Социально-экономическое развитие Агинского Бурятского округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 06:48, контрольная работа

Описание работы

География и природные условия. Округ расположен в южной части Восточного Забайкалья и юго-восточной части Центрального Забайкалья. Наибольшая протяженность (с юго-запада на северо-восток) составляет всего 230 километров. Рельеф в основном гористый, треть территории занимают леса. Приононская равнина - место проникновения флоры и фауны Амурского водного бассейна в степную Дурию. По данным эколога В.Г. Стрельникова, в округе насчитывается 3 комплексных, 17 ботанических, 21 водный, 1 зоологический и 13 геологических памятников природы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АГИНСКОГО БУРЯТСКОГО ОКРУГА 5
1.1 Демографическая ситуация 5
1.2 Развитие социальной сферы 5
1.3 Уровень и качество жизни населения 15
1.4 Оценка финансового состояния 16
1.5 Анализ развития экономики 17
1.6 Развитие промышленных предприятий 18
1.7 Развитие сельского хозяйства 20
1.8 Уровень развития топливно-энергетического комплекса 22
1.9 Развитие транспортной системы 22
1.10 Развитие систем связи и информатизации 24
1.11 Характеристика системы жилищно-коммунального хозяйства 24
1.12 Развитие строительного комплекса 25
1.13 Развитие малого предпринимательства 26
1.14 Развитие инвестиционной деятельности и структурной политики 28
1.15 Развитие кредитно-финансовой деятельности 29
1.16 Развитие внешнеэкономической деятельности 31
2 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОКРУГА 31
2.1 Проблемы развития промышленности 31
2.2 Проблемы в развитии топливно-энергетического комплекса 32
2.3 Проблемы дорожно-транспортного комплекса и связи 32
2.4 Проблемы развития агропромышленного комплекса 33
2.5 Проблемы развития жилищно-коммунального комплекса 34
2.6 Проблемы развития социальной сферы 35
3 РЕЗЕРВЫ И ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 36
3.1 Резервы и потенциал развития промышленности 36
3.2 Резервы и потенциал развития дорожно-транспортного комплекса и связи 37
3.3 Резервы и потенциал развития сельского хозяйства 38
3.4 Резервы и потенциал развития жилищно-коммунального хозяйства 39
3.5 Резервы и потенциал развития социальной сферы 39
3.6 Возможность создания замкнутых технологических цепочек 41

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 512.00 Кб (Скачать файл)

В 2006 году удалось увеличить размер ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан – для ветеранов труда, тружеников тыла и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий с 450 рублей до 500 рублей и для реабилитированных лиц с 500 рублей до 550 рублей. В 2007 году увеличили размер пособия родителям, имеющим детей. 

В округе сложилась структура бюджета, характеризующаяся устойчивым ростом капитальных расходов. Некоторое  снижение наблюдалось в 2005 году, но это было связано с началом  монетизации натуральных льгот, что потребовало дополнительных трансфертов из окружного бюджета.

 

Межбюджетные отношения

Положения, заложенные в Федеральном  законе № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» реализовывались  в округе задолго до принятия Закона. Так местное самоуправление в округе было построено по поселенческому принципу еще в 1999 году. В составе окружного бюджета с 1999 года появился Фонд финансовой поддержки муниципальных образований, средства фонда были предназначены для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности. Расчет данного фонда осуществлялся согласно утвержденной методики на основании нормативов минимальной бюджетной обеспеченности по каждому виду деятельности осуществляемому органами местного самоуправления. Затем был образован Фонд развития местного самоуправления, благодаря которому за 5 лет удалось значительно улучшить налогооблагаемую базу муниципальных образований за счет открытия новых предприятий, развития малого предпринимательства и создания малых предприятий в поселениях. Благодаря чему уровень дотационности местных бюджетов снизился с 90 % до 45%.

Приняты законы по вопросам межбюджетных отношений с муниципальными образованиями, сформированные по единой формуле, образованы ряд фондов помощи муниципальным образованиям, у которых еще недостаточна собственная доходная база для реализации полномочий, законом автономного округа на постоянной основе закреплены нормативы отчислений от доходов, подлежащих зачислению в региональный бюджет.

Функциональная  структура расходов бюджета округа за последние годы сохраняется в пользу раздела «Национальная экономика». В данном разделе наибольшую долю составляют расходы по капитальному строительству. Доля расходов раздела «Национальная экономика» в общей структуре расходов составляет 40,3%.

Важным аспектом исполнения окружного бюджета является оказание финансовой помощи другим бюджетам бюджетной системы. Расходы по разделу «Межбюджетные трансферты» в 2006 году по сравнению с 2005 годом возросли в 1,5 раза.

1.5 Анализ развития экономики

2001-2006 годы в социально-экономическом состоянии округа в целом можно охарактеризовать как период устойчивой стабилизации экономических и социальных параметров и перехода большинства отраслей хозяйства в режим роста и развития, достигнутый на основе повышения эффективности управленческой деятельности органов государственного управления региона, в том числе значительного улучшения его бюджетной обеспеченности.

По предварительным данным, объём  ВРП округа в 2005 году составил 3468,3 млн. руб. и в номинальном исчислении по сравнению с 2001 г. увеличился в 3,5 раза. Темп роста реальных (физических) объёмов валового регионального продукта, произведённого в 2005 г., по сравнению с 2004 годом составил 110 %, с 2003 г. – 123,3 %, с 2002 г. – 136,3 % и с 2001 г. – 153,3 %. Среди отраслей, производящих товары, наибольший удельный вес в составе ВРП занимали: сельское и лесное хозяйство (28,9 %), строительство (7,9 %) и промышленность (4,6 %). В структуре ВРП в рассматриваемый период происходило постепенное увеличение доли производства услуг над производством товаров.

Среди отраслей, производящих товары, наибольший удельный вес в составе  ВРП занимали: сельское и лесное хозяйство (25,2 %), строительство (7,9 %) и  промышленность (4,6 %).

Среди отраслей, производящих услуги, значительный удельный вес в структуре валового регионального продукта округа занимали нерыночные услуги, доля которых увеличилась с 26,5 % в 2001 г. до 30,3 % в 2005 г. Доля торговли и коммерческой деятельности в ВРП за 2005 г. составила 11,3 %, жилищно-коммунального хозяйства – 8,1 %.

1.6 Развитие промышленных предприятий

Анализ общей ситуации в отрасли 

 

Промышленность округа с середины 70-х годов до начала 90-х годов  получила свое развитие в силу стабильного  роста сельскохозяйственного производства, полной электрификации территории округа, освоения природных ресурсов, развития сети местных автодорог, становления строительного комплекса.

К 2000 году по сравнению с 1985 годом  объёмы производства в горнорудной  отрасли уменьшились на 80 %, лесоперерабатывающей – в 12 раз. Объёмы строительно-монтажных работ снизились, практически прекратилось производство местных строительных материалов.

Период с 2000-2007 годы характеризуется  определённой стабилизацией и началом  роста в промышленном комплексе. Среднегодовой рост объёмов в  промышленном производстве за эти 7 лет составил 118 %, в строительном комплексе 122 %. Созданы новые промышленные производства - мебели, пластиковых блочных изделий, тротуарной плитки, муки и хлебопекарных изделий, напитков из минеральной воды, прохладительных напитков, консервов и копченостей из мяса, водочной и современной типографской продукции, концентратов редкоземельных металлов и другие. Рост объёмов  увеличил число рабочих мест на 107 %.

Минерально-сырьевая база округа –  это основной ключ к решению всего  комплекса экономических проблем. Разведка и освоение природных богатств будут способствовать развитию территории, увеличению налоговых платежей в бюджеты всех уровней, снижению безработицы. Геологическое изучение и воспроизводство минерально–сырьевой базы должны быть направлены на замещение импорта дефицитной в России продукции, увеличение экспортных возможностей округа, удовлетворение потребностей промышленности в минеральном сырье.

Главные перспективы  развития горно-рудной отрасли, несомненно, связаны с разведкой и использованием минерально–сырьевой базы по направлениям комплексного извлечения металлов. Даже при слабой геологической изученности и незначительном объёме подготовленных запасов округ имеет достаточно высокий прогнозный потенциал.

Анализ ситуации показывает, что округ располагает уникальными природными ресурсами, среди которых золото-серебряные руды, каменные и бурые угли, тантал, вольфрам, сурьма, минеральные воды и др. В юго–восточном районе сосредоточены запасы полиметаллических руд, в том числе Уронайское месторождение, известняков - Могойтуйское. Месторождения находятся в зоне с развитой инфраструктурой, по содержанию металлов  руды относятся к богатым.

Суммарные промышленные запасы золота оцениваются на сумму около 40 млрд. рублей. Сырьевая база ювелирно-поделочного и коллекционного сырья мало изучена, добыча камней практически не ведётся.

Период с 2000-2007 годы характеризуется  определённой стабилизацией и началом  роста в промышленном комплексе. Это было достигнуто за счёт проделанной  значительной работы Администрации округа по следующим основным направлениям:

- долевое софинансирование объектов  строительства и реконструкции  социальной сферы - увеличило  спрос на стройматериалы;

- осуществление замкнутого цикла  движения финансовых потоков  внутри округа «строительный объект - производство местных строительных материалов – поступление налогов в субъект Федерации – строительный объект»;

- за счёт повышения платежеспособности  населения, формирование «пакета  заказов» для местных предприятий,  производящих материалы, оборудование;

- восстановление системы участия  государственного (на уровне округа) пакета акций в акционерных   обществах, оказание поддержки  путём выдачи гарантий на получение  кредитов, а также льготное кредитование  из Фонда поддержки малого  предпринимательства наиболее значимых пилотных проектов;

- приоритетное размещение муниципальных  заказов на предприятиях зарегистрированных  в округе;

- поддержка  малых и средних  предприятий, работающих по выпуску  продукции;

- проведение реструктуризации  дебиторской и кредиторской задолженности предприятий и организаций;

- создание на административном  уровне единой системы регулирования  строительного, топливно–энергетического, горно–рудного комплексов, социальной  сферы.

Производство основных видов промышленной продукции

Таблица 1.10.

 

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Уголь, тыс. т.

0.4

12.0

21.6

-

23.7

24.9

30.0

Вывозка древесины, тыс. плотных куб. м.

7.5

8.6

6.2

8.5

8.6

6.4

6.7

Пиломатериалы,  тыс. куб. м.

2.7

2.6

1.3

2.8

2.4

3.1

3.4

Материалы строительные, нерудные, тыс. куб. м.

20.5

64.6

73.6

76.4

87.1

114.2

133.3

Кирпичи, млн. усл. кирпичей

-

-

1.4

-

2.1

3.2

4.2

Алкогольные напитки, тыс. дкл.

-

-

9.9

8.5

16.4

38.6

42.2

Мясо, включая субпродукты I категории, т.

76.0

44.0

85.6

174.6

329.0

309.8

229.0

Колбасные изделия, т.

12.0

3.2

22.6

22.6

36.8

67.8

74.0

Мука, т.

1500.0

1555.0

1254.0

4672.0

2620.6

1805.4

2582.0

Масло животное, т.

0.2

0.2

-

0.3

0.02

-

-

Цельномолочная продукция (в пересчете  на молоко), т.

162.0

201.0

75.0

33.0

15.9

8.2

-

Хлеб и хлебобулочные изделия, т.

749.0

583.0

504.0

758.0

1245.2

1501.0

1361.0

Кондитерские изделия, т.

9.9

6.1

7.8

23.7

18.7

24.0

33.0


 

Развитие минерально-сырьевой базы и горнорудной промышленности

Являясь развитым сельскохозяйственным регионом, округ не имел собственной переработки таких видов основной продукции, как овчина, шкуры сельскохозяйственных животных, зерно, картофель, овощи, мясо и молоко перерабатывались - при крайне низком уровне передела продукции. Поэтому большая часть товаров округ поставлялась извне.

Доля промышленного производства, отличающегося от сельскохозяйственного  кратно большей прибыльностью и  доходностью, в экономике округа занимала лишь 12%, а применяемые на предприятиях технологии без исключения позволяли осуществить лишь самый нижний уровень переработки сырья (сельхозпродукция, лес, минеральное сырье и др.). Часть производимого в регионе сырья перерабатывалась в основном для технической подготовки и удешевления транспортировки в другие регионы, где и осуществлялся окончательный передел (мясо, концентрат тантала и вольфрама, шкуры сельскохозяйственных животных и др.).

Главные перспективы развития горно-рудной отрасли, несомненно, связаны  с разведкой и использованием минерально-сырьевой базы по направлениям комплексного извлечения металлов. Даже при слабой геологической изученности и незначительном объёме подготовленных запасов округ имеет достаточно высокий прогнозный потенциал.

1.7 Развитие сельского хозяйства

Сельское хозяйство – основная отрасль экономики округа. В настоящее время сельское хозяйство округа представлено 31 коллективным сельскохозяйственным предприятием, 19700 личными подсобными хозяйствами и 236 крестьянско-фермерскими хозяйствами, в которых сосредоточено 95 тысяч голов крупного рогатого скота, 289 тысяч голов овец и коз, 15 тысяч голов лошадей, 50 тысяч домашней птицы. 

В 2005-2006 годах объем производства продукции АПК увеличился на 2,5%. Несмотря на засуху 2005-2006 гг., удалось  обеспечить животноводство полноценными кормами. В хозяйствах всех категорий поголовье увеличилось: КРС – на 3,9%, овец – на 7,6%, лошадей – на 3,8%. Возросло производство продукции животноводства: мяса – на 6,1%, молоко – на 5,9%, яиц – 10%.

По таким важнейшим  индикаторам, как производство сельскохозяйственной продукции на душу населения и темпы роста поголовья сельхозживотных, округ занимает ведущие позиции в Сибирском федеральном округе и по Российской Федерации в целом. Так, в 2006 году производство молока на душу населения составило 676,3 кг, мяса в живом весе – 160,3 кг. Функционируют перерабатывающие и обслуживающие предприятия: ГУП «Мясокомбинат Агинский», ОАО «Могойтуйский мясокомбинат», ООО «Могойтуйская продовольственная компания», ГУП «Агинскагролизинг», Государственная племенная служба «Агинская», ЗАО «Агроэликс», ОАО «Агротехника».

Информация о работе Социально-экономическое развитие Агинского Бурятского округа