Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 21:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы управления трудовыми ресурсами: понятие трудовых ресурсов, систему управления трудовыми ресурсами и ее элементы;
2) дать обзор органов государственного управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь;
3) рассмотреть направления государственного регулирования трудовыми ресурсами, политику народонаселения, политику занятости, политику в области заработной платы в Республике Беларусь;
Введение ………..…………………………………………………….….... 3
1 Теоретические основы управления трудовыми ресурсами ………… 5
2 Анализ системы управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь …………………………………………………………...….… 12
2.1 Органы государственного управления трудовыми ресурсами……………………………………………………….……..…. 12
2.2 Направления государственного регулирования трудовыми ресурсами…………………………………………………….………….. 17
2.3 Трудовые ресурсы Беларуси: тенденции, проблемы………….…29
3 Основные направления совершенствования управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь…………………………………………… 39
Заключение …………………………………….……………………..… 43
Список использованных источников ………………………..………... 4
В 2014 г. нанимателям были установлена броня на рабочие места для приема на работу 1 890 безработных инвалидов. Запланирована организация адаптации к трудовой деятельности 452 человек с ограничениями. В полном объеме обеспечено выделение по заявкам общественных объединений инвалидов финансовых средств (свыше 5,8 млрд бел. руб.), направляемых на создание рабочих мест для инвалидов – это в 1,2 раза больше, чем в 2009 г.
Предусмотрены меры социальной поддержки граждан, особо нуждающихся в социальной защите и неспособных на равных условиях конкурировать на рынке труда, и отдельных социально-профессиональных групп населения (молодежи, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, длительно неработающих граждан). Разработаны меры, способствующие вовлечению этих категорий граждан в активную трудовую деятельность.
Кстати, среди тех, кто обращается в органы по труду, занятости и соцзащите, все больше становится граждан, которые не могут самостоятельно трудоустроиться. Более 20 % безработных относятся к категории граждан, особо нуждающихся в соцзащите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке рабочей силы (им государство предоставляет дополнительные гарантии в сфере занятости).
В Беларуси в 2014 г. в полном объеме обеспечена предусмотренная законодательством социальная поддержка безработных в виде выплаты пособия по безработице и оказания материальной помощи 135,8 тыс. безработным.
В 2014 г. были увеличены задания в целом по ряду показателей активных мер политики занятости. Так, задание по организации оплачиваемых общественных работ увеличено до 90,5 тыс. человек, в том числе для безработных – до 49,2 тыс. человек. Причем в таких работах с выплатой вознаграждений приняли участие работники, находящиеся в вынужденных отпусках по инициативе нанимателя без сохранения заработной платы.
Продолжится работа по трудоустройству родителей, обязанных возмещать расходы государства на содержание детей, находящихся на гособеспечении, и направленных по судебному постановлению в органы по труду, занятости и соцзащите.
Из всего вышесказанного, мы видим, что наше государство тратит много сил и средств на регулирование рынка труда нашей республики. Создание и редактирование законов, государственных программ, безусловно, играют важнейшую роль в госрегулировании, что способствует стабилизации и улучшению условий на рынке труда, повышению занятости и снижению безработицы. По мере развития рынка труда в Республике Беларусь изменяется, постепенно обогащаясь и совершенствуясь, система государственного регулирования рынка труда и занятости населения.
2.3 Трудовые ресурсы Беларуси: тенденции, проблемы
Меры, принимаемые Правительством Республики Беларусь в части обеспечения занятости населения, позволили сохранить стабильность в социальной сфере, улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить напряженность на рынке труда регионов.
Ситуация на рынке труда республики характеризуется относительно невысоким и стабильным уровнем регистрируемой безработицы.
В январе-декабре 2014 г. в органы по труду, занятости и социальной защиты обратилось за содействием в трудоустройстве 231,1 тыс. человек (89,9 процента от уровня 2013 года), из которых 148,1 тыс. человек зарегистрированы в качестве безработных (93,6 процента от уровня 2013 года). С учетом 34,3 тыс. граждан, состоящих на учете на 1 января 2014 г., всего нуждалось в трудоустройстве 265,4 тыс. человек, из них 169,1 тыс. безработных (таблица 2.1 и рисунок 2.1).
Таблица 2.1 — Рынок труда в Республике Беларусь за январь-декабрь 2014 г.
Период |
2013 год |
2014 год |
2014 год к 2013 году, % |
Зарегистрировано безработных, тыс. человек |
Зарегистрировано безработных, тыс. человек | ||
январь |
15,7 |
13,0 |
82,8 |
февраль |
14,5 |
12,4 |
85,5 |
март |
13,9 |
12,7 |
91,4 |
апрель |
15,1 |
11,1 |
73,5 |
май |
11,7 |
11,9 |
101,7 |
июнь |
11,9 |
11,8 |
99,2 |
июль |
12,9 |
11,3 |
87,6 |
август |
11,8 |
11,6 |
98,3 |
сентябрь |
13,0 |
12,9 |
99,2 |
октябрь |
14,2 |
14,3 |
100,7 |
ноябрь |
12,7 |
13,0 |
102,4 |
декабрь |
11,0 |
12,2 |
110,9 |
Уровень зарегистрированной безработицы на конец декабря 2014 г. составил 0,5 процента к численности экономически активного населения (в 2013 году – 0,5 процента).
Спрос на рабочую силу остается достаточно высоким. Вместе с тем отмечается его снижение.
На 01.01.2015 в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 33,6 тыс. вакансий, что составило 66,5 процента к уровню 2013 года (рисунок 2.2). При этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 67,3 процента от общего количества, заявленных нанимателями вакансий (75,5 процента в 2013 году).
Рисунок 2.1 — Регистрация безработных в 2013-2014 гг.
Рисунок 2.2 — Спрос и предложение на рынке труда в 2004-2014 гг. (на конец года)
Спрос на работников в основном формируется в таких видах экономической деятельности, как обрабатывающая промышленность (заявлено 11,3 тыс. вакансий, или 21,2 % от общего их числа), строительство (10,8 тыс. вакансий, или 20,3 %), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (7,6 тыс. вакансий, или 14,2%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (5,2 тыс. вакансий, или 9,7%), торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (4,6 тыс. вакансий, или 8,6%), транспорт и связь (2,7 тыс. вакансий, или 5%).
Напряженность на рынке труда варьируется от 1,3 безработного на 1 вакансию в Гомельской области до 0,2 безработного на 1 вакансию в г.Минске, где вакансий в 4,3 раз больше, чем безработных (таблица 2.2).
Таблица 2.2 — Напряженность на рынке труда
Область |
Напряженность на 01.01.2015 |
Брестская |
1,2 |
Витебская |
1,0 |
Гомельская |
1,3 |
Гродненская |
0,8 |
г. Минск |
0,2 |
Минская |
0,7 |
Могилевская |
0,9 |
Республика Беларусь |
0,7 |
Структура официальной безработицы в Беларуси характеризуется возрастающей долей состоящих на учете мужчин (61,4% на 1 декабря 2014 г. по сравнению с 41,2% на 1 декабря 2013 г.) (таблицы 2.3, 2.4 и 2.5).
Четверть безработных относятся к категории граждан, наименее конкурентоспособных на рынке труда, нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости, - инвалиды, лица, освобожденные из мест лишения свободы, граждане предпенсионного возраста и другие.
Значительную часть состоящих на учете безработных составляют категории безработных, трудоустройство которых затруднено, - длительно неработающие (17,5%), не имеющие профессии (7%). В общем составе безработных 32,7% составляет молодежь в возрасте 16-29 лет.
Таблица 2.3 — Состав безработных по полу
На конец декабря 2013 г. |
На конец декабря 2014 г. | ||||
Численность безработных - всего |
человек |
% |
Численность безработных - всего |
человек |
% |
20959 |
100 |
24192 |
100 | ||
из них женщин |
8503 |
40,6 |
из них женщин |
9086 |
37,6 |
мужчин |
12456 |
59,4 |
мужчин |
15106 |
62,4 |
молодежь 16-29 лет |
7251 |
34,6 |
молодежь 16-29 лет |
7289 |
30,1 |
Таблица 2.4 — Состав безработных по образованию
На конец 2013 года |
На конец 2014 года | ||||
Численность безработных, всего |
20959 человек |
100% |
Численность безработных, всего |
24192 человек |
100% |
Распределение общей численности безработных по образованию: |
Распределение общей численности безработных по образованию: | ||||
- общее базовое |
2632 |
12,6 |
- общее базовое |
2921 |
12,1 |
- общее среднее |
7384 |
35,2 |
- общее среднее |
8058 |
33,3 |
-профессионально- техническое |
5693 |
27,2 |
-профессионально- техническое |
7369 |
30,5 |
- среднее специальное |
2919 |
13,9 |
- среднее специальное |
3164 |
13,1 |
- высшее |
2322 |
11,1 |
- высшее |
2664 |
11,0 |
- послевузовское |
9 |
0,04 |
- послевузовское |
16 |
0,1 |
Таблица 2.5 — Состав безработных по возрастным группам
На конец 2013 года |
На конец 2014 года | ||||
Численность безработных всего |
20959 человек |
100% |
Численность безработных, всего |
24192 человек |
100% |
Распределение общей численности безработных по возрасту: |
Распределение общей численности безработных по возрасту: | ||||
16-17 лет |
248 |
1,2 |
16-17 лет |
251 |
1,0 |
18-19 |
753 |
3,6 |
18-19 |
681 |
2,8 |
20-24 |
3034 |
14,5 |
20-24 |
2914 |
12,0 |
25-29 |
2686 |
12,8 |
25-29 |
2833 |
11,7 |
30-34 |
2462 |
11,7 |
30-34 |
2988 |
12,4 |
35-39 |
2453 |
11,7 |
35-39 |
2914 |
12,0 |
40-44 |
2453 |
11,7 |
40-44 |
3030 |
12,5 |
45-49 |
2397 |
11,4 |
45-49 |
2889 |
11,9 |
50-54 |
3131 |
14,9 |
50-54 |
3826 |
15,8 |
55-59 |
1338 |
6,4 |
55-59 |
1860 |
7,7 |
60 и старше |
4 |
0,02 |
60 и старше |
6 |
0,02 |