Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 21:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы управления трудовыми ресурсами: понятие трудовых ресурсов, систему управления трудовыми ресурсами и ее элементы;
2) дать обзор органов государственного управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь;
3) рассмотреть направления государственного регулирования трудовыми ресурсами, политику народонаселения, политику занятости, политику в области заработной платы в Республике Беларусь;
Введение ………..…………………………………………………….….... 3
1 Теоретические основы управления трудовыми ресурсами ………… 5
2 Анализ системы управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь …………………………………………………………...….… 12
2.1 Органы государственного управления трудовыми ресурсами……………………………………………………….……..…. 12
2.2 Направления государственного регулирования трудовыми ресурсами…………………………………………………….………….. 17
2.3 Трудовые ресурсы Беларуси: тенденции, проблемы………….…29
3 Основные направления совершенствования управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь…………………………………………… 39
Заключение …………………………………….……………………..… 43
Список использованных источников ………………………..………... 4
В январе-декабре 2014 г. регистрация безработных, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалидов, детей-сирот, родителей в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающих детей инвалидов, освобожденных из мест лишения свободы, ветеранов боевых действий на территории других государств, молодежи в возрасте до 21 года, впервые ищущей работу и др.), составила 18,5 процента от общей численности зарегистрированных безработных (в январе-декабре 2013 года – 17,2 процента).
Состав безработных на 01.01.2015 по категориям представлен на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 — Состав безработных по категориям на 01.01.2015
Важно отметить, что реальные масштабы безработицы выше официальных (0,9-1,2%). По данным, получаемых в ходе проводимых обследований домашних хозяйств, безработица складывается на уровне 6,5-7,6%. Дело в том, что обнаруживаются безработные, которые уже перестали искать работу через официальную службу занятости (застойная безработица). Таким же способом маскируется и скрытая занятость.
При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Основной причиной безработицы в Республике Беларусь, является общий, постоянный спад национального производства, поддерживаемый экстенсивным развитием народного хозяйства, неблагоприятным инвестиционным климатом и т.д. Естественно, что в таких условиях невозможно формирование рабочих мест. Большинство белорусских предприятий на сегодняшний день являются убыточными. Особенно это относится как к промышленности, так и к сельскому хозяйству. Низкая эластичность предложения на рынке труда и заработных плат являются основным тормозом для процессов, способствующих формированию новых рабочих мест.
Средняя продолжительность безработицы на конец 2014 г. снизилась и составила 2,9 месяца против 3,1 месяца на конец 2013 г.
В 2014 г. средний период трудоустройства стабилизировался на уровне прошлого года и составил 1,4 месяца. В то же время у женщин он более длительный – 1,7 месяца (у мужчин и молодежи – 1,3 месяца) (таблица 2.6).
Таблица 2.6 – Средний период трудоустройства
Годы |
Средний период трудоустройства, мес. | |||
Всего по Республике Беларусь |
мужчин |
женщин |
молодежи | |
2013 г. |
1,4 |
1,2 |
1,7 |
1,2 |
2014 г. |
1,4 |
1,3 |
1,7 |
1,3 |
Вместе с тем рынок труда Республики Беларусь развивается под влиянием неблагоприятных демографических тенденций: снижение численности населения, урбанизация, ухудшение половозрастных пропорций и старение населения.
Списочная численность работников в январе-декабре 2014 г. составила 3223,9 тыс. человек, или 97,6% от показателя за аналогичный период 2013 года.
В январе-декабре 2014 г. соотношение принятых работников и уволенных составило 93,6% (в январе-декабре 2013 г. – 91,2%). Принято на работу 808,8 тыс. человек, уволено – 864,1 тыс. человек.
Вынужденная неполная занятость составила 184,8 тыс. человек, или 5,7% от списочной численности работников (в январе-декабре 2013 г. 127,1 тыс. человек, или 3,8%).
Справочно. Численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), составила 80,1 тыс. человек, или 161,4 % к январю-декабрю 2013 г. (49,6 тыс. человек).
Численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, составила 104,7 тыс. человек, или 135,2% к январю-декабрю 2013 г. (77,4 тыс. человек).
При этом численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения заработной платы, составила 39,1 тыс. человек или 37,4% общей численности работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя (в январе-декабре 2013 г. – 24,1 тыс. человек или 31,1%).
Численность занятых в экономике в январе-декабре 2014 г. составила 4486,7 тыс. человек. Численность занятых в декабре 2014 г. составила 4470,8 тыс. человек (таблица 2.7).
Таблица 2.7 — Численность населения, занятого в экономике Республики Беларусь в январе-декабре 2014 г.
Области |
Численность занятого населения в декабре 2014 г. |
Численность занятого населения в январе-декабре 2014 г. |
Брестская |
601,1 |
605,7 |
Витебская |
521,9 |
526,6 |
Гомельская |
622,5 |
626,0 |
Гродненская |
487,6 |
488,9 |
г. Минск |
1085,3 |
1080,7 |
Минская |
680,5 |
683,2 |
Могилевская |
471,9 |
475,6 |
Республика Беларусь |
4470,8 |
4486,7 |
Уровень занятости населения остается высоким - 75,9 процента, несмотря на устойчивую тенденцию к сокращению численности занятых.
В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к увеличению численности работающих лиц старше трудоспособного возраста (401,9 тыс. человек в 2013 году по сравнению с 336,4 тыс. человек в 2011 году).
Численность незанятого населения в трудоспособном возрасте в 2013 году составила 1443,5 тыс. человек (25,8% населения в трудоспособном возрасте). При этом помимо граждан, которые не работают по объективным причинам, в число незанятых входят лица, не работающие по различным причинам, которые являются потенциалом для вовлечения в экономику. Среди них лица, не имеющие работы и активно ее ищущие, — 212,2 тыс. человек (14,7%), лица, ведущие домашнее хозяйство, — 123,6 тыс. человек (8,6%), лица, работающие за границей, – 63,4 тыс. человек (4,4%), лица, считающие, что нет возможности найти работу, а также лица, не имеющие необходимости или желания работать, — 66,8 тыс. человек (4,6%), безработные, зарегистрированные в органах по труду, занятости и социальной защите, — 23,4 тыс. человек (1,6%).
В условиях прогнозируемого уменьшения трудового потенциала страны возрастает значимость обеспечения не только полной, но и экономически эффективной занятости.
В республике проводится комплексная модернизация экономики, в том числе экономическая, предусматривающая внедрение современных систем управления предприятиями и отраслями, включая оптимизацию численности.
Тенденции к снижению численности занятых в экономике и списочной численности работников (в январе-октябре 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 1,3% и 2,4% соответственно), а также количества заявленных нанимателями вакансий являются следствием оптимизации численности работников.
Вместе с тем рост вынужденной неполной занятости свидетельствует о наличии излишней численности работающих и недостаточных темпах оптимизации.
В январе-октябре 2014 г. вынужденная неполная занятость составила 125,7 тыс. человек, или 3,9% от списочной численности работников, и увеличилась на 49,5% (в январе-октябре 2013 г. 84,1 тыс. человек, или 2,5%).
Территориальная неравномерность
размещения трудовых ресурсов и их низкая
мобильность выступают основными факторами
трудоизбыточности в одних регионах и
дефицита кадров в других, а также дисбаланса
профессионально-
Более 37% трудовых ресурсов приходится на центральную часть страны - г. Минск и Минскую область, в то время как наименьшая их доля - в Гродненской (10,6%) и Могилевской (11%) областях. Более двух третей трудовых ресурсов (82,6%) сосредоточены в городской местности.
Привлечение иностранной рабочей силы частично способствовало решению вопросов обеспечения недостающими кадрами организаций республики. При этом основное количество въехавших в Беларусь на работу в январе-сентябре 2014 г. составили граждане Украины (9687 человек, или 39,8% от общего числа въехавших), Китая (4007 человек, или 16,5%) и Российской Федерации (3037 человек, или 12,5%).
Всего, по данным Министерства внутренних дел, сальдо внешней трудовой миграции в январе-сентябре 2014 г. составило 19 924 человека.
В ближайшие годы снижение численности населения продолжит оказывать существенное влияние на формирование трудового потенциала республики. Демографические прогнозы свидетельствуют о сохранении этой тенденции в перспективе, которая будет усугубляться сокращением доли занятых в молодом возрасте и увеличением среднего возраста занятого населения. Снижение численности населения в трудоспособном возрасте может привести к нарастанию дефицита рабочей силы на рынке труда.
Вместе с тем модернизация производства и внедрение ресурсосберегающих технологий, рост производительности труда и сокращение избыточной занятости позволят обеспечить снижение спроса на рабочую силу. При этом оперативное содействие в трудоустройстве высвобождаемых в результате оптимизации численности работников, а также незанятого населения будет содействовать решению вопросов обеспеченности кадрами отраслей экономики.
Рынок труда будет пополняться за счет лиц, уволенных по причинам текучести кадров, высвобождаемых в результате модернизации производства и оптимизации численности работников, имеющих длительный (более года) перерыв в работе, выпускников учреждений образования, а также лиц, ранее занятых в домашнем хозяйстве и длительно неработающих.
Согласно прогнозным расчетам в 2015 году в органах по труду, занятости и социальной защите будет зарегистрировано около 180 тыс. безработных.
Ожидается, что в 2015 году общее количество граждан, нуждающихся в содействии в трудоустройстве, составит около 280 тыс. человек, из них 210 тыс. безработных.
Меры по содействию занятости населения будут направлены на обеспечение удержания уровня безработицы в социально допустимых пределах, не превышающих 1,5%.
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Меры, реализованные в стране в последние годы, позволили приостановить рост некоторых негативных тенденций. Несколько выросла рождаемость и уменьшилась смертность. Наметились положительные тенденции по укреплению института семьи, расширилось половое воспитание подростков, позволившее в шесть раз уменьшить число абортов на 1000 женщин в возрасте 15-49 лет, со 106 в 1990 г. до 17,7 в 2007 г. [4, с.33].
Вместе с тем, самой серьезной ошибкой на сегодняшний день было бы считать, что произошел необратимый перелом в демографических процессах. Рождаемость, хотя и росла последние годы, но это не позволило остановить естественную убыль населения. Кроме того, сам рост во многом обеспечивался двумя факторами. Во-первых, благоприятно повлияло на него увеличение числа женщин в фертильном возрасте, произошедшее с начала века. Во-вторых, рост рождаемости обеспечивался и за счет отложенных в 90-е годы рождений. Значительное улучшение социально-экономических условий в нашей стране по сравнению с периодом конца прошлого века способствовало реализации имевшейся, но отложенной установки на рождение детей, как первенцев, так и вторых в семье. Но в настоящее время эти резервы роста рождаемости уже исчерпаны. На 1.01.2009 г. число женщин в возрасте 20-29 лет составляло 790484, в возрасте 10-19 лет, уже 557343, т.е. почти на 30% меньше, а поколение, которое вступит в фертильный возраст через десять лет, еще на 20% малочисленнее [5,с.5]. Соответственно, в ближайшие годы, если не принять срочных мер по стимулированию рождаемости, она существенно уменьшится.
Кроме снижения рождаемости со следующего пятилетия страну ожидает значительное сокращение населения в трудоспособном возрасте, что, соответственно, приведет к сокращению трудовых ресурсов. Таким образом, дефицит трудовых ресурсов уже в ближайшие годы может стать одним из основных факторов, препятствующих устойчивому экономическому росту Республики Беларусь.
Для преодоления или хотя бы смягчения остроты данной проблемы уже сегодня необходима разработка и реализация комплекса мер социально-экономической политики государства.
По срокам реализации эти меры делятся на такие, эффект от реализации которых наступит только через длительный срок, и на те, которые могут вскрыть существующие резервы и принести результат уже в ближайшее время.
К первой группе относится всемерное стимулирование роста рождаемости. На решение этой задачи в нашей стране в последнее время уже были направлены значительные средства из бюджета и их существенный дальнейший рост чреват негативными последствиями для экономики. Представляется необходимым для роста благосостояния семей, воспитывающих детей, перераспределение части нагрузки по жизнеобеспечению подрастающих поколений с родителей на все население страны. Механизм этого перераспределения нуждается в тщательной проработке, возможно использование отдельных элементов советского опыта, в котором существовали аналогичные механизмы. В то же время размеры изъятия должны быть значительно выше, поскольку тогда демографических проблем, аналогичных нынешним, вообще не существовало.