Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является: изучение организационно-экономических основ квалиметрии, проведение анализа трактовки основных понятий дисциплины «Метрология», а также исследование системы стандартизации и сертификации услуг в рамках медицинского обслуживания. Исходя из целей, необходимо сформулировать задачи данной курсовой работы: изучить понятие, виды и объекты квалиметрии; изучить основные методы и средства квалиметрии; изучить основные показатели качества, их классификацию и характеристику; провести анализ трактовки таких понятий как «единство измерений», «унификация продукции» и «штриховое кодирование»; исследовать систему сертификации и стандартизации услуг в рамках медицинского обслуживания.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КВАЛИМЕТРИИ..5
1.1. Понятие, виды и объекты квалиметрии.....................................................5
1.2. Методы и средства квалиметрии................................................................8
1.3. Показатели качества, их классификация и характеристика...................12
2. АНАЛИЗ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ КУРСА «МЕТРОЛОГИЯ,
СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ»................................................18
2.1. Анализ трактовки понятия «Единство измерений»................................18
2.2. Анализ трактовки понятия «Унификация продукции»..........................19
2.3. Анализ трактовки понятия «Штриховое кодирование».........................20
3. СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ УСЛУГ В
РАМКАХ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ......................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….35
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный
университет путей сообщения»
Кафедра «Менеджмент»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Метрология, стандартизация и сертификация»
Тема: Правила и порядок проведения сертификации
Выполнил: студент группы 31А,
Хабаровск
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КВАЛИМЕТРИИ..5
1.1. Понятие, виды
и объекты квалиметрии.........
1.2. Методы и
средства квалиметрии..........
1.3. Показатели
качества, их классификация и
характеристика................
2. АНАЛИЗ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ КУРСА «МЕТРОЛОГИЯ,
СТАНДАРТИЗАЦИЯ
И СЕРТИФИКАЦИЯ»...............
2.1. Анализ трактовки
понятия «Единство измерений»..
2.2. Анализ трактовки
понятия «Унификация продукции»....................
2.3. Анализ трактовки
понятия «Штриховое кодирование»..................
3. СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ УСЛУГ В
РАМКАХ МЕДИЦИНСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ..................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
При развитии рыночных отношений обеспечение необходимого уровня качества продукции и услуг должно являться стратегическим направлением деятельности любой хозяйственной единицы.
Качество − синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов − от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, определяющим результатом их хозяйственной деятельности.
Качество включает в себя
множество компонентов. Прежде всего,
к ним относятся технико-
Актуальность данной курсовой работы обусловлена большим интересом к изучению стандартизации и сертификации на предприятии. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Целью данной курсовой работы является: изучение организационно-экономических основ квалиметрии, проведение анализа трактовки основных понятий дисциплины «Метрология», а также исследование системы стандартизации и сертификации услуг в рамках медицинского обслуживания.
Исходя из целей, необходимо сформулировать задачи данной курсовой работы: изучить понятие, виды и объекты квалиметрии; изучить основные методы и средства квалиметрии; изучить основные показатели качества, их классификацию и характеристику; провести анализ трактовки таких понятий как «единство измерений», «унификация продукции» и «штриховое кодирование»; исследовать систему сертификации и стандартизации услуг в рамках медицинского обслуживания.
Источниками информации для написания данной курсовой работы послужили: законодательные и нормативно-правовые акты, учебники и учебные пособия, словари, электронные ресурсы, прочие актуальные источники.
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КВАЛИМЕТРИИ
1.1. Понятие, виды и объекты квалиметрии
Качество, как характеристика сущности объектов и их свойств, всегда имело и имеет для людей большое практическое значение. Поэтому вопросы оценки качества всего, с чем имеет дело человек, были и остаются среди важнейших.
Квалиметрия как самостоятельная наука об оценивании качества любых объектов сформировалась в конце 60-х годов XX века. Ее появление было обусловлено насущной необходимостью более эффективного и научного обоснования управления качеством производимой продукции.
Квалиметрия, зародившаяся
и активно развивающаяся в
нашей стране, теперь признается и
осваивается специалистами
Итак, к настоящему времени квалиметрия представляет собой относительно новую, но вполне сформировавшуюся науку и учебную дисциплину, знания, которых необходимы практическим работникам, занимающимся оценкой и последующим управлением качеством различных объектов.
Квалиметрия (от латинского «qualis» − какой по качеству и греческого «метрео» − мерить, измерять) − научная дисциплина, в рамках которой изучаются методология и проблематика комплексной, количественного оценивания качества объектов любой природы: одушевленных или неодушевленных, предметов или процессов, продуктов труда или продуктов природы, имеющих материальный или духовный характер.
Квалиметрия − область практической и научной деятельности, связанная с разработкой теоретических основ и методов измерения и количественного оценивания качества.
И так же второе ее определение: квалиметрия − это наука об измерении и количественной оценки качества всевозможных предметов и процессов, т.е. объектов реального мира.
Квалиметрия является частью качествоведения − комплексной науки о качестве, состоящей из квалинтологии, т.е. общей теории качества, квалиметрии и учений об управлении качеством, в котором рассматриваются организационные, экономические и иные методы, и средства влияния на качество объектов с целью повышения их способности удовлетворять существующие и будущие потребности людей.
Объектом квалиметрии может быть все, что представляет собой нечто цельное, что может быть вычленено для изучения, исследовано и познано.
Предметом квалиметрии является оценка качества в количественном его выражении.
Квалиметрия обычно подразделяется на теоретическую, изучающую проблемы оценивания качества в общем плане, и прикладную, рассматривающую вопросы измерения качества применительно к конкретным объектам. Квалиметрия как наука переживает период становления, чем объясняется отсутствие единого мнения по ряду вопросов. Являясь в значительной степени научной дисциплиной межотраслевого характера, квалиметрия по многим вопросам смыкается с конкретными инженерными дисциплинами: стандартизацией, метрологией, экономикой, организацией производства, правом, психологией и др., а в ее аппарат включается целая группа математических теорий.
Структура квалиметрии состоит из трех частей:
1) Общая квалиметрия или общая теория квалиметрии, в которой рассматриваются проблемы и вопросы, а также методы измерения и оценивания качеств.
2) Специальные квалиметрии больших группировок объектов, например, квалиметрии продукции, процессов, услуг, социального обеспечения, среды обитания, вплоть до качества жизни людей.
3) Предметные квалиметрии отдельных видов продукции, процессов и услуг, такие как квалиметрия машиностроительной продукции, строительных объектов, квалиметрия нефтепродуктов, труда, образования.
Качество, в широком смысле этого понятия, − объективная и наиболее обобщенная характеристика любого объекта.
Качество объекта потребления − это совокупная характеристика его свойств, с помощью которых могут быть удовлетворены и обычно удовлетворяются соответствующие потребности людей. Такое представление о качестве носит прикладной характер и поэтому является более узким и специфичным. Существуют и ограниченные представления о качестве, когда оно оценивается не по всем, а по одному или по нескольким важнейшим для людей характеристикам объекта. Следует отметить, что понятие о качестве объекта потребления включены как объективные свойства, так и субъективные оценки полезности объекта, предназначенного для потребления или уже потребляемого людьми.
Измерение и обобщение показателей
внешних свойств и
Оценка качества − это ответ на вопрос, в какой мере полученный уровень качества исследованного объекта соответствует интересам или потребностям оценивающего объекта, группы людей или общества в целом.
При оценивании качества иногда рекомендуют использовать образ «идеального», необходимого полезного качества, которому редко когда соответствует выбранный эталон. Даже идеальный эталон качества не может всех удовлетворить, т. к. интересы, потребности, взгляды на ценности у всех людей разные. Поэтому любые оценки качества субъективны с объективной их основой в виде численных показателей уровней качеств. Это свидетельствует о единстве и очевидном противоречии объективного и субъективного в оценках качества реальных объектов, интересующих людей. Здесь в полной мере проявляется диалектика объективного и субъективного в позиции любого качества.
Таким образом, квалиметрия как относительно новая и фундаментальная наука является, во-первых, актуальной и базисной для других сопряженных наук, направленных на решение проблем управления качеством. Во-вторых, квалиметрия все еще нуждается в развитии и использовании при принятии управленческих решений в отношении качества чего-либо.
1.2. Методы и средства квалиметрии
Для определения показателей
К средствам испытаний могут относиться техническое устройство, вещество и/или материал для проведения испытаний. В зависимости от источника и способа получения информации эти методы классифицируются на объективные, эвристические, статистические и комбинированные (смешанные).
Объективные методы делят на измерительный, регистрационный, расчетный и опытной эксплуатации.
Эвристические методы включают в себя органолептический, экспертный и социологические методы. Методы определения значений показателей качества в зависимости от характера влияния на объект контроля бывают разрушающими и неразрушающими.
Метод разрушающего контроля подразумевает разрушение образцов, при этом может быть нарушена пригодность образцов к дальнейшему применению. Метод неразрушающего контроля не нарушает пригодность образцов к применению, т.е. не разрушает образец.
По способу нахождения числового значения методы определения показателей качества делятся на прямые и косвенные. При прямых измерениях искомое значение физической величины (масса, длина, температура, время) определяют непосредственно с помощью того или иного прибора, а результат измерения получается сразу после отсчета по шкале прибора, например определение массы товара с помощью гирь.
Объективные методы определения показателей качества продукции подразделяются на:
1) Измерительный (лабораторный, инструментальный) − метод определения численных значений показателей качества основан на информации, получаемой при использовании технических средств измерений (измерительных приборов, реактивов и др.). Использование технических средств осуществляется в соответствии с методикой проведения измерений и предполагает использование приборов и реактивов. Методика проведения измерений включает методы измерений, средства и условия измерений, отбор проб, алгоритмы выполнения операций по определению показателей качества; формы представления данных и оценивания точности, достоверности результатов, требования техники безопасности и охраны окружающей среды. Измерительным методом определяется большинство показателей качества, например, масса изделия, форма и размеры, механические и электрические напряжения, число оборотов двигателя.
2) Математическая обработка данных и анализ результатов измерений (испытаний) − при проведении инструментальной оценки и использовании полученных результатов следует учитывать, что результаты измерений дают приближенное значение измеряемой величины, т.е. могут содержать погрешности. Погрешности можно разделить на следующие группы:
Информация о работе Правила и порядок проведения сертификации