Лекции по "Управление качеством"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 12:21, курс лекций

Описание работы

Лекция 1 Управление качеством, как специализированный вид управленческой деятельности.
Менеджмент качества является специализированным видом управленческой деятельности. К таким специализированным видам управленческой деятельности относятся: управление качеством, управление финансами, управление персоналом, управление проектами, управление инновациями, управление маркетингом и др. (см. Рис. 1).
Для достижения каждой поставленной цели определяется политика предприятия в данной сфере, разрабатывается комплекс мер воздействия на исполнителей и через них на средства производства.

Файлы: 1 файл

Конспект лекций по курсу «управление качеством» (1).doc

— 1.32 Мб (Скачать файл)

Состав CEN.

Членами CEN являются национальные  организации  по стандартизации 18 стран. Это - закрытая организация. Страны - члены CEN признают приоритет международной  стандартизации в рамках ISO и IEC.

Область деятельности.

Работа по стандартизации в CEN  основывается во многом на результатах, достигнутых  в ISO, или дополняет их.  Кроме  европейских стандартов, CEN рассматривает  также и принимает документы  по гармонизации и предварительные  стандарты. Документы по  гармонизации  являются  наиболее простой формой устранения технических барьеров в торговле между  этими  странами. Они отличаются от европейских стандартов тем, что  отражают  суть административных и правовых норм, которые могут  мешать  развитию торговых отношений. Эти документы отличаются также и по  процедуре их принятия членами CEN. Главное их  назначение - обеспечение единообразия применения международных стандартов (ISO) в странах ЕС. Предварительные стандарты разрабатываются в случаях, когда уровень инноваций высокий, быстро изменяются технологии, возможно быстрое изменение показателей и требований, а также, когда  требуется длительный период  для  согласований и принятия стандартов. Такие стандарты имеют ограниченный срок действия - до 3-х лет.

Административная работа выполняется  Центральным секретариатом, который  находится в Брюсселе  и  согласно  бельгийскому законодательству оформлен как научно-техническая некоммерческая организация.

 

 

 

Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (CENELEC)

Европейский комитет по стандартизации  в  электротехнике создан в 1972 г. Членами CENELEC являются Национальные электротехнические комитеты 17 европейских государств. Все они являются одновременно членами IEC. Высшим органом CENELEC является Генеральная ассамблея, в которой представлены национальные организации по стандартизации, правительственные органы стран-членов Европейского Союза, Европейское экономическое  сообщество, Европейская ассоциация свободной торговли. Функции структур, ответственных за стандартизацию, такие же, как в СЕN. Центральный секретариат находится в Брюсселе, в одном здании в СЕN. Официальные языки - английский, французский и немецкий.

 

Европейская и международная стандартизация- отличительные особенности.

Наиболее высокие уровни стандартизации - международный и европейский. Они направлены на решение глобальных задач: устранение технических барьеров в торговле, облегчение взаимного обмена передовыми технологиями, межгосударственное экономическое сотрудничество. В это же время задачи европейской стандартизации сфокусированы на достижение конкретных целей, связанных с объединением Европы. Отличительные особенности международной и европейской стандартизации представлены в Табл. 5.

 

Международный уровень

Европейский уровень

Цели стандартизации

Облегчение обмена товарами и услугами во всем мире. Содействие международному сотрудничеству во всех областях.

Развитие внутреннего европейского рынка, Устранение технических барьеров свободному перемещению товаров и услуг внутри европейского рынка.

Организации по стандартизации:

ISO - Международная организация  по стандартизации 

IEC - Международная электротехническая  комиссия 

СЕN - Европейский комитет по стандартизации

CENELEC - Европейский комитет по стандартизации в электротехнике.

Гармонизация стандартов

Национальная организация может либо принять в национальный сборник стандартов международный стандарт полностью, либо как основу, или выпустить отличающийся стандарт.

Европейские стандарты должны обязательно переводиться в национальные сборники стандартов стран-участниц Европейского Союза без изменений, отменяя отличающиеся национальные стандарты.


 

Табл. 5 Сравнительная таблица отличительных особенностей европейской и международной стандартизации.

Лекция 5. Общие сведение о стандартах ISO серии 9000.

Этапы стандартизации требований к  обеспечению и управлению качеством.


В соответствии с принципом отражения  качество продукции обеспечивается качеством выполнения каждого из элементов петли качества и качеством организационно- управленческой системы. Элементы петли качества: маркетинг, проектирование продукции, разработка процессов, закупки, производство и предоставления услуг, проверка, паковка и складирование, сбыт и продажа, монтаж и сдача в эксплуатацию, эксплуатация, техническая помощь и обслуживание, утилизация или вторичная переработка по истечении срока эксплуатации. Система качества может охватывать различные элементы петли качества и обязательно охватывает организационно- управленческую систему.

 

Стандарт на систему  качества - это стандарт, в котором установлены требования к системе качества, которая может охватывать различные элементы жизненного цикла продукции (петли качества). Стандарты на системы качества применяют в ситуациях, когда предприятие, организация или учреждение должно обеспечить стабильное соответствие продукции определенному уровню требований.

 

Этапы стандартизации требований к обеспечению и управлению качеством.

Первый сборник стандартов, содержащих требования к обеспечению и управлению качеством появился после второй мировой войны для поставщиков военной промышленности.  В 60-е годы этот сборник требований военной направленности стал использоваться в гражданской промышленности, в первую очередь, при производстве самолетов и автомобилей, а также в машиностроительной промышленности. В это время стандарты на обеспечение качества были на уровне внутреннего стандарта компаний либо групп компаний (см. Рис. 15). В конце 70-х начались работы, прежде всего в Великобритании, а так -же в других европейских странах (Швейцария и Нидерланды) по формулированию внешнего национального стандарта обеспечения качества. Британские стандарты BS 5750 были приняты в 1979 году и стали базовыми при разработке международных стандартов, содержащих требования к обеспечению качества и управлению качеством. Начиная с 1979 года стандартизация в сфере обеспечения качества вышла на уровень принятия национальных стандартов в ряде ведущих стран.

В 1987 году Международная организация по стандартизации ISO разработала и приняла серию стандартов ISO 9000, взяв за основу британские стандартов BS 5750. Первый регион, осознавший важность этого продвижения, - Европа, - внедрил стандарты ISO, ввел сертификацию на соответствие этим стандартам и провозгласил ее в качестве стратегии устранения преград свободной торговли. Уже в 1987 году каждая страна- член Европейского сообщества (ЕС) и Европейской ассоциации свободного обмена (ЕАСО) (Германия, Австрия, Бельгия, Дания, Испания, Финляндия, Франция, Греция, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Норвегия, Нидерланды, Португалия, Великобритания, Швеция и Швейцария) взяла обязательство применять эти стандарты в своей собственной стране. В ноябре 1987 года стандарты серии ISO 9000 были приняты Европейским комитетом по стандартизации и введены в виде европейских стандартов EN серии 29000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению». Сразу же после утверждения стандарты ISO 9000 получили широкое распространение практически на всех континентах земного шара.

 

Рис. 15 Этапы и уровни стандартизации в области управления качеством.

 

Интересен опыт Японии в этом вопросе. Принимая участие во всех заседаниях ISO/TK 176, Япония не вводила стандарты ISO 9000  в связи с тем, что стандарты серии ISO 9000 отображают минимальный уровень требований к системам качества. Японские системы качества находятся на гораздо более высоком уровне, о чем свидетельствует качество японских товаров. Однако невыполнение требований привело к некоторым трудностям в торговле на рынке ЕС, и в 1991 году Япония ввела у себя стандарты ISO 9000 в качестве национальных стандартов.   

В 1994 году в области управления и обеспечения качества появились стандарты новой серии - QS 9000. Стандарты выпущены тремя автомобильными компаниями - Дженерал Моторз, Форд и Крайслер. Наряду с требованиями, имеющимися в стандартах серии ISO 9000, стандарты QS 9000 содержат ряд дополнительных требований, специфических для автомобильной промышленности. Все поставщики большой автомобильной тройки должны соответствовать требованиям стандартов QS 9000.

После выхода в 1987 г. стандартов серии ISO 9000 каждые четыре года организацией ISO принимаются новые редакции этих стандартов.

В Украине стандарты серии ISO 9000 были приняты, как национальные (ДСТУ ISO 9000) в 1995 году.

 

Значение стандартизации требований к обеспечению и управлению качеством.

Стандарты ISO серии 9000 включают требования общего характера. Они могут быть использованы любым предприятием, независимо от отраслевого производственного сектора. Общая структура систем качества, изложенная в них, универсальна. Поэтому в настоящее время их используют предприятия и организации самых различных сфер деятельности. Построение и сертификация систем качества по требования международных стандартов ISO серии 9000 представляет интерес для потребителей, производителей и общества в целом. Рассмотрим значение сертификации систем качества для каждой отдельной категории.

 

Значение сертификации систем качества для потребителей.

Наличие сертификата на соответствии требованиям стандартов ISO серии 9000 обозначает четкое соответствие всем оговоренным требованиям. Потребитель  может быть уверен в отсутствии брака и неизменности технических характеристик на протяжении всего срока эксплуатации изделия. На практике это означает, что продукция сорта А действительно соответствует требованиям к сорту А, а продукция сорта В соответствует требованиям к сорту В. В области услуг можно привести примеры, когда сертификация системы качества гостиницы дает гарантию того, что уровень обслуживания четко соответствует классу гостиницы, либо сертификация системы качества банка дает гарантию четкости и безошибочности банковских операций.

Сертификат на систему качества для потребителя, который использует продукцию для дальнейшего производства, означает гарантию качества закупок. В  этом случае потребителю не требуются  проведение входного контроля  закупаемой продукции, и выполняется условие обеспечения качества закупок для своей системы качества. 

 

Значение сертификации систем качества для производителей.

Сертификат на систему качества открывает рынок потребителей с  высокими требованиями к качеству. Наличие сертификата на систему качества стало обязательным условием многих тендеров. Производители высококачественной продукции выдвигают обязательным условием закупок наличие у поставщика сертификата на систему качества.

Значение системы качества, сертифицированной  по требованиям стандартов ISO серии 9000, для сотрудников проиллюстрировал опрос, проведенный профессорами Уэльского университета Д. Грювэлом и А. Берсфордом. Опрос был проведен на уровнях рабочих и управленцев, с целью выявления мнения о влиянии системы качества на деятельность компании. Характерным был ответ одного из рабочих крупнейшей компании Уэльса по грузовым автомобильным перевозкам «Джон Раймонд». Он сказал: «Поскольку компания добивалась сертификации своей системы качества, мы должны были разобраться в целях и задачах нашей работы и каким стандартам необходимо следовать, чтобы достичь этих целей. Я бы не хотел возвратиться в период до ISO 9000, поскольку сегодня все задачи изложены открыто и описаны в наших инструкциях». Руководители в большинстве отмечали, что построение системы качества по требованиям стандартов ISO серии 9000 - это изначально большая дополнительная работа и дополнительные проблемы, но спустя два года после сертификации система качества стала работать как двигатель и только иногда требует регулировки.

 

Значение сертификации систем качества для общества.

Распространение процесса сертификации систем качества по требованиям стандартов ISO серии 9000 ведет к формированию единых требований в мире к обеспечению  качества продукции. Результатом такого процесса является упрощение торговых и промышленных связей в условиях становления единых глобальных рынков. Особое значение это имеет для объединенной Европы. Европейским Союзом в настоящее время приняты: единые требования к безопасности продукции (знак СЕ ), единые требования к обеспечению качества продукции (стандарты ЕN серии 29000 на базе стандартов ISO серии 9000), единые требования к процедурам сертификации и аккредитации (восемь модулей оценки соответствия), единые требования к испытательным лабораториям, органам по сертификации и аккредитации (стандарты ЕN серии 45000).

 

Сертификация систем качества по требованиям  стандартов ISO серии 9000 имеет принципиальное значение для стран, завоевывающих  международный и европейский  рынки, к которым относится и Украина. После принятия стандартов ISO серии 9000 в качестве национальных в Украине пошел процесс построения и сертификации систем качества. Первым предприятием на Украине, на котором в 1994 году была построена и сертифицирована система качества по требованиям международного стандарта ISO 9001, был Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ). Необходимость проведения сертификационных работ была вызвана ориентацией предприятия на быстрое и качественное удовлетворение потребностей потребителя и значительное увеличение в производственной программе доли экспортных поставок в дальнее зарубежье.  В качестве независимого авторитетного эксперта системы качества было выбрано германское общество технического надзора TUV NORD, город Гамбург. Действующая на заводе система обеспечения качества была переработана в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001. Было разработано «Руководство по качеству» и переработаны многие стандарты предприятия. Сертификат на систему качества был выдан германским сертификационным обществом TUV CERT - организацией, зарегистрированной в мировом сообществе, эксперты которой работают более, чем в 125 странах мира, а филиалы расположены на всех континентах земли. Сертификация системы качества АО «Новокраматорский машиностроительный завод» обеспечила выход на внешний рынок и позволила увеличить объемы экспортных поставок на 50-60%. После сертификации системы качества были подписаны контракты с авторитетными западными партнерами, такими как SMS Шлеман-Зимаг, Манесман-Зимаг, Эко-Шталь в Германии, «Фест-Альпине» в Австрии, «ТАБАНИ» в Пакистане, «СНТС» в Китае, металлургическими комбинатами «БОКАРО» и «БХИЛАРИ» в Индии , а также с многими предприятиями в городах СНГ.  В настоящее время предприятие имеет налаженный рынок сбыта и стойкие конкурентные позиции, экспортирует продукцию в 49 стран мира, среди которых Япония, Германия, Франция, Италия, Канада. Больше чем 70% листового проката в странах СНГ вырабатывается на оборудовании с маркой НКМЗ. Предприятие участвует в реализации социальных программ города Краматорск.

Информация о работе Лекции по "Управление качеством"