Социально-экономическое развитие Агинского Бурятского округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 06:48, контрольная работа

Описание работы

География и природные условия. Округ расположен в южной части Восточного Забайкалья и юго-восточной части Центрального Забайкалья. Наибольшая протяженность (с юго-запада на северо-восток) составляет всего 230 километров. Рельеф в основном гористый, треть территории занимают леса. Приононская равнина - место проникновения флоры и фауны Амурского водного бассейна в степную Дурию. По данным эколога В.Г. Стрельникова, в округе насчитывается 3 комплексных, 17 ботанических, 21 водный, 1 зоологический и 13 геологических памятников природы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АГИНСКОГО БУРЯТСКОГО ОКРУГА 5
1.1 Демографическая ситуация 5
1.2 Развитие социальной сферы 5
1.3 Уровень и качество жизни населения 15
1.4 Оценка финансового состояния 16
1.5 Анализ развития экономики 17
1.6 Развитие промышленных предприятий 18
1.7 Развитие сельского хозяйства 20
1.8 Уровень развития топливно-энергетического комплекса 22
1.9 Развитие транспортной системы 22
1.10 Развитие систем связи и информатизации 24
1.11 Характеристика системы жилищно-коммунального хозяйства 24
1.12 Развитие строительного комплекса 25
1.13 Развитие малого предпринимательства 26
1.14 Развитие инвестиционной деятельности и структурной политики 28
1.15 Развитие кредитно-финансовой деятельности 29
1.16 Развитие внешнеэкономической деятельности 31
2 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОКРУГА 31
2.1 Проблемы развития промышленности 31
2.2 Проблемы в развитии топливно-энергетического комплекса 32
2.3 Проблемы дорожно-транспортного комплекса и связи 32
2.4 Проблемы развития агропромышленного комплекса 33
2.5 Проблемы развития жилищно-коммунального комплекса 34
2.6 Проблемы развития социальной сферы 35
3 РЕЗЕРВЫ И ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 36
3.1 Резервы и потенциал развития промышленности 36
3.2 Резервы и потенциал развития дорожно-транспортного комплекса и связи 37
3.3 Резервы и потенциал развития сельского хозяйства 38
3.4 Резервы и потенциал развития жилищно-коммунального хозяйства 39
3.5 Резервы и потенциал развития социальной сферы 39
3.6 Возможность создания замкнутых технологических цепочек 41

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 512.00 Кб (Скачать файл)

1.14 Развитие инвестиционной деятельности  и структурной политики

Инвестиции в основной капитал  в 2006 г. достигли 6199,4 млн. рублей и характеризуются устойчивым ростом.

Стабильно растут расходы на инвестиции в добычу полезных ископаемых, обрабатывающие производства и распределение электроэнергии которые в 2006 году составили 152,8 млн. рублей.

Инвестиции в основной капитал  в 2006 г. что в 4,1 раза превысили показатели предыдущего года. Только в 2006 г. объём инвестиций, направленных на развитие промышленных производств округа из всех видов источников, увеличился на 88 %.

Сегодня промышленность региона представлена 55 производствами, из которых 56 % введено в течение последних 5 лет. Ими выпускается 32 % всей промышленной продукции округа, они создают 80 % её товарной номенклатуры, наконец, с их вводом создано 657 новых рабочих мест, что сыграло важнейшую роль в резком сокращении официальной и фактической безработицы среди жителей нашего округа. По большому счёту, именно для этого и создаётся большинство средних и малых предприятий.

Последние 1,5-2 года в мировой экономике  продолжается серьёзный рост цен  на большинство металлов, в том числе и на те виды, запасы которых имеются в недрах округа. Подтверждением тому, что наши месторождения, ранее относившиеся к числу малорентабельных, становятся реально востребованными, является то, что в Новоорловский ГОК, на сурьмяные месторождения и россыпное золото округа пришли новые крупные инвесторы из Казахстана, Москвы и Санкт-Петербурга.

В связи с началом реализации проекта создания промышленной зоны в п. Могойтуй, ожидается всплеск  иностранных инвестиций. По оценке на 2007 год ожидаются иностранные инвестиции порядка 6,5 млн. долларов США, которые будут направлены на создание сборочных предприятий на территории промышленной зоны. По анализу на 2008-2010 годы прогнозируются иностранные инвестиции порядка 40 млн. долларов, которые будут также направлены на создание предприятий на промышленной зоне. Планируется, что на территории промышленной зоны будут создаваться только высокотехнологичные предприятия с высокой степенью автоматизации и компьютеризации, экологически безопасные сборочные предприятия.

В целях создания наиболее благоприятных  условий для размещения инвестиций, стимуляции притока российских и  иностранных инвестиций и функционирования предприятий, входящих в промышленную зону, органы государственной власти округа и Российской Федерации выделяют бюджетные средства для строительства на этой территории соответствующей инфраструктуры и коммуникаций: административного центра, гостиницы, централизованного водо-, тепло- и энергоснабжения производственных предприятий, обеспечения объектов промышленной зоны современными системами связи и подъездными дорогами. Всего объем федеральных и региональных государственных капиталовложений, направляемых на создание инфраструктуры промзоны в течение 2008-2009 годов, составит более полумиллиарда рублей. Необходимые средства предусмотрены в рамках Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года».

Предприятия, размещенные на территории промышленной зоны в п.Могойтуй, получат  максимально возможный объем налоговых льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и округа, другие меры организационной, консалтинговой, юридической и финансовой поддержки со стороны местных властей. Между Администрацией округа и органами государственного управления г. Маньчжурия. г. Хулунбуир и Автономного района Внутренняя Монголия КНР заключены Соглашения и Протоколы намерений о совместных усилиях по всесторонней поддержке и привлечению в промышленную зону китайских и российских инвесторов.

1.15 Развитие кредитно-финансовой деятельности

Основная цель кредитно-финансовой политики – формирование в округе эффективной, ресурсоёмкой и многофункциональной  кредитно-финансовой системы, основанной на консолидации средств из всех региональных источников и ориентированной на создание наиболее благоприятных условий для развития первоочередных приоритетов в экономике.

Участниками данной системы, а также  собственниками и операторами привлекаемых средств выступают Фонды ПМП, лизинговая компания, банковские учреждения, кредитные кооперативы и население, предприятия и организации, предпринимательские структуры, страховые организации, окружной и муниципальные бюджеты.

 

Банковская сфера 

На начало 2007 г. банковская сфера  округа представлена двумя отделениями (Агинское, Дульдургинское) Байкальского банка Сбербанка России, Агинским филиалом АКБ «БИН», двумя дополнительными офисами (Агинское, Могойтуй) Читинского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк».

Целью развития банковской системы  округа в средне- и долгосрочном периоде является формирование устойчивого, пользующегося доверием со стороны инвесторов, клиентов и вкладчиков (в первую очередь населения) регионального банковского сектора, эффективно выполняющего функции финансового посредничества, способствующего развитию экономики округа посредством привлечения централизованных банковских ресурсов и аккумулирования региональных денежных средств и их трансформации в кредиты и инвестиции.

Приоритетными направлениями развития данного сектора и основными  задачами региона в предстоящий  период будут:

- формирование в бюджетах округа  и фондах поддержки малого  предпринимательства увеличенных  статей по банковским поручительствам  и гарантиям за предприятия  и организации, реализующие приоритетные  для региона проекты;

- субсидирование из окружного бюджета процентной ставки по привлекаемым предприятиями банковским кредитам. В том числе по кредитам, получаемым в рамках национального проекта «Развитие АПК»;

- субсидирование фондами поддержки  малого предпринимательства процентных  ставок по банковским кредитам, получаемым предпринимательскими структурами;

- освоение банковскими учреждениями  округа системы международных  платежей;

- развитие конкуренции в банковском  секторе. Привлечение в округ  новых банковских структур, в  том числе иностранных;

- предоставление налоговых льгот и других мер государственной поддержки банкам, предоставляющим инвестиционные кредиты предприятиям и организациям округа.

 

Фонды поддержки малого предпринимательства 

В прошедший 5-летний период преобладающую  часть кредитов, полученных предприятиями и предпринимательскими структурами региона, предоставил окружной Фонд поддержки малого предпринимательства (380 млн. рублей или 58 %). Быстрыми темпами развили свою кредитную деятельность и позднее созданные муниципальные Фонды ПМП, которые в совокупности выдали займов на сумму 110 млн. рублей. Крупным кредитным капиталом обладают и муниципальные образования округа (65,4 млн. рублей), которые в 2001-2006 гг. выдали целевых кредитов владельцам ЛПХ и сельскому малому предпринимательству в сумме 69 млн. рублей.

Всего в настоящих специализированных структурах по поддержке малого предпринимательства  аккумулировано 658 млн. рублей собственных  кредитных ресурсов округа, которые  находятся в активном обращении. В частности, в период 2002-2006 годы кредитами этих учреждений воспользовалось свыше 1200 предприятий и ПБОЮЛ, что составляет 65 % от всей их численности. По данному показателю округ значительно превосходит большинство российских регионов.

В то же время следует отметить, что, во-первых, такое положение не способствует развитию в округе системы банковского кредитования экономики и предпринимательства, во-вторых, оно сдерживает совершенствование системы учёта и отчётности, повышение финансовых и других показателей работы предприятий и ПБЮЛ, которые требуются для получения банковского кредита. Более того, лёгкость получения займа в фондах поддержки малого предпринимательства расслабляет предпринимателей и, в конечном счёте, ухудшает их основное качество – конкурентоспособность (особенно в сравнении с соседними регионами).

С другой стороны фонды поддержки  малого предпринимательства округа явно недостаточно используют такие  меры поддержки предпринимателей, как  субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, предоставление беспроцентных кредитов начинающему малому бизнесу, поддержка лизинговой деятельности, развитие инфраструктуры обеспечения малого предпринимательства, проведение обучающих семинаров и т.д.

 

Кредитная кооперация

Направление в 2001-2006 годы крупных целевых  ресурсов окружного бюджета, предназначенных для предоставления льготных займов владельцам ЛПХ и сельскому малому предпринимательству, через муниципальную кредитную систему задержало развитие сельскохозяйственной и потребительской кредитной кооперации.

Между тем, данная система обладает рядом принципиальных и перспективных преимуществ перед муниципальной.

В частности, кредитная кооперация менее зависима от состояния бюджетов и в большей степени развивается  через привлечение частных взносов  и банковских кредитов (в период после становления), здесь лучше достигается целевое предназначение кредитов и их возвратность. Наконец, значительные федеральные ресурсы, выделяемые на развитие ЛПХ и КФХ в рамках национального проекта «Развитие АПК», могут быть получены только через кредитные кооперативы.

Кредитная кооперация в округе имеет  хорошо подготовленную и обширную учредительную  и клиентурную основу в лице более  чем 19 тыс. владельцев ЛПХ, располагающих  собственной производственной базой  и 236 фермерских хозяйств.

 

Лизинговая деятельность 

Развитие практически всех отраслей экономики округа и хозяйственной  инфраструктуры обусловили резкий рост востребованности лизинга техники  и оборудования. На начало 2007 г. неудовлетворенный  спрос (заявки) на обновление и приобретение основных средств производства, с использованием лизинговых механизмов на долгосрочной основе составляет 99 млн. рублей.

Анализ деятельности лизинговой компании ООО Региональная лизинговая компания «Агинский центр делового развития»  показывает, что здесь соблюдается 100 %-е целевое освоение и высокий уровень возвратности лизинговых платежей в срок.

Лизинг особенно необходим растущим предприятиям и предпринимателям, у  которых достаточно высока рентабельность бизнеса, но не хватает залогового обеспечения  банковских и других кредитов. Уже в ближайшее время прогнозируется многократный рост возвратообеспеченного спроса именно на лизинговые поставки.

Поэтому в предстоящие 4-5 лет данный вид поддержки малых предприятий  имеет серьёзные основания для  интенсивного развития и в целях достижения этого необходимо решать следующие задачи:

- увеличение объёмов финансирования  лизинговой компании ООО Региональная  лизинговая компания «Агинский  центр делового развития» и  доведение его лизингового портфеля  до 500 млн. рублей к 2010 г.;

- совершенствование окружного законодательства, регулирующего и поддерживающего развитие лизинга.

1.16 Развитие внешнеэкономической  деятельности

Внешнеторговый  товарооборот по товарной структуре экспорта представлен  двумя видами товаров: лес круглый  обработанный и необработанный  и лом и отходы из черного металла. В 2006 году увеличен экспорт круглого леса на 130% против уровня 2005 года.

Импорт представлен продовольственным  товаром, тракторами  и оборудованием  из металлических конструкций и  увеличился 140% за аналогичный период  прошлого года.

В 2007 году и в последующие годы внешнеторговый оборот будет направлен  на импорт высокотехнологичного оборудования для промышленной зоны в п. Могойтуй. Экспортироваться будет обработанный лес и сурьмянистая руда.

В настоящее время внешнеэкономическую деятельность осуществляет свыше 60 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые обеспечивают постоянной или сезонной (временной) занятостью около 1700 жителей округа.

Оценочно в 2006 году оборот внешней  торговли, осуществляемой резидентам округа, составил соответственно 13,2 млн. долларов США, что по сравнению с 2002 годом больше в 2,4 раза.

 

2 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ ОКРУГА

2.1 Проблемы развития промышленности

 

В результате экономических реформ, спада спроса, роста цен на энергоносители с начала 90-х годов наиболее остро отреагировали энергоемкие производства – горно–рудная и лесная промышленность, строительный комплекс, где произошёл наибольший отток квалифицированной рабочей силы, снизились объёмы производства.

Главные аспекты произошедшего  негативного процесса характерны как  для нашего округа, так и в целом  для многих регионов России, являвшимися  поставщиками сырья. Это разрыв внутриотраслевых  и межрегиональных связей, банкротство предприятий, выпускавших конечный продукт, диспаритет цен на исходное сырье и энергоносители, оборудование; и, как следствие, снижение конкурентоспособности продукции округа на рынке сырья; отток капитала из внутреннего финансового оборота округа во внешний, в основном за счет импорта товаров.

Серьёзное влияние оказали износ  основных фондов, достигший более 80 %, высокая энергоемкость производства, отсутствие возможностей маневра по переориентации производства на другой продукт. Также негативно отражается на развитие промышленности и финансовая несбалансированность предприятий.

В целом основными проблемами развития промышленности являются:

Информация о работе Социально-экономическое развитие Агинского Бурятского округа