Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 21:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы управления трудовыми ресурсами: понятие трудовых ресурсов, систему управления трудовыми ресурсами и ее элементы;
2) дать обзор органов государственного управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь;
3) рассмотреть направления государственного регулирования трудовыми ресурсами, политику народонаселения, политику занятости, политику в области заработной платы в Республике Беларусь;
Введение ………..…………………………………………………….….... 3
1 Теоретические основы управления трудовыми ресурсами ………… 5
2 Анализ системы управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь …………………………………………………………...….… 12
2.1 Органы государственного управления трудовыми ресурсами……………………………………………………….……..…. 12
2.2 Направления государственного регулирования трудовыми ресурсами…………………………………………………….………….. 17
2.3 Трудовые ресурсы Беларуси: тенденции, проблемы………….…29
3 Основные направления совершенствования управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь…………………………………………… 39
Заключение …………………………………….……………………..… 43
Список использованных источников ………………………..………... 4
- государственные учреждения образования «Брестский экспериментальный учебно-методический центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных».
Основными задачами государственной службы занятости населения являются:
- оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о сложившейся ситуации на рынке труда;
- разработка и реализация государственной и других программ содействия занятости населения;
- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а нанимателям – в подборе необходимых работников;
- организация профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных;
- регистрация граждан безработными и осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении;
- ведение учета свободных рабочих мест (вакансий) и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
- оказание услуг по трудоустройству и профессиональной ориентации высвобождаемым работникам и незанятому населению;
- повышение экономической заинтересованности нанимателей в сохранении действующих и создании новых рабочих мест;
- содействие безработным в организации предпринимательской деятельности;
- организация работы по переселению безработных и членов их семей в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы;
- содействие организации оплачиваемых общественных работ;
- организация контроля за соблюдением законодательства о занятости населения;
- осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.
Минтруда и соцзащиты проводит государственную политику в области содействия занятости населения и осуществляет контроль за соблюдением законодательства о занятости населения.
Таким образом, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь специализируется на вопросах труда и управления трудовыми ресурсами, разрабатывает программы социально-экономического развития страны.
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам и осуществляется Конституционным Судом, а также общими, хозяйственными и другими судами, предусмотренными законами Республики Беларусь. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.
При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только закону. При этом какое-либо вмешательство в деятельность судей недопустимо и влечет ответственность по закону.
2.2 Направления государственного регулирования трудовыми ресурсами
Государственное регулирование трудового потенциала представляет собой очень сложный механизм, охватывающий все многообразие аспектов объекта регулирования (демографический, экономический, социальный) и весь его воспроизводящий цикл – формирование, распределение и использование. При этом современный период экономического развития предполагает тесное взаимодействие предприятий различных форм собственности с государственными органами управления.
Во-первых, в республике в условиях формирования рынка труда произошла переориентация деятельности самого государства – с функции монопольного работодателя на функцию посредника в сфере труда, включающую регулирование отношений между работниками и работодателями.
Во-вторых, рыночный механизм характеризует единство двух составляющих – стихийных рыночных регуляторов спроса и предложения на рынке и регулирующего воздействия государства на сферу обмена. Рынок и государственное регулирование дополняют друг друга.
Система государственного регулирования рынка труда представляет собой совокупность законодательно закрепленных правил взаимодействия экономических агентов, базирующихся на рыночных отношениях.
Государственное регулирование трудового потенциала предполагает решение следующих основных задач: обеспечение научно обоснованного воспроизводства населения по республике в целом, в отдельных областях и районах; достижение рациональной занятости населения, т.е. создание условий, при которых удовлетворяется потребность людей в работе и учебе; обеспечение отраслей и сфер народного хозяйства рабочей силой, количество и качество которой соответствовало бы реальным потребностям; рациональное и эффективное использование трудового потенциала и отдельных групп населения (молодежи, женщин, лиц старшего трудоспособного возраста).
Система государственного регулирования складывается под влиянием различных факторов: политических, социальных, экономических и правовых.
Государственное регулирование может быть успешным лишь в случае, когда оно опирается на правильный политический подход. Другими словами, политическая направленность должна отражать экономические требования общества и реализовывать их в системе государственного регулирования.
Социальный аспект предполагает сбалансированность отношений между целями и задачами развития производства и многогранными интересами работников, в том числе и их личной заинтересованностью в результатах их труда.
Экономический аспект обусловливает необходимость регулирования трудового потенциала как совокупности уже работающего населения и лиц, обучающихся с отрывом от производства, регулирования эффективности использования рабочей силы и ее профессионального уровня, обеспечения отраслей народного хозяйства рабочей силой и т. д.
И, наконец, правовой аспект обеспечивает законодательное закрепление правовых норм и гарантий трудящихся, форм собственности и других элементов новой системы хозяйствования, гарантируя тем самым устойчивое функционирование всей системы государственного регулирования в целом и трудового потенциала в частности.
Государственное регулирование трудового потенциала предполагает использование прямых и косвенных методов регулирования. Прямые (административные) методы непосредственно определяют состояние, образ действия и результаты деятельности хозяйствующих субъектов и реализуются через создание фондов и разработку специальных программ занятости, установление в нормативных актах тарифно-квалификационных систем и систем оплаты труда, форм договорных отношений, индексирование заработной платы и т. д. Косвенные (экономические) методы создают заинтересованность хозяйствующих субъектов в действиях определенного рода и реализуются, прежде всего, через средства налоговой и кредитной системы, через целеориентирующие индикаторы.
В составе государственного регулирования трудового потенциала и рынка труда можно выделить несколько направлений: прогнозирование трудовых ресурсов и рынка труда; регулирование занятости населения; социальную защиту населения.
В настоящее время проблемы формирования и использования трудовых ресурсов стали проявляться наиболее остро, что требует вмешательства государства в данные процессы. Однако, следует отметить, что политика государства в области управления трудовыми ресурсами должна носить комплексный, системный характер, а не точечно воздействовать на отдельные процессы, как это происходит в данный момент.
Задачи построения социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь и инновационного развития обусловливают повышенное внимание к проблемам рынка труда. Развитие белорусского рынка труда начинается с 1991 г. За этот период создана нормативно-правовая база его регулирования, структура государственной службы занятости, организован мониторинг рынка труда, разрабатываются и реализуются ежегодные государственная и региональная программы занятости населения.
Вопросы обеспечения занятости населения стали предметом постоянного внимания органов государственного управления всех уровней и находятся под особым контролем Правительства и Президента Республики Беларусь.
Основными направлениями государственного регулирования рынка труда являются регулирование таких показателей, как занятость и безработица населения.
Регулирование занятости и безработицы осуществляется с помощью комплекса методов, к которым относятся законодательные, экономические, административные, идеологические, организационные.
Законодательное регулирование осуществляется путем принятия государственных законодательных актов, регулирующих процесс обучения и образования, трудоустройство представителей отдельных групп населения, направленных против дискриминации некоторых из них, в частности молодежи и женщин.
Экономические методы заключаются в проведении комплекса мер по стимулированию занятости на макроуровне за счет:
- кредитования, субсидирования, льгот и дотаций работодателям;
- регулирования уровня подоходного налога;
- государственных закупок и других мер.
К административным методам относятся:
- изменение границ пенсионного возраста;
- установление определенной продолжительности рабочей недели, оплачиваемого отпуска;
- либерализация или ограничение иммиграции и эмиграции рабочей силы;
- регулирование некоторых вопросов трудоустройства отдельных категорий населения.
Идеологические методы применяются для разъяснения политики полной занятости, достижения оптимального сочетания интересов работодателей и работников.
Суть организационных методов заключается в снижении или устранении различного рода барьеров, которые препятствуют территориальной, отраслевой, профессиональной и квалификационной мобильности трудовых ресурсов. С этой целью совершенствуется статистика занятости и безработицы, развивается автоматизированная система изучения и регулирования структуры спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, повышается эффективность работы органов по труду, занятости и социальной защите в направлении содействия трудоустройству.
Регулирующая функция государства не ограничивается только содействием трудоустройству незанятого населения, но охватывает и сферу наемного труда, способствует развитию предпринимательской инициативы граждан и самозанятости.
Основными задачами государственной политики в социально-трудовой сфере в 2011–2015 гг. является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.
Исходя их поставленных задач определены следующие приоритетные направления политики занятости населения:
- создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг;
- стимулирование роста занятости в сфере услуг;
- создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда;
- повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров;
- формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;
- создание системы социального страхования населения от безработицы.
Результатами достижения поставленных задач станет рост уровня занятости населения до 80 % к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58 % от общей численности занятых в экономике.
При этом основная цель – не просто обеспечить граждан Республики Беларусь рабочими местами, а дать возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд.
Важнейшими принципами государственного регулирования занятости являются:
- равные стартовые возможности для всех граждан страны в реализации права на труд и свободного выбора сферы приложения своего труда;
- обеспечение реальной занятости и содействие мобильности трудовых ресурсов;
- обеспечение трудовой мобильности;
- государственные гарантии рабочим и безработным, социальная защита;
- единонаправленность и координация политики занятости с экономической и социальной политикой государства, профсоюзов и работодателей с органами государственного управления;
- сочетание мероприятий местных органов власти в области занятости с централизованными мероприятиями;
- межреспубликанское и международное сотрудничество в решении проблем занятости.
Главные цели и задачи в области регулирования занятости должны соответствовать требованиям, установленным Международной организацией труда (МОТ) и Международным бюро труда (МБТ) по вопросам занятости, а также сложившимся в стране социально-экономическим условиям и внутреннему законодательству.
Меры государственного воздействия, направленные на разрешение проблем занятости населения, многообразны и разнонаправлены. К ним можно отнести и расширение сфер занятости, сохранение рабочих мест и ввод новых, выплату пособий по безработице и т. д. Они делятся на активные и пассивные. Активные меры направлены на решение проблемы безработицы и повышение уровня занятости: создание рабочих мест, общественные работы, субсидирование, льготное налогообложение, кредитование, льготы по обеспечению материальными ресурсами, гарантийный сбыт продукции, гибкие режимы рабочего времени и т. д. Другими словами, в результате этих мер спрос на рабочую силу увеличивается.