Квалиметрия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 13:40, лекция

Описание работы

Квалитология – это наука о качестве. В структуре квалитологии можно выделить следующие взаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом составные части :

Файлы: 1 файл

тема10.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Глава 2. Квалиметрия.

2.1 Основные положения  квалиметрии.

2.1.1 Квалитология и квалиметрия.

 

Квалитология – это  наука о качестве. В структуре  квалитологии можно выделить следующие взаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом составные части :

  • Теория качества, предметом которой является исследование природы качества, изучение экономических, социалистических, информационных аспектов качества продукции на этапах ее создания и применения.
  • Теория управления качеством– это область науки, занимающаяся разработкой научных основ и методов обеспечения и управления качеством.

Квалиметрия– отрасль  науки, изучающая и реализующая  методы количественной оценки качества.

Метрология – отрасль науки, изучающая и реализующая методы измерения качества. Квалиметрия как наука выступает в виде взаимосвязанной системы теорий, различающихся степенью общности, средствами и методами измерения и оценивания. К таким теориям относятся:

  1. Общая квалиметрия.
  2. Специальная квалиметрия.
  3. Предметные квалиметрии.

Общая квалиметрия - в ней рассматриваются общетеоретические проблемы: системы понятий, теория оценивания (законы и методы), аксиоматика квалиметрии (аксиомы и правила), теория квалиметрического шкалирования (в том числе ранжирование, весомость).

В специальной квалиметрии рассматриваются модели и алгоритмы оценки, точность и достоверность оценок: экспертная квалиметрия, вероятностно – статистическая квалиметрия, индексная квалиметрия, квалиметрическая таксономия, теория классификаций и систематизаций сложно – ориентированных объектов, имеющих обычно иерархическое строение.

Предметная  квалиметрия – по предмету оценивания. Квалиметрия продукции и техники, квалиметрия труда и деятельности, квалиметрия решений и проектов, квалиметрия процессов, субъективная квалиметрия, квалиметрия спроса, квалиметрия информации и др.

Совершенствование квалиметрии  явилось результатом различных  представлений о ее предмете и  содержании, к главным чертам которых относятся:

  1. представление о квалиметрии только как о теории количественных методов оценки,
  2. сужение предмета квалиметрии до области измерений и оценивания качества объектов, является продуктами труда или до проблемы построения комплексных показателей качества,
  3. расширение предмета квалиметрии, распространение его на количественно – неизмеримые объекты,
  4. акцент в предмете квалиметрия на внеэкономических методах оценивания.

Структурность, динамичность определенность и целостность квалиметрии обеспечиваются механизмом взаимодействия: общая квалиметрия трансформирует специальную квалиметрию с учетом особенностей применяемых методов и моделей оценки, а последняя находит отражение в предметной квалиметрии. При этом взаимосвязи общей квалиметрии, специальной квалиметрии и предметной квалиметрии отражают динамику общего особого и единичного. 
У квалиметрии, как науки, можно выделить следующие статусы:

  • экономический;
  • технико-экономический;
  • общенаучный;
  • систематический.

Экономический статус обусловлен политэкономическим содержанием категории качества в ее взаимодействии с потребительной стоимостью и стоимостью. С позиции экономического статуса квалиметрия включает в себя методы эконометрии, как теоретического измерения экономических свойств создаваемых объектов и процессов. Технико-экономический статус квалиметрии отражает ее направленность на комплексные оценки экономических и технических свойств объектов и процессов, что отображается в результатно – затратных мерах эффективности, технико-экономических показателях, технико-экономических уровнях и т.д. 
Общенаучный статус определяется философско-методологической и общенаучной функциями категории качества и подтверждается формированием большого числа предметных квалиметрий (продукции, техники, труда и т.д.).

Систематический статус квалиметрии определяет ее, как систематическую теорию. Это связано с тем, что категория качества имеет аспекты структурности, динамичности, определенности, упорядоченности – все основные признаки системы. Таким образом, здесь возможен системный подход и к оценке, и к анализатору, и к управлению.

Количественная оценка качества необходима для принятия обоснованных решений на всех стадиях жизненного цикла продукции, от маркетинговых исследований до принятия решения о снятии с производства. Квалиметрия качества позволяет определить конкурентоспособность, установить взаимосвязь качества и цены, сделать анализ качества процессов производства, определить пути совершенствования продукции и сокращения затрат. При этом распространение квалиметрических методов и подходов на качество процессов, проектов и решений создает действенный аппарат выбора лучших вариантов многокритериальных решений во всех сферах управления качеством.

 

 

2.1.2. Система понятий  и определений квалиметрии.

 
Систему понятий квалиметрии в  основном составляют требования, представленные в ГОСТ15467-79 “Управление качеством  продукции. Основные понятия, термины и определения”, а так же в ИСО 8402. 
Для раскрытия сущности категории качества, используемой в квалиметрии, необходимо рассмотреть ее во взаимосвязи с такими системными понятиями, как свойство, структурность, динамичность и др. 
Свойство.Для раскрытия понятия целесообразно выделить две концепции : 
·Атрибутивную. 
·Функционально – кибернетическую. 
Атрибутивнаяотражает взаимодействие в системе отношений субъект – объект. В ней свойства выступают как результат познания опрееленного признака, принадлежащего данному объекту. Синонимы свойства, в данной концепции – атрибут, особенность, черта и т.д. Само качество выступает, как сложное свойство. 
Функционально – кибернетическаяконцепция определяет свойства через взаимодействие в системе объект – объект или объект – среда. Синонимами свойства являются : способность, возможность, функция и т.д. Здесь свойство оказывается связанным через взаимодействие с формами движения. Именно в этом аспекте физические, механические, информационные и др. типы свойств одновременно несут информацию об особенностях взаимодействиях объекта и формах движения, в которые данный объект вовлечен. Свойства в этой концепции представляют, как динамический элемент качества, как “функцию времени”. Деление взаимодействий на внутренние и внешние, по отношению к объекту, как к целому, обуславливает деление свойств навнешние и внутренние. 
Внутренние– это появления новых свойств у целого, т.е. целостных элементарных свойств. 
Внешние– это источник изменения свойств во времени, динамичности качества. 
К ним относятся : проектная, произвоственная и экспериментальная среды. 
 
Структура .Взаимодействие внутренних свойств качества частей объекта характеризует внутреннюю структуру качества, а множество внешних взаимодействий характеризует внешюю структуру качества. Структура качества во внешнем и внутреннем плане раскрывается в двух возможных проекциях : в терминах свойств (функций) и в терминах качеств частей. Первая проекция определяет функциональную структурность качества, в соответствии с которой качество предстает, как структурно – расчлененная совокупность свойств (функций), а вторая определяет морфологическую структурность. 
Структурность качества– это основа принципа функционально – кибернетической эквивалентности качества. Этот принцип утверждает, что качество по определенным свойствам и в рамках определенных условий, несмотря на различие в структурах, может рассматриваться, как эквивалентное и носит многоуровневый характер. Чем больше свойств и уровней качества включено в отношения, тем уже мнежество, на которое оно реализуется. 
Количество.Взаимосвязи качества и количества уделен раздел 1.3. Особенность понимания этого взаимодействия состоит в более дифференцированном раскрытии понятия качества, связанном с его делением неэкстенсивное и интенсивное. 
Интенсивноеколичество – позволяющее глубже осмыслить его взаимодействие с качеством. 
Экстенсивноеколичество предстает, как внешнее количество качества, как количество однородных в определенном смысле свойств и качеств. 
Интенсивноеколичество предстает как внутреннее количество качества, характеризующее развитость и интенсивность свойств. 
Внешнее и внутреннее количество качества образует единство, раскрывая еще одну грань принципа внешне – внутренней обусловленности качества и соответственно его моментов. 
Динамичность.Понятие динамичности качества раскрывается, как изменение интенсивности свойства и соответственного интенсивного количества во времени. Развертыванеи принципа динамизма качества приводит к двум взаимосвязанным принципам :отражениеижизненный цикл. 
Принципотражениефиксирует отражение (перенос) качества процесса на качество результата, формирующегося на выходе этого процесса и имеет смысл системного исследования : качество процесса продукцирует качество результата, или, что то же самое, качество результата наследует качество процесса. 
Жизненный циклобъекта образует цикл его качества. Он состоит из основных этапов : 
·Проектирование; 
·Изготовление; 
·Эксплуатация. 
Каждый этап представляет собой комплексные процессы производства, поэтому по отношению к жизненному циклу принцип отражения раскрывается, как цепочка отражений качеств процессов в качествах соответствующих результатов. 
 
Q пр ® Q u ® Q з 
 
ЇЇЇ 
 
Q пр Qu ® Q з 
 
Таким образом, в жизненном цикле происходит отражение 
 
< Q пр , Q u , Q э >-< Q пр , Q u , Q э >  
 
Cодержание вышеизложенных взаимосвязей категории качества с другими понятиями позволяют сделать следующие выводы : 
Качество –сложная многоуровневая категория, раскрывающаяся через систему внешних и внутренних моментов. Она не может быть однозначно определена одной какой-либо дефиницией (показателем), поэтому категория качества определяется через систему суждений определителей. 
Категория качестваесть система единства ее частных суждений определителя 
 
Ка+ (Q) = < А,Б,В,Г,Д,Е,Ж >(2.1) 
 
А – качество есть совокупность свойств (аспект свойств). 
Б – качество структурно представляет собой иерархическую систему свойств или качеств частей объекта (аспект структурности). 
В – качество динамично, оно есть динамическая система свойств (аспект динамичности). 
Г – качество – это существенная определенность объекта, внутренний момент, выражающийся в законченной связи составляющих частей элементов и конституирующий условия развития объекта (аспект определенности). 
Д – качество – это основа существования объекта, оно имеет двоякую обусловленность, раскрываемую через систему моментов качества : cвойства, структуры, системы, границ, целостности, определенности, количества. 
Е – качество обуславливает единичность объекта, его специфичность, целостность, упорядоченность, определенность, устойчивость (аспект сертификации). 
Ж – качество создаваемых человеком (обществом) объектов и процессов ценно (аспект ценности). 
По отклонению к качеству создаваемых объектов и процессов, ценностный аспект конкретизируется через понятия полезности, приспособленности, потребности, цели, назначения, потребительской стоимости и стоимость. 
Ключевымипонятиями квалиметрии являютсяизмерениеиоценивание качества. 
Введем ряд важных определений, раскрывающих эти понятия : 
Мера качества - это есть отображение качества Q или его подмножеств, отдельных свойств или их групп на множество вещественных чисел. 
Если обозначим меру качестваm, а отображение “®”, то в символической записи мера качества будет иметь вид :  
 
m= Q®Re, либоm: {qi}®Re(множество вещественных чисел) (2.2) 
 
Иными словами, мера качества рассматривается, как отображение измерения, приписывающее качеству, свойству или группе свойств число. 
Синонимом меры качества является показатель качества ( m~P ) – это означает, что пространство мер качества (m) может трактоваться, как пространство показателей качества (Р).В отображении формулы (2.2) вместо множества Re можно использовать множество семантических смысловых единиц (Se), типа отличной, хорошей, пригодной, не пригодной и пр. Такая мера называется семантической мерой . 
 
(S) => S : Q®SeилиS : {qi}®Se 
 
Понятие семантической меры расширяет предмет квалиметрии, включая в его содержание не только количественную, но и семантическую (качественную) оценку. 
К основным типам мер качества относятсяшкалированиеисвертывание. 
Шкалированием называется мера качества, вводящая упорядочивающие отношения на измеряемом множестве свойств или мер. Шкалирование на множестве мер называетсяпроизводным шкалированием.Его синоним – функциональное преобразование шкал. Понятию семантической меры соответствует семантическое шкалирование. Таким образом, к пониманию квалиметрического шкалирования относятся все типы шкалирования : 
·Метрическое (отношений, разности, интервального); 
·Порядковое; 
·Номинальное; 
·Семантическое (вербальное) 
и их различные сочетания. 
К производным метрологическим шкалам относят : 
- Линейные; 
- Логарифмические; 
- Экспозиционные; 
- Параболические ; 
- Другие... 
Квалиметрической шкалой называется тройка формальных объектов : 
1. Исходное множество измерительных свойств или их мер; 
2. Множество отображений шкалирования; 
3. Множество значений отображений шкалирования 
 
= < {n}, {g}, {Vx} > 
= < {m}, {g}, {V*} > 
Свертыванием мер качества называется их объединение, осуществляемое по тому или иному закону. Вводятся понятияоперационныхистатистическихсвертывание качества (ОСК) и (ССК). 
ОСК – объединение мер (показателей), построенных на разнородных простых или сложных свойствах. На основе этого понятия формируется понятие комплексных, групповых показателей качества продукции. 
ССК – объединение мер, построенных на однородных свойствах или подмножествах качества, их мерах. На основе этого понятия формируется понятие обобщенных показателей качества продукции. 
 
Измерение качества есть построение мер качества и получение их значений с помощью специальных алглритмов. 
Качество всегда измеряют в рамках определенной системы соизмерения, включающую в себя систему сравнения и самоизмерителя. 
В качестве базы сравнения в измерении могут выступать : 
·Эталоны метрического измерения свойств; 
·Квалиметрические единицы; 
·Одно из сравниваемых свойств качеств по отношению к другому; 
·Эталон качества (аналог, цель, прототип и т.п.) 
 
Оценивание (оценка) качества – это особый тип функции управления, направленной на формирование ценностных суждений об объекте оценки, под которым подразумевается качество, определенное множество свойств или отдельное свойство. 
Из определения оценки следует ее сложная взаимосвязь с понятием измерения качества. 
 
{O} C {m} 
 
C другой стороны, операция измерения качества является компонентами процедуры качества. 
Уровень качества – это относительная мера качества. Следует различатьформальноеинеформальноесодержание этого понятия. В формальном смысле уровень качества является результатом оценивания , всегда носящий значительный характер. 
Система значений мер качества, определяемая на основе соотношения с базовыми эталонными значениями мер называется сравнительным уровнем качества.  
Таким образом, сравнительный уровень зависит от базы сравнения. 
Принципиально при сравнении с базой оценки можно применять любые квалиметрические шкалы. 
Если испытать разностную шкалу, то сравнительный уровень приобретает содержание отклонения от базы оценки, а если испытать шкалирование отношений (нормировку по базе сравнения), то мы получаем относительный уровень качества. 
Абсолютный уровень формируется в результате измерения качества объекта техники и характеризуется абсолютным значением оценочных показателей. 
Понятие абсолютного уровня отражает интенсивное количество качества. Например, точность измерительного прибора, масса, скорость определяет его абсолютный уровень качества. В зависимости от класса свойства и показателей качества могут различаться : технический, экономический, экологический, эргономический и другие уровни.

 
2.1.3. Концептуальные положения и задачи современной квалиметрии.

 
Исходя из современных требований могут быть сформулированы следующие  исходные концептуальные положения  современной квалиметрии : 
1. Квалиметрия позволяет получить информацию о качестве оцениваемого объекта на любой стадии его жизненного цикла в количественной и качественной формах, пригодной для установления. 
2. Квалиметрия рассматривает оценку качества объекта, как динамическую категорию, т.е. учитывает возможность изменения его качества при изменении конъюнктуры рынка, применение качества проекта с учетом опыта эксплуатации, совершенствования технических процессов и средств производства. 
3. Основными методическими принципами квалиметрии являются : 
·Принцип измеримости свойств и оцениваемость качества объекта как на уровне отдельно взятых свойств, так и на уровне всей совокупности свойств, образующих качество объекта в целом. 
·Принцип сопоставимости качества объекта и качества отдельно взятого эталонного образца или их совокупности. 
·Принцип сравнимости качества конкурирующих вариантов различных исполнений объекта одного и того же вида. 
·При достоверности результатов измерения и оценки, реализуемый путем объективных измерений. Сопоставление и сравнение качества оцениваемого образца и выбранных эталонных образцов. 
4. Квалиметрия формируется и развивается в двух взаимосвязанных областях, в области теоретической квалиметрии формируются общие принципы, методы и средства оценки качества, которое является единым для оцениваемых объектов разнообразной природы; в области прикладной квалиметрии формируется с учетом положений теоретической квалиметрии рабочий инструментарий для оценки конкретных объектов, при этом методы и средства оценки качества учитывают природу этих объектов и реальные условия проявления их качеств. 
5. Каждое простое или сложное свойство может быть оценено абсолютным и (или) относительным значением показателя качества и коэффициентом вязкости. 
Установление абсолютных значений показателей качества может производится на основе физических экспериментов ( методами метрологии ), на основе психологических экспериментов, ( методами экспериментальной психологии ), экспертные измерения эстетических и эргономических свойств на основе построения аналитических моделей функционирования объекта ( методами определения эффективности, разработанными в технических и экономических науках ). Относительное значение показателя качества определяется сопоставлением значений показателя, отражающим изменяющуюся во времени уровнем общественной погрешности. Значение уровня качества может быть представлено как некоторая функция К=f (Kj, Mj) относительных значений показателя качества Кj и коэффициента весомости Мj. 
Функция f может выражать различные зависимости ( средневзвешенные величины, полином и т.д. ) Кроме того, К может быть представлен не в скалярной, а в векторной форме в виде вектора в n – мерном пространстве. 
6. В квалиметрии объектами оценки являются : качество готовой продукции определенного вида или конкретного исполнения требований потребителя, определяющего спрос на продукцию определенного качества, количества и цены, требования действующего разрабатываемого или обновляемого стандарта на продукцию данного вида или конкретного исполнения, система качества, действующая на предприятии – изготовителе данной продукции. 
7. С позиции квалиметрии к основным факторам, являющимися признаками классификации продукции применительно к условиям оценки ее качества относятся сферы изготовления и реализации этой продукции, способы и формы ее использования по назначению. Эти факторы определяют выбор соответствующих каждому виду продукции, состава ее свойств, оценочных покозателей, задач и методов оценки качества. 
 
Сфера 
изготовления 
 
Сфера реализации 
 
Способ использования 
 
От чего зависит состав задач современной квалиметрии качества ? 
Зависит от цели оценки, вида продукции и ее специфических особенностей, обусловленных потребностями в ней стадии ЖУП, условий ее производства, эксплуатации или потребления, а также от вида модели системы качества, по ИСО 9000, действующем на предприятии. 
Основными целямиквалиметрии качества продукции являются : 
·На стадии маркетинговых исследований. Это установленные соответствия к.п., текущим и перспективным потребностям с учетом уровня ее рыночной новизны на основе изучения и систематизации всех возможных сфер ее эксплуатации. 
·На стадии разработки. Это установление технического уровня и конкурентоспособности продукции на основе выявления и всестороннего анализа свойств, образующих КП, и степени использования в разрабатываемой продукции современно научно – технических достижений и конструкторско – технических решений. 
·На стадии производства. Это установление уровня качества осваиваемой выпускаемой и обновляемой продукции с учетом уровня ее производственной новизны и стабильности технологического процесса. 
·На стадии эксплуатации. Это установление нового технологического уровня и качество установления технологического уровня и качество реализуемой и эксплуатируемой продукции с учетом динамично меняющейся конъюнктуры рынка и мероприятия по поддержанию КП при ее использовании, тех. обслуживании и ремонте. 
В соответствии с целями квалиметрии качества задача оценки КП может быть подразделена на : 
·Предпроектные задачи; 
·Проектные задачи; 
·Производственные задачи; 
·Эксплуатационные задачи. 
Предпроектными задачамиоценки КП является комплексная оценка потребностей в продукции по ее качеству и количеству и оценка рыночной новизны продукции. 
Оценка КП должна проводиться с учетом необходимости наиболее полного по сравнению с товарами конкурентов и перспективных нужд и запросов потребителей по совокупности технических, экономических и социальных факторов. 
К товарам рыночной новизны относятся те исполнения продукции, которые полностью удовлетворяют потребность, либо обеспечивают наиболее полное удовлетворение известной потребности, либо существенно расширяют круг потребителей, удовлетворяя их известную потребность на том же уровне. 
В качестве базы оценки при решении предпроектных задач рекомендуется приниматьпоказатели качества генетических образцов продукции в наибольшей степени реализуемых прогнозируемые для нее комплексы потребительских свойств.

Проектными задачами оценки КПявляются тех. уровни продукции, уровни технологичности продукции, уровни ресурсопотребления продукции, качество сырья, материалов и комплектующих  изделий. 
Оценка КПдолжна производится с учетом необходимости максимального удовлетворения потребителей в реальных сферах ее применения при достаточно высоком уровне производственной и эксплуатационной технологичности продукции и рентабельности ее производства. 
 
В качестве базы оценки : 
- при разработке технического задания целесообразно использовать показатели качества наиболее на действующих потенц. рынков товаров, аналогов или перспективных образцов продукции. 
- при экспертизе целесообразно использовать показатели КП, включенные в ТЗ. 
- при испытаниях опасных образцов продукции целесообразно использовать показатели КП, установленные в ТЗ и намечаемые для включения в стандарты и в ТУ, по которым предполагается выпускать продукцию и оценивать ее качество при каждом испытании. 
Произвоственными задачами оценки КП являются : 
·оценки производственной новизны продукции. 
·уровни безопасности продукции. 
·уровни экологичности продукции. 
·качество обновляемой продукции. 
·стабильность качества проукции. 
Оценка КПдолжна производиться с учетом необходимости освоения в производстве преимущественно конкурентноспособной продукции, поддержания выпускаемой продукции на современном уровне. К товарам производственной новизны относят оригинальные или модернизированные по конструктивно-технологическим признакам исполнения. 
В качестве базы оценкипри реализации производственных задач принимают показателями производства конкурирующих на действующих рынках образцов продукции отечественных предприятий и зарубежных фирм, при этом в качестве обязательных ограничительных условий принимаются действующие в мировой практике нормы предельно допустимых вредных воздействий продукции на человека и окружающую среду. 
Эксплуатационными задачами оценки КП являются оценки динамики КП в условиях меняющейся конъюнктуры рынка, качества потребляемой продукции, качества продукции после ремонта. 
Оценка должна произвоиться с учетом необходимости поддержания качества и конкурентоспособности продукции на высоком уровне, на основе изучения рыночной ситуации при реализации и распределении продукции, а также анализе и обобщении данных наблюдений за использованием продукции в сфере эксплуатации и восстановление ее первоначальных свойств при ремонтах. 
Состав и особенности решения отдельных задач оценки качества на этапах ЖЦП с учетом конкурентного вида оцениваемой продукции и привлекаемых методов оценки устанавливаются для каждой задачи рабочими методиками.

 
2.2. Теория и методы квалиметрии. 
2.2.1. Теория оценивания.

 
Теория оценивания составляет теоретическое  ядро квалиметрии, в котором рассматриваются закономерности, принципы, логика и алгоритмы оценивания качества объектов и процессов. По определению,оценка качествапредставляется, как четырех-компонентная модель системы оценки Sq = < S,Ob,B,L >, включающая в себя субъект S, объект Оb,базы В и логику оценки L. При этом в систему квалиметрической оценки закладывается принцип сравнения. В оценивании качества объединяются деятельный, алгоритмический и логический аспекты. 
Деятельный аспектотражает организацию оценки с учетом субъект-объектных отношений по оцениванию и соответственно управлению качеством. 
Алгоритмический аспектреализуется через структуру операций измерения и оценивания качества в алгоритмах оценки. 
Логический аспектраскрывает логику оценивания качества, выбор базы оценки, основные принципы и аксиомы оценивания. 
Субъект оценки S может быть представлен одним “оценщиком” или их группой. Формализацией субъекта является пространство субъекта оценки в теоретико – множественном смысле со структурой отношений в нем. Таким образом, S конкретизируется с помощью S = < S,lS > 
Объект оценивания может быть представлен одним или несколькими предметами. Качество, которое оценивается , объекту оценивания соответствует объективное пространство или пространство качества Q со структурой отношения в нем 
Ов = << Q,lQ>, < Г,lГ>, > 
Каждому качеству соответствует совокупность свойств Г со структурой отношения в нейlГ.Измерение качества переводит пространство свойств в пространство показателей качества, или на языке мер, в пространство мер качества, которому соответствует структура отношения в пространстве мер. База сравнения В может быть также представлена одной или несколькими базами сравнения. Такое представление целесообразно формализовать с помощью теоретико – множественного пространства баз сравнения (В), которое конкретизируется в зависимости от содержания сравнения в виде системы эталонов, группы проектов аналогов, системы нормативов качества и т.д. 
Алгоритм оценки формируется на базе представления о множестве операторов оценивания. Ему соответствует формализированное понятие пространства операторов оцениванияQ. 
Результаты оценивания - это оценки качества, множеству которого сопоставляется пространство оценок. 
Таким образом, с учетом введенных формальных понятий система оценки Sq, как многокомпонентный картеж.® 
Sq = < S ,lS , Q ,lQ ,Г,lГ,W,lW, B ,Q, O > 
Cтруктура отношений между данными формальными объектами определяет структуру системы оценки. 
Цепочка преобразований < Q ,lQ, >®< Г,lГ>®®O 
Указанная цепочка характеризует движение измерения и оценивания качества : от внешней фиксации Ов к раскрытию структурности качества. От нее к системе взаимосвязанных показателей и к определению их значений и от них к оценкам качества. Внешне по отношению к данной цепочке компоненты Sq выступают внешними регуляторами процедуры оценивания. 
Назначение или выделение S, назначение B, выбор операционной структуры алгоритма оценки L – системы операторов оценки О. 
Основные положения теории оценивания формулируются в виде аксиом и принципов оценивания.

Информация о работе Квалиметрия