Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 20:49, курсовая работа
Цель работы:
1. Познакомится с процедурой оценки и отбора проектов (про¬ектных предложений).
2. Получить практические навыки в оценке:
- технической обоснованности (целесообразности) проекта;
- рыночной (коммерческой) обоснованности и конкурентоспособ¬ности проекта;
- экономической целесообразности проекта.
Введение
Тема 1. Оценка альтернатив и отбор наиболее эффективных проектов и выполняемых тем НИОКР
1. Технический анализ
2. Коммерческий анализ
2.1. Сегментация рынка и выбор целевого сегмента
2.2. Оценка конкурентоспособности изделия
2.3. Прогнозирование доли рынка и объема потенциального
сбыта изделия
3. Финансовый анализ
3.1. Прогнозируется себестоимость и цена продукции
3.2 Оценка валового объема продаж за ЖЦИ
3.3. Расчет величины начальных капиталовложений
3.4. Расчет текущих (оперативных) затрат на производство и маркетинг
3.5. Определение валового объема прибыли и построение диаграммы движения денежных средств
3.6. Расчет оценочных финансовых критериев проекта и оценка его целесообразности
Тема 2. Планирование хода выполнения проекта. Определение цели и разработка программы. Определение трудовых ресурсов. Разработка календарных графиков реализации проектов
2.1. Расчет трудоемкости выполнения отдельных работ и этапов технической подготовки
2.2. Расчет численности специалистов, необходимых для выполнения работ
2.3. Определение календарных сроков реализации проектов
Тема 3.Оценка хода выполнения и управление работами над проектом
Список литературы
Вывод: исследуемое изделие неконкурен
2. Коммерческий анализ
Имеет своей целью оценку возможного спроса и конкурентоспособности продукции проекта на потенциальных рынках сбыта.
2.1. Сегментация рынка и выбор целевого сегмента
Выполняется сегментация рынка по функциональным параметрам продукции и выбор целевого сегмента.
При сегментации рынка по продукту на стадии разработки нового изделия, проводятся следующие мероприятия:
а) определяются технические и экономические параметры нового изделия, отражающие систему потребительских предпочтений и запросов (табл. 2);
б) выделяются группы потребителей, каждая со своим набором запросов и предпочтений
в) проводится ранжирование параметров нового изделия по степени их значимости для потребителей. При этом каждый параметр должен получить количественную оценку в баллах, отражающую их важность для потребителей:
3 - очень важный фактор,
2 - важный фактор,
1 - маловажный фактор,
0 - незначительный фактор.
При переходе от численного значения параметра к его бальной оценке используется табл.1.5.
г) составляется функциональная карта для исследуемого изделия, которая позволяет выявить, какие именно параметры могут быть привлекательны для потребителя: на какой сегмент рынка рассчитано данное изделие, какие его функциональные параметры нужно усовершенствовать с тем, чтобы они отвечали запросам покупателей (пример функциональной карты см. Ф.1.3)
д) проводится анализ функциональной карты с целью определения целевых сегментов рынка для исследуемого изделия.
Запросы потребителей в целевом сегменте, выраженные в баллах не должны превышать соответствующих оценок исследуемого изделия; параметров изделия, которые нуждаются в доработке для повышения конкурентоспособности.
Функциональные параметры |
Сегменты рынка по группам покупателей |
Исследуемое изделие | |||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Мощность Кол-во операций Ресурс работы Цена |
2 3 2 3 |
3 2 3 1 |
2 2 3 2 |
3 1 2 2 |
3 3 2 1 |
Целевой сегмент |
+ |
2.2. Оценка конкурентоспособности изделия
Расчет осуществляется в следующей последовательности :
а) определяется сводный индекс конкурентоспособности изделия по техническим параметрам (Jтп) в соответствии с методикой п.1.
Для сравнения используются лучшие образцы аналогичной техники.
Для упрощения полагаем Jтп = kИ = 0,932
б) определяется сводный индекс конкурентоспособности изделия по экономическим параметрам (Ф. 1.4)
где fj- доля j - х издержек в цене потребления;
lj- индекс затрат для анализируемой модели относительно изделия – конкурента.
где Цn - цена потребления, включающая все эксплуатационные затраты.
где Сnj , Сkj – величина j издержек в исследуемом и конкурирующих ихделиях, руб.
В данном случае n=3 (параметры с 9-го по 11-й в табл. 2)
Форма 1.4
Расчет показателя конкурентоспособности по экономическим параметрам
Показатель |
Сnj |
fj |
Ckj |
lj |
fj * lj |
АмортизацияРасходы на топливо Расходы на ТО и ремонт |
16,6 24 6,0 |
0,356 0,515 0,129 |
11 24 5,0 |
1,51 1 1,2 |
0,538 0,515 0,155 |
Цена потребления |
46,6 |
JЭП = |
1,208 |
Вывод: исследуемое изделие №5 неконкурентоспособно в сравнении с изделиями-конкурентами № 1 и №10 по экономическим параметрам.
в) определяется интегральный показатель конкурентоспособности (потребительский эффект на единицу затрат)
Вывод: исследуемое изделие неконкурен
2.3. Прогнозирование доли рынка и объема потенциального
сбыта изделия
Потенциальную долю рынка в i - м целевом сегменте, для которого у исследуемого изделия имеются сравнительные преимущества перед конкурентами, можно определить по формуле
где bi - показатель престижа фирмы в баллах i-го конкурента (табл. 2):
bn - то же для предприятия, производящего новое изделие;
m - соотношение между спросом и предложением (полагаем m = 1).
Потенциальный объем сбыта разрабатываемого изделия определяется по формуле:
Nпс = 350000×0,220 = 77000 шт.,
где di - емкость (объем спроса) i - го целевого сегмента.
3. Финансовый анализ
Осуществляется в следующей последовательности:
3.1. Прогноз себестоимости и цены продукции
Уровень издержек на производство изделия определяется по формуле:
Sn = М + 30(1 + (Кц + kX3)/100)-(l + kcc/100),
где М - расходы на материалы и комплектующие, млн.р. (табл. 1.1)
М= 0,87 млн.р.
ЗО – расходы на заработную плату основных производственных работ, млн.р. (табл.1.1); З0 = 0,3 млн.р.
KЦ – доля цеховых расходов, % (КЦ = 120 %);
KЭ – доля общезаводских расходов, % (Кэ = 70 % );
КСС – отчисления на социальное страхование,% (КСС = 40 % )
а) Рассчитываются варианты цен по различным методикам :
а) по данным опроса (Ф.1.5 ) рассматриваются различные варианты цен и определяется текущая прибыль с учетом объема спроса и доли рынка, на которую претендует фирма.
При этом величина прибыли определяется по формуле :
P = Д – Нд с- S n* N пc
где Д = Ц * N пc – валовый объем продаж ;
N пс = d * В – потенциальный объем сбыта при данном уровне цены (табл.1.4 );
Н Д С– налог на добавленную стоимость. (не учитываем)
Расчет текущей прибыли
Цена млн.р. |
Объм спроса, шт. d |
С учетом доли рынка, шт. Nпс |
Валовый доход ; млн.руб. Д |
Суммарн. издержки Sп*Nпс |
Прибыль,
P |
1 |
2 |
3 |
4=1х3 |
5 |
7=4 - 5 |
1,9 2,1 2,3 2,5 |
100000 93000 77000 69000 |
22100 20553 17017 15249 |
41990 43161 39139 38123 |
46145 42915 35531 31840 |
4155 246 3608 6283 |
Максимальную текущую прибыль фирма получит при ЦС = 2,5 млн. р.
б) Определение цены на основе технико-экономических показателей и конкурентоспособности изделий при сравнении с разными изделиями-конкурентами.
где Ц0 – цена базового изделия ( конкурента табл. 1.3 )
ri – значимость i – го параметра (Ф.2 )
Риi, Ркi – значение наиболее важного эксплуатационного параметра в исследуемом изделии и изделии-конкуренте соответственно.
в данном случае это «число выполняемых операций» и «надежность».
При условии Ри=Рк выбирают очередной по степени важности параметр.
в) Определение цены из условия возмещения издержек производства
где РН – средняя норма прибыли на данном рынке (20 % ) ;
CНДС – ставка налога на добавленную стоимость ( 20 % )
Устанавливается окончательная цена ( как арифметическое среднее )
3.2 Оценка валового объема продаж за ЖЦИ
Коммерческое планирование и оценка целесообразности развертывания выпуска нового изделия предусматривает учет возможных доходов и расходов , определении прибыли, поступлении наличных денег, в оценке относительных финансовых критериев проекта. Такая оценка делается на весь жизненный цикл изделия (ЖЦИ) или на период стратегического планирования.
Осуществляется на основе прогноза динамики объема сбыта (Nгс) и уровня цен (Ц г ) по годам ЖЦИ. Годовой объем продаж определяется по формуле
где - прогнозируемая динамика в % по годам соответственно величины сбыта и уровня цены (см. Ф.1.6)
Nnc – потенциальный объем годового сбыта ( задание 1 ),
Ц0К - окончательно установленная цена изделия (задание 2);
Показатель |
Годы |
Итого | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
Динамика сбыта по годам ЖЦИ, % |
30 |
50 |
100 |
100 |
40 |
|
Прогноз сбыта изделия, тыс.шт. |
23100 |
38500 |
77000 |
77000 |
30800 |
246400 |
Динамика цены изделия в % от начального уровня |
100 |
100 |
90 |
90 |
85 |
|
Цена , тыс. руб. |
2,682 |
2,682 |
2,414 |
2,414 |
2,280 |
|
Валовый объем продаж, млн. руб. (Дг) |
61954 |
103257 |
185878 |
185878 |
70224 |
607191 |
3.3. Расчет величины начальных капиталовложений
Прогноз обшей стоимости инвестиций на НИОКР, маркетинг и развертывание производства может быть выполнен на основе постоянного отношения к сумме оборота или прибыли за ЖЦИ.
где аК - доля расходов на НИОКР и развертывание производства в % от объема продаж (4 % - 6 %). Принимаем 5%.
Составляющие начальных затрат рассчитываются в Ф.1.7.
Форма 1.7
Состав начальных затрат
Наименование |
Доля. % от КН |
Сумма, млн.руб |
1.Прикладные исследования |
5 |
1518 |
2. Прикладные разработки (конструкция, технология) |
15 |
4554 |
3. Вложено в оборудование и оснащение |
58 |
17609 |
4. Вложения в оборотные
средства и налаживание |
10 |
3036 |
5. Маркетинговые исследования, расходы на рекламу и развертывание сбытовой сети |
12 |
3643 |
3.4. Расчет текущих (оперативных) затрат на производство и маркетинг
Годовые расходы на производство определяются по формуле:
где Sn - производственная себестоимость изделия (задание 2).
Расходы на маркетинг можно определить по формуле:
где αмj - доля затрат на маркетинг по j - ой статье в % от объема продаж
(на рекламу - 2 % , оплату сбыта - 3%, на стимулирование сбыта -1,5 %).
Расчет выполняется в Ф.1.8
Форма 1.8
Расчет текущих затрат, млн. руб.
Наименование |
Годы |
Всего за пять лет | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
На производство |
2,088* 23100= 48233 |
2,088* 38500= 80388 |
2,088* 77000 =1607756 |
2,088* 77000= 1607756 |
2,088* 30800= 64310 |
52740 |
На маркетинг: -на рекламу -на сбыт -на стимулирование сбыта |
1239 1859 929 |
2065 3098 1549 |
3718 5576 2788 |
3718 5576 2788 |
1404 2107 1053 |
12144 18216 9107 |
Итого: |
4027 |
6712 |
12082 |
12082 |
4564 |
39467 |
Всего текущие затраты |
52260 |
87100 |
172858 |
172858 |
68874 |
553950 |