Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 19:45, курсовая работа
Цель и задачи дипломной работы обусловили ее структуру, состоящую из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Структура дипломной работы следующая: - в первой главе я рассмотрела теоретические основы налогообложения юридических лиц; - во второй главе сделала анализ динамику налоговых платежей ОсОО «АТА ЛТД»; - в третьей главе предложила пути совершенствования взимания налогов с юридических лиц; В заключении даны основные выводы и предложения по теме проведенного исследования.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..
3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. Сущность, значение налогообложения юридических лиц …………..
6
1.2. Налоги, взимаемые с юридических лиц и порядок их исчисления ..
14
1.3. Налоговые правонарушения юридических лиц и их виды …………
29
Глава II. АНАЛИЗ НАЛОГОВ, ВЗИМАЕМЫХ С ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ (на примере ОсОО «АТА ЛТД»)
2.1. Технико-экономическая характеристика ОсОО «АТА ЛТД» ………
37
2.2. Анадиз динамики и структуры налоговых платежей ОсОО «АТА ЛТД» ………………………………………………………………………….
39
2.3. Анализ налоговых правонарушений юридическими лицами в Кыргызской Республике ……………………………………………………
49
Глава III. СОВЕОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В КР
3.1. Проблемы взимания налогов с юридических лиц ……………………
60
3.2. Совершенствование взимания налогов с юридических лиц в КР …...
65
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ …………………………………………..
73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………
№№ п/п |
Наименование подразделения |
Всего по республике | |
2010 |
2011 | ||
1 |
Всего факты |
1957 |
3368 |
2 |
На сумму (тыс.сом) без штрафной |
68505,1 |
113097,3 |
3 |
Поступило в бюджет |
22548,1 |
47367,8 |
Аналогичный показатель 2012 года составил сумму 51 млн 33,4 тыс.сом, что составляет 24,3% от общей суммы выявленных правонарушений (таблица 2). Таблица 3.2. - Сведения по выявленным правонарушениям и состоянии возмещения по ним за 2011-2012 гг.
№п/п |
Наименование подразделения |
Всего по республике | |
2011 |
2012 | ||
1 |
Всего факты |
3368 |
3928 |
2 |
На сумму (тыс.сом) |
113097,3 |
209718,0 |
3 |
Поступило в бюджет |
47367,8 |
51033,4 |
Рис.3.1. Сравнительный анализ выявленных оперативными подразделениями фактов правонарушений зав 2010-2012 г. За 2011 год по оперативной информации органов Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве КР, совместно с налоговыми органами проведено 202 документальные проверки, по которым сумма доначислений (без штрафных и финансовых санкций) составила 82 млн 342,8 тыс.сом, что позволило налоговым органам обеспечить поступление денежных средств в бюджет республики в сумме 31 млн. 284,0 тыс.сом (37,9 %). За 2012 год совместно с органами налоговой службы проведено 317 документальных проверок, по которым сумма доначислений (без штрафных и финансовых санкций) составила 134 млн 708,1 тыс.сом, что позволило налоговым органам обеспечить поступление денежных средств в бюджет республики в сумме 31 млн. 312,4 тыс.сом ( 23,2%). За 2011 год выявлено 54 факта (2010 г. - 34 факта) хищений бюджетных средств (присвоение или растрата денежных средств, хищение государственного имущества в особо крупных размерах, злоупотребление должностным положением работниками казначейства и айыл окмоту) на общую сумму 9 млн. 364,1 тыс.сом, из которых возвращено в бюджет 6 млн. 710,3 тыс.сом. За 2012 год выявлено 45 подобных фактов. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий за 2011 г. выявлено 302 факта незаконного ввоза товаров и продукции на общую сумму 5 млн. 185,3 тыс.сом, из которых в виде штрафных санкций и таможенных платежей в бюджет поступило 1 млн. 369,2 тыс.сом. Из незаконного оборота у правонарушителей изъято : 101 278 литров ГСМ, продуктов питания на сумму 1000,1 тыс. сом, потребительских и других товаров на общую сумму 3 млн. 213,6 тыс.сом. За 2012 год выявлено 192 факта незаконного ввоза товаров и продукции на общую сумму 5 млн. 276,2 тыс.сом, из которых в виде штрафных санкций и таможенных платежей в бюджет поступило 2 млн. 175,3 тыс.сом. Из незаконного оборота у правонарушителей изъято : 53305 литров ГСМ, продовольственных товаров на сумму 919,4 тыс. сом, потребительских и других товаров на общую сумму 3 млн. 585,9 тыс.сом. За 2011 год сотрудниками органов выявлено 1183 факта правонарушений, связанных с незаконным хранением, изготовлением и реализацией товаров и продукции. Таблица 3.3. Результаты работы по выявлению фактов незаконного оборота товаров и продукции на внутреннем рынке республики.
№п/п |
Наименование подразделения |
Всего по республике | |
2010 |
2011 | ||
1 |
Выявленные факты |
426 |
1183 |
2 |
На сумму (тыс.сом) |
2730,4 |
3939,3 |
3 |
Изъято: спирт и алкогольные напитки (литр) |
23203,0 |
50541,6 |
За 2012 год сотрудниками органов Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве КР выявлено 960 фактов незаконного оборота товаров и продукции на внутреннем рынке республики. (таблица 4) Таблица 3.4. Результаты работы по выявлению фактов незаконного оборота товаров и продукции на внутреннем рынке республики. 2011-2012 гг.
№п/п |
Наименование подразделения |
Всего по республике | |
2011 |
2012 | ||
1 |
Выявленные факты |
1183 |
960 |
2 |
На сумму (тыс.сом) |
3939,3 |
6964,1 |
3 |
Изъято: спирт и алкогольные напитки (литр) |
50541,6 |
70011,8 |
За 2011 год пресечено
1243 факта безрегистрационной предпринимательской деятельности,
за 2012 год было пресечено 2011 фактов безрегистрационной
и беспатентной предпринимательской деятельности,
а также фактов подпольного производства Сумма налоговой задолженности
в Кыргызстане в 2012 году составляет 1,5
млрд сомов. В целом по республике налоговая
задолженность по состоянию на 1 января
составила 1 млрд 506,9 млн сомов, что по сравнению
с 1 января 2012 года вызвало сокращение
объема собранных налогов на 153,5 млн сомов
или снижение на 9,2 %", в результате принудительного
взыскания налоговой задолженности в
бюджет поступило 900,6 млн сомов. Передано
для рассмотрения в судебные органы 1417
материалов на сумму 444,7 млн. Самая крупная
задолженность в сумме 57 млн 497,8 тысячи
сомов образовалась у ОсОО "Куатро",
после него идет ОАО «Кыргызгаз» с 55 млн
481,5 тысячами сомов, на третьем месте -
Алаарчинская ПМК с 45 млн 219,3 тысячами
сомов. Всего задолженности крупных недоимщиков-налогоплательщиков
по Кыргызстану составляет 745 млн 555,7 тысячи
сомов. Налоговая задолженность по состоянию
на 01.01.2013 года по республике составила
1 506,9 млн. сом, в том числе по основным налогам
составляет 841,5 млн. сом. Налоговая задолженность
по сравнению с соответствующим периодом
прошлого года (1 805,0 млн. сом) сократилась
на млн. сом или 16,5%, в том числе недоимка
(1 010,8 млн. сом) на 169,3 млн. сом или 16,8%. По
состоянию на 01.01.2013 года предоставлены
отсрочки на уплату налоговой задолженности
12 хозяйствующим субъектам на сумму 151,6
млн. сом, из них 2 хозяйствующим субъектам
было предоставлено отсрочек в 2012 году
на сумму 3,0 млн. сом В настоящее время имеется
резерв для дальнейшего уменьшения недоимки,
поскольку 40,5 % приходится на недоимку
безнадежную к взысканию, материалы по
которой переданы в правоохранительные
органы в связи с наличием признаков лжепредпринимательства.
Более того, в условиях финансового кризиса
проверки бизнеса могут ухудшить деловой
климат и способствовать стремлению бизнеса
к уходу из легальной сферы деятельности
в теневой сектор.
В связи с чем, в целях поддержки и развития
малого и среднего бизнеса, а также создания
благоприятных условий предпринимательству,
разработан проект постановления Временного
Правительства Кыргызской Республики
«О моратории на проверки, проводимые
правоохранительными, налоговыми и другими
уполномоченными органами, имеющие право
на проведение проверок субъектов предпринимательства»,
который вносится на рассмотрение. В целом
за 12 месяцев 2012 года проведенные проверки
субъектов предпринимательства государственными
контролирующими органами (далее ГКО)
по республике составило 35 258 проверок
из них плановых 33 315 и внеплановых 1 943
проверок. По результатам проведенных
проверок деятельности субъектов предпринимательства
за 12 месяцев 2012 года ГКО наложено штрафов
на сумму 1 599 037 614 сом и 308 дел передано
правоохранительным органам.
В рамках пилотного проекта «Совершенствование
электронной системы мониторинга Контр
- Про» в рамках проекта Германского общества
технического сотрудничества «Содействие
развитию частной экономике» программа
Контр - Про установлена во всех 20 центральных
аппаратах ГКО, а также в 17 из 25 территориальных
подразделениях ГКО по городу Бишкек,
еще в 24 территориальных подразделениях
ГКО Ошской области установлена программа
«Контр-Про» и 8 контролирующим органам
по городу Ош. Однако в связи с отсутствием
компьютерной техники у одних контролирующих
органов и устаревшей у других, не было
возможности установить данную программу
7 районным государственным управлениям
ветеринарии и 7 районным государственным
противопожарным службам Ошской области
(отсутствие денежных средств на приобретение
компьютеров). По завершению 2012 года база
данных в программе «Контр-Про» содержало
информацию о более восьми тысяч (8000) субъектах
предпринимательства, в том числе о проведенных
проверках по ним. В конце 2012 года была
разработана наиболее усовершенствованная
версия программы «Контр - Про» в целях
реализации Указа Президента Кыргызской
Республики «Об осуществлении единого
учета порядка проведения проверок субъектов
предпринимательства».
Глава III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
3.1. Проблемы взимания налогов с юридических лиц
Действующая налоговая система
характеризуется чрезмерной величиной
налогового бремени, ограниченностью
прав предпринимателей, запутанностью
и неоднозначностью трактовки законодательных
и нормативных актов, неимоверной частотой
внесения изменений и дополнений в законы.
Существуют сложности и в администрировании
налогов - это многочисленные возможности
уклонения от уплаты налогов; разнообразные
льготы, приводящие к неравенству налогоплательщиков
и наносящие огромный ущерб экономике;
появление на рынке множества фирм-однодневок,
в то время как, права налоговой службы
чрезвычайно ограничены, а профессия налогового
инспектора низкооплачиваема.9
3.2. Совершенствование взимания налогов с юридических лиц ГНС Кыргызской Республики
Администрирование налогов вКыргызской Республике возложено на Государственную налоговую службу,которая находится в подчинении и в составе Министерства финансов КыргызскойРеспублики. В настоящее время ГНС проводит масштабные мероприятия по реформированию и модернизации налогового администрирования. В числе инноваций: внедрение ≪Единого окна≫, сall-центра, электронной налоговой отчетности и информационного портала
Единое окно
Принцип ≪единого окна≫ в настоящее время действует в 28 управлениях налоговой службы по всему Кыргызстану. ≪Единое окно≫ призвано улучшить работу с налогоплательщиками, облегчить процесс их регистрации, сдачи отчетов и осуществления платежей. В ≪единых окнах≫ осуществляется прием деклараций, отчетов, расчетов, а также выдачи патентов, разного вида справок по заявлению налогоплательщиков, выдача счетов-фактур по НДС и прием отчетов по счетам-фактур. В систему ≪единого окна≫ вовлечены кроме налоговой службы СФ КР и НСК КР, а также кассы коммерческих банков для обслуживания клиентов.
Электронная подача налоговой отчетности
Электронная отчетность - это передача налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде без дублирования на бумаге и без посещения налоговой службы, используя обычный доступ в Интернет. Согласно Закону КР ≪Об электронном документе и электронной цифровой подписи≫ от 17 июля 2004 года № 92, электронный документ может использоваться физическими и юридическими лицами во всех сферах деятельности. Отчетность, поступившая в налоговую службу без бумажной технологии, имеет юридическую силу, а налогоплательщик, представивший документы в электронном виде, считается сдавшим отчетность и освобождается от дублирования ее на бумажном носителе. Вся информация, передаваемая в налоговые органы, передается в защищенном и зашифрованном виде и подписывается электронной цифровой подписью. Электронная цифровая подпись (ЭЦП) - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки и искажения содержащейся в нем информации, позволяющий однозначно определить автора данного документа. ЭЦП является аналогом подписи уполномоченного лица и печати организации в документе на бумажном носителе. Допускается предоставление налоговой отчетности в электронном виде без электронной цифровой подписи и бесплатный способ для субъектов, не зарегистрированных как плательщики НДС, через официальный сайт ГНС, согласно ≪Положению о порядке представления налоговой отчетности в электронном виде без электронной цифровой подписи≫, утвержденному постановлением ПКР от 6 августа 2013 года № 453.
Электронная отчетность работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.
Для того, чтобы перейти к подаче отчетов в электроном виде, вы можете обратиться в районные ГНС или к операторам сервиса
Стоимость услуг ОсОО ≪DOS TEK GROUP≫ в системе предоставления отчетности через интернет
№п/п |
Наименование тарифа |
Категория клиентов |
Стоимость в месяц (сом) |
1 |
Стандартный |
Индивидуальные предприниматели, некоммерческие организации (ОО, ОФ), религиоз- ные организации |
150,60 |
2 |
Бизнес |
Полные товарищества, коммандитные товарищества, общества с ограниченной ответ- ственностью, международные некоммерческие организации, межправительственные организации, филиалы и представительства иностранных юридических лиц, государ- ственные учреждения и ведомства, унитарные предприятия |
285 |
3 |
Корпоративный |
ОАО, ЗАО, АО |
353,40 |
4 |
Налоговый представитель |
Группа клиентов |
389,50 |
Налоговым кодексом предусматривается решение важнейших задач в сфере администрирования налогов с юридических лиц. Одними из которых являлось создание правовой основы для качественного улучшения налогового администрирования, снижение неоправданно высокого административного бремени, создание благоприятных условий для ведения бизнеса через стимулирование деятельности добросовестных налогоплательщиков. Новая редакция Налогового кодекса направлена на гармонизацию налогового законодательства с другими законами республики, устранение противоречий и пробелов в нормативных правовых актах. Одной из наилучших мировых практик признается формирование в налоговом администрировании клиентоориентированного подхода. В настоящее время в этой области имеются проблемы, которые выражаются в неудовлетворенности налогоплательщиков качеством оказания налоговых услуг и недостаточной информированности общества по вопросам налогообложения. С учетом обозначенных новых приоритетов необходимо решить следующие задачи: 1. Исключение дублирования функций регистрации бизнеса. Существующая система регистрации бизнеса построена на дублировании функций регистрации в соответствующих государственных органах. На сегодняшний день с целью прохождения регистрационных процедур индивидуальным предпринимателям приходится обращаться в ГНС, Соцфонд и Национальный статистический комитет Кыргызской Республики (Нацстатком). В целях исключения дублирования необходимо внедрить систему единой государственной регистрации индивидуальных предпринимателей в ГНС. 2. Концентрация фискальных функций в одном госоргане. Анализ положительной практики и политики зарубежных стран в вопросах администрирования бизнеса со стороны государства показывает, что в данной сфере политика стран в основном направлена на сокращение числа государственных ведомств (функций), осуществляющих контроль за бизнесом, путем концентрации функций в одном органе. Это позволяет сократить расходы государства и снизить излишнее давление на предпринимателя. В рамках данной Стратегии и ранее принятых Правительством Кыргызской Республики решений необходимо реализовать меры по передаче функций администрирования страховых взносов органам ГНС. Кроме того, по мере реализации решений по вступлению Кыргызской Республики в Таможенный союз необходимо проработать вопросы реализации подготовительных мер по передаче органам ГНС функций контроля декларирования и уплаты косвенных налогов (налога на добавленную стоимость (НДС)) на импорт при взаимной торговле Кыргызской Республики со странами Таможенного союза. 3. Создание новых видов и расширение существующих сервисных пунктов для налогоплательщиков (Сервисный центр, Колл-центр, Кабинет налогоплательщика). Необходимо продолжить работу по внедрению по стране существующих видов сервисных пунктов для налогоплательщиков, основанных на принципах «единого окна» при контактах налогоплательщика с ГНС. При этом следует создать в Чуйской и Ошской областях страны сервисные центры (с функциями централизованной обработки деклараций), в которых налогоплательщик, независимо от места своей налоговой регистрации и места жительства, сможет получить весь комплекс налоговых услуг: налоговую регистрацию, консультацию, информацию о взаимоотношениях с бюджетом, возможность представления налоговой декларации и т. д. 4. Внедрение инновационных способов оплаты налогов. В настоящее время налогоплательщик может уплатить налоги только через банковскую систему. Актуальным вопросом является создание необходимых условий для внедрения альтернативных форм уплаты налоговых платежей, в частности уплаты посредством платежных терминалов, мобильного Интернет-банкинга и т. п. 5. Оптимизация форм налоговых отчетов, сроков их представления и уплаты налогов. Нормативными актами предусмотрены сложные для заполнения формы налоговой отчетности, высокая частота подачи отчетности и уплаты налогов, не синхронизированы сроки декларирования со сроками уплаты налогов. В течение одного календарного года налогоплательщик посещает налоговый орган в среднем 24-30 раз с целью подачи налоговой отчетности. При этом он обязан уплачивать налоги по каждой отчетности, сроки оплаты и представления которых в отдельных случаях отличаются друг от друга. В этой связи необходимо синхронизировать сроки подачи отчетов и уплаты по ним налогов, сократив в целом частоту отчетности и оплаты, а также упростив формы деклараций. Следует упорядочить систему истребования госорганами от налогоплательщика различных справок и регламентировать порядок их выдачи налоговыми органами. 6. Улучшение уровня взаимодействия налоговой службы с налогоплательщиками. Наряду с существующими формами взаимодействия плательщиков с налоговыми органами (сервисные пункты, сайт ГНС, Общественный наблюдательный совет при ГНС, Методологический совет при Министерстве экономики Кыргызской Республики (МЭ) необходимо внедрять и расширять новые формы, в частности, путем внедрения системы постоянного опроса налогоплательщиков (с установлением обратной связи), с использованием медиа-пространства, экспертных и общественных площадок. Необходим анализ наилучших международных практик с последующим их внедрением. Следует разработать и ввести правила поведения сотрудников ГНС с налогоплательщиками в целях повышения клиентоориентированности ГНС. Разработать меры по повышению в обществе налоговой культуры. 7. Упрощение системы возврата и возмещения переплаты по налогам. Одной из острых проблем на сегодня является наличие неоправданно сложной системы возврата и возмещения налогоплательщикам переплаты по НДС, вследствие чего отмечается постоянный рост переплаты по данному виду налога, что приводит к отвлечению оборотных средств субъекта и негативно сказывается на его финансово-экономическом состоянии. В этой связи необходимо пересмотреть существующие законодательные ограничения в части использования переплаты по НДС в счет погашения задолженности по другим видам налогов. При этом рассмотреть возможность создания специального, целевого счета в Казначействе, на который будут зачисляться часть сумм, поступающих от НДС, для последующей выплаты переплаты по налогам. Параллельно следует упростить процедуру и сроки рассмотрения обращения налогоплательщиков по возврату и возмещению переплаты по налогам. 8. Увеличение потенциала собираемости налогов. Обеспечение налоговыми доходами бюджета государства является естественной налоговой функцией ГНС, так как повышает потенциал Правительства Кыргызской Республики в области исполнения обязательств государства. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи. 9. Расширение системы налогового контроля, основанной на оценке риска. В настоящее время в автоматизированную систему налогового контроля на основе рисков включены только выездные проверки, при этом системой охвачены отдельные крупные подведомственные налоговые подразделения. Необходимо распространить данную систему на другие формы налогового контроля, с ее внедрением по всей стране. Следует активнее использовать такую форму налогового контроля как камеральные проверки. 10. Совершенствование механизма администрирования местных налогов. Необходимо провести анализ существующей системы администрирования налогов на имущество, изучить международный опыт в этой сфере, рассмотреть альтернативные методы взимания налогов. Учитывая имеющиеся проблемы, связанные с администрированием земельного налога по приусадебным участкам, следует пересмотреть действующие формы учета и контроля данного вида налога. 11. Разработка и реализация секторальных программ по сокращению «теневого» сектора. Присутствие в экономике страны значительной доли «теневого» сектора является серьезной угрозой как в целом развитию страны, так и успешной реализации целей настоящей Стратегии. Наличие «теневого» сектора отрицательно влияет на конкурентоспособность добросовестного бизнеса – главного партнера налоговой службы и активного участника предстоящих реформ. Для легализации «теневого» сектора одних контрольных мер недостаточно, необходимы другие, стимулирующие формы вывода бизнеса из «тени». В данном случае, необходимо использовать имеющийся положительный опыт легализации отдельных секторов экономики, в частности, таких сфер как швейная отрасль. Для этого следует разработать и реализовать адекватные программы легализации «теневых» секторов экономики. 12. Внедрение эффективных механизмов контроля сферы уклонения от налогообложения и взыскания налогов. В последние годы серьезной проблемой стало увеличение сферы использования недобросовестными субъектами «лжезачета» по НДС, а также занижение фактической цены реализации продукции. В этой сфере требуется принятие мер по совершенствованию и эффективному использованию уже существующих инструментов контроля, а также внедрению новых форм контроля. Одновременно будет необходимо проработать вопросы усиления мер принудительного взыскания налоговой задолженности субъектов. 13. Пересмотр системы применения ответственности за налоговые правонарушения. Анализ действующих размеров административных штрафов за отдельные правонарушения выявил неадекватность сумм административных штрафов к степени нарушения. Аналогичная ситуация сложилась в системе применения налоговых санкций к налогоплательщику за сокрытие налогов, действующий порядок которого характеризуется сложностью, при этом присутствует элемент неадекватности и, в отдельных случаях, неприменимости санкций. В этой связи на основе результатов соответствующего анализа необходимо принять меры по внесению изменений в нормативные правовые акты.
Информация о работе Совершенствование взимания налогов с юридических лиц в КР