Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 20:09, практическая работа
Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет стратегические цели, задачи, приоритеты, научно обоснованный и сбалансированный сценарий социально-экономического развития, пути и механизмы достижения поставленных целей, направленных на постоянное повышение уровня и качества жизни населения, а также устойчивое развитие экономики Южного федерального округа на период до 2020 года.
К числу задач и организационно-экономических механизмов развития инновационной деятельности в Южном федеральном округе относятся следующие основные задачи:
создание центров глобальной компетенции в таких отраслях, как переработка углеводородов, производство и переработка сельскохозяйственного сырья, биотехнологии, энергетика и рекреация;
формирование технико-внедренческих
особых экономических зон, основой которых
должны стать межрегиональные производственно-
создание пояса малых инновационных предприятий, в том числе на базе технопарков и научных парков ведущих высших учебных заведений макрорегиона;
развитие на территории макрорегиона инфраструктуры рискового финансирования субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере;
разработка регионального механизма поддержки трансфера инновационных технологий;
реализация основных и дополнительных образовательных программ для инновационных сфер и секторов экономики региона на базе ведущих высших учебных заведений;
развитие инновационной инфраструктуры, создание региональных аналитических центров, центров коллективного пользования, центров трансферта технологий, а также межрегионального Южнороссийского информационно-аналитического центра на базе федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»;
подготовка кадров для инновационного бизнеса, включая создание системы региональных ресурсных центров, обеспечивающих подготовку и повышение квалификации специалистов на базе инновационных технологий;
развитие международной деятельности, направленной на кооперацию в научно-образовательной сфере и продвижение конкурентоспособной инновационной продукции на зарубежные рынки;
установление взаимовыгодного взаимодействия с мировыми лидерами по широкому спектру (выполнение совместных исследовательских работ, реализация инновационных проектов, создание совместных предприятий и развитие совместной инфраструктуры научно-образовательной и инновационной деятельности и др.);
формирование адаптированных к региональной экономической специфике технологических коридоров и технологических платформ, связывающих в рамках единой логики реализацию долгосрочных инициатив по созданию технологической базы будущего развития, проведению отдельных высокорискованных прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию принципиально новых технологических решений в рамках государственно-частного партнерства и созданию за счет средств частного бизнеса конкретных изделий;
создание на принципах государственно-частного партнерства межрегиональных научных парков;
разработка нормативных правовых актов региональных органов власти, направленных на создание благоприятных условий для развития субъектов инновационной деятельности;
увеличение объема финансирования инновационного сектора из региональных и местных бюджетов (субсидии производства, экспорта, льготы по оплате аренды, льготные кредиты и др.), предоставление инновационно активным субъектам бизнеса преференций в сфере налогообложения и использовании объектов, находящихся в региональной и муниципальной собственности;
формирование систем регионального маркетинга инновационного рынка, регионального и межрегионального научно-технологического форсайта, моделирования и прогнозирования научно-технического прогресса и территориального социально-экономического развития.
Реализация стратегических направлений развития научно-инновационной сферы Южного федерального округа до 2020 года планируется в 2 основных этапа.
На первом этапе (2011 - 2013 годы) предполагается завершение создания институциональных и инфраструктурных условий развития и межрегиональной интеграции инновационной деятельности в Южном федеральном округе.
Одновременное решение задач догоняющего инновационного развития и формирования институциональных, инфраструктурных и кадровых заделов для научно-инновационных прорывов по приоритетным направлениям в рамках указанного этапа связано с созданием инновационных кластеров во всех регионах Южного федерального округа и отлаживанием их сетевого межрегионального взаимодействия. Такое взаимодействие будет достигнуто за счет реализации сетевых проектов в научно-инновационной сфере, активизации деятельности центров коллективного пользования и научно-инновационной активности ведущих высших учебных заведений, а также формирования межрегиональных центров глобальной компетенции.
Предполагается формирование специализированных региональных центров (на базе ведущих инновационно активных вузов), нацеленных на внедрение современных высоких технологий в среднетехнологические сектора производственной сферы и сферы услуг. Наибольшее развитие должны получить выстраиваемые в соответствии с приоритетами региональной экономики мультидисциплинарные научные исследования и конвергентные технологии, а также ориентированные на них образовательные программы (включая внедрение самообучающихся сетей). Приоритетная государственная поддержка при этом должна быть сосредоточена на тех направлениях, где существуют серьезные научно-технические заделы, развита фундаментальная наука, есть основа для подготовки квалифицированных кадров. На этих направлениях целесообразно формировать проекты, ориентированные на глобальную конкурентоспособность. Механизмы регулирования государственной поддержки и выбор приоритетных направлений ее предоставления будут осуществляться в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, регулирующими инновационную деятельность.
Создание в Южном федеральном округе институциональных и инфраструктурных условий развития и межрегиональной интеграции инновационной деятельности должно сочетаться с приоритетным формированием инновационных кластеров в Краснодарском крае (кластеры биотехнологии, логистики, экологии, рекреации), Ростовской области (кластеры нанотехнологий, включая нанобиотехнологии, наносистем и материалов, энергетических технологий, включая энергосбережение, биоинформатики, логистических технологий, технологий «интеллектуального» машиностроения и др.), Волгоградской (кластеры высокотехнологичной нефтепереработки, металлургии, машиностроения) и Астраханской (кластеры углубленной переработки углеводородного сырья, биотехнологий) областях. В Республике Адыгея будут созданы предпосылки формирования инновационного кластера в области агробиотехнологий в растениеводческой сфере, а в Республике Калмыкия - в сфере пастбищного животноводства.
Второй этап реализации стратегических направлений развития научно-инновационной сферы Южного федерального округа (2014 - 2020 годы) ориентирован на опережающее формирование узловых элементов сетевой структуры экономики знаний и на преодоление на этой основе отставания макрорегиона (по профильным направлениям) в инновационной деятельности в общероссийском масштабе. В рамках указанного этапа продолжится формирование центров глобальной компетенции во всех регионах Южного федерального округа, в которых особое внимание будет сконцентрировано на нанобиотехнологии, биоинформатике, энергетических технологиях (включая технологии газо-угольного энергохозяйства и атомные технологии), технологии проектирования и строительства энергоэффективных зданий, утилизации техногенных образований и отходов, информационных и геоинформационных технологиях в сфере логистики, интермодальных перевозок, обеспечения маркетинговых систем бизнеса и др. К 2020 году в округе предполагается создание региональной сети отраслевых инновационно-технологических кластеров, интегрированных с общефедеральной и планетарной инновационными системами. На ее основе планируется модернизация традиционных секторов хозяйственного комплекса и формирование инновационных сегментов этого комплекса, что позволит существенно увеличить производительность труда в региональной экономике и нарастить объем высокотехнологичного экспорта.
В сфере развития научно-инновационного комплекса Южного федерального округа предполагается осуществление следующих основных проектов:
участие в создании современных технологических платформ на базе ведущих высших учебных заведений округа и инновационно активных предприятий (композиционные технологии и материалы, биотехнологии, светодиоды и энергосбережение, авионика и бортовое оборудование, информационные технологии, космические технологии, медицинские технологии, экология, природопользование, ресурсосбережение, безопасность, ядерные технологии, нанотехнологии, технологии в строительстве, химические технологии, живые системы и др.);
формирование технико-внедренческих особых экономических зон во всех регионах Южного федерального округа, в том числе технико-внедренческой особой экономической зоны в области автоматики, вычислительной техники, приборостроения, электроники и радиотехники;
проектирование, строительство и оснащение технопарков в сфере высоких технологий в гг. Ростове-на-Дону, Краснодаре, Астрахани, Волгограде, а также агротехнопарков в Краснодарском крае;
создание на принципах государственно-частного партнерства научных парков в гг. Ростове-на-Дону и Краснодаре;
создание агротехнопарков в г. Зернограде, Аксайском и Октябрьском районах (Ростовская область);
развитие пояса малых инновационных бизпредприятий, инновационно-технологических и инновационно-образовательных центров на базе ведущих высших учебных заведений округа.
Реализация стратегии развития научно-инновационной сферы Южного федерального округа предполагает достижение основных целевых показателей. Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, составит 12 процентов в 2013 году и возрастет до 40 процентов к 2020 году, доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции составит 8 процентов в 2013 году и возрастет до 25 процентов к 2020 году, внутренние затраты на исследования и разработки составят 1 процент валового регионального продукта в 2013 году и возрастут до 2,5 процента к 2020 году, количество малых инновационных предприятий составит 150 единиц в 2013 году и возрастет до 500 единиц к 2020 году, количество технологических платформ составит 7 единиц в 2013 году и возрастет до 25 единиц к 2020 году, количество технопарков на базе ведущих вузов составит 8 единиц в 2013 году и возрастет до 25 единиц к 2020 году, количество бизнес-инкубаторов составит 12 единиц в 2013 году и возрастет до 30 единиц к 2020 году.
На территории Южного федерального округа к 2020 году предполагается создание:
в Ростовской области - не менее 10 бизнес-инкубаторов,
8 технопарков, 160 инновационных малых
предприятий;
в Краснодарском крае - не менее 10 бизнес-инкубаторов,
7 технопарков, 165 инновационных малых
предприятий;
в Волгоградской области - не менее 5 бизнес-инкубаторов,
5 технопарков, 80 инновационных малых предприятий;
в Астраханской области - не менее 3 бизнес-инкубаторов,
3 технопарков, 50 инновационных малых предприятий;
в Республике Адыгея - бизнес-инкубатора,
технопарка,
25 инновационных малых предприятий;
в Республике Калмыкия - бизнес-инкубатора,
технопарка,
20 инновационных малых предприятий.
Достижение целевых показателей планируется на основе реализации следующих основных мероприятий:
формирование систем регионального маркетинга инновационного рынка, моделирования и прогнозирования научно-технического прогресса и территориального социально-экономического развития;
формирование инфраструктуры научно-инновационной деятельности, включая создание пояса малых инновационных предприятий, региональных аналитических центров, центров коллективного пользования, центров трансфера технологий (в том числе на базе технопарков и научных парков ведущих высших учебных заведений), а также межрегионального Южнороссийского информационно-аналитического центра;
наращивание продуктивного взаимодействия науки, образования и бизнеса в инновационной сфере, в том числе на основе участия в формировании технологических платформ, технико-внедренческих и промышленно-производственных особых экономических зон, вовлечения бизнеса в финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, использование результатов интеллектуальной деятельности и др.;
совершенствование регионального механизма поддержки научно-инновационной деятельности и ее межрегиональной интеграции, включая разработку и принятие целевых программ в инновационной сфере, издание нормативных правовых актов региональных органов власти, направленных на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов инновационной деятельности, мотивацию спроса на научно-инновационную продукцию, создание механизмов поддержки экспорта наукоемкой продукции, формирование институтов микрофинансирования в научно-технической сфере, увеличение объема финансирования инновационного сектора из региональных и местных бюджетов (субсидии производства, экспорта, льготы по оплате аренды, льготные кредиты и др.), предоставление инновационно активным субъектам бизнеса преференций в сфере налогообложения и использовании объектов, находящихся в региональной и муниципальной собственности, создание более эффективного механизма защиты прав интеллектуальной собственности и др.;
создание условий для привлечения прямого и венчурного финансирования в инновационные малые предприятия, в том числе с использованием механизмов федеральных программ, инструментов частного инвестирования в инновационные разработки на различных этапах их реализации;
развитие международной деятельности, направленной на кооперацию в научно-образовательной и научно-инновационной сферах и продвижение конкурентоспособной инновационной продукции на зарубежные рынки;
развитие кадрового потенциала научно-инновационной деятельности, в том числе на основе создания многоуровневой системы подготовки кадров в ведущих высших учебных заведениях округа для инновационных сфер и секторов региональной экономики;
информационная поддержка инновационной деятельности, включая организацию семинаров, конференций, круглых столов, выставок и др.
VI. Основные направления и перспективы социального развития
Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа