Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 20:09, практическая работа
Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет стратегические цели, задачи, приоритеты, научно обоснованный и сбалансированный сценарий социально-экономического развития, пути и механизмы достижения поставленных целей, направленных на постоянное повышение уровня и качества жизни населения, а также устойчивое развитие экономики Южного федерального округа на период до 2020 года.
Южного федерального округа
1. Основные принципы развития социальной сферы
Улучшение качества и уровня жизни населения субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, необходимо для полноценного раскрытия и наращивания интеллектуального потенциала и человеческого капитала - основополагающих ресурсов устойчивого социально-экономического роста и повышения конкурентоспособности макрорегиона в глобальной системе разделения труда. Достижение этой цели осуществляется посредством стратегического планирования и проектирования социального развития, создания благоприятных условий для самореализации населения, активного внедрения в социальную сферу технологических, организационных и институциональных инноваций, интенсификации межрегионального и международного сотрудничества в интересах эффективной интеграции регионов округа в социокультурное и экономическое пространства России и мира, что сформирует новый социально ориентированный и привлекательный образ макрорегиона.
Такой подход предполагает проведение целостной, комплексной, скоординированной, целенаправленной и последовательной социальной политики, которая должна стать органичным, неотъемлемым и первостепенным приоритетом долгосрочного социально-экономического развития Южного федерального округа.
Предусматривается повышение результативности проведения социальной политики на территории Южного федерального округа, а также ее совершенствование. В основе социальной политики лежат следующие общие принципы:
возрастающая роль в укреплении основ российской государственности, содействии территориальной целостности, незыблемости конституционного строя, внутриполитической стабильности и согласию в обществе, а также в удовлетворении других конституционных прав, свобод и обязанностей личности, общества и государства;
целостный, интегральный подход к стратегическому прогнозированию и долгосрочному планированию социального развития, предполагающий комплексность решения ключевых проблем;
увязка приоритетных направлений социальной политики Южного федерального округа с общегосударственной системой стратегического прогнозирования и долгосрочного планирования, а также с основными параметрами федеральных, отраслевых, региональных и корпоративных концепций, стратегий, а также средне- и долгосрочных программ;
концентрация интеллектуальных, материально-технических и финансовых ресурсов на приоритетах (выбор и обоснование наиболее эффективных и результативных способов решения комплексных актуальных задач, которые сменяются по этапам реализации);
приоритет механизмов согласования интересов и стимулирования всех заинтересованных участников, включая прямые (дотации, субсидии, др.) и косвенные (налоговые, таможенные, тарифные, кредитные, страховые и др.) меры государственного экономического стимулирования и регулирования социального развития, а также сглаживания конфликтогенных ведомственных и региональных интересов;
партнерство государства, бизнеса, науки и институтов гражданского общества в интересах устойчивого социального развития округа;
реализация социальной политики по правилам ориентированного на результат бюджетирования, обеспечения ее нацеленности на достижение общественно значимых результатов;
адекватная оценка открывающихся возможностей и сопутствующих рисков в условиях неопределенности, оперативности, своевременности и гибкости реагирования на возникающие вызовы и неблагоприятные тенденции, распределение и разделение рисков (и управления ими), обязательств и компетенций между всеми заинтересованными субъектами социальной политики;
использование сценарного подхода с разработкой системы альтернативных путей достижения стратегических целей;
учета текущих и перспективных потребностей округа на основе анализа политических, экономических, социальных и демографических процессов, происходящих в Российской Федерации и сопредельных государствах;
ориентация перспективного социально-экономического развития на повышение уровня и качества жизни населения в соответствии с ресурсными возможностями, использование преимуществ географического положения регионов Южного федерального округа, обусловливающих интенсификацию межрегионального и международного двустороннего (многостороннего) сотрудничества с их участием;
повышение эффективности, результативности и качества принимаемых управленческих решений с использованием мониторинговой информации;
учет пространственной неоднородности социального развития территорий Южного федерального округа, специфики существующих и возможных вызовов и угроз, дифференцированного подхода к реализации стратегических решений в разрезе муниципальных образований;
прогнозирование, включая упреждающее прогнозирование долгосрочного развития, интерактивные методы дискуссий и анализа;
формирование новых сетевых взаимосвязей в системе координации социальной политики;
выработка стратегического видения, основанного на разделяемых участвующими сторонами представлениях, идеологических ценностях и стратегических целеустановках;
причастность к решениям и действиям сегодняшнего дня, определяющим эффективность процессов социального развития округа;
широкое использование информационно-коммуникационных технологий;
эффективная пропаганда целей социальной политики и популяризация общественно значимых социальных проектов.
Достижению высоких стандартов качества и уровня жизни в Южном федеральном округе, сравнимых с показателями развитых стран Средиземноморья, препятствует ряд общесистемных проблем в социальной сфере. Наряду с ними в настоящее время открываются новые перспективные возможности для устойчивого и комплексного социального развития макрорегиона.
2. Современные тенденции и проблемы социального развития
Несмотря на сравнительно высокие показатели демографической динамики Южному федеральному округу грозит старение населения, трансформация его генетической структуры (распределение населения по продолжительности проживания в той или иной местности) и снижение доли лиц трудоспособного возраста в условиях невысокой производительности труда, которые могут обернуться негативными последствиями в экономике, например, в вопросах формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал. За годы реформ резко уменьшились инвестиции в социальную сферу, что привело к сужению воспроизводства материальной базы и износу основных фондов социальной инфраструктуры.
В силу исторических и природно-климатических причин округ на протяжении многих лет был и остается привлекательным для мигрантов как из других регионов России, так и из-за рубежа, что обусловило сложный полиэтнический состав населения при преобладании русских. Вместе с тем современные миграционные процессы идут и в направлении оттока из округа высококвалифицированных трудовых ресурсов в центральные районы страны и за границу. А усугубление нерегулируемой миграции из-за рубежа малоквалифицированной рабочей силы (включая трудовую, транзитную миграцию и нелегальные перемещения) меняет внутреннюю этническую и религиозно-цивилизационную структуру на региональном уровне, а также размывает социокультурную идентичность населения.
При сохранении современных тенденций миграции населения будет происходить замещение уезжающих из Южного федерального округа постоянных жителей мигрантами, что воспрепятствует обеспечению национальной безопасности и комплексному социально-экономическому развитию. К тому же значительная межрегиональная скорость миграции населения снижает устойчивость поселенческого ядра, препятствует развитию социокультурной идентичности, местного самосознания и патриотизма (проявляется синдром временщиков). Отмечается также недоиспользование мер стимулирования притока квалифицированных кадров, а также кадров рабочих и инженерных профессий в региональные экономики. Усугубляется моноспециализация и асимметрия социокультурного развития, происходит усиление дифференциации социальных групп по степени их участия в культурной жизни и приобщенности к социокультурным благам в зависимости не только от места проживания, но и от уровня доходов.
Среди внутренней миграции преобладает трудовая, обусловленная временной или сезонной занятостью, поиском возможностей профессиональной самореализации, а также лучших условий и качества жизни. В этом процессе в качестве донора в первую очередь выступает Республика Калмыкия, а в качестве реципиентов - Краснодарский край и промышленно развитые Волгоградская и Ростовская области. Преимущественно по этим же причинам усиливаются миграционные потоки из села в город, что особенно актуально для округа, поскольку он заметно превышает среднероссийские показатели по доле сельского населения в общей численности (37,9 процента - по Южному федеральному округу, 26,9 процента - по России). В условиях открывающихся перспектив развития макрорегиона многочисленное сельское население может частично обеспечить его трудовыми ресурсами, что, в свою очередь, потребует создания адекватной системы их переквалификации, а также разработки соответствующих норм миграционной политики.
Запаздывающее развитие сферы социального обеспечения и социальных инфраструктур в регионах Южного федерального округа приводит к снижению качества жизни, что препятствует развитию человеческого капитала. Как следствие усугубляется имущественное расслоение общества, дифференциация доходов населения, в том числе среднемесячной заработной платы, в территориальном разрезе и по видам экономической деятельности, а также в сравнении с другими регионами страны и зарубежными государствами, которая отражается в перманентном росте коэффициента фондов или децильного коэффициента. К числу характерных особенностей Южного федерального округа относится также высокий уровень общей безработицы в округе - этот показатель ниже среднего по России лишь в Краснодарском крае и Республике Адыгея, а в Республике Калмыкия существенно выше (почти в 2 раза), что во многом объясняется занятостью населения в личных подсобных хозяйствах. Несмотря на опережающие темпы роста денежных доходов населения Южного федерального округа, их абсолютное выражение в округе по-прежнему существенно отстает от средних значений по стране, особенно в Республике Калмыкия и Республике Адыгея (81 и 78 места в Российской Федерации соответственно).
Состояние здоровья населения Южного федерального округа в целом лучше, чем у среднестатистического жителя России. По показателю уровня заболеваемости округ сохраняет значительный разрыв с общероссийскими значениями. В 2009 году наиболее высокие показатели заболеваемости на 100 тыс. человек отмечались в Ростовской (164786,7 человека) и Астраханской (144013,8 человека) областях. Заболеваемость населения округа социально значимыми болезнями также в целом ниже, чем в среднем по стране, однако по некоторым из них зарегистрированы значения, превышающие среднероссийские (в том числе, активный туберкулез - в Республике Калмыкия (110,9 человека на 100 тыс. человек), Волгоградской области (103,8 человека на 100 тыс. человек), злокачественные новообразования - в Волгоградской области (418,8 человека на 100 тыс. человек), Краснодарском крае (414,9 человека на 100 тыс. человек). В 2009 году высокая заболеваемость в Южном федеральном округе хроническим алкоголизмом отмечалась в Астраханской области (134,6 человека на 100 тыс. человек), в Республике Адыгея (132,8 человека на 100 тыс. человек), наркоманией - в Волгоградской области (19,8 человека на 100 тыс. человек) и в Республике Адыгея (16,9 человека на 100 тыс. человек).
Округ отличается значительными межрегиональными
диспропорциями по качеству оказываемых
медицинских услуг, доступности высококвалифицированной
помощи и эффективности системы здравоохранения
в целом. Специализированные современные
клиники сконцентрированы преимущественно
в нескольких крупнейших городах округа
(гг. Краснодар, Ростов, Астрахань и Волгоград),
а объем оказываемых услуг также имеет
неоднородную структуру по субъектам
Российской Федерации, входящим в состав
Южного федерального округа. В целом округ
отстает от среднероссийских показателей
обеспеченности населения врачами (в 2009 году
этот показатель составил 40 врачей
на 10 тыс. человек, а в Российской Федерации
по сравнению с 2008 годом увеличился с 42,2
до 44,1 врача), средним медицинским персоналом
(за последние 10 лет в Южном федеральном
округе он уменьшился с 88,6 до 86,8 врача на
10 тыс. человек, в то время как в Российской
Федерации он снизился с 96,9 до 94,3 врача
на 10 тыс. человек), мощностями врачебных
амбулаторно-поликлинических учреждений.
По нехватке врачей заметно выделяются
Республика Адыгея, Ростовская область
и Краснодарский край, недостаточно обеспечены
средним медицинским персоналом Ростовская
область и Краснодарский край, а недостаточность
мощностей амбулаторно-поликлинических
учреждений испытывают все регионы округа,
за исключением Астраханской и Волгоградской
областей.
Наблюдается также резкая и неуменьшающаяся поляризация урбанизированных и сельских районов по уровню развития культуры. Социальная и территориальная доступность в социокультурной сфере снизилась, что в первую очередь обусловлено изменением структуры расселения, сокращением количества малых и средних городов, а также поселков городского типа наряду с демографическими трендами и проблемами расселения (растущая дисперсность, мелкоселенность), что привело к существенному несоответствию сетей социального обслуживания и системы расселения.
Обеспеченность учреждениями культуры
Южного федерального округа невысока,
за последние 5 лет сократилось количество
библиотек, культурно-досуговых учреждений,
детских школ искусств, театров и концертных
организаций. По отношению к социальным
нормативам и нормам, одобренным распоряжением
Правительства Российской Федерации от
3 июля 1996 г. № 1063-р, Южный федеральный округ
на 50 процентов обеспечен театрами, на
13 процентов - музеями, на 53 процента - культурно-досуговыми
учреждениями, на 28 процентов - парками
культуры и отдыха, на 33 процента - концертными
организациями и коллективами. Данные
статистики свидетельствуют о сокращении
по сравнению с 2005 годом детских школ искусств
(в Республике Калмыкия на 8 единиц, в Ростовской
области на 5 и в Астраханской области
на 7 единиц).
Более 30 процентов зданий требуют капитального
ремонта или находятся в аварийном состоянии.
Велика потребность музеев в фондовых
и экспозиционных площадях (по экспертным
оценкам, она составляет более 30 тыс. кв.
метров). Требуется полное обновление
сценического и другого специального
оборудования культурно-досуговых учреждений.
А отсутствие современных киноустановок,
кинозалов со специальным звуком и спецэффектами,
рассчитанных на показ современных фильмов,
делает недоступным целый пласт мировой
художественной культуры для зрителей
регионов.
По причинам высоких миграционных потоков,
слабой закрепляемости молодых специалистов,
низкой заработной платы
(от 5 тыс. рублей в Республике Калмыкия
до 8,9 тыс. рублей в Краснодарском крае)
одной из ключевых проблем в Южном федеральном
округе остается проблема кадрового обеспечения
отрасли культуры. Только 30 процентов специалистов,
работающих в учреждениях культуры, имеют
высшее профессиональное образование.
В настоящее время в субъектах Южного федерального округа проживает 3,3 млн. молодых людей в возрасте от 14 до 29 лет (по данным на начало 2010 года), что составляет значительную часть (24,1 процента) населения округа. К наиболее значимым проблемам молодежи можно отнести низкий уровень культуры межнационального общения, безработицу, распространение наркомании и алкоголизма, отсутствие доступного жилья, высокий уровень преступности среди молодежи. Кроме того, отмечается слабая развитость институциональных механизмов и способов соучастия молодежи в формировании социальной политики, включая собственно саму молодежную политику. Указанными факторами объясняется политическая и социальная пассивность и инертность молодежи, ее самоустранение от политического процесса и концентрация исключительно на создании материальной основы своего существования. Эти причины влекут за собой деградацию молодежной культуры, ведущую к доминированию субкультурных или контркультурных течений и организационных формирований, в том числе на принципах их противопоставления общегосударственной политике. К тому же практически во всех регионах Южного федерального округа отмечается недостаточная развитость малого и среднего бизнеса как механизма становления каркаса и институциональной сети молодежных организаций, а также культивирования амбициозных профессионально-должностных и потребительских притязаний и стратегий успеха.
Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа