Контроль качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 07:55, реферат

Описание работы

Виды и методы контроля. Средства контроля. Службы контроля.

Файлы: 1 файл

Контроль качества.doc

— 293.00 Кб (Скачать файл)

Случайные изменения контролируемых величин лежат обычно в определенных границах. При этом распределение вероятностей появления непрерывных указанных случайных величин подчиня­ется, как правило, нормальному закону. Аналогичные дискретные случайные величины в большинстве случаев характеризуются рас­пределением по закону Пуассона.

При контроле по качественному признаку определяют, укла­дывается ли контролируемый параметр в заданные допуски, и, если

это обеспечивается, изделие считается годным. В противном слу­чае изделие считается бракованным.

Сравнивая рассмотренные два вида приемочного контроля, сле­дует сказать, что если контроль по качественному признаку значи­тельно проще и экономичнее, то контроль по количественному при­знаку в ряде случаев позволяет выявить причину появления брака и создать условия для воздействия на технологический процесс.

Выделение объектов контроля и распределение функций между исполнителями зависит от конкретных условий производства и характера изготавливаемой продукции. Для этого в организациях могут разрабатываться типовые схемы основных операций контроля и их исполнителей. В этих типовых схемах для каждого цеха (ли­тейного, кузнечно-прессового, механического, сборочного и т.д.) из технологических процессов выделены типовые операции техни­ческого контроля и закреплены за непосредственными исполните­лями (рабочими, наладчиками, контролерами и т.д.).[3, 150-154]

 

1.4 Средства контроля

 

Средство конт­роля — это техническое устройство, вещество или материал для проведения контроля. Обычно средства контроля и их характеристики указываются в стандартах на правила приемки, анализа, измерений и т.д. Современные средства контроля — это во мно­гих случаях автоматические средства. Автоматическое средство контроля осуществляет контрольную операцию без участия чело­века: получение информации о контролируемых признаках объек­та контроля, сопоставление с установленными значениями и вы­дача решения о соответствии контролируемых признаков задан­ным требованиям.

При выборе средств контроля большое значение имеет обосно­вание требований к их точности. Систематическая погрешность и среднее квадратичное отклонение при контроле должны быть в 2,5—3 раза меньше соответствующих значений контролируемого параметра. В то же время применение высокоточных средств кон­троля при невысокой точности контролируемого параметра эко­номически нецелесообразно, а в некоторых случаях недопустимо.

Особое место в системе контроля качества занимают статисти­ческие методы контроля, которые находят широкое применение как в приемочном, так и в текущем контроле. Однако если в при­емочном контроле данными методами лишь фиксируется брак в изготовленной партии, то использование статистических методов при текущем контроле позволяет предсказывать появление брака, а также определять устойчивость технологического процесса. Дан­ный вид контроля целесообразно проводить непосредственно в цехах организаций массового и крупносерийного производства.

Для внедрения статистического текущего контроля, необходимо решить следующие задачи (Рисунок 2):

— выбрать параметры изделия, подлежащие контролю;

— определить объем выборки;

— установить периодичность контроля, порядок и последова­тельность выборок;

— определить условия и методику контроля;

— разработать форму документации для регистрации основных параметров контролируемого изделия.

Естественно, что для повышения оперативности контроля не­обходимо выбрать минимальное число важнейших параметров. В то же время совокупность выбранных параметров (или один обобщенный параметр) должна определять качество изделия. Причем обязательно должны быть представлены все критичес­кие параметры изделия, выход каждого из которых за определен­ные допустимые пределы следует исключить.[3, 154-155]

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 Этапы внедрения статистического контроля качества

 

1.5 Службы контроля

 

Для обеспечения функционирования системы контроля на предприятиях создается специальная служба — отдел технического контроля (сокращенно его называют ОТК) или управление тех­нического контроля (УТК).

Главными задачами службы технического контроля являются предотвращение выпуска продукции, не соответствующей требо­ваниям нормативно-технической документации, укрепление про­изводственной дисциплины и повышение ответственности всех звеньев производства за качество выпускаемой продукции.

В обязанности службы технического контроля входят:

— обеспечение развития и совершенствования системы контро­ля, во-первых, путем систематического анализа его эффективно­сти, устранения причин выпуска продукции низкого качества, повышения производительности труда работников службы техни­ческого контроля и, во-вторых, путем внедрения прогрессивных методов контроля и оценки качества продукции (активного кон­троля неразрушающих методов контроля, статистических методов анализа, регулирования и оценки качества выпускаемой продук­ции), а также внедрением средств механизации и автоматизации контрольных операций;

— входной, операционный и приемочный контроль готовой продукции и другие контрольные операции, предусмотренные ут­вержденным технологическим процессом;

— выборочные проверки, не утвержденные технологическим процессом, но необходимые для обеспечения выпуска продукции, отвечающей требованиям нормативно-технической документации;

— выборочный контроль соблюдения технологической дисциплины;

— оформление документации на принятую продукцию и для предъявления претензий поставщикам по результатам входного контроля;

— предъявление готовой продукции представителю заказчика вместе с работниками других подразделений, если это оговорено условиями поставки выпускаемой продукции;

— учет претензий и составление отчета о качестве продукции;

— участие в работах по подготовке продукции к сертификации и контроль за соблюдением условий сертификации в процессе производства продукции;

— периодический выборочный контроль продукции в цехах, на участках, в бригадах, а также изготовленной работниками, пере­веденными на самоконтроль;

— контроль за изоляцией брака и соответствующей маркиров­кой забракованной продукции.

Отдел технического контроля, кроме того, принимает участие в подготовке договоров на поставку предприятию сырья, матери­алов и комплектующих изделий при согласовании условий при­емки этой продукции по качеству; разрабатывает предложения по совершенствованию стандартов организации, документации по оценке качества продукции, дает предложения по совершенство­ванию стимулирования выпуска продукции высокого качества и борьбе с выпуском недоброкачественной продукции.

Обычно в состав службы технического контроля производ­ственных организаций входят три типа структурных подразделе­ний (Рисунок 3).

Рисунок 3 Типовые структурные подразделения службы

технического контроля

 

Под структурным подразделением понимается бюро, сектор, ла­боратория и т.п., или группа из двух или нескольких исполнителей, либо отдельный исполнитель, полностью выполняющий одну или не­сколько функций, возложенных на службы технического контроля.

Подразделение общей компетенции занимается вопросами контроля всего производства данного предприятия. На крупных предприятиях — это техническое бюро, на средних — это может быть техническая группа службы технического контроля, на ма­лых — специалист общей компетенции, исполняющий обязан­ности (функции) технического бюро службы технического кон­троля.

Подразделение специальной (функциональной) компетенции занимается какой-либо одной функцией контроля для всего про­изводства предприятия (например, бюро входного контроля, груп­па анализа брака и рекламаций и т.п.).

Подразделение цеховой компетенции (например, группа тех­нического контроля литейного цеха, бюро технического контро­ля сборочного цеха и т.д.) занимается всеми вопросами контроля в одном конкретном цехе.

Разумеется, применительно к конкретному предприятию эта структура может варьироваться в широких пределах. Функции, не свойственные данному предприятию или производству, исключа­ются. Если, например, в составе службы технического контроля нет подразделения, занимающегося контролем на складе готовой продукции, эта функция, выполнение которой все-таки необхо­димо, передается и закрепляется за структурным подразделением общей компетенции — за техническим бюро службы техническо­го контроля.

Если же в структуре службы технического контроля не преду­смотрено подразделение анализа брака и рекламаций, то учет пре­тензий к несоответствию продукции установленным требовани­ям и отчеты могут выполняться также техническим бюро службы технического контроля. На многих предприятиях инспекционный контроль проводит группа (подразделение) из двух-трех человек в техническом бюро, а иногда эти функции передают одному ис­полнителю.

Отдел технического контроля функционирует на предприятии в тесном взаимодействии с другими его подразделениями и служ­бами. Лаборатории предприятия по требованию службы техничес­кого контроля проводят необходимые испытания и дополнитель­ные исследования продукции, необходимые для разработки и вне­дрения новых методов контроля и повышения качества выпускаемой продукции, осуществляют поверку, регулирование и ремонт средств измерений.

Отделы главного механика и главного энергетика совместно со службой технического контроля проводят контроль точности и стабильности технологического оборудования. Служба материаль­но-технического снабжения должна своевременно извещать служ­бу технического контроля о поступившей на предприятие продук­ции и предоставлять сопроводительную документацию. Обычно служба технического контроля передает в отдел труда и заработ­ной платы и в бухгалтерию предприятия документацию о браке, о качестве работы различных подразделений предприятия для уче­та потерь от брака, взыскании ущерба с виновных в выпуске бра­ка и премировании работников за высокое качество труда.[3, 157-161]



Информация о работе Контроль качества продукции