Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 21:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы управления трудовыми ресурсами: понятие трудовых ресурсов, систему управления трудовыми ресурсами и ее элементы;
2) дать обзор органов государственного управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь;
3) рассмотреть направления государственного регулирования трудовыми ресурсами, политику народонаселения, политику занятости, политику в области заработной платы в Республике Беларусь;
Введение ………..…………………………………………………….….... 3
1 Теоретические основы управления трудовыми ресурсами ………… 5
2 Анализ системы управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь …………………………………………………………...….… 12
2.1 Органы государственного управления трудовыми ресурсами……………………………………………………….……..…. 12
2.2 Направления государственного регулирования трудовыми ресурсами…………………………………………………….………….. 17
2.3 Трудовые ресурсы Беларуси: тенденции, проблемы………….…29
3 Основные направления совершенствования управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь…………………………………………… 39
Заключение …………………………………….……………………..… 43
Список использованных источников ………………………..………... 4
К активным мерам государственного регулирования относятся и те, что приводят к сокращению предложения рабочей силы: увеличение продолжительности школьного образования, расширение дневной формы обучения, увеличение продолжительности отпусков по уходу за ребенком, ежегодных отпусков и другие.
В зависимости от складывающейся на рынке труда ситуации активные меры могут обеспечить сокращение спроса на рабочую силу (налог на использование трудовых ресурсов, выплаты за прием на работу и др.) и увеличение предложения рабочей силы.
К пассивным мерам государственного регулирования относятся ассигнования на выплату пособий по безработице, частичному возмещению безработным их потерь в доходах. Пассивные меры предусматривают два подхода к организации материальной помощи безработным: создание системы социального страхования и вспомоществования.
Система страхования по безработице является основным источником оказания материальной помощи безработным более чем в 80 % развитых стран с рыночной экономикой. Страховые пособия по безработице предоставляются в соответствии с законодательством. Вспомоществование осуществляется в виде помощи (пособия, выплаты).
Таким образом, занятость населения и безработица должны являться предметом пристального внимания государства, регулирующее управление которого в этой сфере идет по двум основным направлениям: с одной стороны, регулирование уровня и продолжительности безработицы, с другой – социальная защита от нее своих граждан. Для решения этих задач государство должно обеспечить, в первую очередь, правовое регулирование, т. е. создать необходимую законодательно-правовую базу. И, во-вторых, четко определить и организовать деятельность специально уполномоченных на то государственных органов.
Важнейшим документом, отражающим комплекс мер по реализации государственной политики в сфере занятости, является Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь, разрабатываемая на конкретный период (как правило, очередной год). Ее основные параметры рассчитываются на основе годового прогноза социльно-экономического развития Республики Беларусь.
Основная цель Программы – осуществление практических мер, направленных на создание новых рабочих мест и обеспечение равных возможностей для трудоустройства граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; организация профессиональной подготовки и переподготовки; содействие предпринимательской инициативе и поддержка самозанятости безработных граждан; развитие системы общественных работ; обеспечение целевой поддержки и социальной защиты граждан, временно потерявших работу.
На основе Государственной программы занятости местные органы власти разрабатывают региональные программы. Начиная с 1998 г. в республике разрабатываются отраслевые и региональные программы создания новых рабочих мест. Выделенные в программе мероприятия увязаны по ресурсам (указана общая сумма затрат и источники их финансирования), исполнителям и срокам исполнения.
В плане мероприятий на 2015 г. акцент сделан на таких магистральных направлениях, как содействие в трудоустройстве незанятого населения; обеспечения занятости населения на селе, в малых городах и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы. План мероприятий включает антикризисные меры по обеспечению занятости работников организаций, трудящихся в режиме неполной занятости.
Его реализация должна привести к увеличению к концу 2015 г. численности занятых в экономике страны, обеспечению уровня регистрируемой безработицы в пределах 1,2–1,5% численности экономически активного населения (в Брестской и Витебской областях – 1,6 %, в Могилевской – 1,5 %, в Гомельской и Гродненской – 1,4 %, в Минской области – 1,2 %, в Минске – 0,6 %).
На 2014 г. было установлено сверхнапряженное задание по созданию рабочих мест. Так, увеличено задание Минторгу до 266 рабочих мест, Минспорта – до 320, Белкоопсоюзу – до 345, Минсвязи – до 108, Минэнерго – до 632, Минсельхозпроду – до 353, Минстройархитектуры – до 486, концерну «Белнефтехим» – до 909. Организации Минпрома организуют 1 277 новых рабочих мест. В соответствии с Программой развития сферы услуг на 2011–2015 гг. в 2014 г. создано 21,1 тыс. рабочих мест.
С учетом имеющихся вакансий общее количество рабочих мест достигает примерно 210 тыс., что позволяет обеспечить прирост числа занятых в экономике в необходимых параметрах.
Финансовой основой осуществления мер по регулированию занятости в Республике Беларусь являются ресурсы Фонда социальной защиты населения. Они используются для выплаты пособий по безработице и проведения мероприятий по содействию занятости. Используются также и бюджетные средства.
Нормативная правовая база, обеспечивающая регулирование рынка труда в республике, включает:
- законы и постановления парламента;
- указы и распоряжения Главы государства;
- постановления Правительства;
- приказы, инструкции, распоряжения уполномоченных органов государственного управления.
В Республике Беларусь государственная политика занятости, ее правовое регулирование выражены в ряде законодательных актов и, прежде всего, в Конституции Республики Беларусь и Кодексе законов о труде Республики Беларусь, в Законах «О занятости населения Республики Беларусь», «О мерах по социальной защите населения и регулированию оплаты труда», «О пенсионном обеспечении», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» и других. Данные законодательные акты определяют правовые, экономические, социальные и организационные основы государственной политики занятости, оговаривают обязанности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей по обеспечению занятости, меры их экономической ответственности за нарушения. Законодательства о занятости, пути развития инфраструктуры рынка труда и прочее. По мнению многих ведущих специалистов, принятое Республикой Беларусь законодательство в области регулирования трудовых отношений в целом соответствует мировой практике.
В Конституции Республики Беларусь четко выражена правовая норма, гарантирующая гражданам право на труд, т. е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.
В части 2 статьи 41 Конституции Республики Беларусь указано: «Государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом».
Основным правовым документом, регулирующим вопросы занятости и безработицы и определяющим деятельность государственных органов, является Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» принятый 15 июня 2006 г. Закон представляет собой нормативный акт, в котором определены правовые, экономические, социальные и организационные основы регулирования занятости населения Республики Беларусь в условиях многоукладной рыночной экономики.
Сегодня в Беларуси разворачивается масштабная модернизация производства, которая неминуемо потянет за собой оптимизацию численности работников, а значит, и сокращение численности занятых. Нужен инструментарий, чтобы минимизировать эти последствия. Необходимо исследовать внутренний рынок труда на предприятиях, определить излишнюю численность работающих. Для этого подготовлены методические рекомендации НИИ труда Минтруда и соцзащиты. Кроме этого, на базе Слонимского района совместно с ПРООН реализуется проект «Разработка модели комплексной региональной социальной политики для предотвращения бедности в Республике Беларусь», который станет фундаментом для создания механизмов диагностики внутренних рынков труда предприятий и их кадрового потенциала, а также механизмов социально-ответственной реструктуризации предприятий.
Планом мероприятий на 2015 г. предусмотрены дополнительные меры законодательного, организационного, информационного характера по обеспечению занятости работников организаций, работающих в режиме неполной занятости. В частности, это касается усиления социальной защищенности работников таких организаций.
Кроме того, в решении этой проблемы свою роль должен играть мониторинг рабочего времени на производстве, который осуществлялся в 2009 г. по 696 организациям на 12 и 28 числа каждого месяца. Его результаты для принятия конкретных мер направлялись в отраслевые министерства, объединения нанимателей и профсоюзы. Эта практика доказала свою эффективность и ее целесообразно продолжить.
На основе мониторинга принимаются оперативные меры по дополнительному вовлечению в экономику временно незанятых граждан и недопущению ухудшения ситуации с вынужденной неполной занятостью. Среди рычагов – увеличение объема оплачиваемых общественных работ, своевременное информирование нестабильных организаций и их работников о возможности участия в таких работах, в том числе сезонных и временных, а также организация профобучения работников, находящихся под риском увольнения, и другие меры.
В 2015 г. для мониторинга был уточнен перечень организаций, имеющих потери рабочего времени, а также испытывающих трудности с выходом на безубыточную работу.
В региональные программы занятости населения на 2015 г. также были включены конкретные организации, испытывающие хронические трудности с выходом на безубыточную работу или осуществляющие оптимизацию численности работников в связи с модернизацией производства. По каждой из них разработаны конкретные меры, направленные на обеспечение занятости работников.
Особый акцент в 2015 г. был сделан на вовлечение незанятых граждан в предпринимательство. Для принятия мер на перспективу рассматривается опыт Российской Федерации по содействию безработным в организации ими предпринимательской деятельности в виде кооперативов, в первую очередь, в сельской местности.
Механизм оказания финансовой поддержки безработным для организации предпринимательской деятельности в Беларуси действует уже более 10 лет. Средства для развития самозанятости выделяются из Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты. Госслужба занятости Беларуси в 2014 г. оказала содействие в организации предпринимательской деятельности 2 736 безработным (108,8 % годового задания).
Госслужба занятости не только помогает финансовыми ресурсами, но и оказывает организационную поддержку: безработных информирует о порядке и условиях содействия в открытии своего дела, в случае необходимости направляют на профобучение, помогают подготовить необходимые документы для получения финансовой помощи.
В 2010 г. разработаны методические пособия по подготовке технико-экономических обоснований наиболее востребованных видов индивидуальной деятельности, в том числе в сфере услуг и в сельской местности.
В 2014 г. оказано содействие 2 850 безработным в организации предпринимательской деятельности, оказании услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности.
Белорусские специалисты изучают опыт российских коллег по временному переселению безработных. Так, если появились сложности с работой по месту жительства, а в другом регионе возник дефицит таких кадров, то на несколько месяцев безработных (с их согласия) могут перебросить в «горячую точку», оплатив проезд, обеспечив проживание, компенсировав нанимателю часть затрат по выплате заработной платы.
Активной мерой решения проблемы занятости является переподготовка.
В 2014 г. для снижения дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, повышения качества трудовых ресурсов на профподготовку направлено почти 26,3 тыс. безработных, из них не менее 45 % – по заказам организаций. На эти цели предусматривалось финансирование в объеме 4,9 млрд бел. руб.
Приоритетным направлением в рамках профобучения является профобучение молодежи в возрасте до 21 года, впервые ищущей работу, детей-сирот, безработных призывного возраста.
Используется также компенсация затрат нанимателей на профобучение работников, подлежащих увольнению в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников, а также принятых на работу граждан, высвобожденных другим нанимателем или впервые ищущих работу.
Планируется сформировать республиканскую базу данных о профобучении безработных в разрезе профессий и учреждений образования.
Следует отметить также роль программы «Молодежная практика».
«Молодежная практика» заключается в том, чтобы обеспечить временную занятость безработных через стимулирование нанимателей к приему на работу молодых людей, не имеющих опыта работы. Это направление деятельности госслужбы занятости призвано облегчить вхождение такой молодежи в рынок. Максимальная продолжительность «Молодежной практики» – 6 месяцев, а в проблемных малых городах и сельской местности – 12 месяцев. Причем по решению нанимателя практикант может быть принят на постоянную работу до истечения этого срока или же после завершения ученичества. Служба занятости ежемесячно оплачивает нанимателю расходы по зарплате практиканта в размере минимальной заработной платы и по отчислениям в Фонд социальной защиты населения. Для нанимателя прием на работу практиканта выгоден с финансовой точки зрения, а для безработного выгода состоит в том, что он не только трудоустроен и получает зарплату (причем не ниже МЗП), но и приобретает необходимые стаж и навыки практической работы. Для стажировки молодого человека заинтересовывают не только нанимателя, но и квалифицированного работника, мастера. Наставнику доплачивают за обучение практиканта.
Госслужба занятости Республики Беларусь предусматривает трудоустройство инвалидов. Эта категория граждан в последние годы все чаще обращается в центры занятости за содействием в трудоустройстве. В 2009 году в Беларуси вступили в силу два новых закона, направленных на соцзащиту инвалидов. В соответствии с ними большая ответственность и нагрузка ложится на государство, нанимателей. Трудоустройство инвалида должно осуществляться с учетом его пожеланий, склонностей, состояния здоровья и, конечно, потребностей рынка труда.