Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:54, реферат
Международная организация по стандартизации (ИСО) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов ИСО). Разработка международных стандартов обычно осуществляется техническими комитетами ИСО. Каждый комитет-член, заинтересованный в деятельности, для которой создан технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работах. Что касается стандартизации в области электротехники, ИСО работает в тесном сотрудничестве с Международной электротехнической комиссией (МЭК).
Руководству следует поддерживать улучшения в форме постепенной продолжающейся деятельности, неотъемлемой от существующих процессов, а также возможностей прорыва для получения максимальной выгоды для организации и заинтересованных сторон.
Примеры входных данных для поддержки процесса улучшения содержат информацию, полученную из:
- данных валидации;
- данных результатов процесса;
- данных испытаний;
- данных самооценки;
- установленных требований и обратной связи от заинтересованных сторон;
- опыта работников организации;
- финансовых данных;
- данных о характеристиках продукции;
- данных о предоставлении услуги.
Руководству следует обеспечить, чтобы изменения, вносимые в продукцию или процесс, были одобрены, распределены по приоритетам, спланированы, получили материально-техническую поддержку и управлялись в целях удовлетворения требований заинтересованных сторон, а также не превышали возможностей организации.
В приложении В описан процесс постоянного улучшения для применения организацией.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(информационное)
Рекомендации по самооценке
А.1 Введение
Самооценка - это
тщательно обсуждаемое
Она может также быть полезной при измерении достижений в сравнении с целями для повторной оценки постоянного соответствия этим целям.
В настоящее время существует много моделей самооценки организаций на критерии системы менеджмента качества. Наиболее широко признаваемыми и применяемыми моделями являются модели национальных и региональных премий по качеству, считающиеся также моделями совершенства организаций.
Метод самооценки,
описанный в настоящем
Конкретные особенности метода самооценки ИСО 9004 таковы, что он может:
- применяться ко всей системе менеджмента качества или ее части, или к любому процессу;
- применяться к организации в целом или ее части;
- быть быстро осуществлен внутренними средствами;
- быть осуществлен многопрофильной группой или одним работником организации при поддержке высшего руководства;
- сформировать входные данные для более всестороннего процесса самооценки системы менеджмента;
- определить и облегчить расстановку приоритетов возможностей для улучшения;
- способствовать развитию системы менеджмента качества в направлении уровня мирового класса.
Метод самооценки, изложенный в ИСО 9004, предназначен для оценивания уровней развития системы менеджмента качества по каждому основному разделу ИСО 9004 посредством балльной шкалы от 1 (отсутствует официальная система) до 5 (лучший в классе по данному виду деятельности). Настоящее приложение содержит рекомендации в форме обычных вопросов, которые организация может поставить для оценивания своей деятельности по каждому основному разделу ИСО 9004.
Другое преимущество настоящего метода состоит в том, что результаты, контролируемые по времени, могут использоваться при оценке развития организации.
Настоящий подход к самооценке не заменяет внутренние аудиты системы менеджмента качества или использование существующих моделей премий по качеству.
А.2 Уровни развития деятельности
Уровни развития деятельности, охватываемые настоящим методом самооценки, приведены в табл. А. 1.
Таблица А.1 - Уровни развития деятельности
Уровни развития |
Уровни деятельности |
Критерии |
1 |
Нет официального подхода |
Систематический подход к проблемам отсутствует, нет результатов, результаты слабые или непредсказуемые. |
2 |
Подход к реагированию |
Систематический подход, основанный на возникшей проблеме или коррекции; наличие минимальных данных о результатах улучшения. |
3 |
Стабильный официальный системный подход |
Систематический
процессный подход, систематические
улучшения на ранней стадии; наличие
данных о соответствии целям и
существовании тенденций |
4 |
Акцентированное постоянное улучшение |
Применение процесса улучшения; хорошие результаты и устойчивые тенденции улучшения. |
5 |
Лучший в классе по данному виду деятельности |
Сильно интегрированный
процесс улучшения; лучшие в классе
результаты в сравнении с продемонстрирова |
А.5 Связь между потенциальными выгодами
от применения ИСО 9004 и самооценки
Имеется много
различных способов для принятия
решения о том, какие действия
следует предпринять в
Выгода 1: Менеджмент систем и процессов (4.1)
Обеспечивает систематический и наглядный способ руководства и управления организацией, которая постоянно улучшает свою деятельность.
Выгода 2: Документация (4.2)
Обеспечивает
информацией и дополнительными
сведениями о результативности и
эффективности системы
Выгода 3: Ответственность руководства. Общие рекомендации (5.1)
Обеспечивает
согласованное и наглядное
Выгода 4: Потребности и ожидания заинтересованных сторон (5.2)
Обеспечивает сбалансированное рассмотрение в рамках системы менеджмента качества потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон с целью создания результативной и эффективной системы.
Выгода 5: Политика в области качества (5.3)
Обеспечивает понятность потребностей всех заинтересованных сторон и направление деятельности всей организации, приводящее к очевидным и ожидаемым результатам.
Выгода 6: Планирование (5.4)
Переводит политику в области качества в измеряемые цели и планы для обеспечения четкой фокусировки на важных участках всей организации.
Способствует извлечению уроков из прошлого опыта.
Выгода 7: Ответственность, полномочия и обмен информацией (5.5)
Обеспечивает
согласованный и всеобъемлющий
подход во всей организации и проясняет
роли, ответственность и связи
со всеми заинтересованными сторон
Выгода 8: Анализ со стороны руководства (5.6)
Вовлекает высшее
руководство в улучшение
Дает оценку выполнения планов и определяет соответствующие действия по улучшению.
Выгода 9: Менеджмент ресурсов. Общие рекомендации (6.1)
Обеспечивает наличие адекватных ресурсов (работники, инфраструктура, производственная среда, информация, поставщики и партнеры, природные и финансовые ресурсы) для достижения целей организации.
Выгода 10: Работники (6.2)
Обеспечивает лучшее понимание роли, ответственности, целей и повышает вовлечение работников на всех уровнях организации для достижения целей улучшения деятельности.
Поощряет признание и вознаграждение.
Выгоды 11, 12, 13 и 15, связанные с Инфраструктурой (6.3), Производственной средой (6.4), Информацией (6.5) и Природными ресурсами (6.7)
Обеспечивают
эффективное использование
Содействуют пониманию ограничений и возможностей для обеспечения достижимости целей и осуществимости планов.
Выгода 14: Поставщики и партнеры (6.6)
Пропагандирует
отношения партнерства с
Выгода 16: Финансовые ресурсы (6.8)
Обеспечивает лучшее понимание взаимосвязи между затратами и выгодами.
Поощряет улучшение, направленное на результативное и эффективное достижение целей организации.
Выгода 17: Процессы жизненного цикла продукции. Общие рекомендации (7.1)
Структурирует операции организации для достижения желаемых результатов.
Выгода 18: Процессы, связанные с заинтересованными сторонами (7.2)
Обеспечивает менеджмент ресурсов и деятельности как процессов.
Обеспечивает, чтобы потребности и ожидания всех заинтересованных сторон были понятны во всей организации.
Выгода 19: Проектирование и разработка (7.3)
Обеспечивает создание процессов проектирования и разработки, чтобы результативно и эффективно реагировать на потребности и ожидания потребителей и других заинтересованных сторон.
Выгода 20: Закупки (7.4)
Обеспечивает соответствие поставщиков политике и целям организации в области качества.
Выгода 21: Операции по производству и обслуживанию (7.5)
Обеспечивает устойчивую удовлетворенность потребителей посредством производства продукции, предоставления услуг и поддержки, отвечающих потребностям и ожиданиям потребителей.
Выгода 22: Управление измерительными и контрольными приборами (7.6)
Обеспечивает точность данных для анализа.
Выгода 23: Измерение, анализ и улучшение. Общие рекомендации (8.1)
Обеспечивает результативные и эффективные измерения, сбор и валидацию данных для улучшения.
Выгода 24: Измерение и мониторинг (8.2)
Обеспечивает управляемые методы для измерения и мониторинга процессов и продукции.
Выгода 25: Управление несоответствиями (8.3)
Обеспечивает результативное устранение несоответствий, встретившихся в продукции и процессах.
Выгода 26: Анализ данных (8.4)
Обеспечивает принятие решений, основанных на фактах.
Выгода 27: Улучшение (8.5)
Повышает результативность и эффективность организации.
Сосредоточивает усилия на предупреждении и улучшении исходя из тенденций.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(информационное)
Процесс постоянного улучшения
Стратегической
целью организации является постоянное
улучшение процессов для
Имеются два основных подхода к осуществлению постоянного улучшения процессов, а именно:
a) проекты прорыва, ведущие или к пересмотру и улучшению существующих процессов, или внедрению новых процессов; как правило, их осуществляют многопрофильные группы вне обычной деятельности;
b) деятельность по поэтапному постоянному улучшению, проводимая работниками в рамках существующих процессов.
Проекты прорыва обычно содержат перепроектирование существующих процессов и включают:
- определение целей и краткое описание проекта по улучшению;
- анализ существующего процесса («такого, как есть» процесса) и возможностей реализации изменения;
- определение и планирование улучшения процесса;
- внедрение улучшения;
- верификацию и валидацию улучшения процесса;
- оценку достигнутого улучшения, включая извлеченные уроки.
Проекты прорыва
управляются результативным и эффективным
способом, использующим методы менеджмента
проекта. После внесения изменения
новый план проекта служит основой
постоянного менеджмента
Работники организации являются лучшими поставщиками идей по постоянному улучшению процессов и часто принимают участие в рабочих группах. Деятельностью по поэтапному постоянному улучшению процессов следует управлять, чтобы понимать ее последствия. Вовлеченных работников организации надо наделить полномочиями, технической поддержкой и необходимыми ресурсами для изменений, связанных с улучшением.
Информация о работе Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности