Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 07:55, реферат
Виды и методы контроля. Средства контроля. Службы контроля.
Случайные изменения контролируемых величин лежат обычно в определенных границах. При этом распределение вероятностей появления непрерывных указанных случайных величин подчиняется, как правило, нормальному закону. Аналогичные дискретные случайные величины в большинстве случаев характеризуются распределением по закону Пуассона.
При контроле по качественному признаку определяют, укладывается ли контролируемый параметр в заданные допуски, и, если
это обеспечивается, изделие считается годным. В противном случае изделие считается бракованным.
Сравнивая рассмотренные два вида приемочного контроля, следует сказать, что если контроль по качественному признаку значительно проще и экономичнее, то контроль по количественному признаку в ряде случаев позволяет выявить причину появления брака и создать условия для воздействия на технологический процесс.
Выделение объектов контроля и распределение функций между исполнителями зависит от конкретных условий производства и характера изготавливаемой продукции. Для этого в организациях могут разрабатываться типовые схемы основных операций контроля и их исполнителей. В этих типовых схемах для каждого цеха (литейного, кузнечно-прессового, механического, сборочного и т.д.) из технологических процессов выделены типовые операции технического контроля и закреплены за непосредственными исполнителями (рабочими, наладчиками, контролерами и т.д.).[3, 150-154]
1.4 Средства контроля
Средство контроля — это техническое устройство, вещество или материал для проведения контроля. Обычно средства контроля и их характеристики указываются в стандартах на правила приемки, анализа, измерений и т.д. Современные средства контроля — это во многих случаях автоматические средства. Автоматическое средство контроля осуществляет контрольную операцию без участия человека: получение информации о контролируемых признаках объекта контроля, сопоставление с установленными значениями и выдача решения о соответствии контролируемых признаков заданным требованиям.
При выборе средств контроля большое значение имеет обоснование требований к их точности. Систематическая погрешность и среднее квадратичное отклонение при контроле должны быть в 2,5—3 раза меньше соответствующих значений контролируемого параметра. В то же время применение высокоточных средств контроля при невысокой точности контролируемого параметра экономически нецелесообразно, а в некоторых случаях недопустимо.
Особое место в системе контроля качества занимают статистические методы контроля, которые находят широкое применение как в приемочном, так и в текущем контроле. Однако если в приемочном контроле данными методами лишь фиксируется брак в изготовленной партии, то использование статистических методов при текущем контроле позволяет предсказывать появление брака, а также определять устойчивость технологического процесса. Данный вид контроля целесообразно проводить непосредственно в цехах организаций массового и крупносерийного производства.
Для внедрения статистического текущего контроля, необходимо решить следующие задачи (Рисунок 2):
— выбрать параметры изделия, подлежащие контролю;
— определить объем выборки;
— установить периодичность контроля, порядок и последовательность выборок;
— определить условия и методику контроля;
— разработать форму документации для регистрации основных параметров контролируемого изделия.
Естественно, что для повышения оперативности контроля необходимо выбрать минимальное число важнейших параметров. В то же время совокупность выбранных параметров (или один обобщенный параметр) должна определять качество изделия. Причем обязательно должны быть представлены все критические параметры изделия, выход каждого из которых за определенные допустимые пределы следует исключить.[3, 154-155]
Рисунок 2 Этапы внедрения статистического контроля качества
1.5 Службы контроля
Для обеспечения функционирования системы контроля на предприятиях создается специальная служба — отдел технического контроля (сокращенно его называют ОТК) или управление технического контроля (УТК).
Главными задачами службы технического контроля являются предотвращение выпуска продукции, не соответствующей требованиям нормативно-технической документации, укрепление производственной дисциплины и повышение ответственности всех звеньев производства за качество выпускаемой продукции.
В обязанности службы технического контроля входят:
— обеспечение развития и совершенствования системы контроля, во-первых, путем систематического анализа его эффективности, устранения причин выпуска продукции низкого качества, повышения производительности труда работников службы технического контроля и, во-вторых, путем внедрения прогрессивных методов контроля и оценки качества продукции (активного контроля неразрушающих методов контроля, статистических методов анализа, регулирования и оценки качества выпускаемой продукции), а также внедрением средств механизации и автоматизации контрольных операций;
— входной, операционный и приемочный контроль готовой продукции и другие контрольные операции, предусмотренные утвержденным технологическим процессом;
— выборочные проверки, не утвержденные технологическим процессом, но необходимые для обеспечения выпуска продукции, отвечающей требованиям нормативно-технической документации;
— выборочный контроль соблюдения технологической дисциплины;
— оформление документации на принятую продукцию и для предъявления претензий поставщикам по результатам входного контроля;
— предъявление готовой продукции представителю заказчика вместе с работниками других подразделений, если это оговорено условиями поставки выпускаемой продукции;
— учет претензий и составление отчета о качестве продукции;
— участие в работах по подготовке продукции к сертификации и контроль за соблюдением условий сертификации в процессе производства продукции;
— периодический выборочный контроль продукции в цехах, на участках, в бригадах, а также изготовленной работниками, переведенными на самоконтроль;
— контроль за изоляцией брака и соответствующей маркировкой забракованной продукции.
Отдел технического контроля, кроме того, принимает участие в подготовке договоров на поставку предприятию сырья, материалов и комплектующих изделий при согласовании условий приемки этой продукции по качеству; разрабатывает предложения по совершенствованию стандартов организации, документации по оценке качества продукции, дает предложения по совершенствованию стимулирования выпуска продукции высокого качества и борьбе с выпуском недоброкачественной продукции.
Обычно в состав службы технического контроля производственных организаций входят три типа структурных подразделений (Рисунок 3).
Рисунок 3 Типовые структурные подразделения службы
технического контроля
Под структурным подразделением понимается бюро, сектор, лаборатория и т.п., или группа из двух или нескольких исполнителей, либо отдельный исполнитель, полностью выполняющий одну или несколько функций, возложенных на службы технического контроля.
Подразделение общей компетенции занимается вопросами контроля всего производства данного предприятия. На крупных предприятиях — это техническое бюро, на средних — это может быть техническая группа службы технического контроля, на малых — специалист общей компетенции, исполняющий обязанности (функции) технического бюро службы технического контроля.
Подразделение специальной (функциональной) компетенции занимается какой-либо одной функцией контроля для всего производства предприятия (например, бюро входного контроля, группа анализа брака и рекламаций и т.п.).
Подразделение цеховой компетенции (например, группа технического контроля литейного цеха, бюро технического контроля сборочного цеха и т.д.) занимается всеми вопросами контроля в одном конкретном цехе.
Разумеется, применительно к конкретному предприятию эта структура может варьироваться в широких пределах. Функции, не свойственные данному предприятию или производству, исключаются. Если, например, в составе службы технического контроля нет подразделения, занимающегося контролем на складе готовой продукции, эта функция, выполнение которой все-таки необходимо, передается и закрепляется за структурным подразделением общей компетенции — за техническим бюро службы технического контроля.
Если же в структуре службы технического контроля не предусмотрено подразделение анализа брака и рекламаций, то учет претензий к несоответствию продукции установленным требованиям и отчеты могут выполняться также техническим бюро службы технического контроля. На многих предприятиях инспекционный контроль проводит группа (подразделение) из двух-трех человек в техническом бюро, а иногда эти функции передают одному исполнителю.
Отдел технического контроля функционирует на предприятии в тесном взаимодействии с другими его подразделениями и службами. Лаборатории предприятия по требованию службы технического контроля проводят необходимые испытания и дополнительные исследования продукции, необходимые для разработки и внедрения новых методов контроля и повышения качества выпускаемой продукции, осуществляют поверку, регулирование и ремонт средств измерений.
Отделы главного механика и главного энергетика совместно со службой технического контроля проводят контроль точности и стабильности технологического оборудования. Служба материально-технического снабжения должна своевременно извещать службу технического контроля о поступившей на предприятие продукции и предоставлять сопроводительную документацию. Обычно служба технического контроля передает в отдел труда и заработной платы и в бухгалтерию предприятия документацию о браке, о качестве работы различных подразделений предприятия для учета потерь от брака, взыскании ущерба с виновных в выпуске брака и премировании работников за высокое качество труда.[3, 157-161]