Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 10:41, курсовая работа
Нельзя переоценить значимость систем управления в достижении целей и решении задач, стоящих перед организациями. Специалистам в области менеджмента, в связи с этим, необходимо иметь знания, умения и навыки по их исследованию.
Введение………………………………………………………………….………………..3
Основная часть…………………………………………………………………………….5
1. Формальные методы исследования систем управления ………………………….....5
2. Экспертные методы исследования систем управления……………………….........14
3. Социологическое исследование на предприятии. ………………………………….22
Заключение………………………………………………………………........................42
Глоссарий………………………………………………………………….......................43
Список использованных источников …………………………….…………………….46
Приложения………………………………..……………………………………………..48
Сообразуясь с целями генерального направления развития предприятия, складывается система целей, вмещающая соответствующие целевые показатели для каждого подразделения. Разнообразие и количество целей управления влечет за собой вывод о необходимости комплексного, системного подхода к определению их состава. Модель, в которой цели разного уровня управления упорядочены в единую комплексную систему носит название "дерево целей".
Рассмотрим последовательно
• Назначение в качестве вершины дерева одной общей цели организации. Заметим, что на определенном временном этапе не должно быть несколько общих целей. Выбранная цель определит конечный результат деятельности и эффективность результата.
• Далее, следует формирование уровней по направлениям деятельности (иначе - декомпозиция целей). Каждый последующий уровень создается, чтобы помочь достижению целей более высокого уровня.
• Каждая "ветвь" дерева отражает не способ достижения цели, а конечный результат, соответствующий определенному показателю.
• Соблюдение независимости (параллельности) подцелей одного уровня декомпозиции между собой.
Иерархия целей обусловлена
структурой предприятия и ее особенностями.
Количество уровней декомпозиции и
сложность дерева целей прямо
пропорционально сложности
Градацию уровней иерархии целей можно выполнить на основе функционального принципа управления, а также по товарно-рыночному принципу. Разбивка связана с группировкой по содержанию деятельности: производство, управление персоналом, маркетинг, финансовая сфера.
Разграничение подразделений в данном случае проводится исходя из единства выполняемых функций. В случае организации по товарно-рыночному принципу сотрудники группируются по принципу совместного производства какого-либо товара, по обслуживанию определенной категории потребителей либо области географического рынка.
Для предприятия, организованного
с помощью функционального
При построении системы целей требуется оценка конфликтности целей, так как в процессе их реализации возникают противоречия, которые влекут за собой дисбаланс всего "дерева целей".
Методы подготовки и согласования представлений о проблеме или анализируемом объекте, выполненных в письменном виде, трактуются как сценарии. На первых порах этот метод содержал подготовку текста, излагающего логическую последовательность событий, а также вероятные варианты решения проблемы, представленные на оси времени. Позже упразднили обязательное требование временных координат, и теперь сценарием обозначают любой документ, анализирующий рассматриваемую проблему и включающий предложения по ее решению либо усовершенствованию системы, безотносительно от формы представления. Сложилась практика, при которой предложения для подобных документов вначале подготавливаются экспертами индивидуально, а затем компонуется согласованный текст.
Сценарий включает в себя содержательные
рассуждения, гарантирующие не упустить
детали, которые не учла формальная
модель (заметим, что это основная
роль сценария), наряду с этим результаты
количественного технико-
По типу сценариев разрабатывались прогнозы в реальном секторе экономики. Как разновидность сценариев приведем комплексные программы научно-технического прогресса, включая его социально-экономические последствия.
Специалисты по системному анализу при подготовке сценария призваны помочь привлекаемым специалистам соответствующих предметных областей обнаружить общие закономерности системы; проанализировать внешние и внутренние факторы, от которых зависит ее развитие и конкретизация целей. Следующим этапом проходит выявление источников вышеуказанных факторов; анализ выступлений авторитетных специалистов в СМИ, научных публикациях и электронных ресурсов. Далее создаются вспомогательные информационные фонды, в электронном виде, способствующие решению соответствующей проблемы.
Понятие сценария все больше развивается в направлениях областей применения, а также расширяется диапазон форм представления и методов их разработки. Например, в сценарий вводятся количественные параметры и назначаются их взаимозависимости, разрабатываются методики подготовки сценария с использованием ЭВМ, методика целевого управления подготовкой сценария.
Сценарий дает возможность получить предварительное представление о проблеме либо о системе в случаях, когда невозможно сразу построить ее формальную модель. При этом сценарий остается текстом со всеми присущими недостатками (наличие синонимов, омонимов, парадоксов). В силу этого присутствует возможность неоднозначной его трактовки разными специалистами. Принимая во внимание вышеизложенное, сценарий является основой для разработки формализованной интерпретации системы или решаемой проблемы.
Одним из новых эффективных методов овладения новыми знаниями, методами хозяйствования и управления, выступают деловые игры. Деловыми играми называют метод имитации, который используется для принятия управленческих решений в различных ситуациях посредством игры по определенным правилам группы специалистов (либо человека и компьютера). С помощью деловой игры через моделирование и имитацию процессов производится анализ, решаются сложные практические задачи, формируется мыслительная культура, повышается качество управления, мастерство общения, возрастает компетентность принятия решений, расширяется спектр инструментов менеджмента. В дополнение к вышеперечисленному, деловые игры являются средством анализа систем управления и подготовки специалистов.
Разработка деловой игры начинается с четкого определения ее предназначения. Вторым этапом проводится формирование схемы игры и основных ее правил. В обозначенной схеме функционирования максимально точно отражают опыт работы реальных систем, уделив повышенное внимание структуре системы, функциям подсистем и цели системы в комплексе, на набор управляющих воздействий и т.д. Укажем на сложность построения модели исследуемой ситуации, которая состоит в том, что приближение к наиболее полному отражению исследуемой ситуации влечет за собой излишнюю детализацию модели. Информационное обеспечение построенной модели заметно усложняется. Как результат, мы имеем увеличение времени, затрачиваемого на игру, появляются затруднения в понимании происходящих процессов. И как следствие, в итоге эффективность проведения игры падает. Предотвратить развитие событий такого рода возможно, если не упускать из центра внимания конкретную цель проектируемой игры. Наряду с этим, ситуации, анализируемые в игре, не могут быть упрощены настолько, чтобы поиск оптимального решения произошел непосредственно без тщательного анализа протекающих процессов. Безусловно, полученные при анализе хозяйственной деятельности результаты будут неосновательными.6
Правила игры должны включать в себя определение методов оценки, в какой степени достигнуты цели игры. В случае, когда в деловой игре моделируется система, в которой цели формируются в качественном представлении, либо в количественном выражении весьма проблематично отразить связь степени достижения цели с истинными возможностями подсистем, то в формулировке игры следует тщательно разработать методы оценки степени достижения цели.
Из практики разработки и реализации деловых игр можно сделать вывод о целесообразности описания деловой игры в виде последовательности этапов. Приведем описание игры из девяти этапов:
1. Общая характеристика положения дел в организации;
2. Описание проблемной ситуации;
3. Определение целей игры;
4. Сбор информации об особенностях работы в данной организации для того, чтобы максимально приблизить игровые условия к реальности;
5. Формулировка задачи центра, участников игры;
6. Создание формальной модели;
7. Анализ формальной модели;
8. Разработка сюжета, определение процедур, прописывание ролей, вырабатывание системы оценки действий игроков, подсчета набранных очков, составление тайминга игры;
9. Анализ результатов, процедура подведения итогов игры для ее участников.
(наравне с этим термином
При осуществлении социологического исследования пользуются как общенаучными методами, так и специфическими.
Социологические исследования бывают:
теоретическими (то имеюсь
основанные на применении и апробировании
безусловных социологических
солидными (ориентированными на выявление универсальных связей и отношений) и прикладными (ориентированными на решение узкого круга реалистичных загвоздок);
сплошными (когда обследуется целая генеральная совокупность) и выборочным (проводимое на базе безусловной выборки из генеральной совокупности).
В базе социологического исследования лежит его программа. Программа социологического исследования - это освещение его задачи и всеобщей задумки, начальных гипотез совместно с логической методичностью операций для их диагностики.
Особенности социологического исследования состоят в определенности, имеется «ввиду» исследование конкретно существующие или существовавшие кадры, исследует конкретная общественная фактичность;
в системности, то имеюсь общественная фактичность рассматривается как истинно функционирующая целостность, располагающая целыми признаками вещественных целостностей, во взаимосвязи с средой.
Особенность доступа
к освоению общественных целостностей
заключается в конкретно-
Рабочий план исследования отражает базисные установленные мероприятия, связанные с высококачественным осуществлением социологического исследования. Практика наглядно обосновывает, что грамотно отработанный план социологического исследования безупречное подспорье для его устроителей: он разрешает заранее предусмотреть, наиболее буквально найти объем научных, организационных и материальных затрат, помогает избежать суеты, придаёт исследованию равномерность на целых этапах его осуществления.
Разработка такового плана предусматривает неприступный учет безусловных взглядов и обычаев. В наиболее всеобщем облике они похожи принципам проектирования управленческой и административной деятельности. Оттого здесь могут иметься полезные навыки всеобщей теории общественного проектирования, управления.
Структурными элементами
плана социологического изучения выдаются
его этапы всевозможные по обликам
и форме научно-
Блок первый. В нем
устанавливаются очередность
Блок второй. Закрепляет в плане целые организационные и планомерные облики работ, обеспечивающие четкое осуществление полевого исследования, многочисленный или групповой сбор исходной общественной информации. Здесь предусматривается и выбор должного места и времени для испытаний, подготовительное сообщение опрашиваемых о задачах, задачах и реалистичных "выходах” исследования, и главный сбор заполненных анкет, бланков-интервью или альтернативных групп инструментария.
Блок третий. Окружает совокупность действий, связанных с подготовкой исходной информации к улучшению и собственно, отработке ее на компьютере. На данном этапе исследовательская группа взаимодействует с кадрами вычислительного центра. Под их контролем формируется массив сведений, подготовленный для ввода в компьютер. Заблаговременно осуществляется диагностика качества заполнения бланков-интервью, анкет и альтернативных инструментов сбора социологической информации, ввод исходной информации в компьютер. В результате обработки данной информации на компьютере группа исследователей получает группы распечаток социологических сведений.
Информация о работе Практические приложения системного анализа в управленческой деятельности