Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 21:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы управления трудовыми ресурсами: понятие трудовых ресурсов, систему управления трудовыми ресурсами и ее элементы;
2) дать обзор органов государственного управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь;
3) рассмотреть направления государственного регулирования трудовыми ресурсами, политику народонаселения, политику занятости, политику в области заработной платы в Республике Беларусь;
Введение ………..…………………………………………………….….... 3
1 Теоретические основы управления трудовыми ресурсами ………… 5
2 Анализ системы управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь …………………………………………………………...….… 12
2.1 Органы государственного управления трудовыми ресурсами……………………………………………………….……..…. 12
2.2 Направления государственного регулирования трудовыми ресурсами…………………………………………………….………….. 17
2.3 Трудовые ресурсы Беларуси: тенденции, проблемы………….…29
3 Основные направления совершенствования управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь…………………………………………… 39
Заключение …………………………………….……………………..… 43
Список использованных источников ………………………..………... 4
Процесс формирования рабочей силы - это не только воспроизводство населения, но и сохранение и развитие его качественных характеристик.
Воспроизводство рабочей силы включает также поддержание ее в нормальной форме, ежедневное возмещение физических и духовных сил человека.
Управление рабочей силой в фазе формирования можно представить следующим образом:
1) управление процессами воспроизводства (естественного движения) населения, включая рождаемость, смертность, брачность;
2) управление процессами подготовки рабочей силы, включая профориентацию, а также систему общего, профессионально-технического, высшего и среднего специального образования, систему повышения квалификации;
3) возмещение физических и духовных сил человека через регулирование зарплаты, общественных фондов потребления, доходов от личного подсобного хозяйства и других доходов населения, укрепление здоровья людей и т.п.
Назначение фазы распределения состоит в том, чтобы совокупную рабочую силу привести в соответствие с потребностями производства. Общество для своего нормального функционирования должно выполнять определенный набор работ, обусловленный разделением труда. Эти работы распределяются по отраслям на территории республики.
Отсюда возникает система производственных и территориальных взаимодействии. Поэтому в данной фазе важную роль играет научно обусловленное планирование.
В этой фазе управление складывается из следующих компонентов:
1) управление занятостью.
Оно включает создание рабочих
мест в производственной и
непроизводственной сферах
2) управление первичным распределением рабочей силы, т.е. направление выпускников ПТУ, техникумов, ВУЗов на рабочие места в промышленность, строительство, сельское хозяйство и другие отрасли экономики;
3) управление перераспределением рабочей силы - трудоустройством, организованным набором, территориальным переселением, переводом и т.п.
Фаза использования рабочей силы в процессе ее воспроизводства является ведущей. Она характеризуется тем, что в ней реализуются способности человека к труду, производству материальных и духовных благ. Эта фаза предопределяет содержание всех других фаз - здесь происходит непосредственное соединение рабочей силы со средствами производства, создается материальная возможность для формирования, распределения и перераспределения рабочей силы.
Главное в этой фазе - вскрытие и использование резервов роста эффективности живого труда. В данный момент велики резервы использования рабочей силы. Нет дефицита трудовых ресурсов. Налицо низкий уровень производительности труда, недостаточная организация, неэффективное стимулирование труда, а также необоснованность решений плановых органов, допускающих создание излишних рабочих мест.
На данной стадии органы управления должны стимулировать увеличение выпуска продукции меньшей численностью работников, внедрение новых форм организации и оплаты труда, совершенствование общегосударственной системы управления трудом.
Управление трудовыми ресурсами в фазе их использования имеет конкретные задачи: повышение технической вооруженности труда, применение передовых методов труда, сокращение ручного неквалифицированного и тяжелого труда, улучшение использования рабочего времени и уменьшение затрат живого труда на единицу выпускаемой продукция, материальное и моральное стимулирование результатов труда, улучшение труда и его охрана и т.п.
Для каждой фазы управления трудовыми ресурсами (рабочей силой) в соответствия с поставленной целью государство намечает средства на ее выполнение, создает информационное обеспечение, позволяющее анализировать и разрабатывать прогнозы и планы состояния рабочей силы, осуществляет оперативное регулирование, стимулирование и контроль.
Таким образом, общая цель всей системы управления трудовыми ресурсами состоит не только в эффективном использовании рабочей силы, но также в ее подготовке, распределении и перераспределения между отраслями народного хозяйства и по территории республики. При этом нельзя отрывать управление формированием, распределением (перераспределением) рабочей силы от управления ее использованием. Хотя между ними и есть разница, но это единый процесс. Поэтому управление трудовыми ресурсами включает управление взятыми в единстве процессами формирования, распределения, перераспределения и использования рабочей силы с целью достижения наиболее полного удовлетворения общественных и личных потребностей в материальных и духовных благах при наименьших затратах живого труда.
Управление трудовыми ресурсами осуществляется на основе сочетания территориального принципа (управление на уровне республики, области, района) и производственно-отраслевого принципа (управление на уровне отрасли, объединения, предприятия, цеха). На каждом из этих уровней оно имеет свою специфику. Так, экономическому району присущи свои условия развития, особенности которого находят выражение в объекте и методах регионального управления.
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ В
2.1 Органы государственного управления трудовыми ресурсами
Государственная система управления трудовыми ресурсами Республики Беларусь включает совокупность органов государственной законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 6 Конституции РБ).
Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Особое место в системе государственной власти занимает Президент Республики Беларусь, который является Главой государства. Он обеспечивает, в частности, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти (ст. 79 Конституции РБ). Законодательная власть обеспечивает принятие законов и других нормативных актов, устанавливающих правила в области трудовых отношений, формирования и воспроизводства трудовых ресурсов, и контролирует их выполнение:
1. Трудовой Кодекс;
2. Республиканские законы;
3. Указы Президента Республики Беларусь, постановления Правительства Республики Беларусь и нормативные правовые акты республиканских органов исполнительной власти;
4. Нормативные правовые акты субъектов Республики Беларусь — конституции (уставы), законы и др.
Органом законодательной власти является Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь. Наряду с Парламентом законодательную деятельность осуществляет и Президент Республики Беларусь, который согласно Конституции имеет право издавать особый вид нормативных актов — декреты, занимающие тот же уровень, что и законы (ст. 101 Конституции РБ). Республиканские законы в области трудового законодательства принимаются Национальным собранием Республики Беларусь.
Правительство — Совет Министров Республики Беларусь — является центральным органом государственного управления. Значительную роль в осуществлении парламентского контроля играют комитеты палат. В Совете Министров образованы следующие комитеты, в компетенцию которых входят те или иные вопросы регулирования социально-трудовых отношений: по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности; по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; по вопросам экономической реформы, собственности и имущественным отношениям; по социальной политике.
Органы исполнительной власти по масштабу деятельности можно классифицировать на республиканские и местные.
К республиканским органам исполнительной власти можно отнести министерства, государственные комитеты Республики Беларусь. К местным органам исполнительной власти относят исполнительные комитеты, местные администрации.
Органы исполнительной власти осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, т.е. обеспечивают осуществление Конституции Республики Беларусь, республиканских законов, нормативных указов Президента в области социально-трудовых отношений на практике.
Исполнительную власть представляет Правительство Республики Беларусь, формируемое Президентом. Деятельность Правительства охватывает все стороны жизни общества. Правительство формирует республиканские отраслевые министерства и ведомства.
Органы исполнительной власти отличаются наибольшим многообразием. Однако общим для всех является осуществление исполнительной и распорядительной деятельности.
Центральным органом республиканской исполнительной власти, осуществляющим руководство проведением единой государственной политики в области труда, занятости и социальных вопросов и одновременно координирующим работу по этим направлениям в стране, является Министерство труда и социальной защиты и социального развития Республики Беларусь.
Направления деятельности Министерства следующие:
- разработка предложений по основным направлениям и приоритетам государственной политики в области труда, занятости, демографической безопасности и социальной защиты;
- участие в разработке
и организация выполнения
- организация и проведение мониторинга в области труда, занятости, демографической безопасности и социальной защиты;
- работа по совершенствованию
системы оплаты труда
- разработка республиканской
целевой программы по
- осуществление экспертизы
условий труда и
- разработка предложений по совершенствованию системы социального партнерства, основных направлений ее развития; а также участие в разработке проекта генерального соглашения между Правительством Республики Беларусь и республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов;
- осуществление контроля
за реализацией Национальной
программы демографической безо
- анализ состояния и
использования трудовых
- организация и координация
реализации государственной и
региональных программ
- участие в формировании государственной политики в области профессиональной ориентации и профессионального образования населения, непрерывного профессионального обучения кадров по профессиям рабочих на производстве, разработке ее нормативного правового обеспечения;
- участие в разработке
мер в области семейной
- участие в разработке и реализации мероприятий по повышению социальной защиты пожилых людей, ветеранов, лиц, пострадавших от войн;
- участие в разработке предложений по упорядочению системы социальных льгот и гарантий;
- организация государственного
надзора и контроля за
Комитеты по труду, занятости и социальной защите облисполкомов (Минского горисполкома) являются структурными подразделениями соответствующих облисполкомов (Минского горисполкома), и входят в систему Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Комитет по труду, занятости и социальной защите является органом государственного управления, обеспечивающим реализацию на территории области (в г. Минске) основных направлений государственной политики по комплексному решению проблем в социально-трудовой сфере, включая вопросы оплаты труда, обеспечения безопасных условий и охраны труда, содействия занятости населения, развития социального партнерства, демографической безопасности, государственного пенсионного обеспечения, государственного социального обслуживания и социальной помощи.
В систему комитетов входят подразделения местных исполнительных и распорядительных органов и организации социального обслуживания коммунальной формы собственности (территориальные центры социального обслуживания населения, дома-интернаты для психоневрологических больных, для престарелых и инвалидов).
Регулирование рынка труда, занятости населения в Республике Беларусь осуществляется Государственной службой занятости населения, созданной в соответствии со статьей 13 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 года «О занятости населения Республики Беларусь».
В государственную службу занятости населения входят:
- Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь;
- комитеты по труду, занятости и социальной защите областных, Минского городского исполнительного комитетов, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских и районных исполнительных комитетов;