бороться при взаимодействии с правоохранительными органами.             В целях  сокращения недоимки по налогам Налоговым департаментом постоянно принимаются все способы и меры принудительного взимания в  в соответствии с Налоговым Кодексом КР.                   Так, проведены мероприятия на предмет подачи исковых заявлений по налогоплательщикам, имеющих статус «недоимки - 2» на признание регистрации, перерегистрации недействительными, а так же ликвидации и дальнейшей отработки контрагентов.     Одним из направлений налоговых органов является проведение камерального контроля деятельности налогоплательщиков, информации, представленной другими государственными органами и представленной налоговой отчетности. Своевременность и оперативность в данном вопросе позволяют выявлять «неблагонадежных» налогоплательщиков, созданных не с целью ведения законной предпринимательской деятельности, и пресекать данные факты в самом начале их деятельности. Проводится массово-разъяснительная работа среди налогоплательщиков (директоров и бухгалтеров предприятий) по вопросу ответственности в рамках Уголовного кодекса Кыргызской Республики за ведение лжепредпринимательской деятельности. По результатам проведенных проверок деятельности субъектов предпринимательства за 12 месяцев 2012 года ГКО наложено штрафов на сумму 1 599 037 614 сом и 308 дел передано правоохранительным органам.          В рамках пилотного проекта «Совершенствование электронной системы мониторинга Контр - Про» в рамках проекта Германского общества технического сотрудничества «Содействие развитию частной экономике» программа Контр - Про установлена во всех 20 центральных аппаратах ГКО, а также в 17 из 25 территориальных подразделениях ГКО по городу Бишкек, еще в 24 территориальных подразделениях ГКО Ошской области установлена программа «Контр-Про» и 8 контролирующим органам по городу Ош.            Однако в связи с отсутствием компьютерной техники у одних контролирующих органов и устаревшей у других, не было возможности установить данную программу 7 районным государственным управлениям ветеринарии и 7 районным государственным противопожарным службам Ошской области (отсутствие денежных средств на приобретение компьютеров). По завершению 2012 года база данных в программе «Контр-Про» содержало информацию о более восьми тысяч (8000) субъектах предпринимательства, в том числе о проведенных проверках по ним.   В конце 2012 года была разработана наиболее усовершенствованная версия программы «Контр - Про» в целях реализации Указа Президента Кыргызской Республики «Об осуществлении единого учета порядка проведения проверок субъектов предпринимательства».    На начало 2010 года запланирована установка пробной тестовой (усовершенствованной) версии программы «Контр - Про» ГКО г. Бишкек. В настоящее время, в связи с произошедшими событиями 7, 8 апреля 2010 года, отдельные предприниматели понесли материальный ущерб в результате погромов и мародерств, случившихся 7 и 8 апреля т.г., которые, безусловно, повлияли негативно на деятельность предпринимателей и экономику страны в целом.         В целях защиты и поддержки предпринимателей от необоснованного и излишнего вмешательства со стороны правоохранительных, налоговых и других уполномоченных органов, имеющих право на проведение проверок субъектов предпринимательства, а также для полного восстановления нанесенного ущерба бизнес - структурами после погромов, считаем необходимым объявить мораторий на проверки. 
Более того, в условиях финансового кризиса проверки бизнеса могут ухудшить деловой климат и способствовать стремлению бизнеса к уходу из легальной сферы деятельности в теневой сектор. 
В связи с чем, в целях поддержки и развития малого и среднего бизнеса, а также создания благоприятных условий предпринимательству, разработан проект постановления Временного Правительства Кыргызской Республики «О моратории на проверки, проводимые правоохранительными, налоговыми и другими уполномоченными органами, имеющие право на проведение проверок субъектов предпринимательства», который вносится на рассмотрение.           В целом за 12 месяцев 2012 года проведенные проверки субъектов предпринимательства государственными контролирующими органами (далее ГКО) по республике составило 35 258 проверок из них плановых 33 315 и внеплановых 1 943 проверок.         По результатам проведенных проверок деятельности субъектов предпринимательства за 12 месяцев 2012 года ГКО наложено штрафов на сумму 1 599 037 614 сом и 308 дел передано правоохранительным органам. 
В рамках пилотного проекта «Совершенствование электронной системы мониторинга Контр - Про» в рамках проекта Германского общества технического сотрудничества «Содействие развитию частной экономике» программа Контр - Про установлена во всех 20 центральных аппаратах ГКО, а также в 17 из 25 территориальных подразделениях ГКО по городу Бишкек, еще в 24 территориальных подразделениях ГКО Ошской области установлена программа «Контр-Про» и 8 контролирующим органам по городу Ош.             Однако в связи с отсутствием компьютерной техники у одних контролирующих органов и устаревшей у других, не было возможности установить данную программу 7 районным государственным управлениям ветеринарии и 7 районным государственным противопожарным службам Ошской области (отсутствие денежных средств на приобретение компьютеров).            По завершению 2012 года база данных в программе «Контр-Про» содержало информацию о более восьми тысяч (8000) субъектах предпринимательства, в том числе о проведенных проверках по ним. В конце 2012 года была разработана наиболее усовершенствованная версия программы «Контр - Про» в целях реализации Указа Президента Кыргызской Республики «Об осуществлении единого учета порядка проведения проверок субъектов предпринимательства».        На начало 2013 года запланирована установка пробной тестовой (усовершенствованной) версии программы «Контр - Про» ГКО г. Бишкек. В настоящее время, в связи с произошедшими событиями 7, 8 апреля 2010 года, отдельные предприниматели понесли материальный ущерб в результате погромов и мародерств, случившихся 7 и 8 апреля т.г., которые, безусловно, повлияли негативно на деятельность предпринимателей и экономику страны в целом.          В целях защиты и поддержки предпринимателей от необоснованного и излишнего вмешательства со стороны правоохранительных, налоговых и других уполномоченных органов, имеющих право на проведение проверок субъектов предпринимательства, а также для полного восстановления нанесенного ущерба бизнес - структурами после погромов, считаем необходимым объявить мораторий на проверки. Более того, в условиях финансового кризиса проверки бизнеса могут ухудшить деловой климат и способствовать стремлению бизнеса к уходу из легальной сферы деятельности в теневой сектор.        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 

3.1. Проблемы взимания  налогов с юридических лиц

Действующая налоговая система характеризуется чрезмерной величиной налогового бремени, ограниченностью прав предпринимателей, запутанностью и неоднозначностью трактовки законодательных и нормативных актов, неимоверной частотой внесения изменений и дополнений в законы. Существуют сложности и в администрировании налогов - это многочисленные возможности уклонения от уплаты налогов; разнообразные льготы, приводящие к неравенству налогоплательщиков и наносящие огромный ущерб экономике; появление на рынке множества  фирм-однодневок, в то время как, права налоговой службы чрезвычайно ограничены, а профессия налогового инспектора низкооплачиваема.9 Несовершенство налогового законодательства привело в последние годы к ухудшению инвестиционного климата, неэффективности производства и бизнеса, массовому уходу предприятий и граждан от налогов, развитию теневого сектора экономики. Налоговая система, тем самым, становится очевидным тормозом экономического развития страны. Многочисленные изменения, которые ежегодно на протяжении 1996-2010гг. вносились в Налоговый кодекс КР, решали лишь некоторые секторальные проблемы, не затрагивая основ системы. А попытки улучшения налогового и таможенного администрирования сводились лишь к попытке скорректировать действующее законодательство и ограничивались попытками приспособить его к складывающимся условиям в ущерб долгосрочным задачам построения стабильной и эффективной налоговой системы.              Одной из основных проблем экономики страны, объясняющих весьма низкую по международным меркам долю налоговых поступлений в ВВП - порядка 15%, является наличие обширного сектора теневой экономики. Существование такого большого теневого сектора во многом связано с недостатками налоговой системы и, прежде всего, с неравномерным налогообложением разных отраслей или типов предприятий; вследствие этого многие предприятия и граждане вынужденно уходят в "тень", т.к. они не смогли бы выжить, находясь в официальной экономике и платя все налоги.             Популярной идеей вывода экономики из "тени" является снижение налоговых ставок. Это должно стимулировать расширение налогооблагаемой базы и таким образом компенсировать потери доходов бюджета от уменьшения ставок. Очевидно, что эффект от снижения налоговых ставок зависит от того, какие преимущества получат предприятия, выходящие из тени.              Для многих предпринимателей легальный статус сам по себе не является достаточной компенсацией издержек на уплату налогов (хотя бы и не таких больших, как при ныне действующих ставках). Возможными стимулами могли бы стать получение доступа к относительно дешевым кредитным ресурсам, прекращение неофициальных платежей коррумпированным представителям органов власти, эффективная правовая защита интересов предпринимателей в суде и т.п. Без этих обстоятельств (а многие из них в современном Кыргызстане отсутствуют) снижение ставок не позволяет рассчитывать на существенное расширение налогооблагаемой базы. Кроме того, даже если расширение базы и произойдет, это может затянуться во времени, т.к. многие потенциальные налогоплательшики будут присматриваться к ситуации и изучать опыт тех, которые выйдут из "тени" первыми. Из сказанного следует, что снижение ставок оправдано только тогда, когда есть основания полагать, что это не приведет к снижению доходов бюджета, или есть очень веские причины пожертвовать частью доходов бюджета (которые должны будут компенсироваться за счет других источников). В качестве одной из таких веских причин может рассматриваться устранение налоговых препон к развитию малого и среднего предпринимательства. Эта часть экономики в большой степени полностью или частично находится сейчас в "тени", но может оставаться там только при относительно небольших размерах производства. Таким образом, существующий достаточно жесткий налоговый режим для крупных предприятий, которые сейчас платят львиную долю налогов, существенно сдерживает рост новых производств, которые в перспективе должны стать основной движущей силой экономики.        Часто налоговая система рассматривается как способ экономического и социального регулирования через перераспределение ресурсов между экономическими агентами. В условиях Кыргызстана такое регулирование представляется крайне неэффективным и приводящим к различным нежелательным эффектам. Наличие многочисленных льгот и исключений в уплате налогов является одной из важнейших причин, побуждающих тех, кто не может воспользоваться этими льготами, уходить в "тень". Следовательно, обеспечение нейтральности налоговой системы является неотложной задачей.            Налог на добавленную стоимость. НДС является главным налогом в Кыргызстане как для бюджета (он приносит чуть менее половины всех налоговых поступлений), так и для налогоплательщиков, которые воспринимают его как наиболее обременительный налог.      По своему замыслу НДС является налогом на внутреннее потребление; продукция, произведенная на экспорт, и инвестиционные расходы должны быть освобождены от этого налога. Поэтому его ключевыми элементами являются нулевая ставка налога на экспортные поставки и полный зачет НДС, уплаченного налогоплательщиками за использованные материальные ресурсы. Существование такого зачета может приводить к тому, что у некоторых налогоплательщиков (экспортеров и/или предприятий, производящих широкомасштабные инвестиции в основной капитал) налоговые обязательства в отдельные периоды времени или постоянно могут оказываться отрицательными, т.е. им положено возмещение из бюджета за излишне выплаченный НДС за материальные ресурсы.     Важной особенностью, призванной повысить собираемость этого налога, является многоэтапный механизм его уплаты каждым из предприятий в технологической цепочке производства конечной продукции. Отступление от названных основных характеристик классической схемы НДС нарушает его функционирование как налога на потребление. В частности, неполный зачет НДС и отказ от прямого его возмещения из бюджета в случае возникновения отрицательных налоговых обязательств означает, что этим налогом облагается уже экспортная/инвестиционная  деятельность. Наличие в технологической цепочке неплательщиков НДС (освобожденных по закону или уклоняющихся от уплаты налога) приводит к тому, что предприятия, расположенные дальше в этой цепочке, не могут получить возмещение НДС за использованные ими материальные ресурсы и платят НДС за стоимость, добавленную не только ими, но и их предшественниками. Вследствие этого возникает каскадный эффект (уплата налога не только на добавленную стоимость, но и на сумму этого же налога, уплаченного технологическими предшественниками). Поэтому проблемы с зачетом и наличие предприятий, неуплачивающих НДС в середине технологической цепочки, сближают его с налогом с оборота с присущей этому типу налогов экономической и фискальной неэффективностью.         Конечно, в реальности неизбежны некоторые отступления от классической схемы, однако если эти отступления слишком велики, потенциальные преимущества этого налога во многом утрачиваются. К сожалению, в Кыргызстане сделаны весьма значительные отступления от классической схемы. К ним можно отнести следующие особенности действующего налогового режима.         Налог на прибыль. Фактически его уплачивают только крупные предприятия и в тех отраслях экономики, где возможности укрыть прибыль от налогообложения ограничены. Предприятия малого и среднего бизнеса очень часто находят легальные и нелегальные способы уклонения. Ввиду того, что возможности принуждения к уплате в существующей налоговой системе на практике оказываются ограниченными, рассчитывать на добровольную уплату этого налога значительным количеством предприятий можно только при условии, что ставки налога на прибыль будут соответствовать существующему среди предпринимателей пониманию разумного размера этих ставок. Этими соображениями было продиктовано снижение ставки этого налога в 2002 г. до 20% (кроме естественных монополий), а в 2006 году до 10%. Проблема, однако, состоит в том, что снижение ставок (которое, конечно, должно быть всеобщим, иначе возможно возникновение серьезных проблем в администрировании этого налога и искажающее воздействие на экономическую деятельность) затрагивает и основных нынешних его плательщиков, что чревато значительными потерями налоговых поступлений.          К числу других проблем данного налога относятся нечеткие определения совокупного годового дохода и основного дохода для сельскохозяйственных производителей. Не определены условия, при которых деятельность иностранного юридического лица приводит к возникновению постоянного учреждения в Кыргызской Республике. Проблемой является также возможность занижения налогооблагаемой базы в результате заключения договоров с физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на основе патента и не ведущими учет доходов и расходов. 

 

3.2. Совершенствование  взимания налогов с юридических лиц ГНС Кыргызской Республики

Администрирование налогов вКыргызской Республике возложено на Государственную налоговую службу,которая находится в подчинении и в составе Министерства финансов КыргызскойРеспублики.     В настоящее время ГНС проводит масштабные мероприятия по реформированию и модернизации налогового администрирования. В числе инноваций: внедрение ≪Единого окна≫, сall-центра, электронной налоговой отчетности и информационного портала

Единое окно

Принцип ≪единого окна≫ в настоящее время действует в 28 управлениях налоговой службы по всему Кыргызстану. ≪Единое окно≫ призвано улучшить работу с налогоплательщиками, облегчить процесс их регистрации, сдачи отчетов и осуществления платежей. В ≪единых окнах≫ осуществляется прием деклараций, отчетов, расчетов, а также выдачи патентов, разного вида справок по заявлению налогоплательщиков, выдача счетов-фактур по НДС и прием отчетов по счетам-фактур. В систему ≪единого окна≫ вовлечены кроме налоговой службы СФ КР и НСК КР, а также кассы коммерческих банков для обслуживания клиентов.

Электронная подача налоговой отчетности

Электронная отчетность - это передача налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде без дублирования на бумаге и без посещения налоговой службы, используя обычный доступ в Интернет. Согласно Закону КР ≪Об электронном документе и электронной цифровой подписи≫ от 17 июля 2004 года № 92, электронный документ может использоваться физическими и юридическими лицами во всех сферах деятельности. Отчетность, поступившая в налоговую службу без бумажной технологии, имеет юридическую силу, а налогоплательщик, представивший документы в электронном виде, считается сдавшим отчетность и освобождается от дублирования ее на бумажном носителе. Вся информация, передаваемая в налоговые органы, передается в защищенном и зашифрованном виде и подписывается электронной цифровой подписью.     Электронная цифровая подпись (ЭЦП) - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки и искажения содержащейся в нем информации, позволяющий однозначно определить автора данного документа. ЭЦП является аналогом подписи уполномоченного лица и печати организации в документе на бумажном носителе.          Допускается предоставление налоговой отчетности в электронном виде без электронной цифровой подписи и бесплатный способ для субъектов, не зарегистрированных как плательщики НДС, через официальный сайт ГНС, согласно ≪Положению о порядке представления налоговой отчетности в электронном виде без электронной цифровой подписи≫, утвержденному постановлением ПКР от 6 августа 2013 года № 453.

Электронная отчетность работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

Для того, чтобы перейти к подаче отчетов в электроном виде, вы можете обратиться в районные ГНС или к операторам сервиса

Стоимость услуг ОсОО ≪DOS TEK GROUP≫ в системе предоставления отчетности через интернет

№п/п

Наименование тарифа

Категория клиентов

Стоимость в месяц (сом)

1

Стандартный

Индивидуальные предприниматели, некоммерческие организации (ОО, ОФ), религиоз-

ные организации

150,60

2

Бизнес

Полные товарищества, коммандитные товарищества, общества с ограниченной ответ-

ственностью, международные некоммерческие организации, межправительственные

организации, филиалы и представительства иностранных юридических лиц, государ-

ственные учреждения и ведомства, унитарные предприятия

285

3

Корпоративный

ОАО, ЗАО, АО

353,40

4

Налоговый представитель

Группа клиентов

389,50


 

Налоговым кодексом предусматривается решение важнейших задач в сфере администрирования налогов с юридических лиц.   Одними из которых являлось создание правовой основы для качественного улучшения налогового администрирования, снижение неоправданно высокого административного бремени, создание благоприятных условий для ведения бизнеса через стимулирование деятельности добросовестных налогоплательщиков. Новая редакция Налогового кодекса направлена на гармонизацию налогового законодательства с другими законами республики, устранение противоречий и пробелов в нормативных правовых актах.  Одной из наилучших мировых практик признается формирование в налоговом администрировании клиентоориентированного подхода. В настоящее время в этой области имеются проблемы, которые выражаются в неудовлетворенности налогоплательщиков качеством оказания налоговых услуг и недостаточной информированности общества по вопросам налогообложения. С учетом обозначенных новых приоритетов необходимо решить следующие задачи:           1. Исключение дублирования функций регистрации бизнеса. Существующая система регистрации бизнеса построена на дублировании функций регистрации в соответствующих государственных органах. На сегодняшний день с целью прохождения регистрационных процедур индивидуальным предпринимателям приходится обращаться в ГНС, Соцфонд и Национальный статистический комитет Кыргызской Республики (Нацстатком). В целях исключения дублирования необходимо внедрить систему единой государственной регистрации индивидуальных предпринимателей в ГНС.          2. Концентрация фискальных функций в одном госоргане. Анализ положительной практики и политики зарубежных стран в вопросах администрирования бизнеса со стороны государства показывает, что в данной сфере политика стран в основном направлена на сокращение числа государственных ведомств (функций), осуществляющих контроль за  бизнесом, путем концентрации функций в одном органе. Это позволяет сократить расходы государства и снизить излишнее давление на предпринимателя. В рамках данной Стратегии и ранее принятых Правительством Кыргызской Республики решений необходимо реализовать меры по передаче функций администрирования страховых взносов органам ГНС. Кроме того, по мере реализации решений по вступлению Кыргызской Республики в Таможенный союз необходимо проработать вопросы реализации подготовительных мер по передаче органам ГНС функций контроля декларирования и уплаты косвенных налогов (налога на добавленную стоимость (НДС)) на импорт при взаимной торговле Кыргызской Республики со странами Таможенного союза.     3. Создание новых видов и расширение существующих сервисных пунктов для налогоплательщиков (Сервисный центр, Колл-центр, Кабинет налогоплательщика). Необходимо продолжить работу по внедрению по стране существующих видов сервисных пунктов для налогоплательщиков, основанных на принципах «единого окна» при контактах налогоплательщика с ГНС. При этом следует создать в Чуйской и Ошской областях страны сервисные центры (с функциями централизованной обработки деклараций), в которых налогоплательщик, независимо от места своей налоговой регистрации и места жительства, сможет получить весь комплекс налоговых услуг: налоговую регистрацию, консультацию, информацию о взаимоотношениях с бюджетом, возможность представления налоговой декларации и т. д.          4. Внедрение инновационных способов оплаты налогов. В настоящее время налогоплательщик может уплатить налоги только через банковскую систему. Актуальным вопросом является создание необходимых условий для внедрения альтернативных форм уплаты налоговых платежей, в частности уплаты посредством платежных терминалов, мобильного Интернет-банкинга и т. п.          5. Оптимизация форм налоговых отчетов, сроков их представления и уплаты налогов. Нормативными актами предусмотрены сложные для заполнения формы налоговой отчетности, высокая частота подачи отчетности и уплаты налогов, не синхронизированы сроки декларирования со сроками уплаты налогов. В течение одного календарного года налогоплательщик посещает налоговый орган в среднем 24-30 раз с целью подачи налоговой отчетности. При этом он обязан уплачивать налоги по каждой отчетности, сроки оплаты и представления которых в отдельных случаях отличаются друг от друга. В этой связи необходимо синхронизировать сроки подачи отчетов и уплаты по ним налогов, сократив в целом частоту отчетности и оплаты, а также упростив формы деклараций. Следует упорядочить систему истребования госорганами от налогоплательщика различных справок и регламентировать порядок их выдачи налоговыми органами.          6. Улучшение уровня взаимодействия налоговой службы с налогоплательщиками. Наряду с существующими формами взаимодействия плательщиков с налоговыми органами (сервисные пункты, сайт ГНС, Общественный наблюдательный совет при ГНС, Методологический совет при Министерстве экономики Кыргызской Республики (МЭ) необходимо внедрять и расширять новые формы, в частности, путем внедрения системы постоянного опроса налогоплательщиков (с установлением обратной связи), с использованием медиа-пространства, экспертных и общественных площадок. Необходим анализ наилучших международных практик с последующим их внедрением. Следует разработать и ввести правила поведения сотрудников ГНС с налогоплательщиками в целях повышения клиентоориентированности ГНС. Разработать меры по повышению в обществе налоговой культуры.    7. Упрощение системы возврата и возмещения переплаты по налогам. Одной из острых проблем на сегодня является наличие неоправданно сложной системы возврата и возмещения налогоплательщикам переплаты по НДС, вследствие чего отмечается постоянный рост переплаты по данному виду налога, что приводит к отвлечению оборотных средств субъекта и негативно сказывается на его финансово-экономическом состоянии. В этой связи необходимо пересмотреть существующие законодательные ограничения в части использования переплаты по НДС в счет погашения задолженности по другим видам налогов. При этом рассмотреть возможность создания специального, целевого счета в Казначействе, на который будут зачисляться часть сумм, поступающих от НДС, для последующей выплаты переплаты по налогам. Параллельно следует упростить процедуру и сроки рассмотрения обращения налогоплательщиков по возврату и возмещению переплаты по налогам.  8. Увеличение потенциала собираемости налогов. Обеспечение налоговыми доходами бюджета государства является естественной налоговой функцией ГНС, так как повышает потенциал Правительства Кыргызской Республики в области исполнения обязательств государства. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи.   9. Расширение системы налогового контроля, основанной на оценке риска. В настоящее время в автоматизированную систему налогового контроля на основе рисков включены только выездные проверки, при этом системой охвачены отдельные крупные подведомственные налоговые подразделения. Необходимо распространить данную систему на другие формы налогового контроля, с ее внедрением по всей стране. Следует активнее использовать такую форму налогового контроля как камеральные проверки.             10. Совершенствование механизма администрирования местных налогов. Необходимо провести анализ существующей системы администрирования налогов на имущество, изучить международный опыт в этой сфере, рассмотреть альтернативные методы взимания налогов. Учитывая имеющиеся проблемы, связанные с администрированием земельного налога по приусадебным участкам, следует пересмотреть действующие формы учета и контроля данного вида налога.     11. Разработка и реализация секторальных программ по сокращению «теневого» сектора. Присутствие в экономике страны значительной доли «теневого» сектора является серьезной угрозой как в целом развитию страны, так и успешной реализации целей настоящей Стратегии. Наличие «теневого» сектора отрицательно влияет на конкурентоспособность добросовестного бизнеса – главного партнера налоговой службы и активного участника предстоящих реформ. Для легализации «теневого» сектора одних контрольных мер недостаточно, необходимы другие, стимулирующие формы вывода бизнеса из «тени». В данном случае, необходимо использовать имеющийся положительный опыт легализации отдельных секторов экономики, в частности, таких сфер как швейная отрасль. Для этого следует разработать и реализовать адекватные программы легализации «теневых» секторов экономики.      12.  Внедрение эффективных механизмов контроля сферы уклонения от налогообложения и взыскания налогов. В последние годы серьезной проблемой стало увеличение сферы использования недобросовестными субъектами «лжезачета» по НДС, а также занижение фактической цены реализации продукции. В этой сфере требуется принятие мер по совершенствованию и эффективному использованию уже существующих инструментов контроля, а также внедрению новых форм контроля. Одновременно будет необходимо проработать вопросы усиления мер принудительного взыскания налоговой задолженности субъектов.   13. Пересмотр системы применения ответственности за налоговые правонарушения. Анализ действующих размеров административных штрафов за отдельные правонарушения выявил неадекватность сумм административных штрафов к степени нарушения. Аналогичная ситуация сложилась в системе применения налоговых санкций к налогоплательщику за сокрытие налогов, действующий порядок которого характеризуется сложностью, при этом присутствует элемент неадекватности и, в отдельных случаях, неприменимости санкций. В этой связи на основе результатов соответствующего анализа необходимо принять меры по внесению изменений в нормативные правовые акты.

Информация о работе Совершенствование взимания налогов с юридических лиц в КР