Социально-экономическое развитие Агинского Бурятского округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 06:48, контрольная работа

Описание работы

География и природные условия. Округ расположен в южной части Восточного Забайкалья и юго-восточной части Центрального Забайкалья. Наибольшая протяженность (с юго-запада на северо-восток) составляет всего 230 километров. Рельеф в основном гористый, треть территории занимают леса. Приононская равнина - место проникновения флоры и фауны Амурского водного бассейна в степную Дурию. По данным эколога В.Г. Стрельникова, в округе насчитывается 3 комплексных, 17 ботанических, 21 водный, 1 зоологический и 13 геологических памятников природы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АГИНСКОГО БУРЯТСКОГО ОКРУГА 5
1.1 Демографическая ситуация 5
1.2 Развитие социальной сферы 5
1.3 Уровень и качество жизни населения 15
1.4 Оценка финансового состояния 16
1.5 Анализ развития экономики 17
1.6 Развитие промышленных предприятий 18
1.7 Развитие сельского хозяйства 20
1.8 Уровень развития топливно-энергетического комплекса 22
1.9 Развитие транспортной системы 22
1.10 Развитие систем связи и информатизации 24
1.11 Характеристика системы жилищно-коммунального хозяйства 24
1.12 Развитие строительного комплекса 25
1.13 Развитие малого предпринимательства 26
1.14 Развитие инвестиционной деятельности и структурной политики 28
1.15 Развитие кредитно-финансовой деятельности 29
1.16 Развитие внешнеэкономической деятельности 31
2 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОКРУГА 31
2.1 Проблемы развития промышленности 31
2.2 Проблемы в развитии топливно-энергетического комплекса 32
2.3 Проблемы дорожно-транспортного комплекса и связи 32
2.4 Проблемы развития агропромышленного комплекса 33
2.5 Проблемы развития жилищно-коммунального комплекса 34
2.6 Проблемы развития социальной сферы 35
3 РЕЗЕРВЫ И ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 36
3.1 Резервы и потенциал развития промышленности 36
3.2 Резервы и потенциал развития дорожно-транспортного комплекса и связи 37
3.3 Резервы и потенциал развития сельского хозяйства 38
3.4 Резервы и потенциал развития жилищно-коммунального хозяйства 39
3.5 Резервы и потенциал развития социальной сферы 39
3.6 Возможность создания замкнутых технологических цепочек 41

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 512.00 Кб (Скачать файл)

Важнейшее значение для  дальнейшего развития сельского  хозяйства округа имеет законодательная  база. В округе приняты окружные целевые Программы «Поддержка и  развитие агропромышленного комплекса  Агинского Бурятского автономного  округа на 2006-2008 годы», «Социально-экономическая поддержка сельских жителей Агинского Бурятского автономного округа на 2005-2008 годы», что позволяет решать перспективные вопросы агропромышленного комплекса. Сельскохозяйственная отрасль получает наибольшие размеры финансовой поддержки со стороны окружного  бюджета: в 2004 г. – 105 млн.руб., 2005 г. – 123,4 млн.руб., 2006 г. – 254,3 млн.руб. или 5,8% от общего расхода окружного бюджета. В 2007 году выделено из окружного бюджета 243,8 млн. рублей или 6,4%. Такая финансовая поддержка стала решающим фактором обеспечения экономической эффективности агросектора региона (средняя рентабельность сельскохозяйственных предприятий в 2002-2006 гг. с учетом дотаций и субсидий из федерального и окружного бюджетов составила 27,2%).

По прогнозу до 2010 года ежегодный  рост производства продукции АПК  составит 6,2%, рост поголовья КРС  – на 3,5%, овец – 2,5%, лошадей – 1,4%.

 

 

 

Поголовье скота и птицы 

(на 1 января; в хозяйствах всех  категорий; тыс. голов)

                                                                                                  Таблица 1.11.

Годы

Крупный рогатый скот

в том числе коровы

Свиньи

Овцы и   
козы

Лошади

Птица

2001 г.

69.8

27.0

8.1

168.0

10.2

32.0

2002 г.

70.0

26.0

9.2

170.5

10.5

33.7

2003 г.

78.5

29.8

11.7

197.4

11.2

39.7

2004 г.

83.8

31.9

15.0

220.7

11.8

38.9

2005 г.

89.1

33.6

13.0

235.5

12.9

36.0

2006 г.

88.9

33.5

9.5

243.0

12.8

38.3

2007 г.

92.6

34.1

13.5

253.4

13.4

53.6


 

Структура поголовья  скота по категориям хозяйств

(на 1 января; в процентах от хозяйств всех категорий)

Таблица 1.12.

 

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

 

Сельскохозяйственные  организации

Крупный рогатый скот

14.0

13.9

14.0

14.7

14.7

15.1

15.2

в том числе коровы

12.0

12.3

12.4

12.9

12.5

13.0

12.9

Свиньи 

6.2

5.2

4.3

3.3

2.2

1.7

1.7

Овцы и козы

72.0

72.7

73.9

75.4

74.6

73.4

71.5

 

Хозяйства населения

Крупный рогатый скот

80.7

80.7

80.9

80.5

80.6

80.0

79.9

в том числе коровы

82.8

82.2

82.2

82.4

82.7

82.0

82.1

Свиньи

87.6

89.3

88.9

92.0

91.6

91.9

91.9

Овцы и козы

23.9

23.0

22.1

20.8

21.3

22.3

24.1

 

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Крупный рогатый скот

5.3

5.4

5.1

4.8

4.7

4.9

4.9

в том числе коровы

5.2

5.5

5.4

4.7

4.7

5.0

5.0

Свиньи

6.2

5.5

6.8

4.7

6.2

6.4

6.4

Овцы и козы

4.1

4.3

4.0

3.9

4.0

4.3

4.4


Несмотря на последствия тяжелейшего  перехода к рынку и критические  погодные условия последних 6 лет, положение  отрасли в эти годы стабилизировано, а основное направление – животноводство – переведено в режим устойчивого  роста объёмных и продуктивных показателей.

 

По таким важнейшим индикаторам  как производство сельскохозяйственной продукции на душу населения и  темпы роста поголовья сельскохозяйственных животных округ занимает ведущие  позиции в СФО и по РФ в целом.

Сельское хозяйство округа обладает рядом конкурентных преимуществ (по сравнению с большинством сибирских регионов), как системная и объёмная государственная организационно-финансовая поддержка базовых сельскохозяйственных предприятий и других форм хозяйствования, развитость и большая численность товарных ЛПХ, которые в силу рациональности и других специфических качеств своего производства становятся наиболее конкурентоспособной группой товаропроизводителей (ЛПХ производят 80,3 % мяса, 94,1 % молока, 93,6 % картофеля и овощей и 21,9 % шерсти региона).

В округе достигнут и выдерживается  важнейший качественный рубеж, когда  финансовые возможности окружного  бюджета, направляемые на поддержку  сельхозпредприятий, и их собственная  экономическая эффективность вкупе  позволяют большинству хозяйств достичь рентабельности производства.

1.8 Уровень развития топливно-энергетического  комплекса

Топливно-энергетический комплекс являлся  и является основой обеспечения  жизнедеятельности всех сфер экономики  и населения округа, а динамика потребления производимой ТЭК продукции является одним из основных индикаторов здоровья экономического и социального секторов территории. Спад в экономике в результате реформ 1992-1998 годов привёл к общему снижению потребления электричества в округе. При этом промышленность снизила потребление электроэнергии за тот же период времени более чем в два раза. Потребность в электроэнергии для нужд населения и быта несколько возросла.

Округ снабжается электроэнергией  через одного монопольного поставщика, входящего в структуру РАО ЕЭС России - ОАО «Читаэнерго». Производства электрической энергии на территории округа нет.

Производством тепловой энергии  занимаются ведомственные и значительное количество муниципальных тепловых  котельных.

Общий объем потребления  электроэнергии в округе в 2006 г. составил 91665,95 млн. кВт. час (прирост по сравнению с 2005 г. составил 12,4%), из них частные предприятия – 31983,2 млн. кВт. час (прирост – 3,9%), остальные предприятия (промышленности , сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства и др.) – 59 682,75 млн. кВт. час (прирост – 17,5%).

Протяженность электрических сетей  напряжением 110-1150 кВ по округу составляет 350 км. Суммарная установленная мощность трансформаторов разных классов  напряжения составила в 2006 г. 403,254 млн. кВА, в 2005 г. – 397,038 млн. кВА. Износ основных фондов электросетевого хозяйства в среднем в 2006 г. составил 52%, эта величина с каждым годом постепенно уменьшается. В том числе в 2006 г. износ по магистральным сетям (110 – 1150 кВ) составил 30%, по распределительным сетям – 68%.

1.9 Развитие транспортной системы

Одним из элементов производственной инфраструктуры, играющим ключевую роль в формировании издержек в экономике  и обеспечении социальной стабильности, является транспортный комплекс. Транспортные услуги оказывают 4 предприятия и система частного извоза.

Отрицательная тенденция, характеризовавшая  динамику таких основных показателей  транспорта, как перевозки грузов и пассажиров, грузо- и пассажирооборот, сохранялась до 2000 года. Подъём промышленного и сельскохозяйственного производства непосредственным образом отразился на улучшении ситуации на транспорте.

Так, за 2000-2006 годы грузооборот и  перевозки грузов, в целом, по округу возросли на 138 % к уровню 1997 года.

В последние годы значительные объёмы работ осуществлены при строительстве  и реконструкции автодорог.

В последние годы прослеживается тенденция  увеличения материалоёмкости отрасли, вызванная повышением стоимости  сырья, материалов, подвижного состава, тарифов на услуги естественных монополий при относительном сокращении расходов на оплату труда и доходности отрасли. Данный фактор непосредственно влияет на развитие отрасли, так как находит отражение на увеличении тарифов на транспортные услуги и, следовательно, на сокращении объёмов грузо - и пассажироперевозок.

Частичное решение проблемы обновления пассажирского подвижного состава в последние годы было найдено путём приобретения автобусов импортного производства, бывших в употреблении, что позволило значительно повысить качество, объёмы перевозок, расширить маршрутную сеть. Однако это временное решение проблемы и в ближайшие годы потребуются значительные инвестиционные вложения в обновление парка транспортных средств.

Вышеназванные особенности функционирования транспортного комплекса нашли  своё негативное отражение на финансовых результатах отрасли.

 

Железнодорожный транспорт.

По территории округа проходит железнодорожная  линия Чита – Забайкальск –  Маньчжурия (КНР) протяженностью 80 км., на которой расположены 5 станций  и 2 разъезда. На станции Могойтуй функционируют 9 подъездных путей. В связи с увеличением товарооборота ведутся работы по обустройству вторых путей и электрификация железной дороги. Грузооборот в 2006 году составил 17175,2 тыс. тонн. Основную долю в структуре перевозимых грузов составляет продукция на экспорт. По видам грузов лесные материалы, затем нефтепродукты, черные металлы и груз в контейнерах. Согласно прогноза ОАО «РЖД» прогнозируется рост экспорта нефтепродуктов в 2007 г – до 11900 тыс. тонн, в 2008 - 12400 тыс. тонн, 2009 г.- 13000 тыс. тонн, 2010 г – 13500 тыс. тонн. при росте экспорта и транзита грузов до 28234,8 тыс. тонн в 2010 годы.

 

Автомобильный транспорт  и дорожное хозяйство.

Территорию округа пересекает одна федеральная транспортная магистраль, связывающие западные и восточные  регионы Российской Федерации, обеспечивающие выход на КНР и межрегиональные дороги.

Протяженность автомобильных дорог  общего пользования по территории округа составляет 915 км. в том числе дорога федерального значения «Чита – Забайкальск  – Маньчжурия» протяженностью 136 км. Протяженность дорог с асфальтобетонным покрытием составляет 124 км. (13,5%), чернощебеночным покрытием 187 км (20,4%), гравийные 604 км (66,1%).

Сеть автомобильных дорог на территории округа составляет 968 км дорог  общего пользования. Дороги с твердым  покрытием, протяженностью 910 км, ведут к 3-м районным центрам, а центральные усадьбы хозяйств имеют надёжную связь с районными и окружным центрами.

Грузооборот на территории округа осуществляется в основном по автомобильным дорогам. Большинство дорог по техническому состоянию земляного полотна, дорожной одежды и искусственных сооружений не соответствует требованиям СНиП 2.05.02-85 для дорог. В связи с этим основными задачами дорожной отрасли округа является реконструкция существующих автодорог, капитальный ремонт дорог и строительство новых автомобильных дорог, что, безусловно, приведет к снижению транспортных издержек, освоению новых месторождений полезных ископаемых, созданию новых производств. Завершена реконструкция автодороги Агинское–Дульдурга. В связи с этим увеличился грузопоток по данной трассе из Дульдургинского района, юго-западных районов Читинской области. Закончена реконструкция автодороги Агинское – Нижний Цасучей. С вводом в эксплуатацию увеличился грузопоток с федеральной трассы Чита – Забайкальск – Маньчжурия (КНР). Уменьшение расстояния до п. Забайкальск, отсутствие перевалов обусловит уменьшение транспортных издержек. В проект корректируемой ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2010 и до 2013 года» предложен проект по реконструкции автомобильной дороги Могойтуй – Первомайский. Данная автомобильная дорога связывает районы Читинской области и округа, в 3 км от дороги расположено перспективное и богатое по запасам Жипхошинское месторождение сурьмы. Развитая инфраструктура позволит снизить транспортные издержки предприятия. Также данная дорога связывает федеральную трассу Чита – Забайкальск – Маньчжурия (КНР) с федеральной трассой «Амур».

Также проектируемое строительство  объездной дороги вокруг п. Агинское разгрузит поселок от транзитных транспортных средств, что будет способствовать безопасности дорожного движения в черте поселка, уменьшению вредного воздействия от транспортных средств в поселке.

Информация о работе Социально-экономическое развитие Агинского Бурятского округа