Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 06:48, контрольная работа
География и природные условия. Округ расположен в южной части Восточного Забайкалья и юго-восточной части Центрального Забайкалья. Наибольшая протяженность (с юго-запада на северо-восток) составляет всего 230 километров. Рельеф в основном гористый, треть территории занимают леса. Приононская равнина - место проникновения флоры и фауны Амурского водного бассейна в степную Дурию. По данным эколога В.Г. Стрельникова, в округе насчитывается 3 комплексных, 17 ботанических, 21 водный, 1 зоологический и 13 геологических памятников природы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АГИНСКОГО БУРЯТСКОГО ОКРУГА 5
1.1 Демографическая ситуация 5
1.2 Развитие социальной сферы 5
1.3 Уровень и качество жизни населения 15
1.4 Оценка финансового состояния 16
1.5 Анализ развития экономики 17
1.6 Развитие промышленных предприятий 18
1.7 Развитие сельского хозяйства 20
1.8 Уровень развития топливно-энергетического комплекса 22
1.9 Развитие транспортной системы 22
1.10 Развитие систем связи и информатизации 24
1.11 Характеристика системы жилищно-коммунального хозяйства 24
1.12 Развитие строительного комплекса 25
1.13 Развитие малого предпринимательства 26
1.14 Развитие инвестиционной деятельности и структурной политики 28
1.15 Развитие кредитно-финансовой деятельности 29
1.16 Развитие внешнеэкономической деятельности 31
2 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОКРУГА 31
2.1 Проблемы развития промышленности 31
2.2 Проблемы в развитии топливно-энергетического комплекса 32
2.3 Проблемы дорожно-транспортного комплекса и связи 32
2.4 Проблемы развития агропромышленного комплекса 33
2.5 Проблемы развития жилищно-коммунального комплекса 34
2.6 Проблемы развития социальной сферы 35
3 РЕЗЕРВЫ И ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 36
3.1 Резервы и потенциал развития промышленности 36
3.2 Резервы и потенциал развития дорожно-транспортного комплекса и связи 37
3.3 Резервы и потенциал развития сельского хозяйства 38
3.4 Резервы и потенциал развития жилищно-коммунального хозяйства 39
3.5 Резервы и потенциал развития социальной сферы 39
3.6 Возможность создания замкнутых технологических цепочек 41
Важнейшее значение для дальнейшего развития сельского хозяйства округа имеет законодательная база. В округе приняты окружные целевые Программы «Поддержка и развитие агропромышленного комплекса Агинского Бурятского автономного округа на 2006-2008 годы», «Социально-экономическая поддержка сельских жителей Агинского Бурятского автономного округа на 2005-2008 годы», что позволяет решать перспективные вопросы агропромышленного комплекса. Сельскохозяйственная отрасль получает наибольшие размеры финансовой поддержки со стороны окружного бюджета: в 2004 г. – 105 млн.руб., 2005 г. – 123,4 млн.руб., 2006 г. – 254,3 млн.руб. или 5,8% от общего расхода окружного бюджета. В 2007 году выделено из окружного бюджета 243,8 млн. рублей или 6,4%. Такая финансовая поддержка стала решающим фактором обеспечения экономической эффективности агросектора региона (средняя рентабельность сельскохозяйственных предприятий в 2002-2006 гг. с учетом дотаций и субсидий из федерального и окружного бюджетов составила 27,2%).
По прогнозу до 2010 года ежегодный рост производства продукции АПК составит 6,2%, рост поголовья КРС – на 3,5%, овец – 2,5%, лошадей – 1,4%.
Поголовье скота и птицы
(на 1 января; в хозяйствах всех категорий; тыс. голов)
Годы |
Крупный рогатый скот |
в том числе коровы |
Свиньи |
Овцы и |
Лошади |
Птица |
2001 г. |
69.8 |
27.0 |
8.1 |
168.0 |
10.2 |
32.0 |
2002 г. |
70.0 |
26.0 |
9.2 |
170.5 |
10.5 |
33.7 |
2003 г. |
78.5 |
29.8 |
11.7 |
197.4 |
11.2 |
39.7 |
2004 г. |
83.8 |
31.9 |
15.0 |
220.7 |
11.8 |
38.9 |
2005 г. |
89.1 |
33.6 |
13.0 |
235.5 |
12.9 |
36.0 |
2006 г. |
88.9 |
33.5 |
9.5 |
243.0 |
12.8 |
38.3 |
2007 г. |
92.6 |
34.1 |
13.5 |
253.4 |
13.4 |
53.6 |
Структура поголовья скота по категориям хозяйств
(на 1 января; в процентах от хозяйств всех категорий)
Таблица 1.12.
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. | |
Сельскохозяйственные организации | |||||||
Крупный рогатый скот |
14.0 |
13.9 |
14.0 |
14.7 |
14.7 |
15.1 |
15.2 |
в том числе коровы |
12.0 |
12.3 |
12.4 |
12.9 |
12.5 |
13.0 |
12.9 |
Свиньи |
6.2 |
5.2 |
4.3 |
3.3 |
2.2 |
1.7 |
1.7 |
Овцы и козы |
72.0 |
72.7 |
73.9 |
75.4 |
74.6 |
73.4 |
71.5 |
Хозяйства населения | |||||||
Крупный рогатый скот |
80.7 |
80.7 |
80.9 |
80.5 |
80.6 |
80.0 |
79.9 |
в том числе коровы |
82.8 |
82.2 |
82.2 |
82.4 |
82.7 |
82.0 |
82.1 |
Свиньи |
87.6 |
89.3 |
88.9 |
92.0 |
91.6 |
91.9 |
91.9 |
Овцы и козы |
23.9 |
23.0 |
22.1 |
20.8 |
21.3 |
22.3 |
24.1 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства | |||||||
Крупный рогатый скот |
5.3 |
5.4 |
5.1 |
4.8 |
4.7 |
4.9 |
4.9 |
в том числе коровы |
5.2 |
5.5 |
5.4 |
4.7 |
4.7 |
5.0 |
5.0 |
Свиньи |
6.2 |
5.5 |
6.8 |
4.7 |
6.2 |
6.4 |
6.4 |
Овцы и козы |
4.1 |
4.3 |
4.0 |
3.9 |
4.0 |
4.3 |
4.4 |
Несмотря на последствия тяжелейшего перехода к рынку и критические погодные условия последних 6 лет, положение отрасли в эти годы стабилизировано, а основное направление – животноводство – переведено в режим устойчивого роста объёмных и продуктивных показателей.
По таким важнейшим
Сельское хозяйство округа обладает рядом конкурентных преимуществ (по сравнению с большинством сибирских регионов), как системная и объёмная государственная организационно-финансовая поддержка базовых сельскохозяйственных предприятий и других форм хозяйствования, развитость и большая численность товарных ЛПХ, которые в силу рациональности и других специфических качеств своего производства становятся наиболее конкурентоспособной группой товаропроизводителей (ЛПХ производят 80,3 % мяса, 94,1 % молока, 93,6 % картофеля и овощей и 21,9 % шерсти региона).
В округе достигнут и выдерживается
важнейший качественный рубеж, когда
финансовые возможности окружного
бюджета, направляемые на поддержку
сельхозпредприятий, и их собственная
экономическая эффективность
Топливно-энергетический комплекс являлся и является основой обеспечения жизнедеятельности всех сфер экономики и населения округа, а динамика потребления производимой ТЭК продукции является одним из основных индикаторов здоровья экономического и социального секторов территории. Спад в экономике в результате реформ 1992-1998 годов привёл к общему снижению потребления электричества в округе. При этом промышленность снизила потребление электроэнергии за тот же период времени более чем в два раза. Потребность в электроэнергии для нужд населения и быта несколько возросла.
Округ снабжается электроэнергией через одного монопольного поставщика, входящего в структуру РАО ЕЭС России - ОАО «Читаэнерго». Производства электрической энергии на территории округа нет.
Производством тепловой энергии занимаются ведомственные и значительное количество муниципальных тепловых котельных.
Общий объем потребления электроэнергии в округе в 2006 г. составил 91665,95 млн. кВт. час (прирост по сравнению с 2005 г. составил 12,4%), из них частные предприятия – 31983,2 млн. кВт. час (прирост – 3,9%), остальные предприятия (промышленности , сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства и др.) – 59 682,75 млн. кВт. час (прирост – 17,5%).
Протяженность электрических сетей
напряжением 110-1150 кВ по округу составляет
350 км. Суммарная установленная
Одним из элементов производственной инфраструктуры, играющим ключевую роль в формировании издержек в экономике и обеспечении социальной стабильности, является транспортный комплекс. Транспортные услуги оказывают 4 предприятия и система частного извоза.
Отрицательная тенденция, характеризовавшая динамику таких основных показателей транспорта, как перевозки грузов и пассажиров, грузо- и пассажирооборот, сохранялась до 2000 года. Подъём промышленного и сельскохозяйственного производства непосредственным образом отразился на улучшении ситуации на транспорте.
Так, за 2000-2006 годы грузооборот и перевозки грузов, в целом, по округу возросли на 138 % к уровню 1997 года.
В последние годы значительные объёмы работ осуществлены при строительстве и реконструкции автодорог.
В последние годы прослеживается тенденция увеличения материалоёмкости отрасли, вызванная повышением стоимости сырья, материалов, подвижного состава, тарифов на услуги естественных монополий при относительном сокращении расходов на оплату труда и доходности отрасли. Данный фактор непосредственно влияет на развитие отрасли, так как находит отражение на увеличении тарифов на транспортные услуги и, следовательно, на сокращении объёмов грузо - и пассажироперевозок.
Частичное решение проблемы обновления пассажирского подвижного состава в последние годы было найдено путём приобретения автобусов импортного производства, бывших в употреблении, что позволило значительно повысить качество, объёмы перевозок, расширить маршрутную сеть. Однако это временное решение проблемы и в ближайшие годы потребуются значительные инвестиционные вложения в обновление парка транспортных средств.
Вышеназванные особенности функционирования транспортного комплекса нашли своё негативное отражение на финансовых результатах отрасли.
Железнодорожный транспорт.
По территории округа проходит железнодорожная линия Чита – Забайкальск – Маньчжурия (КНР) протяженностью 80 км., на которой расположены 5 станций и 2 разъезда. На станции Могойтуй функционируют 9 подъездных путей. В связи с увеличением товарооборота ведутся работы по обустройству вторых путей и электрификация железной дороги. Грузооборот в 2006 году составил 17175,2 тыс. тонн. Основную долю в структуре перевозимых грузов составляет продукция на экспорт. По видам грузов лесные материалы, затем нефтепродукты, черные металлы и груз в контейнерах. Согласно прогноза ОАО «РЖД» прогнозируется рост экспорта нефтепродуктов в 2007 г – до 11900 тыс. тонн, в 2008 - 12400 тыс. тонн, 2009 г.- 13000 тыс. тонн, 2010 г – 13500 тыс. тонн. при росте экспорта и транзита грузов до 28234,8 тыс. тонн в 2010 годы.
Автомобильный транспорт и дорожное хозяйство.
Территорию округа пересекает одна федеральная транспортная магистраль, связывающие западные и восточные регионы Российской Федерации, обеспечивающие выход на КНР и межрегиональные дороги.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования по территории округа составляет 915 км. в том числе дорога федерального значения «Чита – Забайкальск – Маньчжурия» протяженностью 136 км. Протяженность дорог с асфальтобетонным покрытием составляет 124 км. (13,5%), чернощебеночным покрытием 187 км (20,4%), гравийные 604 км (66,1%).
Сеть автомобильных дорог на территории округа составляет 968 км дорог общего пользования. Дороги с твердым покрытием, протяженностью 910 км, ведут к 3-м районным центрам, а центральные усадьбы хозяйств имеют надёжную связь с районными и окружным центрами.
Грузооборот на территории округа осуществляется в основном по автомобильным дорогам. Большинство дорог по техническому состоянию земляного полотна, дорожной одежды и искусственных сооружений не соответствует требованиям СНиП 2.05.02-85 для дорог. В связи с этим основными задачами дорожной отрасли округа является реконструкция существующих автодорог, капитальный ремонт дорог и строительство новых автомобильных дорог, что, безусловно, приведет к снижению транспортных издержек, освоению новых месторождений полезных ископаемых, созданию новых производств. Завершена реконструкция автодороги Агинское–Дульдурга. В связи с этим увеличился грузопоток по данной трассе из Дульдургинского района, юго-западных районов Читинской области. Закончена реконструкция автодороги Агинское – Нижний Цасучей. С вводом в эксплуатацию увеличился грузопоток с федеральной трассы Чита – Забайкальск – Маньчжурия (КНР). Уменьшение расстояния до п. Забайкальск, отсутствие перевалов обусловит уменьшение транспортных издержек. В проект корректируемой ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2010 и до 2013 года» предложен проект по реконструкции автомобильной дороги Могойтуй – Первомайский. Данная автомобильная дорога связывает районы Читинской области и округа, в 3 км от дороги расположено перспективное и богатое по запасам Жипхошинское месторождение сурьмы. Развитая инфраструктура позволит снизить транспортные издержки предприятия. Также данная дорога связывает федеральную трассу Чита – Забайкальск – Маньчжурия (КНР) с федеральной трассой «Амур».
Также проектируемое строительство объездной дороги вокруг п. Агинское разгрузит поселок от транзитных транспортных средств, что будет способствовать безопасности дорожного движения в черте поселка, уменьшению вредного воздействия от транспортных средств в поселке.
Информация о работе Социально-экономическое развитие Агинского Бурятского округа