Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 15:05, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Данное дипломное исследование посвящено изучению правового режима особо охраняемых природных территорий в Республике Казахстан. Исследование правовых проблем использования и охраны особых природных территорий позволило разработать теоретические положения и рекомендации по совершенствованию действующего законодательства.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ПОНЯТИЕ И ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОСОБЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
9
1.1 Этапы становления и развития правовой охраны особых природных территорий в Республике Казахстан
9
1.2 Понятие особо охраняемых природных территорий 20
2 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОСОБО- ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
31
2.1 Правовой режим государственных природных заповедников 31
2.2 Правовой режим национальных и природных парков 32
2.3 Правовой режим государственных природных заказников 34
2.4 Правовой режим памятников природы 34
2.5 Правовой режим дендрологических парков и ботанических садов 35
2.6 Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов 36
3 МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
37
3.1 Международная сеть как способ охраны природных территорий 37
3.2 Международные договоры и конвенции в сфере охраны особых природных территорий
43
3.3 Совершенствование системы особо охраняемых природных территорий в Казахстане
52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
В рамках работ по развитию сети особо охраняемых территорий В.С. Михеевым в качестве основного предложен подход, гарантирующий репрезентативность «как минимум по одному экземпляру всех экосистем региона» на охраняемых территориях.
В целях сохранения степных, водно-болотных и околоводных экосистем предлагается до 2010 года создать один и разработать ЕН и ТЭО создания еще двух государственных природных резерватов, это ГПР «Акжайык» в Атырауской области и ГПР «Пойма реки Иртыш» в Павлодарской области, ГПР «Алтын Дала» в Костанайской области соответственно.
В рамках выполнения международных соглашений по сохранению биоразнообразия водно-болотных угодий и реализации проекта Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде и Глобального экологического фонда «Развитие миграционных маршрутов и водно-болотных угодий для сохранения стерха и других водно-болотных птиц» предусматривается создание ГПР «Алтын–Дала». В этих целях будут привлечены средства международного гранта для разработки ЕН и ТЭО, в котором будут рассмотрены режимы охраны, сохранения и восстановления ландшафтного и биологического разнообразия.
Расширение территории заповедника Барсакельмес, возобновление научных исследований в комплексе с учеными Казахстана и других стран обозначили перед Барсакельмесом новые перспективы. В данное время необходимо решение еще одной крупной проблемы - присоединение к заповеднику участка «Дельта» - новой дельты р. Сырдарьи при ее впадении в Малое море. По завершению проекта «Регулирование русла реки Сырдарья и сохранение Северного Аральского моря» будут созданы условия формирования обширных водно-болотных угодий, ценных местами обитания водоплавающих птиц и нерестилищем рыб, а также лугово-тугайными экосистемами с редкими видами растений.
Государственный природный заказник – ООПТ с заказным режимом или регулируемым режимом хозяйственной деятельности, предназначенный для сохранения и воспроизводства одного или нескольких объектов природно-заповедного фонда. Заказники могут быть гидрологические, геологические, геоморфологические, гидрогеологические, почвенные, ландшафтные и комплексные. Программой предусмотрено создание государственного зоологического заказника «Семиреченский лягушкозуб» и природного парка «Кызыл жиде» в Алматинской области в целях сохранения биоразнообразия и его устойчивого развития. Создание зоопарков снова увеличит то негативное явление, которое уже существует в действующих зоопарках. Однако заказник еще не парк – это лишь территория, которая может в будущем приобрести такой статус, поэтому на данном этапе такое создание не является, по нашему мнению, неблагоприятным.
На основе поступивших предложений от заинтересованных государственных и иных организаций можно рекомендовать областным акиматам в качестве первоочередных объектов создание государственных природных парков: Коксайский (Жамбылская область), Бектауатинский (Карагандинская область), Шидерты-Олентинский (Павлодарская область), а также расширять региональную сеть ООПТ за счет организации памятников природы, дендропарков, формирования других элементов экологической сети местного уровня.
В руководящих документах ЮНЕСКО по Всемирному наследию культурный ландшафт понимается как результат совместного творчества человека и природы. Он иллюстрирует эволюцию человеческого общества под влиянием условий природной среды социальных, экономических и культурных процессов. В качестве объекта наследия он должен репрезентативно представлять соответствующий геокультурный регион и быть способным продемонстрировать отличительные черты такого региона. Все культурные ландшафты разделены на три основные категории: рукотворные (или целенаправленно созданные), эволюционировавшие и ассоциативные[50].
3. Считать приоритетным для развития сети ООПТ создание особо охраняемых природных территорий, сохраняющих степные экосистемы, в частности - степные и лесостепные ООПТ.
4. Инициировать разработку Карты (схемы) планируемого развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения и предложений к Схеме территориального планирования в области развития и размещения особо охраняемых природных территорий.
Понятно, что для охраны всех оставшихся в Казахстане участков дикой природы (степных и полустепных) невозможно создать огромное количество ООПТ. Поэтому мы предлагаем использовать опыт Англии, США, где созданы Национальные системы территорий дикой природы, состоящие как из объектов природно-заповедного фонда, так и площадей, не входящих в него. В этих странах участки дикой природы, не являющиеся ОПТ, но входящие в Национальную систему территорий дикой природы, согласно специальным законам (в США такой закон принят в 1964 г.), защищаются от активного хозяйственного использования. На них разрешен только примитивный туризм и традиционные пользования — пчеловодство, ограниченный выпас, рыболовство и т.п.
Думается, что создание Национальной системы (Государственного реестра) территорий дикой природы — новый и очень перспективный путь развития ООПТ. Сколько же территорий дикой природы нужно оставить вне хозяйственного человеческого использования? Согласно Экоэтического Императива о равноценности и равноправии всего живого — 50% площади земли. Конечно, пока это нереальная цифра, но к ней нужно стремиться, предоставляя природе для «одичания» некогда занятые человеком территории.
Что касается увеличения числа охраняемых территорий, то, судя по перспективным оценкам на территории Республики Казахстан, возможно создать несколько десятков ООПТ объединенных единой сетью, реализация данных проектов могла бы не только обеспечить потребности населения в отдыхе, общении с природой, туризме, но и взять под охрану немалое число типичных, реликтовых и исчезающих видов растений и животных, которые необходимо сохранить для науки и будущих поколений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная система особо охраняемых природных территорий в Республике Казахстан является основной формой сохранения и развития биоразнообразия и охраны уникальных природных комплексов. Развитие социально-политических и экономических факторов обусловили активное вовлечение природных территорий в развитие всего человечества. Стратегия «Казахстан 2030», опубликованная в 1998 году, предопределила, что в 2030 году Казахстан должен стать чистой и зеленой страной со свежим и чистым воздухом, благоприятной окружающей средой. Вопросы правового статуса и правого регулирования в сфере охраны окружающей среды относятся к числу самых приоритетных и актуальных проблем глобального характера.
Поставленная цель работы достигнута, и задачи исследования полностью решены. Исследование истории становления этапов и тенденций развития законодательства Казахстана об ООПТ позволили сформулировать следующие выводы.
Правовая охрана природно-заповедного фонда Республики Казахстан содержит в себе принцип заповедности, распространяющийся на все категории ООПТ, независимо от правовой формы и разрешенной ограниченной хозяйственной деятельности, т.к. все нынешние категории ООПТ трансформировались из категории «Заповедник» и только потом получили должную правовую охрану. В теоретической литературе и в некоторых законодательных актах понятие «особо охраняемая природная территория» иногда в отдельных случаях подменяется понятием природно-заповедный фонд. Термин «природно-заповедный фонд» является ничем иным, как пространственной характеристикой особо охраняемых природных территорий.
Государственный природно-
Главный смысл выделения особо охраняемых природных территорий в самостоятельную категорию состоит в определении границ распространения на них режима особой охраны и регулируемого режима хозяйственной деятельности, установленных природоохранительным законодательством. Эти границы совпадают с пространственными параметрами государственного природно-заповедного фонда.
Новое понимание статуса ООПТ появилось в конце 20 века как результат качественно иного отношения общества к окружающей среде, с учетом интересов будущих поколений с отказом от чисто потребительского отношения к природе. Конституция Республики Казахстан провозгласила право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду и чистый воздух, тем самым уже законодательно провозгласив свои приоритеты в области взаимодействия общества и природы.
Проанализированы особенности правового режима природных территорий, используемых в рекреационных и туристических целях Одним из факторов, влияющих на сохранение природы, является экономический показатель приобретаемой местным населением выгоды. Ценность природы для человека, лежит в трех компонентах: собственно в ресурсах, в регулирующей функции природы и в природных услугах (рекреация, эстетическое удовольствие и т. д.). Для туризма важны все три составляющие, и экологический туризм начинается там, где есть экономическая заинтересованность в природном туризме.
Анализ различных трактовок правового статуса уникальных природных комплексов позволяет указать в качестве их общего недостатка смещение акцента от естественно-исторических свойств природных комплексов на форму охраны. Ошибочность такого подхода коренится в самом названии Закона Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях». Поэтому предлагается изменить название Закона Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» на название «О правовом режиме особых природных территорий» с существенной корректировкой ключевых понятий о природно-заповедном фонде, об особых природных территориях, что способствует более четкой индивидуализации особых природных территорий как объектов правовой охраны.
Анализ действующего законодательства показывает, что рядом статей Закона Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» допускается смешение понятий «ООПТ» как объекта правовой охраны и «учреждения» как субъекта правовой охраны, не проводится их разграничение по целям и задачам. В ряде статей Закона Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» в перечень задач ООПТ различных категорий включены задачи, свойственные учреждениям (обеспечение режима охраны территории, организация и проведение научных исследований, осуществление экологического мониторинга, участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов, регулирование использования территории в эколого-просветительских, научных и туристических целях и пр.).
Для устранения этих противоречий целесообразно внести изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях», разграничив:
- понятия ООПТ как «территории» и «учреждения», «государственного предприятия»,
- задачи ООПТ как территорий
различных категорий и
Предлагаемые изменения будут способствовать приведению Закона Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» в соответствие с гражданским законодательством, упорядочению и повышению эффективности применения норм, указанных законодательных актов.
Предлагается дополнить Закон Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» нормой, устанавливающей минимальный размер территории, обладающей заповедным режимом в соотношении с территориями ограниченного природопользования, рекреации и туризма. Наличие нормы минимизирует процесс неблагоприятного воздействия на природные комплексы, выражающийся в изъятии земель, относящихся к заповедным зонам под хозяйственные нужды, тем самым позволит повысить уровень защиты уникальных природных территорий и комплексов.
Действующее законодательство относит к видам особо охраняемых природных территорий зоологические, ботанические сады, дендрологические парки, памятники истории, культуры. Эти объекты имеют не природное, а искусственное происхождение, что не соответствует этимологическому значению термина «природная территория».
Следует также подчеркнуть, что категориям «Дендрологические парки» и «Зоологические парки» в классификации особых природных территорий Международного союза охраны природы аналогов не существует.
В действующих зоологических парках осуществляется демонстрация животных и растений как средство извлечения прибыли, что не согласуется с функцией сохранения генофонда флоры и фауны, хотя по Закону Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» в зоологических парках может осуществляться данный вид деятельности с оговоркой о том, что основной их функцией является просветительская, научная, учебная и природоохранная работа, разведение в условиях искусственной среды типичных, редких и находящихся под угрозой видов животных. Зоологический парк – это искусственно созданная территория для содержания редких животных в неволе, а не в естественных условиях обитания, что противоречит критериям заповедности и сохранения объектов дикой природы в состоянии естественной свободы. Поэтому необходимо пересмотреть статус зоологических парков, сохранив за ними только функции просвещения, обучения и демонстрации животных и птиц. Таким образом, система ООПТ в Республике Казахстан не в полной мере соответствует международной классификации, хотя имеются общие сходные моменты. К сожалению, некоторые виды ООПТ, не в полной мере обоснованны и необходимы. Система определений международной классификации ОПТ, несомненно, помогает улучшить международную коммуникацию в области ООПТ и более ясно и детально осмыслить задачи охраняемых территорий в Республике Казахстан.
Информация о работе Совершенствование системы особо охраняемых природных территорий в Казахстане