Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:09, курсовая работа
Целью дипломной работы является совершенствование системы управления качеством продукции.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
а) Изучение теоретических основ качества продукции;
б) Анализ внутренней среды;
в) Анализ внешней среды;
г) Выявление сильных и слабых сторон, формирование миссии и целей;
д) Совершенствование системы управления качеством продукции на основе полученных данных.
Введение
Глава 1. Теоретические основы системы управления качеством продукции
1.1 Основные понятия и определения качества продукции
1.2 Показатели качества
1.3 Планирование процесса управления качеством
1.4 Система управления качеством продукции
Глава 2. Анализ системы управления качеством на предприятии «ОМЗ-Спецсталь»
2.1 Общая характеристика ООО «ОМЗ-Спецсталь»
2.2 Внутренняя среда ООО «ОМЗ-Спецсталь»
2.2.1 Маркетинговая политика
2.2.2 Характеристика основных цехов
2.2.3 Система контроля качества
2.2.4 Персонал и кадровая политика
2.2.5 Динамика и структура выручки ОМЗ-Спецсталь
2.3 Внешняя среда ООО «ОМЗ-Спецсталь»
2.4 Анализ функционирования системы менеджмента качества
2.4.1 Определение и анализ потребностей потребителей
2.4.2 Управление закупками
2.4.3 Управление производством продукции
2.4.4 Управление персоналом
2.4.5 Управление инфраструктурой
2.4.6 Управление несоответствующей продукцией
Глава 3. Пути совершенствования системы управления качеством продукции
3.1 Перечень мероприятий по совершенствованию системы управления качеством продукции
3.2 Экономическая оценка предложенных мероприятий
3.3 Анализ основных проектных рисков
Заключение
Список использованной литературы
Размещено на http://www.allbest.ru
Комитет общего
и профессионального
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ленинградский
государственный университет А.
Факультет экономики и инвестиций
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Совершенствование системы управления качеством продукции (на примере ООО «ОМЗ-Спецсталь»)
Специальность: 080507.65
Менеджмент организации
Санкт-Петербург
2012
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы системы управления качеством продукции
1.1 Основные
понятия и определения
1.2 Показатели качества
1.3 Планирование процесса управления качеством
1.4 Система управления качеством продукции
Глава 2. Анализ системы управления качеством на предприятии «ОМЗ-Спецсталь»
2.1 Общая характеристика ООО «ОМЗ-Спецсталь»
2.2 Внутренняя среда ООО «ОМЗ-Спецсталь»
2.2.1 Маркетинговая политика
2.2.2 Характеристика основных цехов
2.2.3 Система контроля качества
2.2.4 Персонал и кадровая политика
2.2.5 Динамика
и структура выручки ОМЗ-Спецст
2.3 Внешняя среда ООО «ОМЗ-Спецсталь»
2.4 Анализ функционирования системы менеджмента качества
2.4.1 Определение
и анализ потребностей
2.4.2 Управление закупками
2.4.3 Управление производством продукции
2.4.4 Управление персоналом
2.4.5 Управление инфраструктурой
2.4.6 Управление несоответствующей продукцией
Глава 3. Пути совершенствования системы управления качеством продукции
3.1 Перечень
мероприятий по
3.2 Экономическая оценка предложенных мероприятий
3.3 Анализ основных проектных рисков
Заключение
Список использованной литературы
Введение
С выходом российских предприятий на международные рынки и открытием российского рынка для товаров зарубежных фирм, проблема качества продукции стала приоритетной для отечественного товаропроизводителя.
В развитых странах мира проблема повышения качества занимает ведущее место в обеспечении конкурентоспособности продукции и услуг, построении новых отношений между потребителем и производителем, удовлетворении материальных потребностей, социальных интересов и духовных запросов общества. Особую значимость эта проблема приобретает в условиях экономического кризиса, сопровождающегося распадом экономических связей, снижением производства, утратой позиций на внешнем и внутреннем рынках. Исторический опыт США, Японии, Германии, Южной Кореи и ряда других стран показывает, что обеспечение прогресса в области качества путем применения эффективных систем управления качеством является одним из основных рычагов, с помощью которого им удалось преодолеть кризис в экономике и занять прочные позиции на мировом рынке. При этом наибольшего успеха достигали страны, в которых решение проблем качества становилось национальной идеей, носило всеобщий характер за счет создания системы непрерывного обучения работников всех категорий, от которых зависит обеспечение качества продукции и услуг, профессиональной подготовки и переподготовки всех слоев общества от рядового работника до руководителя любого уровня.
Что касается организации в России системы непрерывного обучения кадров, обеспечивающих достижение необходимого качества, то пока действуют только ее отдельные элементы. В последние годы создано большое количество различных коммерческих и государственных центров по подготовке менеджеров.
В условиях рыночных отношений в любых организациях и на предприятиях актуальность управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в ней достойное место. Процессы интеграции в современных условиях развития мирового сообщества объективно необратимы, поэтому современная концепция управления качеством продукции и услуг при достижении всех целей и задач функционирования предприятий и организаций предполагает ее обязательный приоритет среди других направлений управления.
Целью дипломной работы является совершенствование системы управления качеством продукции.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
а) Изучение теоретических основ качества продукции;
б) Анализ внутренней среды;
в) Анализ внешней среды;
г) Выявление сильных и слабых сторон, формирование миссии и целей;
д) Совершенствование системы управления качеством продукции на основе полученных данных.
Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (26 наименований). В первой главе рассмотрены общие сведения о системе управления качеством продукции. Во второй главе рассказано о современном состоянии системы управления качеством продукции на ООО «ОМЗ-Спецсталь». В третьей главе мною даны рекомендации по совершенствованию системы управления качеством продукции.
Глава 1. Теоретические основы системы управления качеством продукции
1.1 Основные
понятия и определения
Вопросу определения термина «качество» отводится достаточно много места как в нашей, так и в зарубежной научной литературе.
Конкретно-экономических трактовок понятия качества существует достаточно большое количество. В частности, американский профессор Х.Д. Харрингтон пишет, что качество – это удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он может себе позволить, когда у него возникнет потребность, а высокое качество – это превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он предполагает.
Понятие качества продукции имеет очень важное значение в практической деятельности, потому регламентировано ГОСТом 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». Согласно этому нормативному документу под качеством понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
В соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000 качество – это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Международный стандарт определяет качество как совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению. Все эти элементы определяются требованиями к качеству, которые воплощены на этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации и технических условиях, предусматривающих качество сырья, конструктивные размеры, сочетание оттенков, глянец и т.д.
Дадим определения основным понятиям характеризующим качество продукции: свойство, дефект, брак [18].
Свойством называется объективная способность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации и потреблении.
Дефект –
это отдельное несоответствие продукции
требованиям, установленным нормативно-
Брак – это дефектная единица продукции, т. е. продукция, имеющая хотя бы один дефект.
Подходы к количественной
оценке качества продукции определяет
специальная наука –
В зависимости от характера дефектов брак может быть исправимым или неисправимым (окончательным). В первом случае изделия после исправления могут быть использованы по назначению, во втором – исправление технически произвести невозможно или экономически нецелесообразно. Устанавливаются причины и виновники брака и намечаются мероприятия по его предупреждению.
Под уровнем качества изделия понимается относительная оценка качества, основанная на сравнении совокупности характеристик рассматриваемого изделия с базовыми, т.е. изделиями конкурентов, перспективных образцов, стандартов, опережающих стандартов и т.п.
Затраты на качество обычно делятся на следующие категории (рис. 1.1):
– затраты на предотвращение возможности возникновения дефектов;
– затраты на контроль, т.е. затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества;
– внутренние затраты на дефект – затраты, понесенные внутри организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. до того, как продукт был продан (внутренние потери);
– внешние затраты на дефект – затраты, понесенные вне организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. после продажи продукта (внешние потери).
Рис. 1.1 Составляющие затрат на качество
Расчет показателей, оценивающих уровень качества продукции, производится с определенными целями. Важнейшая из них – сопоставление различных потребительских свойств изделий и их экономических характеристик, т.е. определение оптимального уровня качества изделий. С ростом требований, предъявляемых потребителями к качеству продукции, неизбежно растет цена выпускаемой продукции и ее себестоимость. Эта зависимость отражена на рис. 1.2.
Часть диаграммы, заключенная между кривыми себестоимости и цены изделия и ограниченная точками их пересечения Q1 и Q2, отражает величину прибыли.
Точку наибольшего отдаления кривых Q0 можно назвать качеством продукции, обеспечивающим наибольшую прибыль (минимальные затраты и максимальная цена), т. е. оптимальным значением качества.
На рис. 1.2 Q1 – Q2 – возрастание убытков в сфере эксплуатации (возрастают расходы на ремонт и обслуживание); Q1 – Q2 – непомерное возрастание себестоимости (затрат). Однако наличие на рынке сбыта конкурирующих изделий иногда заставляет предприятие менять тактику: либо остановиться на качестве продукции Q1, производя изделия высокого класса и жертвуя некоторой долей собственной прибыли, либо решиться принять качество Q2 с низкой себестоимостью. Все это – вопросы маркетинговой стратегии и тактики предприятия.
Рис. 1.2 Зависимость себестоимости и цены изделия от уровня его качественных характеристик
Различают следующие методы калькуляции затрат на обеспечение качества [8]:
1. Метод калькуляции затрат на качество касается определения затрат на качество, которые в целом подразделяются на затраты на внутреннюю хозяйственную деятельность и на затраты, связанные с внешними работами (рис. 1.3). Составляющие затрат на внутреннюю хозяйственную деятельность анализируются на основе модели калькуляции затрат ПОД (профилактика, оценивание, дефекты). Затраты на профилактику и оценивание считаются выгодными капиталовложениями, тогда как затраты на дефекты считаются убытками;
2. Метод калькуляции затрат, связанных с процессами, основан на использовании понятия стоимостей соответствия и несоответствия любого процесса, причем обе могут быть источником экономии средств. При этом:
а) стоимость соответствия – затраты, понесенные с целью удовлетворения всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности существующего процесса;
б) стоимость несоответствия – затраты, понесенные из-за нарушения существующего процесса.
Рис. 1.3 Затраты на качество продукции. 1 – расходы на контроль качества; 2 – основные издержки производства; 3 – потери из-за дефектности; 4 – общая сумма издержек на производство
3. Метод определения потерь вследствие низкого качества. При данном подходе основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям вследствие низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь. Типичным примером внешних нематериальных потерь является сокращение в будущем объема сбыта из-за неудовлетворенности потребителей. Типичные внутренние нематериальные потери являются результатом снижения производительности труда из-за переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей и т. п. Материальные потери представляют собой внутренние и внешние затраты являющиеся следствием дефектов.
4. Метод калькуляции затрат на полном жизненном цикле (ЖЦ) продукции используют для оценки стоимости полного ЖЦ с расчленением ее на элементарные стоимостные составляющие по всем стадиям. Стоимостные элементы должны быть выделены для опознания из множества других, достоверно определены и оценены во множестве остальных элементов ЖЦ. Идентификация проводится по признакам выделяемых уровней с использованием трехразмерной матрицы.