Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 12:21, курс лекций
Лекция 1 Управление качеством, как специализированный вид управленческой деятельности.
Менеджмент качества является специализированным видом управленческой деятельности. К таким специализированным видам управленческой деятельности относятся: управление качеством, управление финансами, управление персоналом, управление проектами, управление инновациями, управление маркетингом и др. (см. Рис. 1).
Для достижения каждой поставленной цели определяется политика предприятия в данной сфере, разрабатывается комплекс мер воздействия на исполнителей и через них на средства производства.
Стандартизация на уровне компаний, групп компаний распространяется только на продукцию, выпускаемую на конкретном предприятии или группе предприятий. Стандарт разрабатывается предприятием со следующими целями:
Национальные и отраслевые стандарты. Национальные стандарты разрабатываются национальными органами по стандартизации (в Украине Госстандарт), Отраслевые стандарты разрабатываются соответствующими министерствами и ведомствами. Отраслевые стандарты разрабатываются на продукцию при отсутствии государственных стандартов или в случае необходимости установления требований, превышающих или дополняющих требования национальных стандартов. Стандартизация на национальном и отраслевом уровнях проводится со следующими целями:
Международные и региональные стандарты принимаются соответственно международными и региональными организациями по стандартизации. Международная стандартизация направлена на облегчение торговых и производственных отношений в мире , что особенно актуально при становлении глобальных международных рынков, таких, как Единый Европейский рынок, Северо-Американский рынок, Азиатско-Тихоокеанский рынок. Региональная стандартизация направлена на защиту интересов отдельного региона. В частности, стандартизация в Европе (региональная стандартизация) направлена на обеспечение потребностей Единого Европейского рынка.
В рамках государства хождение имеют только национальные стандарты. Международный или региональный стандарт не обязателен к включению в национальный сборник стандартов. Каждая страна решает вопрос о принятии международного или регионального стандарта в качестве национального.
Гармонизированный стандарт - это национальный стандарт, который соответствует стандарту, разработанному международной или региональной организацией по стандартизации.
Стандарты обязательного
и добровольного использования.
Выделяют стандарты
Стандарты обязательного использования содержат обязательные требования, регламентированные законом. От соблюдения предпринимателями обязательных требований стандартов зависит здоровье и безопасность потребителей, безопасность труда в процессе производства, охрана окружающей среды, совместимость продукции. Кроме того, требования обязательных стандартов защищают потребителей от продукции низкого качества в тех случаях, когда на рынке нет конкурирующих предложений. Обязательные требования стандартов подлежат безусловному выполнению органами исполнительной государственной власти, всеми предприятиями, их объединениями, учреждениями, организациями и гражданами - субъектами предпринимательской деятельности, на деятельность которых распространяется действие стандартов.
К обязательным требованиям относятся:
Стандарты добровольного использования содержат требования рекомендательного характера. Заявление о соблюдении производителем продукции стандартов добровольного использования применяется для достижения следующих целей:
Если производитель решил
Вопросами разработки, принятия и
издания международных
Международная электротехническая комиссия (IEC) была создана в 1906 году Лондоне на конференции представителей 13 стран. Прообраз международной организации по стандартизации (ISO) - международная федерация национальных ассоциаций по стандартизации была создана в 1926 году. Федерация была преобразована в комитет по координации стандартов при ООН в 1944 году, и затем в современную ISO в 1946 г. С созданием ISO, IEC присоединилась к ISO на автономных правах, сохраняя независимость в финансовых и организационных вопросах и сотрудничая на добровольных началах. В 1993 году были приняты изменения в структуре и организации работы ISO, направленные на ускорение разработки международных стандартов и совершенствование деятельности организации в связи с радикальными изменениями, происшедшими в экономических и политических сферах, а также возрастающими требованиями к международной стандартизации со стороны рынка.
Международные организации по стандартизации являются гражданско-правовыми объединениями согласно швейцарскому праву. Территориально секретариаты IEC и ISO находятся в Женеве в одном здании. По общим вопросам стандартизации ISO и IEC выступают согласованно. Интересы каждой отдельно взятой страны в области стандартизации выражены через ее официального представителя.
Подробную информацию о деятельности ISO, о международных стандартах в различных областях можно получить через Internet по адресу http://www.iso.ch/.
Главная цель ISO заключается в разработке международных стандартов и активном благоприятствовании их добровольному принятию и использованию для достижения максимально возможного уровня эффективности промышленности и торговли во всем мире.
Основные направления деятельности ISO.
Состав ISO:
В настоящее время членами ISO являются 120 стран, а ее деятельность связана с 500 международными организациями. В число новых членов ISO вошли некоторые страны СНГ, в том числе Белоруссия, Украина, Туркменистан и Узбекистан. В рамках ISO работает 185 технических комитетов. Основными органами ISO являются Генеральная ассамблея, Совет и Исполнительное бюро (комитет). На Рис. 14 представлена структура ISO и цветом выделены комитеты ISO, в которых Украина представлена Госстандартом.
Рис. 14 Структура ISO
Совет (см. Рис. 14) состоит из 18 представителей комитетов-членов. Пять из них назначаются автоматически из числа тех, кто занимает первые пять мест в ранжировании состава ISO. Сейчас это DIN (Германия), AFNOR (Франция), ANSI (США), BSI (Великобритания), JISC (Япония). Остальные 13 членов Совета избираются на Генеральной ассамблее ISO сроком на 2 года. Секретариаты технических органов ISO ведут 34 страны (Германия - 20% секретариата, Великобритания - 18%, США и Франция по - 13% ).
Ведущие фирмы стремятся обладать секретариатами в своей области, не считаясь с финансовыми затратами, что позволяет им превращать свои национальные стандарты в международные с теми требованиями , которые эти фирмы уже освоили и, таким образом, достигается выгодное для них участие в международном разделении труда.
Главная цель IEC заключается в разработке международных стандартов в сфере электротехники и электроники и активном содействии их добровольному принятию и использованию.
Состав IEC:
Членами IEC является 41 национальный комитет. В качестве таких национальных комитетов выступают национальные организации по стандартизации. Это, в основном, промышленно развитые страны, а также ряд развивающихся стран. В этих странах проживает 80% населения земного шара, потребляющего 95% мирового производства электроэнергии и использующего почти 90% всех выпускаемых изделий электроники и электротехники.
Структура технических органов IEC такая же, как и ISO, то есть технические комитеты (ТК) , подкомитеты (ПК) , рабочие группы (РГ). В IEC действует свыше 85 ТК , 114 ПК и более 600 РГ. В деятельности каждого ТК принимает участие в среднем от 15 до 25 стран.
Значительное большинство ТК и ПК возглавляют европейские страны и прежде всего Франция, Германия, Великобритания, входящие в Европейский Союз (ЕС), что имеет важное техническое, торговое и экономическое преимущество для этих стран.
Решение вопросов стандартизации в рамках ЕС осуществляется равноправными европейскими организациями по стандартизации, отличающимися по области деятельности:
Европейские организации по стандартизации,
как и соответствующие
Франция -10 |
||
Германия - 10 |
Австрия - 5 |
|
Великобритания -10 |
Бельгии -5 |
Дания - 3 |
Италия - 10 |
Греция -5 |
Финляндия - 3 |
Испания - 8 |
Нидерландов -5 |
Ирландия - 3 |
Португалия -5 |
Люксембург - 2 | |
Швеция - 5 |
Исландия -1 | |
Швейцария -5 |
||
Табл. 4 Количество голосов стран- участниц Европейского Союза, учитываемых при согласовании вопросов на европейском уровне.
Функционирование внутреннего европейского рынка в значительной степени базируется на основе европейских стандартов.
Политикой европейских нормирующих комиссий является принятие за основу международных стандартов (преимущественно без изменений) при разработке европейских стандартов.
Европейские стандарты согласно регламенту европейских комиссий должны переводиться в национальные сборники стандартов стран-участниц Европейского Союза без изменений. При этом отменяются отличающиеся национальные стандарты.
Европейский комитет по стандартизации создан в Париже 25 марта 1961 году. В 1970 году была введена обязательная разработка европейских стандартов (EN).