Социально-экономическое развитие Агинского Бурятского округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 06:48, контрольная работа

Описание работы

География и природные условия. Округ расположен в южной части Восточного Забайкалья и юго-восточной части Центрального Забайкалья. Наибольшая протяженность (с юго-запада на северо-восток) составляет всего 230 километров. Рельеф в основном гористый, треть территории занимают леса. Приононская равнина - место проникновения флоры и фауны Амурского водного бассейна в степную Дурию. По данным эколога В.Г. Стрельникова, в округе насчитывается 3 комплексных, 17 ботанических, 21 водный, 1 зоологический и 13 геологических памятников природы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АГИНСКОГО БУРЯТСКОГО ОКРУГА 5
1.1 Демографическая ситуация 5
1.2 Развитие социальной сферы 5
1.3 Уровень и качество жизни населения 15
1.4 Оценка финансового состояния 16
1.5 Анализ развития экономики 17
1.6 Развитие промышленных предприятий 18
1.7 Развитие сельского хозяйства 20
1.8 Уровень развития топливно-энергетического комплекса 22
1.9 Развитие транспортной системы 22
1.10 Развитие систем связи и информатизации 24
1.11 Характеристика системы жилищно-коммунального хозяйства 24
1.12 Развитие строительного комплекса 25
1.13 Развитие малого предпринимательства 26
1.14 Развитие инвестиционной деятельности и структурной политики 28
1.15 Развитие кредитно-финансовой деятельности 29
1.16 Развитие внешнеэкономической деятельности 31
2 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОКРУГА 31
2.1 Проблемы развития промышленности 31
2.2 Проблемы в развитии топливно-энергетического комплекса 32
2.3 Проблемы дорожно-транспортного комплекса и связи 32
2.4 Проблемы развития агропромышленного комплекса 33
2.5 Проблемы развития жилищно-коммунального комплекса 34
2.6 Проблемы развития социальной сферы 35
3 РЕЗЕРВЫ И ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 36
3.1 Резервы и потенциал развития промышленности 36
3.2 Резервы и потенциал развития дорожно-транспортного комплекса и связи 37
3.3 Резервы и потенциал развития сельского хозяйства 38
3.4 Резервы и потенциал развития жилищно-коммунального хозяйства 39
3.5 Резервы и потенциал развития социальной сферы 39
3.6 Возможность создания замкнутых технологических цепочек 41

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 512.00 Кб (Скачать файл)

- износ старых типовых и приспособленных  зданий школ и дошкольных образовательных учреждений в отдельных селах;

- сохранение сменности учебных  занятий в школах округа, что  отражается на качестве внеурочной воспитательной работы с детьми;

- отсутствие в округе общественных  организаций, объединений; наличие  детских общественных организаций и объединений только на уровне образовательных учреждений;

- сохранение детской и подростковой  преступности;

- отсутствие законодательных актов федерального уровня о применении административных мер к родителям, не занимающимся воспитанием детей;

- отсутствие нормативной базы  по функционированию пришкольных  интернатов;

- феминизация и старение педагогических  кадров;

- слабые темпы создания системы прогнозирования кадровых потребностей во всех сферах  социально-экономического развития региона;

- отсутствие учреждения начального  профессионального образования  в пос. Агинское;

- сохранение в качестве критериев  оценки состояния здравоохранения  принципов, определяющих уровень финансирования и ресурсные показатели (коечный фонд, штаты), а не объемов медицинской помощи;

- отсутствие четко сформулированной  политики государства в сфере  софинансирования здравоохранения как из фондов медицинского страхования, так бюджетов всех уровней.

 

Проблемы и ограничения  в области социальной защиты и  культуры:

- несоответствие социального законодательства  финансовому законодательству;

- недостаточная эффективность системы социальной защиты населения, слабое влияние существующих программ социальной помощи на уровень бедности;

- отсутствие экономической  заинтересованности негосударственных  организаций в решении социальных проблем;

- отсутствие централизованного  комплектования литературой библиотек  округа;

- проблема компьютеризации учреждений культуры;

- ликвидация киноустановок в  сельских населенных пунктах  округа;

- отсутствие культурно-развлекательного  центра для молодежи.

Основными проблемами и  ограничениями в развитии сферы  физической культуры и спорта в округе являются:

- несовершенство механизмов  и объемов финансирования физической культуры и спорта на муниципальном уровне, в том числе отсутствие штатных единиц инструкторов - методистов физической культуры и спорта в муниципальных поселениях;

  • старение материально-технической базы сферы физической культуры и спорта, возрастание изношенности спортивного оборудования и инвентаря;
  • высокая финансовая затратность поддержки высококвалифицированных специалистов, выдающихся спортсменов округа;
  • неразработанность механизмов предоставления государственных услуг в сфере физической культуры  и спорта;
  • слабо развитый частный сектор рынка услуг занятий массовой физической культурой в округе.

3 РЕЗЕРВЫ И ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

3.1 Резервы и потенциал развития промышленности

 

Имеющиеся на территории округа сырьевые запасы (известняк, глина, щебень, песчано–гравийный  материал, природные камни) могут  полностью удовлетворить потребность строительной отрасли. Оживление инвестиционной активности в округе и увеличение объёмов строительства позволяют прогнозировать стабильное развитие отрасли с ближайшее время.

Анализ геологического строения, результатов  металлогенических исследований в  свете современных представлений  указывает на перспективы выявления  в округе крупных месторождений золота, сурьмы, меди, висмута, вольфрама, молибдена, марганца и других полезных ископаемых.

Неучтенный потенциал, оцениваемый  по результатам съемочных и тематических работ, оценивается в 70%, что указывает на высокие перспективы развития минерально-сырьевой базы. Экономический анализ общего минералогенического потенциала основных видов минерального сырья показывает, что наибольшие перспективы следует связывать с созданием сырьевой базы меди на основе прогноза медно-порфирового типа. В пятерку перспективных полезных ископаемых для геолого-разведочных работ также входят золото, сурьма, марганец и уголь.

Главные перспективы развития горно-рудной отрасли, несомненно, связаны с разведкой  и использованием минерально–сырьевой  базы по направлениям комплексного извлечения металлов. Даже при слабой геологической изученности и незначительном объёме подготовленных запасов округ имеет  достаточно высокий прогнозный потенциал.

Потенциал развития горнодобывающей  отрасли округа в настоящее время  будет определяться:

-восстановившимся мировым коммерческим  интересом к золотоплатиновой  группе металлов, что создает  хорошие перспективы для разведки  и добычи промышленным способом рудного золота;

-наличием современных отечественных  и зарубежных технологий извлечения драгоценных металлов создает предпосылки рентабельного производства по переработке техногенных отходов Спокойнинского и Орловского месторождений;

-ростом спроса на мировом  рынке металлов редкоземельной  группы (тантал, вольфрам, сурьма и др.);

-развитием инфраструктуры региона, и в первую очередь, энергообеспеченностью, наличием рабочей силы;

-законодательным обеспечением  и административными гарантиями  для потенциальных инвесторов на уровне  субъекта федерации;

-началом федерального инвестирования  поисково–оценочных работ по золоту, сурьме в междуречье рек Ингода и Онон.

Потенциал развития минерально-сырьевой базы и горнорудной промышленности:

- практически приостановлен спад интереса рынка к месторождениям округа и начался процесс воссоздания имиджа округа как перспективной горнорудной провинции России;

- восстановление обогатительной  фабрики № 1 Новоорловского ГОК  создает благоприятные условия для увеличения добычи полиметаллов;

- восстановившийся мировой коммерческий  интерес к золото-платиновой группе металлов создаёт хорошие перспективы для постановки геологоразведочных работ и начала добычи промышленным способом рудного золота;

- наличие современных отечественных  и зарубежных технологий извлечения  драгоценных металлов создает предпосылки рентабельного производства по переработке техногенных отходов Ара – Илинской ЗИФ.

3.2 Резервы и потенциал развития  дорожно-транспортного комплекса  и связи

Потенциал развития дорожно-транспортного  комплекса округа тесно связан с  его географическим положением. Округ  находится на пересечении трансконтинентальных транзитных грузовых и пассажирских потоков, в непосредственной близости к крупным сырьевым и перерабатывающим районам. Развитая транспортная инфраструктура обеспечивает прохождение потоков в соседние регионы Российской Федерации, страны Востока. Через округ проходят автомагистрали, соединяющие Россию с Монголией, с Китаем, железная дорога, связанная с Транссибирской магистралью.

Округ имеет достаточно хорошие  возможности при реализации Программы  формирования и планомерного развития российских транспортных коридоров, интегрированных в единую евроазиатскую транспортную сеть, использующей преимущества пространственного положения, развитие коммуникации страны на направлениях запад-восток и север-юг, включая Транссиб.

Потенциал развития связи  и информатизации:

- информатизация затронула все  отрасли экономики: подавляющее  число организаций используют компьютерную технику, причём более 50% ПЭВМ объединены в локальные вычислительные сети. Большая часть компьютеров имеют доступ к глобальной сети «Интернет». Получают широкое развитие ведомственные информационные системы;

- в органах государственного  управления реализуются тенденции  создания объединенных локальных  сетей и формирования общих  информационных ресурсов. Через web-сайты решаются задачи предоставления информации гражданам о деятельности государственных органов;

- в округе имеется и интенсивно  развивается система ГАС РФ  «Выборы»;

- быстро развивающаяся система  коммерческих и научно-образовательных  интернет-центров стимулирует доступность глобальных информационных технологий и информационных ресурсов широкому кругу пользователей;

- разрабатывается и будет реализована  программа развития в сельской  местности беспроводного радио,  телевидения и телефонизации  сельской местности.

3.3 Резервы и потенциал развития  сельского хозяйства

Потенциал развития сельского хозяйства  округа связан с производственными, кадровыми, земельными, финансовыми и другими возможностями территории, расширением и углублением межрегиональной интеграции, вновь развёрнутыми национальными проектами и основывается на следующих факторах:

- наличие в регионе обширных, пока ещё недостаточно используемых  площадей естественных пастбищ и сенокосов, позволяющих кратно увеличить поголовье сельскохозяйственных животных всех видов;

- реализация на территории округа  приоритетного национального проекта  «Развитие АПК», в рамках которого  реализуются программы по субсидированию  процентных ставок, по строительству  жилых домов в сельской местности  молодым специалистам;

- наличие рациональных пастбищных технологий, профессиональных кадров потомственных животноводов и специализированных пород овец, крупного рогатого скота и лошадей, позволяющих вести эффективное и конкурентоспособное сельхозпроизводство преимущественно животноводческой ориентированности;

- удовлетворительное плодородие  и наличие больших площадей  пашни, позволяющих вести интенсивное и объёмное полевое кормопроизводство и производство зерна;

- развитие сектора производства  сельскохозяйственной продукции,  размещённого в условиях личных подсобных хозяйств и способного, при соответствующей организации, финансово-кредитной и снабженческо-сбытовой поддержке, достичь кратного увеличения объёмов производства высокорентабельной продукции;

- высокие экологические, вкусовые и питательные качества мясной продукции, позволяющие округу, при системном подходе, «завоевать» собственные «ниши» на крупных межрегиональных рынках продовольствия;

- наличие развитой, сложившейся  и высокоэффективной государственной  (региональной) политики поддержки и приоритетного развития сельскохозяйственного производства, размещенного во всех формах хозяйствования.

3.4 Резервы и потенциал развития  жилищно-коммунального хозяйства

Потенциал развития жилищно-коммунального  хозяйства определяется тем, что в настоящее время коммунальная сфера округа вышла на достаточно устойчивый уровень функционирования, стабилизировалась работа большинства объектов теплоснабжения, обеспечивающих предприятия социальной сферы и ЖКХ.

В течение последних 5 лет осуществлены значительные объемы капитальных вложений на подготовку предприятий бюджетной сферы и ЖКХ к отопительному сезону, связанной с ремонтом зданий объектов социальной сферы и реконструкцией коммунальной инфраструктуры округа. Всего на эти цели из окружного бюджета было выделено 355 млн. руб., в том числе в 2006 году более 130 млн. рублей.

В ближайшей перспективе не планируется  крупных финансовых вливаний в жилищно-коммунальное хозяйство из окружного бюджета.

Также в рамках реализации Федеральной  целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года" планируется создание инженерной инфраструктуры пос. Агинское (строительство поселковых систем водоснабжения и канализации с очистными сооружениями) с общей суммой финансирования из бюджетов всех уровней 655 млн. рублей.

 3.5 Резервы и потенциал развития социальной сферы

Резервы и потенциал  развития в сфере образования

Для продуктивной работы системы образования  округа создаются достаточно хорошие финансово-экономические, материально-технические условия усилиями государственных и муниципальных органов власти. Динамично развивается сеть образовательных учреждений всех уровней образования. В учреждениях образования достигнут нормальный тепловой режим; создаются безопасные, современные комфортные условия для обучения и развития детей; организовано горячее питание школьников; централизованно закупаются учебники для малообеспеченных детей; работают пришкольные интернаты; растет уровень квалификации и профессионализма кадров; активно внедряются современные образовательные технологии; обеспечивается участие образовательных учреждений и учащихся в мероприятиях межрегионального, российского и международного уровней по разным направлениям. Осуществлен переход на новую систему финансирования учреждений образования путем выделения субвенций; своевременно выплачиваются заработная плата учителям, компенсации на оплату коммунальных услуг и приобретение книгоиздательской продукции; началась реализация приоритетного национального проекта (выплачивается дополнительное денежное вознаграждение классным руководителям); принимаются меры по подготовке введения новой системы оплаты труда; продолжается реализация окружной целевой Программы «Развитие образования Агинского Бурятского автономного округа на 2006-2010 годы»; ежегодно принимается и реализуется Программа основных действий Администрации округа по социально-экономическому развитию округа.

Информация о работе Социально-экономическое развитие Агинского Бурятского округа