Лекции по "Управление качеством"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 12:21, курс лекций

Описание работы

Лекция 1 Управление качеством, как специализированный вид управленческой деятельности.
Менеджмент качества является специализированным видом управленческой деятельности. К таким специализированным видам управленческой деятельности относятся: управление качеством, управление финансами, управление персоналом, управление проектами, управление инновациями, управление маркетингом и др. (см. Рис. 1).
Для достижения каждой поставленной цели определяется политика предприятия в данной сфере, разрабатывается комплекс мер воздействия на исполнителей и через них на средства производства.

Файлы: 1 файл

Конспект лекций по курсу «управление качеством» (1).doc

— 1.32 Мб (Скачать файл)

 

Стандартизация на уровне компаний, групп компаний распространяется только на продукцию, выпускаемую на конкретном предприятии или группе предприятий.  Стандарт разрабатывается предприятием со следующими целями:

  1. Установка и декларация повышенных требований по сравнению с требованиями, принятыми у конкурентов. 
  2. Регламентация внутренних требований, рационализация процессов и операций.
  3. Гарантии потребителям.

 

Национальные и отраслевые  стандарты. Национальные стандарты разрабатываются национальными органами по стандартизации (в Украине Госстандарт), Отраслевые стандарты разрабатываются соответствующими министерствами и ведомствами. Отраслевые стандарты разрабатываются на продукцию при отсутствии государственных стандартов или в случае необходимости установления требований, превышающих или дополняющих требования национальных стандартов. Стандартизация на национальном и отраслевом уровнях проводится со следующими целями:

  1. Обеспечение потребности общества в развитии за счет принятия единых требований на базе последних достижений науки и техники.
  2. Защита здоровья и жизни потребителей, охрана окружающей среды, защита отечественного товаропроизводителя.
  3. Принятие международных требований с целью устранения технических барьеров в торговле. 

 

Международные и региональные стандарты принимаются соответственно международными и региональными организациями по стандартизации. Международная стандартизация направлена на облегчение торговых и производственных отношений в мире , что особенно актуально при становлении глобальных международных рынков, таких, как Единый Европейский рынок, Северо-Американский рынок, Азиатско-Тихоокеанский рынок. Региональная стандартизация направлена на защиту интересов отдельного региона. В частности, стандартизация в Европе (региональная стандартизация) направлена на обеспечение потребностей Единого Европейского рынка.

 

В рамках государства хождение имеют  только национальные стандарты. Международный  или региональный стандарт не обязателен к включению в национальный сборник стандартов. Каждая страна решает вопрос  о принятии международного или регионального стандарта в качестве национального.

Гармонизированный стандарт - это национальный стандарт, который соответствует стандарту, разработанному международной или региональной  организацией по стандартизации.

 

Стандарты обязательного  и добровольного использования..

Выделяют стандарты обязательного  и добровольного использования.

Стандарты обязательного  использования содержат обязательные требования, регламентированные законом. От соблюдения предпринимателями обязательных требований стандартов зависит здоровье и безопасность потребителей, безопасность труда в процессе производства, охрана окружающей среды, совместимость продукции.  Кроме того, требования обязательных стандартов защищают потребителей от продукции низкого качества в тех случаях, когда на рынке нет конкурирующих предложений.  Обязательные  требования стандартов   подлежат   безусловному выполнению органами исполнительной государственной власти,  всеми предприятиями,  их  объединениями,  учреждениями,  организациями и   гражданами - субъектами предпринимательской деятельности, на деятельность   которых распространяется действие стандартов.

К обязательным требованиям относятся:

  • Требования, которые обеспечивают безопасность продукции для жизни, здоровья   и  имущества  граждан,  охрану   окружающей   среды.
  • Требования, которые обеспечивают совместимость  и  взаимозаменяемость продукции и   требования   к   методам   измерения этих показателей.
  • Требования техники безопасности  и гигиены труда в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами.
  • Метрологические  нормы,  правила,  требования   и   положения,   которые   обеспечивают достоверность и единство измерений.
  • Положения,  которые  обеспечивают   техническое   единство   во   время   разработки, изготовления, эксплуатации продукции.

 

Стандарты добровольного  использования содержат требования рекомендательного характера.  Заявление о соблюдении производителем продукции стандартов добровольного использования применяется для достижения следующих целей:

  • Усиление доверия к качеству продукции и расширение рынка сбыта.
  • Устранение конкуренции со стороны производителей, которые используют стандарты с более низкими требованиями.
  • Поддержки имиджа фирмы, обеспечение рекламы и увеличение объемов продаж.

 

Если производитель решил выпускать  продукцию (оказывать услуги) в соответствии с требованиями стандарта добровольного  использования, то после соответствующего заявления, стандарты добровольного  использования становятся обязательными к применению. Требование применять стандарты добровольного использования может быть оговорено контрактом. Отклонения от оговоренных контрактом требований стандартов ведет к разрыву контрактных взаимоотношений, потере репутации на рынке.   Таким образом, рекомендованные требования стандартов подлежат   безусловному выполнению, если:

  • Производителем /поставщиком/ продукции  сделано  заявление  о   соответствии продукции этим стандартам.
  • Эти требования включены в договоры на разработку,  изготовление   и поставку продукции;
  • Это предусмотрено действующими актами законодательства;

 Международная стандартизация.

Вопросами разработки, принятия и  издания международных стандартов занимаются международные организации  по стандартизации. Существуют две равноправные международные организации по стандартизации, различающиеся по областям деятельности:

  • ISO - Международная организация по стандартизации (International Standard Organization)
  • IEC - Международная электротехническая комиссия (International Electrotechnical Commission).

 

Международная электротехническая комиссия (IEC) была создана в 1906 году Лондоне  на конференции представителей 13 стран. Прообраз международной организации  по стандартизации (ISO) - международная федерация национальных ассоциаций по стандартизации была создана в 1926 году. Федерация была преобразована в комитет по координации стандартов при ООН в 1944 году, и затем в современную ISO в 1946 г. С созданием ISO, IEC присоединилась к ISO на автономных правах, сохраняя независимость в финансовых и организационных вопросах и сотрудничая на добровольных началах. В 1993 году были приняты изменения в структуре и организации работы ISO, направленные на ускорение разработки международных стандартов и совершенствование деятельности организации в связи с радикальными изменениями, происшедшими в экономических и политических сферах, а также возрастающими требованиями к международной стандартизации со стороны рынка.

Международные организации по стандартизации являются гражданско-правовыми объединениями согласно швейцарскому праву. Территориально секретариаты  IEC  и ISO находятся в Женеве в одном здании. По общим вопросам стандартизации ISO и IEC выступают согласованно. Интересы каждой отдельно взятой страны в области стандартизации выражены через ее официального представителя.

Подробную информацию о деятельности ISO, о международных стандартах в различных областях можно получить через Internet по адресу http://www.iso.ch/.

Международная организация по стандартизации

 Главная цель ISO заключается в разработке международных стандартов и активном благоприятствовании их добровольному принятию и использованию для достижения максимально возможного уровня эффективности промышленности и торговли во всем мире. 

 

 

 

Основные направления деятельности ISO.

  • Разработка и публикация международных стандартов во всех областях технической и экономической деятельности (за исключением электротехники и электроники).
  • Содействие принятию международных стандартов национальными системами стандартизации.
  • Международное сотрудничество.

 

Состав ISO:

В настоящее время членами ISO являются 120 стран, а ее деятельность связана  с  500  международными организациями. В число новых членов  ISO вошли  некоторые страны СНГ, в том числе  Белоруссия, Украина, Туркменистан и Узбекистан. В рамках ISO работает 185 технических комитетов. Основными органами ISO являются Генеральная ассамблея, Совет и Исполнительное бюро (комитет). На Рис. 14 представлена структура ISO и цветом выделены комитеты ISO, в которых Украина представлена Госстандартом.

 

Рис. 14 Структура ISO

 

Совет (см. Рис. 14) состоит из 18 представителей комитетов-членов. Пять из них назначаются автоматически из числа тех,  кто занимает первые  пять  мест в ранжировании состава ISO.  Сейчас это DIN (Германия),  AFNOR (Франция), ANSI (США), BSI (Великобритания), JISC (Япония).  Остальные 13 членов Совета избираются на Генеральной ассамблее ISO сроком на 2 года.  Секретариаты технических органов ISO  ведут 34 страны  (Германия - 20% секретариата, Великобритания - 18%, США и Франция по - 13% ).

Ведущие фирмы стремятся  обладать секретариатами в своей  области, не считаясь с финансовыми  затратами,  что позволяет им превращать свои национальные стандарты в международные  с теми требованиями ,  которые  эти фирмы уже освоили и, таким  образом,  достигается выгодное для них участие в международном разделении труда.

Международная электротехническая комиссия (IEC)

Главная цель IEC заключается в разработке международных стандартов в сфере  электротехники и электроники и  активном содействии их добровольному принятию и использованию. 

 

Состав IEC:

Членами IEC является 41 национальный комитет. В качестве таких национальных комитетов  выступают национальные организации  по  стандартизации. Это, в основном, промышленно развитые страны,  а  также ряд развивающихся стран. В этих странах проживает  80%  населения земного шара, потребляющего 95%  мирового производства электроэнергии и использующего почти 90% всех выпускаемых изделий электроники и электротехники.

 

Структура технических органов IEC такая же,  как и ISO, то есть технические  комитеты (ТК) , подкомитеты (ПК) , рабочие группы (РГ). В IEC действует свыше 85 ТК , 114 ПК и более 600 РГ. В деятельности каждого ТК принимает участие в среднем от 15 до 25 стран.

Значительное большинство ТК и  ПК возглавляют  европейские страны и прежде всего Франция, Германия, Великобритания, входящие в Европейский Союз (ЕС), что имеет важное техническое, торговое и экономическое преимущество для этих стран.

Европейская стандартизация

Цели европейской стандартизации
  • Согласованность национальных стандартов в странах- участницах Европейского Союза
  • Единое принятие странами- участницами ЕС международных стандартов
  • Разработка единых европейских стандартов в тех областях, где не приняты международные стандарты.

 

Решение вопросов стандартизации  в рамках  ЕС  осуществляется равноправными европейскими организациями по стандартизации, отличающимися по области деятельности:

  • СЕN - Европейский комитет по стандартизации (Comite europeen de normalisation);
  • CENELEC - Европейского комитета по стандартизации в электротехнике (Comite europeen de normalisation en electrotechnique).

 

Европейские организации по стандартизации, как и соответствующие международные  организации по стандартизации являются гражданско-правовыми объединениями  согласно бельгийскому или французскому  праву. Каждая страна имеет только одного официального представителя, который выражает все интересы этой страны в области стандартизации. При согласовании на европейском уровне (в особенности при принятии европейских стандартов) представители имеют голоса, взвешенные в соответствии с их экономическим уровнем. Количество голосов каждой страны Европейского союза представлено в Табл. 4 . Таким же количеством голосов страны Европейского Союза обладают в Совете Министров Европейского Союза - законодательном органе ЕС. Предписания совета министров Европейского Союза равносильны законам государств-партнеров. В него также входят по одному представителю от каждого из 18 правительств.

 

 

Франция -10

   

Германия - 10

Австрия - 5

 

Великобритания -10

Бельгии -5

Дания - 3

Италия - 10

Греция -5

Финляндия - 3

Испания - 8

Нидерландов -5

Ирландия - 3

 

Португалия -5

Люксембург - 2

 

Швеция - 5

Исландия -1

 

Швейцария -5

 
     

 

Табл. 4 Количество голосов стран- участниц Европейского Союза, учитываемых  при согласовании вопросов на европейском уровне.

 

Функционирование внутреннего  европейского рынка в значительной степени базируется на основе европейских  стандартов.

Политикой европейских  нормирующих комиссий является принятие за основу международных стандартов (преимущественно без изменений) при разработке европейских стандартов.

Европейские стандарты  согласно регламенту европейских комиссий должны переводиться в национальные сборники стандартов стран-участниц Европейского Союза без изменений. При этом отменяются отличающиеся национальные стандарты.

Европейский комитет по стандартизации (CEN)

Европейский комитет по стандартизации создан в Париже 25 марта 1961 году. В 1970 году  была  введена обязательная разработка европейских  стандартов (EN).

Информация о работе Лекции по "Управление качеством"