Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является: изучение организационно-экономических основ квалиметрии, проведение анализа трактовки основных понятий дисциплины «Метрология», а также исследование системы стандартизации и сертификации услуг в рамках медицинского обслуживания. Исходя из целей, необходимо сформулировать задачи данной курсовой работы: изучить понятие, виды и объекты квалиметрии; изучить основные методы и средства квалиметрии; изучить основные показатели качества, их классификацию и характеристику; провести анализ трактовки таких понятий как «единство измерений», «унификация продукции» и «штриховое кодирование»; исследовать систему сертификации и стандартизации услуг в рамках медицинского обслуживания.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КВАЛИМЕТРИИ..5
1.1. Понятие, виды и объекты квалиметрии.....................................................5
1.2. Методы и средства квалиметрии................................................................8
1.3. Показатели качества, их классификация и характеристика...................12
2. АНАЛИЗ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ КУРСА «МЕТРОЛОГИЯ,
СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ»................................................18
2.1. Анализ трактовки понятия «Единство измерений»................................18
2.2. Анализ трактовки понятия «Унификация продукции»..........................19
2.3. Анализ трактовки понятия «Штриховое кодирование».........................20
3. СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ УСЛУГ В
РАМКАХ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ......................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….35
Трактовка анализируемого понятия |
Автор данной трактовки |
Выходные данные литературного источника, содержащего данную трактовку (ссылка) |
1 |
2 |
3 |
1. Единство измерений − состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности не выходят за установленные границы с заданной вероятностью. |
Министерство Связи Российской Федерации |
Приказ Министерства Связи Российской Федерации «О Метрологической службе Министерства Связи РФ» от 17.06.1994 № 159. |
2. Единство измерений − состояние измерений, при котором их результаты выражены в допущенных к применению в Российской Федерации единицах величин, а показатели точности измерений не выходят за установленные границы |
Государственная Дума Российской Федерации |
Федеральный Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 № 102-ФЗ. |
3. Единство измерений − характеристика качества измерений, заключающаяся в том, что их результаты выражаются в узаконенных единицах, размеры которых в установленных пределах равны размерам воспроизведенных величин, а погрешности результатов измерений известны с заданной вероятностью и не выходят за установленные пределы. |
Сергеев А.Г. |
Сергеев А.Г. Метрология [Текст]: учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2005. – 275 с. |
4. Единство измерений − это возможность доказать действительность индивидуальных результатов измерения посредством использования значений свойств, полученных стандартными измерениями или принятых значений физических констант. |
Росстандарт |
Государственный стандарт РФ ГО |
2.2. Анализ трактовки понятия «Унификация продукции»
Трактовку анализируемого понятия необходимо представить в виде таблицы.
Таблица 2
Определение сущности понятия «Унификация продукции»
Трактовка анализируемого понятия |
Автор данной трактовки |
Выходные данные литературного источника, содержащего данную трактовку (ссылка) |
1 |
2 |
3 |
1. Унификация продукции − деятельность по рациональному сокращению числа типов деталей, агрегатов одинакового функционального назначения. |
Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря В.В. |
Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация, сертификация [Текст]: учебное пособие. − М.: Логос, 2003. − 536 с. |
2. Унификация продукции − установление оптимального числа размеров или видов продукции, процессов или услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей. |
Росстандарт |
Государственный стандарт РФ ГОСТ 1.1-2002 «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения» (буква У). |
3. Унификация продукции − приведение различных видов продукции и средств её производства к рациональному минимуму типоразмеров, марок, форм, свойств и т.п. |
Прохоров А.М. |
Прохоров А.М. Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) – 3-е издание. |
4. Унификация продукции − это выбор оптимального числа разновидностей продукции, процессов и услуг, значений их параметров и размеров. |
Димов Ю.В. |
Димов Ю.В. Метрология, сертификация и стандартизация [Текст]: учебное пособие. − М.: Инфра-М, 2005. − 422 с. |
2.3. Анализ трактовки понятия «Штриховое кодирование»
Трактовку анализируемого понятия необходимо представить в виде таблицы.
Таблица 3
Определение сущности понятия «Штриховое кодирование»
Трактовка анализируемого понятия |
Автор данной трактовки |
Выходные данные литературного источника, содержащего данную трактовку (ссылка) |
1 |
2 |
3 |
1. Штриховое кодирование – это технология автоматической идентификации и сбора данных, основанная на представлении информации по определенным правилам. |
Медведев А. М., Ряполов А. Ф. |
Медведев А. М., Ряполов А. Ф. Международная стандартизация и сертификация продукции [Текст]: учебное пособие. − М.: Изд-во стандартов, 1999. – 384 с. |
2. Штриховое кодирование − |
О. Е. Иванова, В. В. Лопатин, И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова |
Русский орфографический словарь / О. Е. Иванова, В. В. Лопатин, И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. − 2-е изд., испр. и доп. − М., 2007. |
3. Штриховое кодирование − это автоматизированная идентификация товаров с помощью машиносчитывающих устройств. |
Шестаков А.В. |
Шестаков А.В. Экономика и право: Энциклопедический словарь [Текст]: учебное пособие для вузов. − М.: Дашков и К, 2000. − 568 с. |
4. Штриховое кодирование − нанесение штриховых меток на товар, образующих штриховой код, по которому можно установить вид товара, его принадлежность к определенной товарной группе, качественные характеристики. |
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. |
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь [Текст]: − 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. − 479 с. |
3. СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ УСЛУГ В
РАМКАХ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Вопросы стандартизации и сертификации медицинских услуг в последнее время занимают особое место в российском здравоохранении. С внедрением стандартов небезосновательно связывают как перспективы дальнейшего развития здравоохранения РФ, так и надежды на его существенное улучшение в ближайшее время.
Медицинские стандарты Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее − Закон № 184-ФЗ) стандартизация представляет собой деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Стандарт − это документ, содержащий обязательные правила и характеристики процесса производства, эксплуатации, хранения и реализации продукции (работ, услуг).
Целью организации и проведения работ по стандартизации в сфере медицинских услуг является создание системы стандартов, рекомендуемых для практического использования медицинскими организациями и учреждениями федеральных, территориальных и муниципальных органов управления здравоохранением, систем обязательного и добровольного медицинского страхования, другими медицинскими организациями различных организационно-правовых форм деятельности, направленной на оказание медицинской помощи.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 04.06.2001 № 181 о введении в действие отраслевого стандарта «Система стандартизации в здравоохранении» в рамках организации базируется на соблюдении следующих основных принципов:
- принцип согласия (консенсуальности) − взаимное стремление всех субъектов к достижению согласия при разработке и введении в действие стандартов организации;
- принцип единообразия − единый порядок разработки, согласования, принятия и введение в действие нормативных документов, надзора и контроля за соблюдением требований стандартов организации;
- принцип значимости − социальная, научная и экономическая обоснованность разработки и применения стандартов организации в практическом здравоохранении;
- принцип актуальности − соответствие требованиям законодательства и нормативно-правовым актам РФ, международным нормативным документам и современным достижениям науки;
- принцип комплексности − согласование предъявляемых к объектам стандартизации требований между собой;
- принцип проверяемости − обеспечение возможности контроля требований, заданных в стандартах организации, объективными методами.
Уже сегодня медицинские
учреждения и организации имеют
право разрабатывать, утверждать и
применять в своей
Как правило, стандарты организации разрабатываются
по принципу от общего к частному, реализуя
функциональный подход.
В начале стандартизуются общие правила, нормы и требования для однородных по функциональному назначению групп − в результате появляется совокупность базовых стандартов организации.
Конкретизация требований совокупности базовых стандартов организации производится в функциональных стандартах организации, в которых регламентируются функциональные связи между требованиями базовых стандартов организации.
В стандартах могут содержаться требования как обязательные для выполнения в рамках организации, так и рекомендательные для всех внешних пользователей. Степень обязательности выполнения стандартов организации определяется пользователями (заказчиками и исполнителями медицинских услуг и работ в здравоохранении) и указывается в соответствующих документах, в том числе в контрактах и договорах.
Следует отметить, что стандарты могут быть разных видов в зависимости от объекта стандартизации, целей и задач, которые обусловливают их создание.
Выбор объектов стандартизации
в здравоохранении
Основными объектами стандартизации системы стандартов организации являются:
- организационные технологии;
- медицинские услуги;
- технологии выполнения медицинских услуг;
- техническое обеспечение выполнения медицинских услуг;
- качество медицинских услуг;
- квалификация медицинского,
фармацевтического,
- производство, условия реализации,
качество лекарственных
- учетно-отчетная документация,
используемая в системе
- информационные технологии;
- экономические аспекты здравоохранения;
- получение, переработка и введение в организм органов и тканей, полученных от донора;
- юридические и этические аспекты здравоохранения.
В соответствии с ОСТ 91500.01.0007-2001
основными направлениями
- стандартизация в области ресурсов здравоохранения;
- стандартизация в области
технологий, использующихся в
- стандартизация в области
результатов применения
Стандартизация в области ресурсов здравоохранения направлена на регламентацию следующих требований:
- к условиям оказания медицинской помощи;
- к оценке возможностей
медицинских учреждений
- к персоналу учреждений здравоохранения;
- к лекарственному обеспечению
и изделиям медицинской
- к другим компонентам оказания медицинской помощи;
- к информационным технологиям;
- к документации, применяемой в системе здравоохранения и медицинского страхования.
Стандартизация в области технологий, использующихся в здравоохранении, является одним из важнейших направлений работ в развитии системы стандартов организации.
Технологии, используемые при оказании медицинской помощи, разделяют на следующие уровни:
- технологии выполнения
простых медицинских услуг;
- технологии выполнения собственно медицинской
помощи при определенном заболевании,
которую можно рассматривать как комплекс
простых услуг, находящихся между собой
в причинно-следственных и временных взаимоотношениях;
- технологии выполнения
манипуляций, исследований и
- технологии выполнения услуг медицинского сервиса.
Классификация и кодирование
исходных объектов стандартизации в
здравоохранении, и в первую очередь
медицинских услуг, по признакам
их целевого или функционального
назначения является одним из основных
направлений работы по развитию системы
стандартов организации.
Принципы и порядок построения классификаторов
в здравоохранении определяются Отраслевым
стандартом, утвержденным Приказом Министерства
здравоохранения РФ от 31.07.2000 № 301 о введении
в действие отраслевого стандарта «Принципы
и порядок построения классификаторов
в здравоохранении. Общие положения» (ОСТ
ПКЗ 91500.01.0003-2000).
Классификация простых медицинских услуг приведена в Отраслевом классификаторе, утвержденном Приказом Минздрава России от 10.04.2001 N 113 "О введении Классификатора "Простые медицинские услуги" (ОК ПМУ 91500.09.0001-2001).
Классификация сложных и комплексных медицинских услуг приведена в отраслевом классификаторе, утвержденном Приказом Минздрава России от 16.07.2001 № 269 о введении Классификатора «Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав» (ОК 91500.09.0002-2001).
Информация о работе Правила и порядок проведения сертификации